Самовар– по определению В.И.Даля - ««водогрейный, для приготовления чая, сосуд, большей частью медный, с трубой и жаровней внутри». Это краткое определение дает и основную характеристику конструкции самовара, и объясняет его появление среди прочей посуды.
Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура – культура чаепития.
Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая – 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.
Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством – снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.
Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.
Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».
Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.
Китайский самовар ( хого) 火
В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.
Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.
Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.
В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь
Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова – беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная – четвертины, кумганы, чайники, винокуренная – казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.
С течением времени самовар претерпевал изменения, менялся его внешний вид и оформление, тогда как само устройство оставалось неизменным.
Предшественником чая в России был сбитень.
В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.
В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.
Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.
Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар – уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках – сбитенники – внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.
СБИТЕННИК. XVIII в.
Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища – лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный».
Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился – теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.
Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.
Сбитень – любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом – во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:
Сбитенник, или самовар-чайник
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)
В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.
Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме – чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.
кофейный самовар
Кофе, сбитень, чай – все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 – начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.
Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.
На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кухни.
Незаменимым
средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.
Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.
"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит. "
(А.С.Пушкин)
Для чайного и столового прибора предназначался погребец. Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.
дорожный погребец.
Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета
Для большего удобства приготовления чая в дорожных условиях предлагались дорожные самовары с двумя кранами: для заварки и кипятка. Внутри, как в самоваре-кухне, стояла перегородка, делившая самовар на два отсека. К такому самовару отдельный заварочный чайник уже был не нужен.
С распространением чая и чаепития в России появляется еще один вид самовара – трактирный, позднее его называли буфетный . Как правило, это огромный, объемный самовар самой простой формы – цилиндрической, стоял он возле печи, чтобы дым выходил наружу через печной отдушник, и кипятили в нем сразу большое количество воды. Объем подобных самоваров обычно составлял 15, 27. 45 и даже 70 литров.
самовар – трактирный
Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).
Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.
За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.
Еще одна разновидность самовара (относительно размера) – это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра», но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».
Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда – это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем
Высота самовара 23 см, ширина 11 см
На протяжении всей истории производства самоваров в Туле и вообще в России их внешний вид и художественное оформление менялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса и моды.
Ранний русский самовар 1740-х гг. еще значительно отличался от привычных нам форм и конструкции. Он был разборным, состоял из шарообразного съемного тулова с конусовидной трубой-жаровней и стационарной подставкой – поддоном. Внешне он был отчасти сходен с английскими «чайными урнами» (бульотками с внутренней глухой трубой-жаровней). Шарообразное тулово, а также форма, повторяющая традиционную русскую посуду – братину, чашу, стали самыми ранними, определявшими внешний облик самовара.
В конце 18в. в архитектуре и связанном с нею интерьере господствовал стиль «классицизм». Основным принципом этого стиля была ориентация на античное искусство, строгая ясность и архитектоничность форм; соответствие образа предмета его функциональному назначению. Тулово самовара в этот период принимает форму вазы или античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом. Стенка тулова расчеканивалась ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев , поясками растительного или геометрического орнамента.
Одновременно в этот период в обиход входят формы, связанные с устоявшимися образцами бытовых вещей. Это – самовары в форме гранной коробки, бочонка.
форма самовара «Бочонок» пользовалась большой популярностью в начале XIX в., особенно в 1810-е гг.
Подобной формы самовары принадлежали таким историческим личностям как Д.В.Давыдов, М.И.Кутузов.
В Туле эта форма была в производстве на ф-ках братьев Назара и Ивана Лисицыных (1-я тульская самоварная ф-ка), братьев Ломовых Василия и Ивана Сергеевичей (лучшая тульская самоварная ф-ка в 1910-1920-х гг.)
С 1830-х гг. в общем развитии русского искусства появляется новый этап, характеризуемый поисками нового стиля. Наряду с произведениями классицизма возникают и другие, в которых прослеживались обращения к историческим стилям.
Излюбленной формой самовара в стиле «неогрек» явился античный сосуд - кратер. Форма эта была, очевидно, позаимствована у фарфоровых ваз, в больших количествах выпускавшихся в это время императорским фарфоровым заводом.
Стремление самоварщиков избегать перегруженности в декоре, полнее добиться выразительности общей формы за счет выявления архитектоники предмета проявились очень ясно и говорили о высоком художественном вкусе мастеров.
Неогрек проявился в самоварах и в форме другого античного сосуда – килика. Эта форма более тяготела к горизонтальности.
Оригинальность формы подчеркивалась линией поддона, ручек, плоской крышкой и краном с горизонтально расположенной веткой – скобой.
Одной из возможностей усилить декоративность самовара, избегая использование чисто украшательных деталей, было гранение стенки.
Тульские мастера избегали украшать самовар многочисленными декоративными деталями в отличие от московских или варшавских самоварщиков. Именно за счет удачно найденного решения они придавали самоварам особую лаконичную выразительность.
С середины 19 в. формообразование тульских самоваров начинает развиваться по-особому, теряется то влияние стилей, которое наблюдалось в конце 18 – первой трети 19вв. Связано это явление было с изменением социального положения потребителя.
Чаепитие в России вошло повсеместно в быт широких слоев населения в конце 1840-х гг. Дворянство с его рафинированными культурными требованиями перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства.
Тот образ жизни, которому эти изделия служили, и вкусы потребителя, для которого они предназначались, накладывали неизгладимый отпечаток на художественный строй и характер любого произведения народного декоративного искусства.
При отсутствии стилистической изысканности тульских самоваров второй половины 19в. сложность и многообразие их форм говорят о неравнодушном отношении мастеров к их продукции, о большой творческой работе.
Именно во второй половине 19в. появилось такое количество форм самоваров, которых не было в предыдущий период, но ставшие впоследствии традиционными. Большинство этих форм сами мастера именовали вазами, и отличались они сложностью своего строения и мягкостью переходов от одного обьема к другому.
Форма вазы прижилась и, пользуясь популярностью у потребителя, просуществовала до нашего времени, видоизменяясь, обогащаясь новыми решениями.
Производитель: Торговый дом
Б. Г. Тейле с сыновьями
На крышке клеймо:
«Фабрика торгового дома Б. Г. Тейле с сыновьями в Туле» и оттиски медалей:
1. Почетный отзыв за тульскую выставку 1884 г.
2. признательность императора за Доно-Кубано-Терскую сельхоз. выставку с изображением профиля Николая II
3. Благодарность от Московского императорского общества сельских хозяев за выставку в Ростове
4. то же за выставку в Острогожске
5. повторение оттиска № 2
Комментарии: Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями появился в 1905 г., после смерти Рейнгольда Тейле, основателя фабрики. Старшие сыновья распределили обязанности: Отто Тейле заведовал технической частью, Рудольф коммерческими делами, Эдуард — работой, производимой кустарями для фабрики. Берта Густавовна осуществляла общее руководство.
Производитель: самоварная фабрика братьев Воронцовых
На крышке клеймо: «Почетные граждане братья Воронцовы в Туле»
Комментарии: братья Воронцовы Гаврила и Аким Тимофеевичи владели фабрикой с 1854 по
1890-е годы, затем фабрика перешла к наследникам, сыновьям Гаврилы Анатолию и Александру. Сословие «почетных граждан» появилось в России в 1832 г., и давало следующие льготы: освобождение от рекрутского набора, подушного налога, телесных наказаний.
Производитель:ф-ка Е. Е. Баташева.
На крышке клеймо: «Фабрика Егора Егоровича Баташева в Туле» и оттиски
2-х медалей:
с изображением профиля Александра III и надписью «Россия»
с изображением профиля Николая II и надписью «сель.хоз выставка»
Комментарии: фабрика была основана в 1856 году
Е. И. Баташевым, с 1901 перешла по наследству к сыну, Е. Е. Баташеву. Закрыта в 1910 году.
Производитель: фабрика братьев Шемариных.
На крышке клеймо: «Товар. торг. дома бр. Шемариных Тула», изображение герба Персии под балдахином, оттиск награды «Всероссийской пром.-худож. выставки»
Комментарии: братья Шемарины образовали торговый дом в 1898 г., герб Персии помещали на клейме, так как поставляли самовары в Персию (Иран).
Производитель: Никита (Акинфиевич) Демидов?.
На донце тулова клеймо: овальной формы с изображением башни и надписью «N D 1756»
Комментарии: подобные нестандартные формы, отсутствие поддона, ветки крана встречаются у ранних самоваров. В середине 18в. производство самоваров было сосредоточено на Урале, на заводах, принадлежащих Акинфию Демидову, затем после его смерти в 1745, младшему сыну, Никите Акинфиевичу.
Самовар своей внешней формой повторяет форму кувшина (кумгана). Этот предмет встречался и в русском быту, как и слово, его обозначавшее. Производили подобные самовары чаще на Урале, на фабриках Демидовых, Осокиных, и др. Как правило, наружная поверхность латунных или медных самоваров покрывалась оловом (наружное лужение)
Производитель:Россия, возможно Урал, конец XVIII в.
Подобной формы самовар находится в фондах краеведческого музея в Нижнем-Тагиле.
Производитель: ф-ка Аленчикова и Зимина
На крышке клеймо: «Аленчиков и Зимин Москва Патент №562».
Комментарии: в 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал бак для кипячения воды. Конструкция этого бака была использована ф-кой Аленчикова и Зимина для самовара, который нагревался на плите или открытом огне и куда можно было доливать воду.
Двадцатый век принес нечто новое в конструкцию привычного самовара. Стали появляться самовары керосиновые, спиртовые, в середине 20 столетия – электрические, но все эти изменения коснулись лишь источника тепла – нагревательного элемента. Место трубы-жаровни заняли либо керосиновая, либо спиртовая горелка, либо электрический нагреватель –тэн. Функциональное назначение самовара осталось прежним – приготовление кипятка к чаю.
Исключением стал только тульский изобретатель и одновременно, владелец небольшой самоварной фабрики Василий Полосатов. Он предложил еще один вариант использования керосинового самовара – как керосиновую лампу
В этом случае корпус самовара меняли на стеклянный колпак, а основание – керосиновая горелка - оставалась прежней.
К сожалению, советская власть не дала Полосатову возможность развернуться как следует. Замученный налогами, под угрозой ареста, в конце 1920-х годов он сбежал из России в Персию (Иран), где открыл небольшую скобяную мастерскую. Потомки его теперь живут в Европе.
Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.
И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.
Самовары появились в тот период русской истории, когда в быту стала закрепляться новая для россиян культура – культура чаепития.
Чай попал в Россию в 1638г. под названием «китайская трава». Его привез сын боярский Василий Старков, который был послан с дарами к одному из западно-монгольских ханов. Русскому дипломату в обмен на соболей был буквально навязан довольно значительный запас чая – 64кг. При дворе Михаила Федоровича напиток был испробован, понравился царю и боярам и после вошел в употребление. В 1679г. был заключен первый договор на поставку чая из Китая.
Первоначально чай пили как лекарство (от желудочных колик, например), но, заметив, что он обладает еще одним замечательным свойством – снимает усталость и повышает жизненный тонус, стали употреблять при завершении трапезы или как самостоятельный напиток.
Для приготовления кипятка и стали использовать вновь изобретенный предмет, самовар, с внутренним нагревательным элементом, трубой-жаровней.
Эта идея «самоварящего», то есть самонагревательного, сосуда, достаточно стара. В Китае, например, с давних пор пользуются предметом под названием «хо-го».
Он представляет собой круглый сосуд, отчасти похожий на кастрюлю, внутри которого находится труба-жаровня с колосниковой решеткой. Кастрюля опирается на цилиндрический поддон с отверстиями для тяги и ножки. Такой прибор использовали для приготовления пищи.
Китайский самовар ( хого) 火
В Древнем Риме также использовалась идея внутреннего нагревателя (аутепса и каеда). Аuthepsa представляла подобие римской крепости, сделанной из бронзы, с башнями и зубцами и двойными стенками. Посередине ее клались горячие угли, над которыми можно было варить пищу, установив на треножнике котел. В то же время в двойных стенках нагревалась вода, потом она выпускалась через кран. Такие приборы служили также в Южной Италии и Греции для отопления жилища, наряду с жаровнями и переносными печами.
Сaeda служила для приготовления горячего вина, а точнее смеси из вина, меда и воды. Внешний вид сосуда напоминал горшок на трех ножках. В среднее, пустое пространство, снабженное внизу решеткой, клались угли. Вокруг этого пространства находился напиток. Сосуд был закрыт крышкой, исключая отверстия над пространством для углей. Подобные бронзовые сосуды были очень дороги. Найдены были они при раскопках богатых вилл в Помпеях, римском городе, погибшем при извержении вулкана Везувий в I веке н.э.
Так что русский самовар явился продолжением в цепочки похожих приборов, но уже именно, как сосуд для приготовления кипятка к чаю.
В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. Этим же временем датируется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь
Самой первой фабрикой, занявшейся самоварами была Верхне-Иргинская фабрика медных изделий купцов Осокиных. Ее основали двоюродные братья Петр и Гаврила Осокины из Балахны. Приказчиком у них работал нижегородец Родион Набатов, старообрядец, а другими работниками завода были сплошь земляки и единоверцы Набатова – беглые раскольники из Нижегородской губернии. Изделиями иргинского завода в основном была посуда: точеная – четвертины, кумганы, чайники, винокуренная – казаны и трубы. И кому-то из котельников (их было семеро, во главе с мастером Иваном Смирновым) пришла идея соединить котел с трубой и создать походный кипятильный прибор, который разогревался бы сам собой, без печки или котла. Так, между сентябрем 1738 года и февралем 1740 года появился первый русский самовар.
С течением времени самовар претерпевал изменения, менялся его внешний вид и оформление, тогда как само устройство оставалось неизменным.
Предшественником чая в России был сбитень.
В древности называли его еще и «взваром», потому что варили и настаивали для его приготовления различные духовитые травы, которые собирались на лесных полянах и луговинах.
В сбитень добавляли мед для сладости и различные пряности. Изначально это был хмель, позже - привозные имбирь, корица, лавровый лист. Долгое время сбитень был конкурентом чаю из-за дороговизны последнего.
Торговцы горячем сбитнем обыкновенно составляли часть толпы во время любого народного гулянья или ярмарки.
Для удобства уличной торговли сбитнем послужил и самовар – уже в середине 18 века изготавливали круглые чайники на высоких ножках – сбитенники – внутри которых, как в самоваре находилась труба-жаровня, наполненная углями, для постоянного подогрева сбитня.
СБИТЕННИК. XVIII в.
Обычно торговали сбитнем дюжие мужчины, так как нужна была немалая физическая сила таскать в руке сбитенник, на плечах связки баранок (обычный компонент для угощения сбитнем), вокруг туловища – лубяной пояс для стаканов. Таких продавцов еще называли «ходебщик» - не стоял он на одном месте, а ходил-бродил по улицам, предлагая свой товар.
Во 2-й половине 19 столетия старинный самовар-сбитеник сменил самовар магазинный или «лавочный».
Такие же ходебщики с горячим сбитнем или уже чаем (чай потеснил конкурента, так как стал относительно дешев, да и более скор в приготовлении) заполняли улицы в и площади в базарные или праздничные дни. Роль самовара для уличной торговли осталась прежней, а вот внешний вид изменился – теперь он выглядел как обычный самовар, с цилиндрической формы корпусом, краном и поддоном с ножками, но вот ручка только была необычной. Она была перекидной, в виде высокой дуги, с длинным валиком-держаком посередине.
Именно кран самоварный оказался более удобен в использовании, чем длинный носик сбитенника: если сбитенник наклоняли чуть сильнее, чем нужно, драгоценный напиток без пользы выливался на землю, ну а кран, как уж не клони самовар, надежно запирает жидкость.
Сбитень – любимы напиток простонародья, а вот в дворянских семействах, по примеру европейских бар, с удовольствием начали употреблять в 18 веке заморский кофе. Еще Петр I активно насаждал обычай пить «кофий» среди русских бояр, и труды его увенчались успехом – во времена Екатерины II с кофе начинался день во многих столичных семействах:
Сбитенник, или самовар-чайник
А я, проспавши до полудни,
Курю табак и кофе пью (Г.Державин)
В середине 18 века начали изготавливать самовары для варки кофе, так как удобнее и быстрее это делать было именно в «самоварящем» сосуде, не требующем большого количества ни топлива, ни времени.
Отличие кофейного самовара от обыкновенного состояло лишь во внешней форме – чуть сплющенный цилиндр корпуса и параллельные корпусу плоские ручки. К кофейному самовару прилагалась рамка с петлей, в которую подвешивали мешочек для кофейных зерен, предварительно смолотых.
кофейный самовар
Кофе, сбитень, чай – все это напитки, только в кипятке в каждом случае заваривают разные продукты: или сухой чай, или кофейные зерна, или душистые травы. Но самовар служил не только для кипячения воды. В конце 18 – начале 19 века в нем можно было варить и кашу! Появились так называемые «кухни» - самовары для приготовления пищи. Внутри самовара начали варить бульон, похлебку, кашу, делали это с помощью вес той же трубы-жаровни, которая изнутри нагревали воде до нужной температуры, а затем в самоварный корпус засыпали крупу, клали мясо, коренья, или картофель.
Многие самовары-«кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.
На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кухни.
Незаменимым
средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России, был горячий чай. На почтовых станциях чаем угощали господ и ямщиков, самовары ставили в чистой половине и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, поднимал настроение.
Почтовые станции располагались в России на расстоянии примерно от 18 до 25 верст. Гостиницы и трактиры имелись при почтовых станциях первого и второго разрядов, которые строились в губернских и уездных городах. Небольшие населенные пункты имели станции 3-4 разрядов. Путешественники были вынуждены иметь при себе запасы провизии, так как на почтовых станциях нельзя было найти ничего, кроме помятого и нечищеного самовара.
"Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы для блохи
Заснуть минуты не дают.
Трактиров нет. В избе холодной
Высокопарный, но голодных
Для виду прейскурант висит
И тщетный дразнит аппетит. "
(А.С.Пушкин)
Для чайного и столового прибора предназначался погребец. Это был специальный ящик для посуды, чаще всего плетеный из лозы, но мог быть изготовлен из дерева, кожи и даже серебра (для особо знатных и состоятельных путешественников). В погребце было все: и жестяные тарелки для стола, ножи, вилки, ложки, столовые и чайные, чашки, чайники, перечница, горчичница, водка, соль, уксус, чай, сахар, салфетки и прочее.
дорожный погребец.
Кроме погребца и ящика для харчей, был еще ящик для дорожного складного самовара . Дорожные самовары для удобства упаковки имели съемные ножки, иногда съемный кран, и вислые ручки на шарнирах. К тому же удобная форма корпуса (в виде коробки или цилиндра) позволяла не тратить время и нервы на укладку и упаковку такого предмета
Для большего удобства приготовления чая в дорожных условиях предлагались дорожные самовары с двумя кранами: для заварки и кипятка. Внутри, как в самоваре-кухне, стояла перегородка, делившая самовар на два отсека. К такому самовару отдельный заварочный чайник уже был не нужен.
С распространением чая и чаепития в России появляется еще один вид самовара – трактирный, позднее его называли буфетный . Как правило, это огромный, объемный самовар самой простой формы – цилиндрической, стоял он возле печи, чтобы дым выходил наружу через печной отдушник, и кипятили в нем сразу большое количество воды. Объем подобных самоваров обычно составлял 15, 27. 45 и даже 70 литров.
самовар – трактирный
Многие ходили в трактиры именно для чаепития:
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай…Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах…» (В.Г.Белинский «Петербург и Москва»).
Такие же огромные самовары вывозились во время народных гуляний за город, и оборотистые трактирщики зарабатывали немалые деньги таким образом: кто же откажется попить чайку на свежем воздухе, наслаждаясь и вкусным напитком и отличной погодой одновременно.
За чаепитием в трактирах обсуждались новости, решались важные вопросы, заключались договора.
Еще одна разновидность самовара (относительно размера) – это самовары небольшого объема, до 1,5 литров. У них много названий: «солитер», «тет-а-тет», «эгоист», «отрада холостяка», «миниатюра», но это не видовое обозначение, а только определение, принятое в той или иной части общества. Так, небольшие самовары называли французским словом «солитер» в значении «одиночный, единственный» или «тет-а-тет» в значении «на две персоны», но определенные размеры не были закреплены ни за одним значением, так как все это были обиходные название, принятые в «высшем свете».
Потребители попроще те же самовары называли «эгоисты» или «отрада холостяка», в прейскурантах некоторых самоварных фабрик небольшие самовары помещали в разделах «миниатюры».
Единственное стойкое название подобных изделий, употребляемое тульскими фабрикантами практически всегда – это самовары «детские» (для самоваров от 16 до 32 сантиметров высотой) и еще «детские игрушечные» (для самоваров от 10 до 16 сантиметров высотой). Но определение «игрушечный» не означало, что предмет только имитирует настоящий самовар. Это тоже были самые настоящие жаровые самоварчики, только небольших объемов (на 50-100г воды), а топливом для них могли служить щепки и лучинки. Играя в куклы. Девочка могла и по-настоящему растопить самоварчик, устроить кукольное чаепитие и поучиться всем премудростям ведения чайного стола, столь необходимые ей в будущем
Высота самовара 23 см, ширина 11 см
На протяжении всей истории производства самоваров в Туле и вообще в России их внешний вид и художественное оформление менялись в соответствии с колебаниями общественного вкуса и моды.
Ранний русский самовар 1740-х гг. еще значительно отличался от привычных нам форм и конструкции. Он был разборным, состоял из шарообразного съемного тулова с конусовидной трубой-жаровней и стационарной подставкой – поддоном. Внешне он был отчасти сходен с английскими «чайными урнами» (бульотками с внутренней глухой трубой-жаровней). Шарообразное тулово, а также форма, повторяющая традиционную русскую посуду – братину, чашу, стали самыми ранними, определявшими внешний облик самовара.
В конце 18в. в архитектуре и связанном с нею интерьере господствовал стиль «классицизм». Основным принципом этого стиля была ориентация на античное искусство, строгая ясность и архитектоничность форм; соответствие образа предмета его функциональному назначению. Тулово самовара в этот период принимает форму вазы или античной урны, яйцевидной формы с углубленным широким поясом в средней части тулова и ложчатым низом. Стенка тулова расчеканивалась ложчатым или рокайльным орнаментом, украшалось изображениями цветочных гирлянд, накладками из листьев , поясками растительного или геометрического орнамента.
Одновременно в этот период в обиход входят формы, связанные с устоявшимися образцами бытовых вещей. Это – самовары в форме гранной коробки, бочонка.
форма самовара «Бочонок» пользовалась большой популярностью в начале XIX в., особенно в 1810-е гг.
Подобной формы самовары принадлежали таким историческим личностям как Д.В.Давыдов, М.И.Кутузов.
В Туле эта форма была в производстве на ф-ках братьев Назара и Ивана Лисицыных (1-я тульская самоварная ф-ка), братьев Ломовых Василия и Ивана Сергеевичей (лучшая тульская самоварная ф-ка в 1910-1920-х гг.)
С 1830-х гг. в общем развитии русского искусства появляется новый этап, характеризуемый поисками нового стиля. Наряду с произведениями классицизма возникают и другие, в которых прослеживались обращения к историческим стилям.
Излюбленной формой самовара в стиле «неогрек» явился античный сосуд - кратер. Форма эта была, очевидно, позаимствована у фарфоровых ваз, в больших количествах выпускавшихся в это время императорским фарфоровым заводом.
Стремление самоварщиков избегать перегруженности в декоре, полнее добиться выразительности общей формы за счет выявления архитектоники предмета проявились очень ясно и говорили о высоком художественном вкусе мастеров.
Неогрек проявился в самоварах и в форме другого античного сосуда – килика. Эта форма более тяготела к горизонтальности.
Оригинальность формы подчеркивалась линией поддона, ручек, плоской крышкой и краном с горизонтально расположенной веткой – скобой.
Одной из возможностей усилить декоративность самовара, избегая использование чисто украшательных деталей, было гранение стенки.
Тульские мастера избегали украшать самовар многочисленными декоративными деталями в отличие от московских или варшавских самоварщиков. Именно за счет удачно найденного решения они придавали самоварам особую лаконичную выразительность.
С середины 19 в. формообразование тульских самоваров начинает развиваться по-особому, теряется то влияние стилей, которое наблюдалось в конце 18 – первой трети 19вв. Связано это явление было с изменением социального положения потребителя.
Чаепитие в России вошло повсеместно в быт широких слоев населения в конце 1840-х гг. Дворянство с его рафинированными культурными требованиями перестало быть единственным потребителем продукции самоварного производства.
Тот образ жизни, которому эти изделия служили, и вкусы потребителя, для которого они предназначались, накладывали неизгладимый отпечаток на художественный строй и характер любого произведения народного декоративного искусства.
При отсутствии стилистической изысканности тульских самоваров второй половины 19в. сложность и многообразие их форм говорят о неравнодушном отношении мастеров к их продукции, о большой творческой работе.
Именно во второй половине 19в. появилось такое количество форм самоваров, которых не было в предыдущий период, но ставшие впоследствии традиционными. Большинство этих форм сами мастера именовали вазами, и отличались они сложностью своего строения и мягкостью переходов от одного обьема к другому.
Форма вазы прижилась и, пользуясь популярностью у потребителя, просуществовала до нашего времени, видоизменяясь, обогащаясь новыми решениями.
Производитель: Торговый дом
Б. Г. Тейле с сыновьями
На крышке клеймо:
«Фабрика торгового дома Б. Г. Тейле с сыновьями в Туле» и оттиски медалей:
1. Почетный отзыв за тульскую выставку 1884 г.
2. признательность императора за Доно-Кубано-Терскую сельхоз. выставку с изображением профиля Николая II
3. Благодарность от Московского императорского общества сельских хозяев за выставку в Ростове
4. то же за выставку в Острогожске
5. повторение оттиска № 2
Комментарии: Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями появился в 1905 г., после смерти Рейнгольда Тейле, основателя фабрики. Старшие сыновья распределили обязанности: Отто Тейле заведовал технической частью, Рудольф коммерческими делами, Эдуард — работой, производимой кустарями для фабрики. Берта Густавовна осуществляла общее руководство.
Производитель: самоварная фабрика братьев Воронцовых
На крышке клеймо: «Почетные граждане братья Воронцовы в Туле»
Комментарии: братья Воронцовы Гаврила и Аким Тимофеевичи владели фабрикой с 1854 по
1890-е годы, затем фабрика перешла к наследникам, сыновьям Гаврилы Анатолию и Александру. Сословие «почетных граждан» появилось в России в 1832 г., и давало следующие льготы: освобождение от рекрутского набора, подушного налога, телесных наказаний.
Производитель:ф-ка Е. Е. Баташева.
На крышке клеймо: «Фабрика Егора Егоровича Баташева в Туле» и оттиски
2-х медалей:
с изображением профиля Александра III и надписью «Россия»
с изображением профиля Николая II и надписью «сель.хоз выставка»
Комментарии: фабрика была основана в 1856 году
Е. И. Баташевым, с 1901 перешла по наследству к сыну, Е. Е. Баташеву. Закрыта в 1910 году.
Производитель: фабрика братьев Шемариных.
На крышке клеймо: «Товар. торг. дома бр. Шемариных Тула», изображение герба Персии под балдахином, оттиск награды «Всероссийской пром.-худож. выставки»
Комментарии: братья Шемарины образовали торговый дом в 1898 г., герб Персии помещали на клейме, так как поставляли самовары в Персию (Иран).
Производитель: Никита (Акинфиевич) Демидов?.
На донце тулова клеймо: овальной формы с изображением башни и надписью «N D 1756»
Комментарии: подобные нестандартные формы, отсутствие поддона, ветки крана встречаются у ранних самоваров. В середине 18в. производство самоваров было сосредоточено на Урале, на заводах, принадлежащих Акинфию Демидову, затем после его смерти в 1745, младшему сыну, Никите Акинфиевичу.
Самовар своей внешней формой повторяет форму кувшина (кумгана). Этот предмет встречался и в русском быту, как и слово, его обозначавшее. Производили подобные самовары чаще на Урале, на фабриках Демидовых, Осокиных, и др. Как правило, наружная поверхность латунных или медных самоваров покрывалась оловом (наружное лужение)
Производитель:Россия, возможно Урал, конец XVIII в.
Подобной формы самовар находится в фондах краеведческого музея в Нижнем-Тагиле.
Производитель: ф-ка Аленчикова и Зимина
На крышке клеймо: «Аленчиков и Зимин Москва Патент №562».
Комментарии: в 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал бак для кипячения воды. Конструкция этого бака была использована ф-кой Аленчикова и Зимина для самовара, который нагревался на плите или открытом огне и куда можно было доливать воду.
Двадцатый век принес нечто новое в конструкцию привычного самовара. Стали появляться самовары керосиновые, спиртовые, в середине 20 столетия – электрические, но все эти изменения коснулись лишь источника тепла – нагревательного элемента. Место трубы-жаровни заняли либо керосиновая, либо спиртовая горелка, либо электрический нагреватель –тэн. Функциональное назначение самовара осталось прежним – приготовление кипятка к чаю.
Исключением стал только тульский изобретатель и одновременно, владелец небольшой самоварной фабрики Василий Полосатов. Он предложил еще один вариант использования керосинового самовара – как керосиновую лампу
В этом случае корпус самовара меняли на стеклянный колпак, а основание – керосиновая горелка - оставалась прежней.
К сожалению, советская власть не дала Полосатову возможность развернуться как следует. Замученный налогами, под угрозой ареста, в конце 1920-х годов он сбежал из России в Персию (Иран), где открыл небольшую скобяную мастерскую. Потомки его теперь живут в Европе.
Самовар - это именно русское изобретение, отражающее русские традиции чаепития, соответствующий именно русскому образу жизни.
И нигде, никогда, ни у какого народа этот предмет утвари не пользовался таким особым почитанием и уважением как в России. Ни один из известных самоварящих сосудов не был наполнен таким колоритом и одухотворенностью, только в России у самовара был своеобразный культ. В каждом доме, в каждой семье у самовара было особенное положение: лучшее место в комнате отводили сияющему самовару, на чайном столе он занимал центральное место. С уважением его называли «друг семьи» и «генерал стола». И только в России стал он неотъемлемой частью истории народа, его культуры и быта.
Сам удивлён!!
ОтветитьУдалитьИ НЕ ГРИ!)))
Удалитья их и нокта вперет сапрасывау. вот етот сапыл и когда. А самавар дело хороше!
УдалитьЕжегодно в деревне пападам на аварии електрически, живем на самаваре тады!
а газу баллон?
Удалитьне?