Планы на посещение Онеги мы стали строить еще по возвращению оттуда же с прошлогодней «дикой» рыбалки. Проанализировав все недочеты того путешествия, решили: уже зимой надо готовиться к новому выезду. А тогда нам не понравился и трехдневная ночевка на борту катера, и приготовление пищи на открытом огне – все это не пошло на пользу организму. Захотелось несколько отдалиться от дыма костра и романтики молодых лет – и ввести отдых в цивилизованное русло.
Проведя несколько вечеров в Интернете с вопросами о рыбалке на Онежском озере, мы пришли к выводу, что лучше все-таки выбрать базу с человеческими условиями пребывания. А их к сегодняшнему дню на карельских берегах уже немало. Поэтому не буду рассказывать о конкретной базе – они там все более-менее похожи.
Причина вторая, из-за которой хотелось остановиться на базе: как правило, те располагаются рядом с уловистыми местами, наиболее приближенными к традиционному ареалу обитания Шуйского стада онежского лосося. Причина третья была в том, что для законопослушного рыболова там проще простого получить лицензию. И, наконец, в-четвертых, базы имеют оборудованные марины или причалы, на которые можно быстро вернуться, если на озере разыгралась непогода. А в случае чего и оставить под присмотром катер на ночь так, чтобы его не повредило в непогоду о причальную стенку.
Хотя, замечу, данные с сайтов баз на тот момент позволили лишь узнать о факте их наличия на берегу Онеги. Всю остальную информацию добирали среди друзей и знакомых, побывавших либо на какой-то местной базе, либо просто в тех краях. По их фотографиям строений, стоянок автомобилей, пирсов с пришвартованными лодками и слипов удалось составить достаточно полную и, как выяснилось позже, достоверную картину тех мест. Словом, выбор был сделан заранее и вполне осознанно, о чем мы ни разу не пожалели.
Примерно за месяц до намеченного срока рыбалки созвонились с администратором выбранной базы и забронировали для себя 3-местный номер. Хотя везли мы туда собственный катер, но после капитального ремонта двигателя, еще не прошедшего полного цикла обкатки, не было полной уверенности в надежности своей техники, поэтому оговорили и возможность использования без гида прокатного катера – управлять им может любой из нашего коллектива. И разговор о заказе прокатной лодки оказался очень даже нелишним, о чем расскажу позже.
Оставшееся до отъезда время уделили подбору приманок и подготовке снастей. Приобретенная в прошлом году леска уже отслужила свой срок, да и на катушках осталось менее 60% установленной. Несмотря на достаточно известное имя бренда, леска не очень порадовала: даже при использовании в оснастке двух мощных вертлюжков на подшипниках (с лососем иначе нельзя), а при установке флэшеров - и трех, она заметно перекрутилась, изменила форму сечения и помутнела. И желания испытать судьбу с такой леской ни у кого не возникло.
Поэтому на всей дюжине катушек леска - под замену. Учитывая, что (по информации от только что вернувшихся оттуда друзей) был возможен вылов трофея под 8 - 10 кг, а такому смотать с катушки метров 100 - 150 лески ничего не стоит, решили (благо катушки позволяли) намотать с запасом по 300 м лески 0,42 мм с тестом на разрыв более 12 кг. И потом мы не пожалели о таком решении.
Добавили к уже имеющимся блеснам несколько различных моделей от Kuusamo, благо фирма к уже ставшим традиционными раскрасам и размерам выпустила несколько новых (фото 1). А вот с воблерами дело обстояло иначе. По поступившей из надежных источников информации, в сезонах 2008-го и 2009-го в те дни, когда королевская рыба напрочь отказывалась кушать «железо», она брала лишь на строго ограниченный комплект объемных приманок. Естественно, список наиболее лакомых воблеров был на руках, но вот незадача - лососевые хиты значились уже снятыми с производства в широко известной фирме Rapala. В поисках рабочих приманок были засланы гонцы к соседям в Финляндию и детально проверен Сabellas. Но и там именно того, что нужно было нам и лососю, не нашлось. Мы не стали превращать поиски заветных Down Deep Husky Jerk в идею-фикс – и решили попытать счастья, используя аналоги. В первую очередь выбор пал на более поздние модели Rapala, в частности - на серию X-Rap Deep (фото 2), благо в линейке данных воблеров оказались необходимые длины – 8 и 10 см. А это и есть самый ходовой размерчик. С цветом приманок оказалось тоже все достаточно просто: естественные окраски кормовой базы лосося. Хотя брали несколько различных расцветок, но наиболее востребованными оказались Silver, Olive Green и Gold .
Из нашего поля зрения не выпали и другие производители, у которых есть похожие цвета, размеры и подобная форма воблеров. Так, в коллекцию были добавлены модели Hardcore Minnow от Duel/Yo Zuri(фото 3) и воблеры сербского производителя Calypso. Однако должен сказать, это было всего лишь нашим виденьем проблемы цвета, и еще далеко не факт, что наши пристрастия потом в точности совпадут со вкусами лосося.
А на заключительном этапе подготовки мы занимались установкой второго даунриггера, подготовкой комплекта грузов для него, проверкой работоспособности мини-планеров типа ТХ(фото 4).
Ну вот, наконец-то, вся подготовительная работа позади - и мы, уладив домашние дела, съехали с КАД на Мурманское шоссе, взяв курс на Кварцитное (трасса М-18 «Кола» Санкт-Петербург - Мурманск). Вообще, основных вариантов достичь онежских берегов – два(фото 5). Первый – это по Мурманской трассе на Петрозаводск, затем из столицы Карелии - около 60 км на юг - юго-восток, потом вдоль побережья до Шокши и поворот на Кварцитный. Хоть эта дорога заметно длиннее, но вместе с тем - и значительно лучше. Лишь небольшие участки после моста через Свирь и в районе карельской столицы оказались с ухабами. Остальная же дорога позволяла легко поддерживать необходимую крейсерскую скорость.
Второй вариант – перед Свирью в Лодейном поле можно уйти на трассу Р-37 в сторону Вознесенья. Там, воспользовавшись паромной переправой, встать на дорогу Р-19 - и по ней уже ехать до Шокши. Таким путем можно сэкономить примерно 50 км, но, вспоминая прошлогоднюю езду на участке в районе Подпорожья, выгадывать чего-то не захотелось. Лучше крюк, но по хорошим карельским дорогам. Ведь ремонт колес и подвески лодочного трейлера (фото 6) в итоге съел всю экономию, когда мы решили в прошлом году освоить короткую трассу. Сейчас, правда, поговаривают, что ремонт шоссе уже закончен, но проверять его качество самим большого желания не возникло.
Маршрут не ознаменовался приключениями, поэтому уже вечером, въехав на территорию базы, мы увидели спокойное и ласковое Онего. Вечер решили посвятить проверке мотора катера, а с утра уже выдвинуться на рыбалку.
Наше предварительное впечатление о базе, почерпнутое из Интернетовских рассказов, практически полностью совпало с тем, что мы увидели при въезде. Все аккуратно, чисто – чувствуется хозяйская рука во всем, начиная от порядка на территории и до оснащения общей столовой и спальных помещений(фото 7). Все компактно, продумано: 2- и 3-местные номера с удобствами и своей кухонькой(фото 8). В комнатах помимо удобных кроватей с постельным бельем имеется небольшой стол, обогреватель и телевизор. Последний элемент цивилизации был, на наш взгляд, лишним, хотя, допускаю, в непогоду он и позволяет скоротать время в ожидании выхода на воду.
На территории базы достаточно места для стоянки машин гостей с трейлерами(фото 9). Оборудован очень удобный пирс, у которого кроме прокатных катеров могут расположиться и катера гостей(фото 10). Во время пика наплыва посетителей плавсредства устанавливаются в два ряда, поэтому имеющиеся на борту кранцы только приветствуются. Слип выложен железобетонными плитами. Правда, спуск катера по нему требует хорошего навыка управления автомобилем с прицепом. Оборудовано место и для того, чтобы соорудить трапезу и на открытом воздухе. Есть место для шашлыков и коптильни (фото 11). К слову, на каких-то местных базах может быть оснащение попроще, на каких-то – покомфортней, но в целом – превалируют типовые предложения для отечественных рыболовов.
Кок приготовил ужин по нашему заказу. Не скажу, чтоб шибко изыскано, но в целом вкусно и питательно. Главное, что закуска была с рыбой. А без того, чтоб не откушать рыбки накануне, ни о какой продуктивной рыбалке и речи быть не может. Соблюдение приметы – уже половина успеха мероприятия.
По приезду, поев, осмотревшись и расположившись в забронированном номере, мы провели небольшую разведку - опрос прибывших с воды рыбаков. Естественно, порадовались успехам коллег – все (!) пришли с уловами(фото 12, 13). В результате начала складываться любопытная картина:
- большинство рыбы оказалось поймано совсем недалеко от базы;
- выходило, что имело смысл ее поискать на глубинах меньших, чем заветные 25 м;
- наравне с поиском с помощью эхолота стай, кормящих лосося, следует обращать внимание и на показания датчика температуры: к базе подходило аномальное пятно (а если точнее, то значительная область) теплой воды, в котором лосось не ловился;
- поклевок на даунриггерные приманки или приманки на дайверах, идущих глубже двадцати метров, за последние несколько дней почти не было - и имело смысл эти же приманки искупать в горизонтах 10 - 15 м на очень больших отпусках, но с визуальными аттрактантами – флэшерами или доджерами (фото 14).
Правда, также выяснилось, что все ловили исключительно на «железо» и приманки от Sebile. Мы же, если честно, несколько недооценили этот вид приманок мсье Патрика. Но был и другой, несколько удививший нас момент: из тех рыбаков и гидов, кто в тот момент оказался на базе, воблеры никто не использовал. Так что мы тихо лелеяли тайную надежду на очень меткий выстрел нашего секретного оружия. Но, естественно, языки держали за зубами и напоказ ничего не выставляли. С вечера укомплектовали катер и, собрав на тарге все спиннинги, оснастили их традиционными Professor-ами, оставив Kuusamo Vuono и воблеры пока в ящиках...
И вот долгожданный первый выход. Онего нас встречает приятным слабым северным ветром и небольшой 20 – 30-сантиметровой волной – самое то, что надо! Условия, просто близкие к идеальным. Распустили по 4 мини-планера с каждого борта и по спиннингу на оба даунриггера(фото 15). И первая поклевка не заставила себя долго ждать - сработал воблер на планере. Первая рыбина - мелкая, не стали делать даже фото на память, освободили у борта лодки. Вторая – уже покрупнее, и тоже на воблер(фото 16, 17). Перерыв между поклевками - не более 15 минут, что вселило надежду на весомый результат.
Третья поклевка - на даунриггер. Естественно, саму поклевку прозевали - еще не схлынули эмоции от поимки предыдущей рыбы. Среагировали только на звук фрикциона, перешедший уже в визг. Чувствовалось, что на том конце лески - достойный соперник. Неумолимо неслись циферки на шкале футового счетчика, несмотря на попытки подзатянуть фрикцион. Но лосось и не собирался свой бег останавливать. Он несколько поменял свой курс - и устремился в сторону берега. По направлению лески было очень похоже, что он может спутать все приманки по правому борту. В экстренном порядке пришлось все изымать. На катушке оставалось уже менее половины из намотанных трехсот метров, но рыба продолжала упорно стягивать леску. Как хорошо, что мы намотали так много лески на катушки! И только после получаса борьбы лосось капитулировал. Конечно, можно было попытаться немного активизировать этот процесс, применив экстремальное вываживание, но хорошо, что вовремя вспомнили - на блесне не заменили родной крючок правильным, мощным лососевым - и был риск его разгиба и потери трофея. В итоге наш первый лосось потянул более чем на 7 кило!
Не буду подробно описывать всю рыбалку, все ее прелести - их значительно более приятно прочувствовать самому. А лишь обозначу некоторые из своих наблюдений, которые могут быть полезны поклонникам троллинга.
Большая часть клюнувшей рыбы оказалась явно не «продуктового» размера - и поэтому с максимальными предосторожностями (очень пригодились для этого корнцанги) освобождалась от крючков, по большей части – непосредственно в родной стихии, и отпускалась на вырост. Причем поклевки молоди случались даже на 44-граммовые Professor-а(фото 18), не говоря уж о небольших воблерах.
Несмотря на то, что еще на берегу мы были предупреждены, что на глубинах более 25 м поклевок практически не происходит, мы тщательно обловили весь доступный диапазон глубин - от 8 до 80 м. Но - напрасно: рыба охотилась в верхних слоях, а подавляющее большинство поклевок произошло на горизонтах от 3 до 9 м. Но клевало и c поверхности, и при глубине под килем 12 - 15 м, и даже когда забрались почти на 80 м. При поклевке с поверхности один из лососей (судя по тому, как тянул и сматывал леску – также достойный экземпляр) сумел уйти на дно - и там во что-то засадил наш самый уловистый воблер. Терять в самом начале рыбалки рабочую приманку было очень обидно, но с другой стороны, остановить катер и дать задний ход – значит потерять все остальные. Поэтому попробовали хитроумный маневр, благо лески на катушке много. Мы сделали небольшой круг, встали на трек навигатора - и на противоходе спокойно извлекли нашу почти что потеряшку. Переднего крюка с заводным кольцом - как не бывало, и задний немного подразогнут – значит, кто-то хороший пытался приманку у нас отобрать. Опять в мыслях пронеслось: здорово, что все-таки намотали 300 м лески на катушки...
И лишь пара поклевок вышла на даунриггерные снасти, где стояли легкие KuusamoVuono (именно на них был пойман трофей)и длинная и прогонистая Daiwa (правда, китайского происхождения) с наклейкой из катафота. Причем клевать на даунриггерную снасть стало только после постановки флэшеров. До этого момента на легкие блесны, которые мы водили на глубинах от 15 до 40 м, никто не обращал никакого внимания.
Вечером, за рюмочкой вечернего чая – разбор полетов. По «железу» на мини-планерах – все понятно: оставляем пару наиболее эффективных на сегодня раскрасов. А вот воблеры по возможности выставляем все. Причем пару 8-сантиметровых подгружаем полутораунцовыми грузами примерно в 7 - 10 м от приманок, чтобы их притопить до 8 - 12 м. Общение с коллегами показало, что у них «железо» сегодня почти не работало - и те, кто не имел воблеров, остались практически без рыбы.
Второй день оказался уже менее результативным - всего 10 поклевок, из них 8 - реализованных, и лишь один экземпляр, который подпадал под требования Правил рыболовства для Северного региона. Те же, кто был только с «железом», поклевок не увидели вообще. А вот воблерыопять оказались в фаворе у лосося. И экземпляры все достойные.
По итогам двух дней рыбалки соотношение поклевок на «железо» и на воблеры - 1:7. Можно констатировать победу воблеров за явным преимуществом. Мы были просто безмерно горды тем фактом, что наш выбор воблеров оказался так востребован лососем. И самое интересное, что объектом наибольшего пристрастия стал именно рапаловский X-Rap (фото 19).
Но, как известно, хорошее не может продолжаться вечно. И ушатом холодной воды, заметно остудившим наш рыбацкий пыл, стал отказ от нормальной работы основного мотора нашего катера – стационара «Вольво-Пента». Тот вначале начал подозрительно греться, а когда мы уже поняли, что с таким движком лучше на воде не оставаться, из моторного отсека повалил дым, который на наше счастье все же оказался паром - вода попала на перегретые части двигателя. Хорошо, что все это произошло недалеко от базы - и «докатка» в лице «Ямахи-5» на берег все ж нас смогла вернуть. Но уже по пути к берегу стало ясно, что говорить о полноценном троллинге на маленьком моторчике – просто несерьезно.
Это неприятное событие ввергло моих компаньонов в уныние - и они, было, завынашивали изменнические планы досрочной ретирады в Петербург, даже несмотря на то, что был оплачен еще один ночлег. Однако довод в пользу того, что мы еще не все возможности базы использовали, все же оказал действие. А под этим имелась в виду прокатная лодка. Тем более что у нас была предварительная договоренность с администрацией базы об аренде их катера, это оказался финский «Флиппер». Пока мои компаньоны раскрепляли уже поднятый из воды на трейлер наш катер и пытались что-то увидеть в моторной нише, я осмотрел базовскую лодку. Она почти идеально «заточена» под местные условия, поэтому опишу ее подробней.
Начал я, естественно, с общего ознакомления с тем, что есть в лодке и на лодке, с ее комплектации в соответствии с судовым билетом. Все было на месте, все - доступно. На транце красовался двигатель Honda 90, который после проверки уровня масла легко завелся и тихо забулькал струей из контрольного отверстия. Бензин в баках залит под завязку, а две запасных 20-литровых канистры - в задних рундуках. На катере штатно установлена рация, что позволяло не только спокойнее себя чувствовать на воде, но и обмениваться информацией с коллегами о поклевках рыбы. Имеющийся Garmin 178С (эхолот + GPS-навигатор в одном корпусе) позволял ориентироваться и по глубине под килем, и по наличию в ближайших окрестностях кормовой базы лосося (фото 20). Карта глубин с точками от прошлых успехов там также присутствовала. Естественно, на воду без своего GPS-навигатора мы уже и забыли, когда выходили, поэтому на следующий день взяли на борт свои приборы с картами глубин озера и со своими клевыми местами.
На лодке установлен штатный для троллинга обвес, состоящий из тарги, площадок для даунриггеров и креплений для даунриггерных спиннингов. Правда, учитывая, что ни у нас, ни у пришедших позднее коллег поклевок на приманки с даунриггерным заглублением не случилось, мы решили ограничиться большими планерами типа «Феникс», рассчитанными на одновременную постановку восьми спиннингов. Мои компаньоны до этого ловили только с применением мини-планеров, поэтому предстояло выступить в качестве пилота-наставника и гида в одном лице. Но поскольку попались ребята хваткие, работу с планерами, спиннингами и клипсами они освоили влет. Единственная не очень удобная деталь местной планерной системы - это леска, которая использовалась в качестве разводящего планеры троса. Заставить нормально бегать по ней клипсы мы смогли только тогда, когда нашли в закромах немного оливкового масла - и смазали им начало лески. Представляется все же, что шнур из дакрона для этих целей подходит лучше, тем паче на таких небольших углах.
Базовская модель компоновки HT (Hard Top) имела несколько большие размеры, чем тот катер, который мы привезли с собой. Поэтому помимо шкипера, очень комфортно располагающегося на поворотном кресле, на лодке свободно себя чувствуют еще 2 или даже 3 человека со своими запасами рыболовных приманок. Катер имеет достаточно большой кокпит, чтобы два человека могли спокойно, не мешая друг другу, работать со спиннингами при одновременных поклевках и вываживании рыбы. И даже между ними оставалось место, чтобы помощник с подсаком мог подбежать в нужное место. Но это все завтра, а сегодня - пораньше лечь спать...
Тихое утро, завтрак в столовой. За традиционной яичницей с беконом и луком идет обсуждение стратегии и тактики предстоящей рыбалки. Как-то совсем незаметно в обсуждение включаются и все остальные экипажи, присутствующие в столовой и также готовящиеся к выходу на воду. Все сходятся в одном: стайной рыбы, скорее всего, не будет. Надо брать числом разнообразных приманок, шириной охвата и километрами пути. Поимка рыбы будет носить, вероятнее, случайный характер. С этим экипажи расходятся по своим лодкам. Пожелав всем ни хвоста, ни чешуи, садимся во «Флиппер» и мы.
Я на таком корпусе впервые, поэтому первые шаги – это знакомство с мотором, с управляемостью катера, с его поведением на волне. Последние приготовления – и с поворотом ключа оживает двигатель, несколько минут прогрева, сектор газа от себя - и катер легко выходит на глиссер, летя к заветным лососевым точкам на Онего.
Большая волна в бухте при отвальном ветре практически не разгоняется, а вот на выходе, уже на открытой акватории, образуются отдельные «бараны», хотя высокой волны в нескольких километрах от берега нет. Начавший задувать уже с утра весьма свежий южный - юго-западный ветер не вселял особого оптимизма в наш завершающий выход на рыбалку. Так оно и получилось. Пока осваивались с большой планерной системой и поведением катера на волне, случились 4 поклевки. Блесны «молчали», работали только воблеры. Но пойманные лососи были очень малы - по размерам лишь чуть превышали отборную ладожскую плотву. Судя по радиопереговорам, у остальных экипажей выходило еще хуже. И шансов, что начнется клев, не осталось никаких. Поэтому, поблагодарив Онего за доставленное удовольствие, мы смотали снасти.
Уже на берегу, обмениваясь информацией с коллегами, опять услышали: «Взяли пару штук на Sebile».Наверно, это не просто новация на нашем рынке, а действительно рабочая приманка. По приезду домой обязательно пару штук положу в свою коллекцию, вдруг на будущий год пригодится. Ведь монетка с причала была брошена, так что есть все шансы еще раз побывать и порыбачить в этом благодатном краю.
"Спортивное рыболовство" №10 Октябрь 2010
А втрук! кто и рыбак!!
ОтветитьУдалитьа ты Ромуальдыч не рыбак?
ОтветитьУдалитьесть такие...((
ОтветитьУдалитьно низачто не скажу,что и здеся об ловле постят!
ты Лида?!
ОтветитьУдалитьты чё,Дим???я токмо есть лублю рыбку!
ОтветитьУдалитьНе я если костер пожечь, а эти с уточками их и вовсе брать с собой ненадо. вечно расковор ломают, да спать мешают по утру
ОтветитьУдалить