пятница, 5 октября 2012 г.

Настоящие боевые ....мотоциклы


Все мы помним по фильмам о войне, как бодрые немецкие солдаты почти повсеместно рассекали на своих мотоциклах с пулеметами везде, где только можно. Легендарный BMW R75 и сейчас в почете, а вот что было в других странах? Неужели там отставание в этом направлении было столь глубоким?

На самом деле, те же французы в межвоенный период старались разнообразить парк своей боевой техники, да и в СССР проводилось немало работ с мотоциклами. Подкошенная кризисом Америка также "отличилась" сразу несколькими моделями мотоциклов с пулеметами. Так что, не только в Германии было на что посмотреть. Другое дело, что именно в Третьем Рейхе организация мотоциклетных частей оказалась наиболее успешной. 
Представленный материал не претендует на абсолютную полноту — это лишь краткий обзор оригинальных реализованных проектов с картинками и комментариями к ним.


Начнем с прародителя.
Это велосипед с пулеметом Maxim конструкции британского инженера Симмса (Simms) известный под названием (Simms Armoured Quadricycle). Ещё не мотоцикл, но мысль уже движется в правильном направлении.
Между прочим — на дворе тогда стоял 1899 год.

Эта фотографии имеет не совсем прямое отношение к вооружению, но тоже довольно интересна. Снимок датируется периодом 1-й Мировой войны, место действия — Трансвааль (Южная Африка). Вот таким необычным образом пытались улучшить доставку солдат в нужную точку сбора. При этом заметьте — было сделано два варианта "железнодорожного велотранспортера": двухместный и восьми местный.

Французы тоже не сильно отставали от англичан — в 1901-м году появился вот такой вариант установки пулемета на велосипед-трицикл. Данное конструктивное решение, на мой взгляд, оказалось гораздо более удачным — пулемет более устойчив при стрельбе, поскольку установлен более жестко, а рама снабжена упорами.

А вот другой пример — весьма вероятно, что сделали его с вполне реального образца. Французский "велосипедный пулеметовоз", при наличии хоть каких-нибудь дорог, заметно повысил бы мобильность пулеметных расчетов, которым не пришлось бы на своём горбу таскать как пулемет, так и коробки с патронами (а их тут 8 штук).

Из описания.
"Стандартный пехотный велосипед вермахта, состоявший на вооружении самокатных команд, предназначенный для транспортировки пулемета MG-34. Германия. 1939 год"

Творчество австрийских инженеров.
Как повысить мобильность противотанковых средств при минимуме затрат? Правильно! Надо установить автоматическую пушку Solothurn M36 (оно же S18-1000) калибра 20 мм на мотоцикл. Понятное дело, что коляску пришлось заметно удлинить и усилить жесткость конструкции, но выгоды от такой противотанковой "самоходки" были очевидные. Правда, в этот раз не получилось. То ли рама оказалась недостаточно жесткой (отдача при выстреле тоже у Soluturn совсем не пулеметная), то ли средств не хватило... В общем, до серийного производство дело так и не дошло.

Бельгийцы тоже старались не отставать от других и выдали "на гора" собственный вариант мотоцикла с установкой на нём 8-мм пулемета Browning FN20 (лицензионный вариант британского BAR M1918). Учитывая конструкцию кронштейна предназначался он, в том числе, для усиления ПВО. Поскольку появился этот образец в 1930-е гг. от его производства отказались. Видимо, из чисто финансовых соображений.


Свой посильный вклад внесли и шведы. В 1932 году ими был разработан вариант бронировки мотоцикла Harley Davidson VSC/LC. И что главное — полностью реализован. Машина получила обозначение Landsverk 210 и поступила в распоряжение датской армии уже под новых индексом FP-3...которая оказалась от неё не в восторге. В итоге мотоцикл списали в 1935 году. Впрочем, идея оказалась заманчивой.


Как можно догадаться, дальше датчане пошли более простым путем. Взяв мотоцикл Nimbus с объемом двигателя 750 куб.см. они установили на него 20-мм автоматическую пушку Solothurn. Этот вариант оказался более практичным и доработке подверглось по меньшей мере два мотоцикла. Вообще эти мотоциклы выпускались с 1932 по 1960 год и судя по всему Nimbus оказались единственными датскими бронемашинами, выдержавшими с честью реальный бой.
Около 4 часов утра 9-го апреля 1940 года немецкие войска встретили неожиданное сопротивление со стороны датчан, использовавших мотоциклы с 20-мм пушками. В общей сложности, после короткого боя с участием бронетехники, немцы потеряли 13(!) бронемашин и два танка Pz.Kpfw.I. Потери датчан составили 13 человек. 

Мотоцикл с пулеметом. Производство Польша. 1 штука. 1930-е гг.
Очень похоже, что поляки рискнули применить максимальную многофункциональность, чтобы и по наземным мишеням стрелять, и по воздушным. Иначе такая турель не нужна вовсе. Фото из журнала "Life".


А теперь снова перенесемся во Францию.
Как говориться, без всяких "наворотов". Обычный мотоцикл, обычный пулемет калибра 8 мм, обычные мотоциклисты. Конец 1930-х гг., по всей видимости.

Как вы сами понимает — это всего лишь цветочки. Ягодки только начинаются.
Боевой мотоцикл Gnome-Rhone AX2 modèle 1937 с установленной в коляске 25-мм противотанковой пушкой!!! Это вам не "максим" в тачанке. Всё очень сурово и... безнадежно. Фотография датируется примерно 1939-1940 гг., когда проблема противотанковых средство стояла очень остро. Вот и приходилось выкручиваться. Не исключено, что ПТО вообще только перевозилось на мотоцикле, а не вело с него огонь.


А вот это образец более рациональной мысли — бронированный мотоцикл с пулеметом Hotchkiss modele 1914 калибра 8 мм. Это модель 1927 года. Обратите снимание на "барбет" установленный на коляске. В серийное производство этот мотоцикл также не пошел.

Бронированный мотоцикл конструкции Рене Жилле (Gillet) образца 1928 года с пулеметом Hotchkiss калибра 8 мм в башенной установке. Заметьте — он полностью(!) бронированный, а не только коляска. Задумка была хороша, но развитие этой идеи не последовало.
Более подробно — на сайте Aviarmor.

Полугусеничный бронированный мотоцикл конструкции Мерсье (Mersier) образца 1937 года. Ещё одна попытка совместить повышенную проходимость с улучшенной защитой. И снова неудачно.

Теперь переходим к Великобритании. Не обращайте внимание на немецкие шлемы — это показуха для военных репортеров. Тем более видно, что мотоциклы чисто британской постройки — коляска размещена с левой стороны (вот они праворульные мотоциклы). пулемет похож на Maxim, но не исключено, что это Vickers. Предположительно фото сделано в 1915 году.


Нередко бывало, что изделия, созданные усилиями мастерских где-то на задворках империи, оказывались не хуже заводских. Одна из таких историй имела место в 1915 году в Ост-Индии. До прибытия танков ещё далеко, бронемашин практически нет, а защищать колонии от вероятно противника чем-то надо. Надо сказать, что постарались колониальные техники хорошо — к швейцарскому мотоциклу Motosacoche приспособили площадку с пулеметом Schwarzloze M1907, установленным для стрельбы назад. К сожалению для его создателей этот вариант на оснащение колониальных сил принят не был.



Одними из самых распространенных "пулеметных" мотоциклов стали модели AJS и AKS (Clyno Machine Gun 750cc Sidecar Motorcycle V-Twin). Их выпуск начался в 1914 году, а пулемет Vickers установили годом позже. Несмотря на простоту конструкция имела успех и выпускалась довольно большими партиями.

Другой образец "пулеметного мотоцикла" появился в 1917 году. Фирма Mathless тогда представила свой вариант — в 1916 году эти мотоциклы должны были отправиться в Россию, но тут не вовремя случилась революция и Matchless надо было куда-то девать почти выполненный экспортный заказ. В итоге мотоциклы попали в армию США, но без пулеметов.

Необычный мотоцикл сразу с двумя пулеметами один из которых (Bren) установлен на коляске. Предположительно 1940-1941 гг.

Все на защиту отечества! Знаменитый Home Guard наложил свой отпечаток и на мотоциклы. Надо отметить — весьма неплохо получилось. Даже несмотря на установку устаревшего пулемета Lewis. Сами понимаете — это 1940 год.



Ещё одним способом повышения живучести стала установка секционного бронещита на мотоцикл Triumph. Теперь можно было положить мотоцикл в более-менее удобное положение и вести огонь по противнику из пулемета Bren прикрываясь 5-мм(?) броней.
Опытный образец был построен в 1940 году.


Пулеметами суровые островитяне не ограничились — вот сам самоходный миномет на мотоциклетной тяге. Предположительно 1941 год, опытный образец.

Голландия...
Мотопулемет тот ещё! Один водитель, один стрелок. Причем пулемет станковый, похож на Schwarzlose, Оружие весьма сурьёзное. Фото датируется второй половиной 1930-х гг.

Прошло несколько лет. А может и нет. Но факт налицо — принцип установки пулемета тот же, а вот система другая — это уже старый добрый Lewis.


Итальянские боевые колесницы! Извините, трициклы Benelli 500 M36. И не просто какая-нибудь самоделка, а вполне оригинальный проект, который выполнял и роль тачанки, и тягача для легкой полевой артиллерии. Этот трицикл мог запросто буксировать ПТО Cannone da 47/32 M35 с 2-3 артиллеристами в кузове. Дело происходило в конце 1930-х гг. Как с ними обстояли дела на фронте — неизвестно.

Тема трициклов в Италии оказалась очень востребованной и в 1937 году появляется Guzzi Trialce, оснащенный пулеметом Breda M1937 калибра 8 мм. В обычном варианте этот мотоцикл выпускался в достаточно больших количествах, но с пулеметным что-то не сложилось.

Мировой опыт даром не прошел. По наиболее правдоподобным данным это итальянский мотоцикл Moto Guzzi Falcone 500 с пулеметом Breda Modello 30. Начало 1940-х гг.

Типичный представитель немецкого автопрома.

Мотоцикл немецкий (BMW R75), пулемет тоже (MG42). Мотоциклисты — итальянские десантники. 
Фото сделано на рубеже 1943-1944 гг. в Италии.

Сумрачный тевтонский гений в начале 1940-х гг. "порадовал" нас самоходным минометом калибра 50 мм (предположительно).

Американский мотоцикл Indian с пулеметом Colt-Browning. Самый конец 1-й Мировой войны. Вероятно Франция, лето 1918 года. 
Надпись на фотографии обозначает этот мотоцикл как Police Machine Gun.

Американцы, такие американцы. Вот оно — настоящее торжество демократии в середине 1920-х гг. Мотоцикл с клеткой. Специальный, полицейский. Фото датируется 1924 годом.

Год 1931-й. Сухой закон. Мафия. И прочие радости финансового кризиса. В помощь полиции — бронированный мотоцикл с пулеметом!

Тоже 1930-е годы, но уже армейские будни. Танки строить дорого. Бронемашины тоже. Поэтому будем обходится малыми силами. Даже коляски как таковой не придумали — и так сойдет!

Знаменитый Harley-Davidson. Примерно тот же период. Этот вариант пулеметного мотоцикла выглядит более боеспособным, хотя и тут прослеживаются следы тотальной "экономии".

В ожидании войны — установка пистолет-пулемета Thompson M1929 на специальном кронштейне впереди водителя. 1941-й год.

В советском Союзе отставание от мира было невелико. На фотографии показан мотоцикл с коляской и пулеметом ДП-27. 1930-й год.

Сумрачный советский гений ничуть не хуже немецкого — мотоцикл с динамо-реактивной пушкой Курчевского, 1935 год. Опытный образец.
С ДРП вообще история сложилась необычная. Их пытались приспособить практически везде, но более менее подходящим оказался только вариант с установкой на трехосном грузовике ГАЗ-ТК (СУ-4). С мотоциклами у Курчевского не сложилось.


Советский вариант мотоцикла с пулеметом ДП. Военный парад 7 ноября 1941 года

Отношение к мотоциклам в СССР тоже было особенное. Вот вам комбинация из модели ТИЗ-АМ-600 и танкового пулемета ДТ-29. Зима 1943 года.
Между прочим, ТИЗы были одними из немногих армейских мотоциклов, разработанных под установку пулемета. Сам вариант подобной установки пулемета оказался неудачным — прицельную стрельбу можно было вести только с места — на ходу в мишень мог попасть только "прожженный"мотоциклист, отлично владеющий как машиной, так и её вооружением.


Австрийцы, конечно, очень суровые ребята. Но и у нас было что показать — мотоцикл М-72 с противотанковым ружьём в коляске. Предположительно 1942 год.

Наши тоже не лыком шиты! Доставка минометов вместе с расчетами к переднему краю фронта стала гораздо удобнее, когда к делу подключили мотоциклы. Правда, по раскисшим дорогам такой вариант хорошим не назовешь.

И напоследок "В мире животных"



Wunderwaffe - Противотанковый ослик



1 комментарий: