 Сообщение о вступлении в строй ВМФ РФ в течение ближайших десяти лет атомных субмарин проекта 885 в очередной раз заставляет задуматься о системном обновлении корабельного состава российского подплава. Способны ли эти лодки стать универсальной заменой для имеющихся ПЛА?
Сообщение о вступлении в строй ВМФ РФ в течение ближайших десяти лет атомных субмарин проекта 885 в очередной раз заставляет задуматься о системном обновлении корабельного состава российского подплава. Способны ли эти лодки стать универсальной заменой для имеющихся ПЛА?Константин БОГДАНОВ
Главнокомандующий Военно-морским флотом
 России Владимир Высоцкий подтвердил планы строи-
 тельства крупной серии многоцелевых атомных подло-
 док проекта 885 («Ясень»). По словам адмирала, вслед
 за головным «Северодвинском» ВМФ до 2020 года по-
 лучит еще как минимум семь таких же ПЛА.
 Оставляя за скобками вполне понятную радость за
 отечественное военное судостроение, готовое дать стра-
 не новые атомоходы взамен выбывших из состава в 90-е
 годы старых субмарин, нельзя не обратить внимания на
 определенные перекосы, сопровождающие обновление
 наших подводных сил. Относительная скудость НИОКР,
 проводившихся в 90-е и 2000-е годы, и узкий состав отра-
 ботанных проектов атомных лодок четвертого поколения
 вынуждают руководство ВМФ ориентироваться на уни-
 версализацию принимаемых решений.
Вместе с тем совершенно неочевидно, что списочная
 замена всего парка российских многоцелевых атомоходов
 на сложные и дорогие универсальные «Ясени» будет самым
 эффективным и экономически правильным вариантом.
 ПАСЫНКИ БОЛЬШИХ ПЛАНОВ
 Под самый занавес существования Советского Союза в
 ходе отработки концепций перспективного вида подплава
 было наконец принято решение о максимальной унифи-
 кации базовых проектов. Сначала предпринимались по-
 пытки линейно продлить в будущее уже имеющиеся ветки
 противолодочных субмарин (как в случае с проектом 957
 «Кедр», этими ПЛА предполагалось заменить лодки про-
 ектов 671, 945 и 971) или тяжелых противокорабельных
 атомоходов (приведших к титаническому дизайну проек-
 та 881 «Меркурий» – наследника лодок проекта 949). И
 если облик «Меркуриев» сразу вызвал сомнение из-за своих
 габаритов (влияющих на скрытность) и значительной (до
 800 км) дальности нового комплекса «Болид» (испыты-
 вавшего из-за этого сложности с целеуказанием и органи-
 зацией боевого применения), то «Кедры» после 2000 года
 планировалось строить серией под 20 единиц, сведя к ним
 весь ворох проектов атомных торпедных подлодок ВМФ
 СССР, относившихся к третьему и второму поколениям.
 Но перегрузка мощностей Минсудпрома, высокий уро-
 вень требований к бортовому оборудованию и отработке
 узлов, породившие глухое недовольство смежников ОПК,
 не дали «Кедрам» встать на серию до 1991 года. В результате
 в наследство Российской Федерации достался один условно-
 универсальный проект ПЛА – «Ясень». 
Деградация нашей
 «оборонки» в условиях хронической финансовой «бескор-
 мицы» 90-х привела к тому, что говорить о запуске в серию
 еще одного проекта многоцелевых атомных субмарин стало
 сначала трудно, а потом и невозможно.
 Поначалу назывались, казалось, совершенно фанта-
 стические объемы строительства новых лодок. Дохо-
 дило до разговоров о серии в 30 единиц. Однако если
 вспомнить основное предназначение этих ПЛА, цифра
 уже не казалась чрезмерной. Потом ее начали умень-
 шать. Текущие планы, озвученные адмиралом Высоц-
 ким, правда, показывают, насколько важен «Ясень» для
 обновления подводных сил в нынешних условиях.
 Длинная история со строительством головного ко-
 рабля серии, тянущаяся с 1993 года, наконец заверши-
 лась: весь 2011-й шли его испытания и к концу года обе-
 щана окончательная приемка.
 Сразу хочется сравнить «Ясени» с «Сивулфами» ВМС
 США, проектировавшимися параллельно. Наши лодки
 выглядят солиднее: они и крупнее, и комплекс воо-
 ружения у них мощнее, чем у американцев. Одни
 установки вертикального пуска для сверхзвуковых
 ПКР «Оникс» чего стоят. Да и общее осна-
 щение проекта довольно внушительное.
 Одна беда: «Сивулфы»
 планировались точно
 такой же серией – 30 единиц, после окончания холодной
 войны это количество урезали до 12, а потом, поразмыс-
 лив, ограничились и вовсе тремя субмаринами. Осталь-
 ные вакансии в американском подводном флоте, которые
 останутся после постепенного вывода из состава заслу-
 женных «Лос-Анджелесов», должны будут занять лодки
 типа «Вирджиния» (семь из них уже в боевом составе, а
 всего их по плану около трех десятков). Лодка представ-
 ляет собой облегченный вариант дизайна с уменьшенным
 до 7800 тонн водоизмещением и стоит на 35 процентов
 дешевле (1,8 млрд долл.). На ней широко применяют
 «коммерческие» узлы и электронное оборудование.
 «Ясени», конечно, вызывают уважение, но будет ли
 БРЕШИ В ОКЕАНЕ
 Будущее парка многоцелевых лодок вызывает опасе-
 ния. Он довольно велик, и ценность каждой субмарины
 заключается еще и в возможности оказаться в нужное
 время в нужном месте Мирового океана. Увы, но при
 замене с учетом «качественного усиления» на меньшее
 количество более совершенных кораблей данный фак-
 тор теряется.
 Вот почему крупная серия «Ясеней» как единствен-
 ная альтернатива многоцелевым атомоходам выглядит
 нецелесообразной по целому ряду причин.
 Во-первых, 885-й проект – субмарина слишком
 большая и дорогая, хотя при этом она способна и на-
 носить массированные ракетные удары по группам
 Во-вторых, учитывая экономическую составляющую
 и трудоемкость проекта, а также, мягко говоря, не самое
 лучшее состояние военного судостроения, обеспечивать
 замену лодок «один в один» не станет никто, даже если
 удастся наладить ритмичное финансирование. Вывод
 из боевого состава АПРК проекта 949 и МЦАПЛ про-
 ектов 671, 945 и 971 будет неизбежно сопровождаться
 численно неравнозначным вводом в строй «Ясеней». В
 результате количество активно действующих флотских
 единиц, и без того недостаточное, сократится.
 В-третьих, стоимость «Сивулфа» достигла 2,8 мил-
 лиарда долларов – и это было признано нездоровым из-
 лишеством. Однако за вторую лодку проекта 885 севе-
 родвинский Севмаш запросил 112 миллиардов рублей,
 то есть почти на миллиард долларов больше. И это
 решение предлагается стране с экономикой, вдесятеро
 меньшей по объему, чем у Соединенных Штатов.
 Глядя на опыт США и возвращаясь к логике перспек-
 тивных советских программ строительства субмарин
 четвертого поколения, поневоле приходишь к мысли,
 что России необходим современный проект компакт-
 ного ударного атомохода, который заменит торпедные
 МЦАПЛ на противолодочных задачах и задачах обеспе-
 чения развертывания собственных РПКСН.
 Это должна быть более простая, чем «Ясень», лодка,
 на которой тем не менее будет применен весь комплекс
 располагаемых технологий последнего поколения, в пер-
 вую очередь в части автоматизации и обеспечения мало-
 заметности. В переходный период назревшей выглядит
 модернизация части имеющихся субмарин с целью по-
 вышения их боевых возможностей и продления сроков
 службы (речь идет о самых новых лодках проекта 971).
 Остается вопрос: способна ли школа российского ко-
 раблестроения выполнить сейчас такую задачу, как про-
 ектирование новой атомной лодки? В принципе, учиты-
 вая работу по многострадальному ракетоносцу «Борей»,
 последовательно сменившему за десять лет три (!) разных
 стратегических комплекса в качестве основного
 вооружения, на этот вопрос можно ответить по-
 ложительно. Кроме того, заказ на подобную
 разработку – еще одна точка притяжения мо-
 лодых кадров в области высоких технологий.__
 






 
Все секреты выдали!! ненавижу!!!
ОтветитьУдалитьсекреты ненавидишь?
ОтветитьУдалить