26.10.2011
Исламизация на пороге
В странах победивших арабских революций радикальный ислам имеет большой шанс стать основой государственного устройства. Сюрприза в этом нет: исламизация режимов на Ближнем Востоке прогнозировалась еще в начале 2011 года. Но масштабы процесса явно не были учтены. Они опасны как для региона, так и в глобальном масштабе, отмечают аналитики.
Радикализация режимов, уже победивших или стремящихся к победе в странах Ближнего Востока и Северной Африки, вызывает тревогу в мире. Особенно неприятно то, что многие из них пришли к власти с помощью Запада, категорически борющегося за права человека. Развитие событий в арабских странах дает возможность извлечь урок: попытки привнести свои ценности в мир с иной идеологией успехом не увенчаются.
Тунис: коалиция не позволит
По предварительным данным, на выборах в Учредительный совет победила исламистская партия «Ан-Нахда», которую подозревают в склонности к радикализму. Ее лидер Рашид аль-Ганнуши долгое время жил в Великобритании и смог вернуться в страну только после бегства из Туниса экс-президента бен Али 14 января этого года. Чтобы развеять подозрения избирателей, «Ан-Нахда» еще в самом начале избирательной кампании заявила, что в случае победы не собирается вводить в стране шариат или каким-то образом ограничивать права тунисских женщин. Но обещания – это одно, а карт-бланш, данный высоким процентом голосов – другое.
Грозит ли Тунису исламизация? По мнению председателя комитета по международным делам Совета федерации Михаила Маргелова, все будет ясно лишь через год: «Через год будет ясно, не сожмется ли многообещающая программа партии "Ан-Нахда" до лозунга братьев-мусульман «Ислам - это решение».
Чрезвычайный и полномочный посол Турции в РФ Айдын Сезгин полагает, что не все так безнадежно в Тунисе. И вот почему: «Победившая партия, объявившая себя мусульманской и одновременно демократической, не получила абсолютного большинства голосов. Ей придется создавать коалицию с либералами и демократами». С ним сложно не согласиться: либералы вряд ли согласятся на мусульманскую Конституцию.
По мнению Маргелова, демократизацию на Ближнем Востоке не следует судить очень строго: «Не следует ставить слишком высокую планку при оценке демократий в арабском мире - надо приветствовать любые шаги в сторону демократизации».
И все же даже тунисцы, голосовавшие не за исламистов, выражают сомнения в том, что в их стране сохранятся на прежнем уровне права женщин и будут соблюдены права человека так, как это понимает просвещенная Европа. До свержения Зина Абидина Бен Али Тунис считался наиболее европеизированной изо всех африканских стран.
Ливия: все уже ясно
В понедельник, 24 октября, глава Переходного национального совета (ПНС) Ливии Мустафа Абдель Джалиль заявил, что Ливия будет жить по исламским законам, и любой закон, противоречащий шариату, будет отменен. Так, закон, запрещающий многоженство, уже отменен. Ранее в октябре к созданию шариатского государства ливийцев призвал лидер международной террористической организации "Аль-Каида" Айман аз-Завахири.
Этого не могут не вспомнить европейцы. Вспомнили - заявление новых властей Ливии о том, что в основу правовой системы страны будут положены законы шариата - вызвало опасения у докладчика Европарламента по Ливии Анны Гомес. Она подчеркнула: «Шариат может применяться по-разному, и это ливийцам выбирать свои правовые и конституционные рамки. Но свободная Ливия должна в полной мере уважать права человека, включая права женщин. А в шариате есть интерпретации, которые явно противоречат правам человека и дискриминируют женщин».
Стоило ли помогать ливийцам в свержении Каддафи, если после его ликвидации мир получает шариатскую радикальную страну? Конечно, чтобы не отпугнуть инвесторов, ПНС заверяет, что «ливийцы - умеренные мусульмане». Но верить не следует. И европарламентарий уже предупредила, что ЕС окажет Ливии содействие в построении демократического государства, но не поможет властям этой страны, если они в действительности возьмут другой курс. «Лидеры ЕС, если они извлекли уроки из "арабской весны", безусловно, будут воздерживаться от поддержки любого правительства, которое нарушает права женщин или свои собственные международные обязательства, в том числе в отношении соблюдения прав военнопленных», - предупредила Гомес. Это звучит актуально, особенно если учитывать число трупов каддафистов. Сторонники полковника были уничтожены победителями без особого сопротивления уже после ликвидации экс-лидера страны после того, как всем была объявлена амнистия и Запад призвал начать общенациональное примирение.
Отметим, даже единоверцы-египтяне раскритиковали позицию ПНС в деле уничтожения Каддафи. Имам Аль-Азхара шейх Ахмед ат-Тейиб сказал, что глумиться над трупом - вовсе не по-мусульмански: «Любой умерший человек заслуживает уважения и достойного погребения, ислам категорически не приемлет издевательств над ранеными и погибшими. Всевышним предопределено почитать людей, живых и мертвых, это устанавливала этика человеческих войн в прошлом, это же предусматривают права человека в настоящем. И этой этикой заложено уважение к усопшему». По исламским традициям, умершего следует похоронить в земле в день смерти до захода солнца. Тело Каддафи было перенесено в холодильную камеру и на несколько дней было выставлено на всеобщее обозрение. А радостные ливийцы с семьями приходили сфотографироваться рядом с трупом. Это не по-мусульмански. Теперь можно представить, какое именно государство построят победившие ливийцы, освободившиеся, наконец, от тирана.
Совершенно очевидно, что было бы правильно последовать предупреждениям, высказанным докладчиком Европарламента по Ливии Анной Гомес и отказаться от помощи новым властям Ливии, если они станут нарушать основополагающие права человека. Но покровители ПНС, похоже, продолжают делать вид, что ничего страшного из уст высоких чиновников нового Триполи не услышали.
Так, известный натовец Джеймс Аппатурай, зампомощника генсека НАТО по политическим вопросам и спецпредставитель по Кавказу и Центральной Азии, сообщил, что верит обещаниям ПНС. «Переходные власти Ливии заверили нас и мировую общественность в том, что политический процесс будет идти при полном соблюдении международного права и прав человека, - сказал он. - Каждая страна имеет право демократическим образом создать свою политическую систему, свои собственные законы, свои собственные культурные ценности, и мы уважаем это право. Но общепризнанные принципы прав человека очень важны для нас, и мы постоянно напоминаем нашим друзьям, в частности - Ливии, о необходимости их соблюдать». Аппатурая несложно понять: НАТО не может признать, что помогало и до сих пор помогает усилиться и победить еще худшей опасности, чем Каддафи.
Известно, что альянс принял предварительное решение завершить операцию в Ливии 31 октября. Но ПНС опасается мести каддафистов и особенно намерений сына полковника Саифа аль-Ислама, который остался в живых, пообещал отомстить и, по сообщениям, собирает остатки лояльных клану Каддафи сил, чтобы бороться. Отметим, теперь у Саифа аль-Ислама есть бесспорный аргумент против ПНС – видео последних минут жизни Муаммара Каддафи, которое имел возможность смотреть весь мир. Конечно, ПНС серьезно опасается дестабилизации, которую вызовет деятельность Каддафи-младшего, если ему и вправду удастся поднять бунт. Вот поэтому секретарь ПНС по экономическим и финансовым вопросам Али Тархуни просит продлить еще на месяц кампанию НАТО.
С одной стороны, альянсу явно пора выходить из операции и максимально дистанцироваться от деятельности ПНС, с другой – нельзя ослаблять контроль над ситуацией в Ливии, коль скоро операция была продиктована нефтяными интересами Запада. Вот почему официальный спикер белого дома Виктория Нуланд призналась: «Мы, разумеется, хотим обеспечить совместную работу с нынешними властями Ливии, чтобы убедиться, что угроза мирному населению страны действительно миновала». И сообщила, что НАТО будет консультироваться с ПНС о дате завершения операции. И заодно – с СБ ООН.
Зато французская оппозиция в лице ультраправого «Национального фронта» и его лидера Марин Ле Пен не скупится на критику. «Я была права относительно Ливии. Я предупреждала, что эта страна превратится в исламистскую диктатуру», - сказала она, сообщив, что поддержка ПНС стала «большим провалом для правительства Саркози».
«Мало того, что это обошлось нам в сотни миллионов евро, так в итоге мы пришли к тому, что Переходный национальный совет вопреки любым демократическим процедурам, объявляет, что шариат станет базовым принципом существования Ливии, а любой противоречащий ему закон отменяется», - указала она. Европа, уже ощутившая на себе приток первой волны мигрантов из Северной Африки, теперь справедливо опасается новой волны беженцев, на сей раз – из освобожденной от Каддафи и каддафистов Ливии. Ле Пен прогнозирует: поворот в риторике ПНС «приведёт к массовому исходу ливийских граждан в Европу, в особенности на территорию Франции». Отметим, Марин Ле Пен - кандидат от ультраправого «Национального фронта» на президентских выборах, назначенных на весну 2012 года. На сегодняшний день она входит в тройку лидеров и имеет шансы выйти во второй тур.
Российские политологи уже заметили явные факты разворота Ливии в сторону радикализма. «Уже провозглашен исламский эмират в городе Дерна на побережье - там уничтожают суфийские мечети, гробницы местных святых и шейхов. В глубинке бесчинствует "Аль-Каида стран Магриба". Все это первые проявления шариата по-ливийски, и это еще цветочки», - уверен президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Вовсе не на светскую Турцию будет ориентироваться Ливия, а на Катар и Саудовскую Аравию, оказавшие помощь в свержении Каддафи. По его оценке, гражданская война разразится не из-за мести каддафистов, а из-за межплеменной резни. «Возможен раскол страны, ее афганизация или сомализация», - полагает он.
Алексей Малашенко, политолог Центра Карнеги полагает, что начавшаяся исламизация Ливии непременно окажет воздействие на весь регион: «Как бы ни относиться к Каддафи, он все-таки сдерживал исламских радикалов. Теперь же в Средиземноморье возникнет исламское государство, которое может повлиять на соседей».
Египет: все будет ясно к концу ноября
Предстоящие 28 ноября парламентские выборы в Египте покажут, насколько египетское общество созрело для того, чтобы отдать власть в руки «Братьям-мусульманам». О такой готовности или, по крайней мере, склонности говорят события и процессы, протекающие в этой стране сейчас, в ходе предвыборной кампании. Армия, стоящая у власти, не может справиться с ситуацией – ни затормозить спад экономики, ни обеспечить безопасность. Участники январских протестов на Тахрире не могут смириться с тем, что они напрасно старались и пытаются дальше раскачать ситуацию, чтобы революционный процесс все же привел страну к демократическим выборам. Тем временем в ранее достаточно лояльной в конфессиональном смысле стране обостряются противоречия между мусульманами христианами-коптами.
11 октября дел дошло до жестокого разгона демонстрации коптов армией. Христиане вышли на улицы знак протеста против разрушения их новой церкви. В тот день на улицах Египта звучали призывы «покончить с христианами».
Со времен отстранения от власти Мубарака межконфессиональные противоречия обострились. Коптов в Египте 10%, мусульман – подавляющее большинство. «Братья-мусульмане», запрещенные на протяжении десятилетий правления Мубарака, поднимают голову и заявляют о правах на власть. Они непременно примут участие в выборах, они получат достаточное число голосов, в этом можно не сомневаться. И конечно будут серьезно влиять на законотворческий процесс и политику страны. Успехом у населения уже пользуются идеи запрета на алкоголь в туристических зонах и введение дресс-кода для туристов и в особенности туристок. Возмущаются только просвещенные сотрудники турбизнеса. Но их доля в Египте не так велика.
Сирия на пороге
Исламские перспективы Сирии очевидны: с самых первых дней мятежа, начавшегося в марте 2011 года, протест носит характер внутриконфессионального конфликта: сунниты, которых в Сирии большинство, выступают против засилья алавитов (шиитского направления в исламе), находящихся у власти. Алавитов и президента Башара Асада в частности поддерживает шиитский Иран, тогда как их противников–суннитов – весь остальной арабский суннитский мир, более обширный, чем шиитский. Успехи политики Асада – как внутренней, так и внешней - под вопросом. А это значит, что победа сирийских несогласных весьма вероятна, особенно если учитывать поддержку со стороны Запада и ряда соседних стран (пока в основном моральную). В этом случае можно не сомневаться, что исламизация по суннитским канонам в Сирии пойдет весьма успешно.
Эффекты «арабской весны»
Политики и политологи по-разному расценивают глобальное и региональное значение арабских революций. Одни считают минусом и фактором дестабилизации, другие – плюсом и фактором демократизации стран, прежде находившихся под гнетом тиранов.
Третьи – считают просто реальностью и свершившимся фактом, оценить который предстоит в будущем, но не сегодня.
«Арабская весна – это социальная и международная реальность, - заявил «Эксперту Online» Чрезвычайный и полномочный посол Турции в РФ Айдын Сезгин. – У этой реальности есть своя динамика. Требования, которые выдвигают народы, не являются чрезмерными. Одни требуют расширения свобод и прав человека, другие – экономического и социального равенства, третьи – участия в общественной иерархии. В среднесрочном будущем это внесет положительный вклад в международное развитие.
Сегодня есть риски с точки зрения международной безопасности. Но есть и преимущества».
Ранее высказанное мятежниками ряда арабских стран намерение взять за образец турецкую модель государственного устройства – мягкий ислам плюс демократия - и настоятельные рекомендации турецкого премьера Эрдогана по государственному строительству, данные им соседям, совершившим революции, конечно, вселяют надежду на то, что все будет не так уж плохо. Но посол Турции предостерегает от эйфории: «Мы думаем, что между Турцией и другими странами региона существует большая разница. Но если наш пример будет вдохновлять другие страны, мы будем рады. Когда премьер Турции Тайип Реджеп Эрдоган был с визитом в Египте, он делал особенный акцент на необходимости построения светского государства – именно с этой точки зрения он хотел подать пример странам «арабской весны». Думаю, что мы придем в скором времени к тому, что ислам не исключает демократии. Ведь существуют же на западе христианские демократы, почему не быть демократам мусульманским?» Но понять это мы сможем не сейчас, а лишь в среднесрочной перспективе. А сегодня – самое время готовиться к опасности из региона нестабильности.
ислам-самая молодая религия...самая агрессивная-всё закономерно!не все мусульмане радикалы))
ОтветитьУдалитьприкольно наблюдать было крещёных татар...впрочем как и христиан принявших ислам-сейчас это уже не редкость!((
имхо ЭТОТ(радикальный) ислам пендосами и вскормлен(
ОтветитьУдалитьАлекс,тебя в штаты пускать НИЗЯ! будешь как радикал себя вести...пиндосами всех обзывать, а то и бомбанёшь чёнить):):)
ОтветитьУдалитьимхо, не все янки-пиндосы,как и мы не все медведи-алкаши! будь более лоялен!):)
моя лояльность им не поможет!
ОтветитьУдалитьа вот БП им бы не помешал!
по совокупности содеянного!(
их Армагедон ждёт!почти кажный год всевышний испытания посылает в виде Катрин, так што и на них есть суд!
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитькатрины во флориде,а тама одни кокаинщики кубинские, а надо штоп манхеттен с лица земли, и вашинктон диси!((
ОтветитьУдалитьзы: я ж не протиф простодушных пендогрАждан, я протиф концентрации зла в тех окрестностях!
ОтветитьУдалитьточна радикалллл!
ОтветитьУдалитьПускай гадам пот поком халифат объявят, посмотрим как оне целоваться с ими будут.
ОтветитьУдалитьДа на немцоф вся надежа у епропы то!!
немцы тоже скоро по мечетям будут в большинстве своём ходить
ОтветитьУдалитьуже Дим...уже!тама уже целый туркестан в иных городах!девчёнка с работы вышла замуж,уехала в германию...прислала фоты-муж немецкий турок и цельный город турков...пришлось ей не токмо дойч лернен!
ОтветитьУдалитьЛида,а где не так? В Швеции к примеру азера да албанцы промышляют массово
ОтветитьУдалитьнемцы опять фсех об***али!
ОтветитьУдалитьзапустили раньше фсех к себе туркоф, а фсякие суданы=муданы остальным!
турки эт оч даже!)))
Ал, ты случаем у нас не турок или арап какой???
ОтветитьУдалитьменя уже терзают смутные сомнения....
я ж уже исповедалси как-то,- не турок и не арап!)))(
ОтветитьУдалитьтатарин астраханский:))
ОтветитьУдалитьизвини...не чла ранее твою исповедь,но какая-то странная лю у тебя к им..скользит везде, хотя к иным народам ты ох как нетолерантен порой!
ОтветитьУдалитьк "иным" эт к черножопым или к пендостанцам?
ОтветитьУдалитьпросто разные причины недопонимания