воскресенье, 23 октября 2011 г.

В режиме БРЕД. Игры Поморского разума

17 октября редакция информационного агентства REGNUM разместила статью «Поморы предъявят Норвегии исторические претензии за геноцид: доклад». Официально это тезисы к экспертному докладу, подготовленные некой группой «российских специалистов по «поморскому вопросу»». (подробнее с претензиями к норвежской стороне можно ознакомится на сайте ИА REGNUM):


ПРЕТЕНЗИИ ПОМОРОВ К НОРВЕГИИ

Приарктические территории со времен раннего Средневековья были местом конфликтов и жесткой конкуренции, которую приходилось терпеть малому коренному народу поморов. Прежде всего, поморам не нравится применяемый на практике эгоистичный государственный девиз Норвегии: «Alt for Norge» (Всё для Норвегии). Нынешнее движение поморов в Российской Федерации предъявляет соседней Норвегии и норвежскому народу претензии за следующие антипоморские деяния:

— похищение норвежским викингом Ториром Собакой с Двины у поморов сокровищ и ожерелья идола Иомалы;


— захват Датским королевством (в его состав входила и Норвегия) принадлежавшей Новгороду Великому вплоть до нынешнего Тромсе территории Лапландии. Принуждение Российской империи к разделу когда-то единой Лапландии и тем самым нарушение прав малого родственного и дружественного поморам коренного народа лопарей. Передача Норвегии в XIX в. незамерзающих гаваней на западном Мурмане;

— захват Норвегией без согласования с Россией в 1920 г. исконно принадлежавшего поморам острова Грумант (Шпицберген). В связи с этим мы требуем включения острова Грумант (под этим поморским названием) в состав территории Баренцева региона, отмену вокруг него двухсотмильной зоны и предоставление на Груманте особых прав поморам на организацию постоянных поселений и ведение свободного промысла вокруг него;


— геноцид коренного поморского населения, дважды учиненного норвежцами на берегах Белого моря в 1419 и 1445 гг. Необходимо потребовать извинения нынешнего норвежского короля Харальда V за эти кровавые деяния;

— спаивание поморов в ХIX в. на мурманских промыслах т. н. норвежским ромом, продаваемого норвежцами беспошлинно и безакцизно по положению от 14 мая 1876 г. На потребление поморами рома в Норвегии работала целая промышленность. На полученные от продажи алкоголя средства норвежцы дешево скупали промыслы у поморов».



Этот текст можно было бы счесть плохой шуткой, если бы не одно но: поморы действительно существуют, и активно отстаивают свои права. Причем в основном внутри России, и мы решили разобраться...

Неизвестные науке учёные

В тексте ИА REGNUM упоминается крупный учёный, действительно большой авторитет в «поморском вопросе» доктор исторических наук Юрий Шабаев. Ультиматум у Норвегии, как указано, «прошёл предварительное обсуждение с рядом признанных специалистов», в том числе и с ним.

В интервью «Свободной прессе» Юрий Шабаев пояснил, что знаком с этим докладом. Он пояснил, что автор претензий — не он, а кто их писал — ему неизвестно. Сам он ранее выступал перед Минрегионом — докладывал о целесообразности признания поморов коренным малочисленным народом России.


«Эти претензии поморов к Норвегии, конечно, фантазии. Между поморами и норвежцами отношения были достаточно конкурентными, особенно когда норвежцы стали осваивать север Кольского полуострова, тогда норвежские промышленники стали заявлять, что это ничейная земля, поскольку она необитаема. А так — отношения между поморами и норвежцами всегда были рациональными. Эти народы вели торговлю, а там, где торговля, там взаимная выгода. Один мой коллега сказал — вот, они хотят сделать публикацию. Прислали мне какие-то тезисы. Я говорю — пусть публикуют, только пускай покажут, в каком контексте они на меня ссылаются. Мою фамилию, видимо, хотели использовать для придания весомости. Кто конкретно занимался составлением текста, я не знаю — сказали, что готовит непосредственно REGNUM», — уточнил Юрий Шабаев.

«Я к подобным публикациям отношусь достаточно легко — хотят они подать материал таким образом, пускай подают. Это их право — смотреть на историю так, как они её видят. Я расцениваю это как журналистскую провокацию», — рассказал учёный.


В архангельском представительстве ИА REGNUM затруднились прояснить происхождение текста, сославшись на центральный офис и непосредственно на главного редактора издания Модеста Колерова. В разговоре с «СП» Модест Алексеевич, известный не только как редактор, но и как политтехнолог, пояснил, что текст в редакцию прислали некие люди, с которыми нет «эффективной обратной связи»:

«Есть три центра изучения поморов — Архангельск, Сыктывкар, и Мурманск. Этот текст пришёл из Мурманска, мы его отправили на рецензию Шабаеву. Шабаев ответил нам, что поддерживает этот текст, но просит его дополнить одним тезисом.

«СП»: — А каким тезисом, не припомните?


— Что-то про «дружбу-жвачку». Поскольку эффективной обратной связи с авторами у нас нет, мы не могли взять на себя такую вольность вставлять это (новый пункт — «СП») в текст без их согласия. А о том, что Шабаев готов поддержать, письмо есть».


«Удобнее иметь пустую Арктику»


Вокруг поморов сейчас действительно происходят разнообразные события, как приятные, так и не очень. Этот народ много лет добивается признания своей общности как «малочисленной коренной народности». Признание даст им возможность пользоваться некоторыми льготами и привилегиями: «неприбыльные» промыслы не облагаются налогами. Это касается традиционных промыслов: рыбной ловли и добычи тюленя, которая на данный момент поморам запрещена.

17 сентября прошёл четвёртый межрегиональный съезд поморов, а учёные всё чаще высказываются — пора признать этот этнос коренным малочисленным народом Севера.

По поводу «ультиматума норвежцам» «Свободная пресса» поговорила с президентом Ассоциации поморов Архангельской области Иваном Мосеевым.

«СП»: — Что это за документ, откуда он мог взяться? Кто из поморов мог его написать?

— Это полная дезинформация. Никто из тех, кто участвовал в съезде, не может иметь к нему отношения.

«СП»: — Эти учёные существуют?

— Есть один «учёный», который мог бы написать подобный текст, но все его считают психически больным.

«СП»: — Насколько я понимаю, контакты поморов с норвежской стороной, напротив, не подразумевают никакой конфронтации?


— У нас очень хорошие культурные и научные контакты. Сегодня встречались с норвежцами, будем комплексно изучать поморов совместно с университетом города Тромсё. Вообще подобные вбросы появляются регулярно перед нашими встречами с норвежцами.

«СП»: — С точки зрения визового вопроса, насколько известно, Норвегия тоже идёт навстречу поморам.

— Да, в 30-километровой зоне вдоль границы граждане России могут попадать на территорию Норвегию без виз. Ещё действуют так называемые «поморские визы» — для жителей Архангельской, Мурманской областей, Карелии и Ненецкого округа. «Поморская виза» — многоразовая, она выдаётся жителям этих регионов. Не надо каждый раз оформлять, не надо получать приглашения. Норвежцы ввели это в одностороннем порядке — со стороны России для них ничего такого не сделано.

«СП»: — Неужели исторически между норвежцами и поморами всё так сложно?

— Нет, между норвежцами и поморами всегда были хорошие отношения. Тот список, который сделал неизвестный автор на «Регнуме» — факты, выдернутые из исторического контекста. А так — гораздо больше хорошего.

В Норвегии в городе Вардё есть поморский музей, там же действует ассоциация поморов Норвегии. Такого музея нет даже в Архангельске. То есть для обострения нет никаких причин, тем более, обострять в такой грубой форме.

«СП»: — Регнум ссылается на неких учёных в Мурманске.

— Там сейчас есть два интересных момента: с одной стороны, есть мурманский рейдер, который банкротит рыбсовхозы, принадлежащие поморам. И есть «Лукойл», который собирается добывать алмазы на землях традиционного проживания поморов.

Добытчикам алмазов никакие поморы здесь не нужны, как и рейдерам, которые уводят поморские квоты на лов рыбы. И у тех, и у других очень большое влияние, и есть покровители в Москве. Мы просто попали в жернова коррупции.

Те поморы, которые живут в Мурманске, принимали участие в нашем форуме, и точно не могли подготовить подобное обращение. По моей информации, в Мурманске нет учреждений, которые могли бы говорить от имени науки.


Наш съезд проходил 17 сентября, чуть позже, 21-го, Россия провела международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Это мероприятие было провальным — федералы не смогли обеспечить приезд глав основных стран. Ждали инвестиций на совместное освоение богатств Арктики — они не пришли.

Сейчас ходят слухи об увольнении губернатора Архангельской области. То есть здесь разворачиваются бурные события. Архангельск — это центр освоения Арктики. Мы тут попали под раздачу.

Что касается истории — никакой другой коренной народ русскую Арктику не осваивал. От Кольского полуострова до Чукотки — всё это освоено поморами за сотни лет. И тема, что поморы — это коренной народ Арктики очень популярна. А кого-то она пугает. Удобнее иметь пустую Арктику, чтобы можно было проводить любые работы и не платить компенсаций.

Сегодня поморам запрещено ловить рыбу традиционным способом: или промышленный лов, или спортивный любительский. Три года назад нам запретили промысел гренландского тюленя — экологи добивались запрета боя белька, а фактически запретили всю добычу. Это очень сильно подорвало экономику поморов. И тогда тоже была шумная медиа-кампания. Тогда Путин обещал заплатить компенсации, ничего не было выплачено.


Другой представитель движения признания поморов коренным народом, председатель рыбацкого колхоза «Чатама» Бенедикт Гофман говорит прямо: в деле признания/непризнания поморов лежит финансовый интерес.

«Все ужасно боятся, что если поморов признают малочисленным народом Севера, то могут возникнуть проблемы с отчуждением земель. Я уже говорил — надо встретится с представителями Лукойла, и объяснить, что никто ничего не будет требовать», — говорит Бенедикт Гофман.


Никаких особых прав на ресурсы

Чуть позже публикации «ультиматума норвежцам» в том же агентстве REGNUM появилось мнение академика РАН, директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова.


Здесь редакция прямо намекает на иностранное влияние, указывает на «участие Норвегии в конструировании особой этничности поморов в России, стремление придать им статус особой этнической группы, коренного малочисленного народа Севера и в силу этого обеспечить им особое право голоса при доступе к природным ресурсам Русского Севера и Русской Арктики».


«Поморы — не особый этнос, а подгруппа русских, наряду с устьинцами и камчадалами, именно в таковом качестве они и изображаются как население ряда мест на последних картах, подготовленных Институтом. Это не исключает возможности их включения в состав коренных малочисленных народов. Но при определении этих народов и отнесении к ним мы вообще склонны уходить от этнического принципа.

Закон о поддержке коренных малочисленных народов распространяется только на тех, кто продолжает вести традиционный образ жизни, как только например поморы перестанут вести традиционные рыбные промыслы и переселятся в города, они немедленно потеряют право на поддержку их в качестве представителей коренных малочисленных народов. Без этого никаких привилегий и статуса у них не будет. Поморы — часть населения России и не имеют никаких особых прав на участие в распределении природных ресурсов Севера», — заявил Валерий Тишков.




Поморы — непризнанная этническая группа и не включена в единый перечень коренных малочисленных народов России, в Минрегион России идёт работа по включению поморов в список, а также о принятии мер, направленных на обеспечение прав беспрепятственного ведения традиционных промыслов и поддержку традиционной культуры поморов.

В 2011 году Институт этнологии и антропологии РАН, издал новейшую Карту народов Российской Федерации. Впервые в числе российских народов на этой официальной карте обозначен народ «поморы» и указаны районы их традиционного расселения. Однако, вопрос о включении поморов в перечень коренных малочисленных народов России до сих пор не решен.

Согласно правилам рыболовства, вступившим в силу 19 июня 2007 года, поморам запрещено традиционное рыболовство (это отдельный вид рыболовства, который разрешен всем коренным народностям Севера, кроме не включенных в список поморов). Фактически поморам разрешено только любительское и спортивное рыболовство, то есть коренные поморы приравниваются к приезжим рыбакам-спортсменам и любителям и должны покупать специальные лицензии на право выловить даже ерша.


Кроме того, у коренных общин поморов, никогда за всю историю не знавших крепостного права, сегодня фактически изымаются территории традиционного природопользования. Они переходят в собственность новых помещиков-латифундистов, которые отныне будут продавать коренным жителям права на ловлю рыбы на участках и тонях, принадлежавших поморам веками. Земельный кодекс и Правила рыболовства позволяют взять вблизи населенного пункта в аренду участок леса, реки (или целое озеро), обнести этот участок леса колючей проволокой и не допускать туда местное население. То есть собирательство грибов, ягод, заготовка дров на этом участке становятся запрещенными. Если в аренде участок реки, то ловить на нем можно только с разрешения фирмы-арендатора (обычно это базы отдыха и спортивного рыболовства).


Есть и еще одна проблемма на которую указывал в своем интерью Юрий Шабаев - «Существует операционная директива Всемирного Банка, которая требует, чтобы начинающая новые проекты компания, в первую очередь достигла согласия с местным населением, а особенно с коренным населением и его институтами (под коренным населением здесь понимаются не только «коренные народы»). В противном случае Всемирный Банк и другие крупные финансовые учреждения не должны кредитовать такие проекты. И такая опасность есть не только для нефтяников и лесников, но и для других недропользователей, к примеру - алмазодобытчиков, которые работают на поморских землях. Причем проблемы кредитования - это только часть проблем, с которыми может столкнуться бизнес, не менее важно то, что могут появиться и проблемы со сбытом, если бизнес не захочет налаживать конструктивные отношения с местными общинами. Бизнесу выгодно иметь ясные и понятные правила игры, а потому объективно он заинтересован в том, чтобы строить отношения с поморами и поморскими лидерами на основе уже имеющегося законодательства о правовом статусе коренных малочисленных народов».


Во время всероссийской переписи населения 2002 года поморами назвали себя 6571 человек (из них 6295 проживают в Архангельской области).


Дмитрий Трещанин   «Свободная пресса»

3 комментария:

  1. Я вас есчо поморами то не сафлудил. Могу писать ФОМОРЫ типа в древней ирандии..

    ОтветитьУдалить
  2. Ром, а ты себя помором назвал?

    ОтветитьУдалить