По итогам технической проверки ВМС США были вынуждены в сентябре вывести из боевого состава пять патрульных катеров типа Cyclone, базирующихся на Бахрейн. Одновременно была ограничена эксплуатация пяти других таких же катеров, базирующихся на Литл Крик в штате Вирджиния.
Причина – деформация элементов стального набора корпуса, которая явилась следствием интенсивной эксплуатации этих кораблей. «Рабочие лошадки» американского флота, чьи сроки службы близки к предельным или уже перевалили за «пенсионный возраст», вышли из строя. Теперь все катера типа Cyclone должны будут пройти капитальный ремонт, который займет несколько месяцев. Таким образом, ВМС США фактически лишились на довольно значительное время кораблей, способных вести патрульную службу и боевые действия в прибрежной зоне.
А что же широко разрекламированные литоральные боевые корабли? Да, обе версии LCS – бесспорно, выдающиеся достижения американского и мирового судостроения (о них подробнее cм. журнал «Национальная оборона» №3/2010), но малопригодные для действий в том же Персидском заливе и других мелководных прибрежных акваториях. При полном водоизмещении около 3000 т они просто не могут использовать там свое главное преимущество – высокую скорость. Ведь на ней невозможно вести поиск подводных лодок и мин. Почти 70 м нужно под килем, чтобы развить 20 узлов без боязни повредить собственный корпус. И, конечно, чудовищная для такого класса кораблей цена, предполагаемая для серийных кораблей в $570-600 млн. за единицу вместо ранее планировавшихся $220 млн. К этому следует добавить еще $180-200 млн., которые потребуются на приобретение набора модулей-контейнеров с оружием (большинство этих модулей не только еще не приняты на вооружения, но и не прошли испытания, поэтому об окончательной их цене говорить преждевременно). Думается, покойный вице-адмирал Артур Цебровски – главный идеолог литоральных боевых кораблей перевернулся бы в гробу, если бы до него дошли эти цифры. Ведь его концептуальные корабли прибрежной зоны Street Fighter, способные противостоять советским ракетным катерам проекта 1241 «Молния», должны были иметь водоизмещение порядка 500-600 т и стоить меньше $100 млн. К слову, если бы сейчас состоялся поединок между современным накрученным литоральным боевым кораблем и далеко не новой «Молнией», то еще не факт, что первый вышел бы победителем в схватке. Скорее наоборот.
Причина – деформация элементов стального набора корпуса, которая явилась следствием интенсивной эксплуатации этих кораблей. «Рабочие лошадки» американского флота, чьи сроки службы близки к предельным или уже перевалили за «пенсионный возраст», вышли из строя. Теперь все катера типа Cyclone должны будут пройти капитальный ремонт, который займет несколько месяцев. Таким образом, ВМС США фактически лишились на довольно значительное время кораблей, способных вести патрульную службу и боевые действия в прибрежной зоне.
А что же широко разрекламированные литоральные боевые корабли? Да, обе версии LCS – бесспорно, выдающиеся достижения американского и мирового судостроения (о них подробнее cм. журнал «Национальная оборона» №3/2010), но малопригодные для действий в том же Персидском заливе и других мелководных прибрежных акваториях. При полном водоизмещении около 3000 т они просто не могут использовать там свое главное преимущество – высокую скорость. Ведь на ней невозможно вести поиск подводных лодок и мин. Почти 70 м нужно под килем, чтобы развить 20 узлов без боязни повредить собственный корпус. И, конечно, чудовищная для такого класса кораблей цена, предполагаемая для серийных кораблей в $570-600 млн. за единицу вместо ранее планировавшихся $220 млн. К этому следует добавить еще $180-200 млн., которые потребуются на приобретение набора модулей-контейнеров с оружием (большинство этих модулей не только еще не приняты на вооружения, но и не прошли испытания, поэтому об окончательной их цене говорить преждевременно). Думается, покойный вице-адмирал Артур Цебровски – главный идеолог литоральных боевых кораблей перевернулся бы в гробу, если бы до него дошли эти цифры. Ведь его концептуальные корабли прибрежной зоны Street Fighter, способные противостоять советским ракетным катерам проекта 1241 «Молния», должны были иметь водоизмещение порядка 500-600 т и стоить меньше $100 млн. К слову, если бы сейчас состоялся поединок между современным накрученным литоральным боевым кораблем и далеко не новой «Молнией», то еще не факт, что первый вышел бы победителем в схватке. Скорее наоборот.
Сегодня подвергается ревизии сама концепция модульно-контейнерного способа размещения оружия, именуемая seaframe. Как раз тогда, когда в США началось строительство литоральных боевых кораблей, датчане – авторы этого метода – фактически отказались от его использования на многоцелевых кораблях типа Flyvefisken, которые в зависимости от состава модулей могли выполнять функции легких ракетных корветов, патрульных кораблей, тральщиков, минных заградителей и гидрографических судов. Оказалось – это дорогое удовольствие. Нужно иметь специальные склады для модулей, содержать штат специалистов, обслуживающих их, и т.д. Причем, сами эти специалисты должны быть высокого класса, а, следовательно, высокооплачиваемыми. Впрочем, сама концепция не умерла, поскольку в ней много рационального. Например, она применяется на датских катерных тральщиках типов MSF и SAV, где в зависимости от обстоятельств заменяется состав минно-трального оборудования. Используется она и на датских многоцелевых кораблях поддержки типа Absalon (о них подробнее cм. журнал «Национальная оборона» №5/2010), для которых предусмотрена более широкая номенклатура контейнеров с вооружением и снаряжением.
Но вернемся к ситуации с литоральными боевыми кораблями в американском флоте. Сегодня совершенно очевидно, что бюджет США не сможет «поднять» строительство 55 ранее планировавшихся LCS по цене $800 млн. за единицу (вместе с комплектом контейнеров). Не случайно комитет по ассигнованиям сената США урезал в бюджете на 2011 г. финансирование сборки литоральных боевых кораблей на $615 млн. Вместо двух будет заказан один корабль.
Не лучше картина и с кораблями других классов, где цены зашкаливают еще больше. Именно они послужили причиной шума и ярости в речи министра обороны США Роберта Гейтса на ежегодном съезде Военно-морской лиги Соединенных Штатов 3 мая этого года. Напомним некоторые положения из выступления обычно сдержанного и даже суховатого главы Пентагона. «Нужны ли нам 11 авианосных ударных групп в течение еще 30 лет, когда ни одна другая страна не будет иметь авианосцев больше чем один?» – спросил аудиторию глава американского военного ведомства и сам ответил на него так: «Необязательно тратить миллиарды долларов на строительство ракетного эсминца, чтобы противостоять кучке тинэйджеров с автоматами АК-47 и РПГ». «В конце концов, мы должны спросить народ США, – акцентировал внимание собравшихся Гейтс, – действительно ли он может позволить себе Военно-морские силы, которые зависят от эсминцев стоимостью от $3 до 6 млрд., подводных лодок стоимостью $7 млрд. и авианосцев стоимостью $11 млрд.?» По его мнению, американский флот «должен быть предназначен для решения новых задач, освоения новых технологий и выполнения новых миссий, потому что один из горьких уроков истории заключается в том, что когда речь идет о военных возможностях, некоторые военные средства могут оказаться неэффективными и часто могут не выжить в столкновении с противником». Вот почему, как считает шеф Пентагона, необходимо развертывать строительство кораблей малого водоизмещения и амфибийных кораблей, способных действовать на мелководье, которые более эффективны для борьбы с мятежниками и исламскими экстремистами, создавать ударные роботы, беспилотные летательные и подводные аппараты, а также небольшие субмарины.
Речь Роберта Гейтса шокировала всех, кто прямо или косвенно связан с военно-морским строительством, и не только в Соединенных Штатах. Как заметил один из российских блоггеров, «министр обороны США покусился на святое – на большие надводные корабли». Но сразу же после съезда Военно-морской лиги был опубликован доклад бюджетного управления американского конгресса. Из него следует, что к 2040 г. ВМС США будут иметь не более 276 кораблей вместо 313, планируемых сейчас. Причина та же – высокая стоимость продукции военного кораблестроения. По данным бюджетного управления, первый атомный авианосец нового поколения Gerald R. Ford обойдется в $12,4 млрд. (Роберт Гейтс говорил, что с учетом приобретения самолетов и другого вооружения для него эта цена практически удвоится). За каждую перспективную атомную подводную лодку стратегического назначения SSBN(X) придется заплатить $8,2 млрд., а за головную субмарину и того больше – $13 млрд. Самыми «дешевыми» из намеченных к постройке кораблей новых проектов окажутся эсминцы типа Arleigh Burke версии Flight III – «всего» $2,4 млрд. за единицу.
Конечно, при таких ценах Соединенным Штатам придется ограничивать строительство кораблей, а значит, и сворачивать свое присутствие на море, поскольку любой флот это не только качество, но и количество. Один и тот же корабль, пусть и самый сильный и совершенный, не может одновременно находиться в разных точках Мирового океана. И малый корабль вовсе не означает, что это плохой корабль. Потопление малой подводной лодкой южнокорейского корвета Cheonan служит тому подтверждением.
Аналогичная картина наблюдается и в Западной Европе, где флоты тоже сокращаются. В Великобритании – бывшей владычице морей – этот процесс протекает наиболее болезненно. В сентябре волна недовольства прокатилась по Шотландии, где строятся авианосцы Queen Elizabeth и Prince of Wales. Пронесся слух, что в целях бюджетной экономии их программу стоимостью в 5,2 млрд. фунтов стерлингов ($7,9 млрд.) собираются аннулировать. Ясно, что в эту немалую сумму уложиться не удастся. А с учетом приобретения самолетов, она выльется вообще в астрономическую. Сначала было принято решение достроить Prince of Wales в качестве десантного вертолетоносца, но затраты это существенно не уменьшает. Корпорация BAE Systems, ведущая строительство кораблей, получила задание правительства Великобритании рассмотреть различные варианты изменения или полной ликвидации программы. Это и вызвало «бурление» Шотландии. Министр по делам Вооруженных Сил Ник Харви поспешил заверить, что не стоит беспокоиться. Мол, контракт есть контракт, и он будет выполняться. Но прозвучало все это как-то не очень убедительно. Скорее всего, ведутся поиски потенциальных покупателей на строящиеся корабли, поскольку их содержание Королевскому флоту окажется не по карману, да и не нужны они ему – кроме как для поддержания престижа. Вполне вероятно, что удастся продать первый корпус Индии, а то и все два. Дели весьма серьезно настроен стать державой №1 в зоне Индийского океана и авианосцы ему понадобятся, особенно в свете намерений Китая строить такие корабли.
Далеко не лучшим образом обстоят дела с пополнением крупными кораблями и российского флота. Из-за бюджетных ограничений вряд ли удастся реализовать озвученные планы ВМФ РФ по глубокой модернизации трех тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Киров», которые в настоящее время находятся в отстое. Ремонт и переоснащение этих кораблей обойдется дороже, чем строительство новых. Крайне сомнительно, что найдутся в обозримом будущем средства и на строительство авианосцев для российского флота по причине их высокой стоимости и дискуссионной необходимости.
В США последняя серьезная попытка «удешевить флот» была предпринята в начале 70-х гг. прошлого века в бытность начальником военно-морских операций адмирала Элмо Замволта. По его инициативе началось создание кораблей контроля за морем (о них подробнее cм. журнал «Национальная оборона» №10/2009), которые должны были взять на себя часть функций авианосцев, строительство ракетных катеров на подводных крыльях типа Pegasus и ракетных фрегатов типа Oliver Hazard Perry, которые стали последними классическими эскортными кораблями. Но выполнить программу «удешевления» не удалось. Замволта в 1974 г. отправили в отставку. Корабли контроля за морем даже не были заложены, правда, проект США продали Испании, где был построен легкий авианосец Principe de Asturias. Строительство ракетных катеров ограничили шестью единицами, которые довольно быстро списали. Почти в полном объеме была выполнена лишь программа фрегатов типа Oliver Hazard Perry (55 единиц, еще 16 построены в Австралии, Испании и на Тайване). Сейчас в строю осталось менее половины этих кораблей, которые чаще всего используются не по назначению, а в качестве многоцелевых. Что происходит не от хорошей жизни – в ВМС США просто нет других единиц аналогичного водоизмещения и скорости хода. По иронии судьбы имя Zumwalt получил один из самых дорогих американских кораблей – новейший эсминец DDG 1000, который обойдется налогоплательщикам в $6-7 млрд., и американские власти сочли за благо ограничить строительство таких «супер-эсминцев» тремя единицами.
И вот, спустя 35 лет после отставки Элмо Замволта, ВМС США, судя по всему, возобновили поиски альтернативных вариантов дешевых и эффективных кораблей. Когда в ноябре прошлого года нынешний начальник военно-морских операций адмирал Гэри Рафхед во время визита в Грецию оказался на борту десантного корабля на воздушной подушке Kirkira проекта 12322Э «Зубр», то это можно было счесть за проявление любопытства. Похоже, адмиралу понравился «летающий корабль» российской разработки и постройки, способный на 60-узловой скорости перебрасывать морскую пехоту и бронетехнику прямо через минные банки, а также поддерживать десант мощными огневыми средствами. Но вот в августе этого года Гэри Рафхед побывал на норвежском скеговом ракетном катере Skudd типа Skjold и на шведском скоростном легком корвете-«невидимке» Nykoping типа Visby. Это уже явно не любопытство, не случайность, а закономерность. Хотя шведский Visby и норвежский Skjold хорошо известны американским морякам. Тот и другой участвовали на начальных этапах тендера на лучший проект литорального боевого корабля. Первый в составе «команды» корпорации Northrop Grumman, а второй – корпорации Raytheon. Но они выбыли из борьбы. Теперь эти корабли снова привлекают внимание американского военно-морского командования.
Вовсе не случайным представляется и строительство на верфи VT Halter Marine в Паскагуле четырех ракетных катеров типа Ambassador III для ВМС Египта. Кроме шести РК типа Pegasus США никогда корабли этого класса не строили. Помимо коммерческой составляющей тут, очевидно, есть и другой интерес, связанный с результатами предстоящих испытаний не имеющихся в составе ВМС США кораблей. Кстати, проект РК типа Ambassador III создан на базе катеров Ramadan разработки британской компании Vosper Thornycroft, который был взят и за основу патрульных катеров типа Cyclone и которых из-за нещадной эксплуатации лишился американский флот.
О дешевых многоцелевых кораблях думают и в Королевском флоте. С корпорацией BAE Systems подписан контракт на создание фрегатов типа 26, которые призваны заменить фрегаты типа 22 и 23. Но поступление их ожидается не ранее 2020 г., поскольку финансовые потоки британского адмиралтейства сейчас направлены на строительство авианосцев типа Queen Elizabeth, эсминцев их сопровождения типа 45 и атомных подводных лодок типа Astute.
Министерство обороны РФ готовится провести тендер на новый корвет для российского флота. По сообщениям СМИ в нем примут участие конструкторские бюро, входящие в Объединенную судостроительную корпорацию: ЦМКБ «Алмаз», Северное и Зеленодольское ПКБ, а также бюро, специализирующееся преимущественно на проектировании гражданских судов (речь, очевидно, идет о нижегородском КБ «Вымпел», имеющем большой опыт создания судов и катеров для Военно-морского флота), и, вероятно, «один иностранный проектировщик». Как сообщается, речь идет о легком корвете охраны водного района. Это должен быть быстроходный малозаметный корабль с ангаром для вертолета и с быстрозаменяемым модульным вооружением. Вот тут и возникают вопросы. Во-первых, ангар и площадка для вертолета предполагают наличие у корабля значительных размеров. То есть по водоизмещению перспективный корвет догонит или, в лучшем случае, почти догонит корветы ближней морской зоны проекта 20380, которые сейчас серийно строятся для российского ВМФ. Правда, как указывается, Зеленодольское ПКБ может выставить на конкурс проект корвета с аутригерами, то есть тримарана. Такая схема позволяет уплотнить компоновку и не «раздувать» водоизмещение. Но как отнесутся к этому необычному кораблю военные моряки, которые достаточно консервативны, трудно сказать. Во-вторых, модульная система вооружения, как уже отмечалось, имеет свои плюсы и минусы. И, делая ставку на нее, надо быть максимально осторожными. В-третьих, надо помнить, что нести боевую службу эти корабли будут в акваториях сильно отличающихся друг от друга по климатическим и географическим условиям. То есть, если на Балтике, Черном море и Каспии нужны одни корабли – небольшого водоизмещения и, возможно, без вертолета постоянного базирования, то на Севере и на Тихом океане требуются совсем иные боевые единицы.
Более перспективным представляется другой подход. Он предусматривает создание семейств кораблей разного назначения на единой базовой (унифицированной) платформе. Этот метод, в общем-то, не новый, но с учетом внедрения свежих идей и передовых технологий – достаточно инновационный. Так, ЦМКБ «Алмаз» разработало унифицированную платформу, на основе которой уже строится базовый тральщик проекта 12700 «Александрит» на Средне-Невском заводе. В том же корпусе можно строить легкие ударные корветы типа «Каракурт» водоизмещением около 700 т с противокорабельными ракетами большой дальности в вертикальных пусковых установках, зенитным ракетным комплексом ближнего действия и 100-мм универсальной автоматической артиллерийской установкой. Предполагается также наличие беспилотного летательного аппарата для дальнего наблюдения, разведки и целеуказания. Та же самая платформа может использоваться для строительства корвета охраны водного района с ПКР «Уран», противолодочным комплексом «Пакет» и легким артиллерийским вооружением. Ее можно использовать и для создания патрульного корабля береговой охраны с базированием пилотируемого вертолета. Внедрение единых базовых платформ позволит ускорить строительство необходимых флоту кораблей и существенно удешевить их производство, сделать его по-современному технологичным. Так, общие для кораблей разных классов корпуса могут собираться на одном предприятии, а насыщать их оборудованием и вооружением будут на других заводах.
Тот же принцип использован Северным ПКБ при создании фрегата проекта 22356. Учитывая, что его полное водоизмещение превышает 4000 т, то и вариантов размещения оружия и вооружения значительно больше. Это могут быть универсальные корабли, корабли с усиленным противоздушным и противоракетным вооружением, а также большие патрульные корабли открытого моря.
Близкий, но несколько иной путь выбрали конструкторы Зеленодольского ПКБ. Они тоже работают с базовыми платформами, но не в «едином формате», а в нескольких, схожих обводами и общими принципами построения, но отличающихся друг от друга размерениями (такой же метод используют голландские судостроители фирмы Damen при создании кораблей семейства Sigma). Малые артиллерийские корабли «Буян», их ракетные версии «Торнадо» и «Буян-М» используют одинаковые элементы конструкции, но по требованию заказчиков – с разными боевыми свойствами. На базе этих платформ можно создавать не только ударные, но и патрульные и противолодочные корабли.
Особо стоит остановиться на скоростных кораблях с динамическими принципами поддержания, которые в мелководных прибрежных районах способны удерживать превосходство даже над сильным противником. Здесь Россия имеет значительный потенциал. Стоит напомнить о самых больших ракетных кораблях на воздушной подушке проекта 1239 «Сивуч». При водоизмещении около 1000 т их скорость достигает 50 узлов. По огневой мощи они сопоставимы с ракетными эсминцами. Надо полагать, ЦМКБ «Алмаз» продолжает совершенствовать проект, который нуждается в средствах дальнего освещения обстановки. Беспилотные летательные аппараты способны восполнить этот пробел.
На излете советских времен Зеленодольское ПКБ довело до стадии технического разработку проекта противолодочного корабля «Тур» водоизмещением около 1600 т. Его дизель-газотурбинная установка, работающая на водометные движители, должна была обеспечивать скорость полного хода до 55 узлов. Кроме противолодочного вооружения скеговый КВП предполагалось оснастить ЗРК самообороны, артиллерийскими установками и пилотируемым вертолетом с размещением его в ангаре. В случае реанимации проекта, «Тур» можно довооружить и противокорабельными ракетами, а также другими средствами поражения надводных и береговых целей. Может он выступить и в роли унифицированной платформы.
У ЦМКБ «Алмаз» и Зеленодольского ПКБ есть значительный научно-технический задел по перспективным кораблям с аэродинамической разгрузкой, способными развивать скорость в 100 и более узлов. И это не только плоды теоретических изысканий. Расчеты подтверждены испытаниями экспериментальных судов.
Ну, и, конечно, нельзя не упомянуть экранопланы. Опытный экраноплан проекта 903 «Лунь» водоизмещением 400 т, построенный в 1987 г., был вооружен шестью пусковыми установками противокорабельного ракетного комплекса «Москит» и развивал над водной поверхностью скорость до 500 км/ч. Сейчас, когда ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева перешло под эгиду ОАО «Радар ммс», заметно активизировались работы по этому направлению скоростного кораблестроения. После 2015 г. ожидается возобновление серийного производства экранопланов гражданского и военного назначения водоизмещением 50, 100 и 600 т. Они будут использоваться для доставки и эвакуации спецназа, высадки десанта и ударных функций. У экранопланов полезная нагрузка составляет до 40% от водоизмещения. Поэтому на одном из экранопланов, над созданием которого сейчас работают конструкторы, можно разместить 32 ракеты Club-N для поражения надводных и береговых целей. А к 2020 г., по словам генерального директора ЦКБ по СПК Сергея Платонова, планируется начать строительство экранопланов водоизмещением в 2000-3000 т. Появление таких кораблей существенным образом повлияет на способы ведения войны на море.
Сделаем некоторые выводы. В ближайшие десятилетия флоты для своего выживания и повышения эффективности применительно к вызовам времени потребуют поступления небольших скоростных малозаметных и относительно дешевых кораблей, созданных на унифицированных платформах. Это не означает, что перестанут строиться сложные, насыщенные высокоточным и дорогим оружием боевые единицы. Но заказывать их будут, несомненно, меньше. Получит дальнейшее развитие тенденция на разделение на флоты мирного времени (корабли и катера Береговой охраны или силы ВМС к ним приравненные) и боевые флоты (они станут компактнее, но будут обладать большой ударной и оборонительной мощью). С появлением оружия направленной энергии и широким использованием высокоскоростных кораблей с динамическими принципами поддержания произойдут радикальные изменения в способах и характере войны на море.
источник сайт "Национальная безопасность"
Александр МОЗГОВОЙ
много букв? эт очень мягко сказано:))
ОтветитьУдалитья с 1-го не осилил и со 22-го не осилил и с 3-го не осилил пашол на 4-й!!!
ОтветитьУдалитьпрочел!!!! получайца что Россия впереди планетарной тенденции по сокращению срецтв на перевооружение флота!
ОтветитьУдалить