четверг, 16 августа 2012 г.

Александр Храмчихин: «Кто, с кем и за что будет воевать в Арктике?»



На днях 
секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев сообщил: «Сформирован перечень ключевых объектов двойного назначения в удаленных районах арктических морей по трассе Северного морского пути, которые необходимо развивать в интересах обеспечения временного базирования боевых кораблей (судов) Военно-Морского Флота и Пограничной службы ФСБ России».Озвученные секретарем Совбеза РФ планы Москвы по усилению охраны Севморпути выглядят блефом

Заявление секретаря Совбеза наверняка вызовет острый интерес не только в России, но и за рубежом. Потому что прозвучало оно на фоне непрекращающегося спора о национальной принадлежности арктического шельфа и обостряющейся борьбе за право добычи на нем природных ресурсов, которую ведет уже около десятка стран. В 2008-2009 гг. правительство США осуществило геологическую разведку региона, по результатам которой сделало вывод, что около 30% мировых запасов природного газа и 13% нефти залегает в Арктике – преимущественно в море на глубине менее 500 метров. Пока доступ к ним либо физически невозможен, либо экономически нерентабелен. Но ученые прогнозируют, что скоро ситуация радикально изменится.

Так, в 70-х гг. XX века площадь льдов Арктики составляла примерно 8 млн. кв. км. В 2007-м от них осталось всего 4,3 млн. Стремительное таяние продолжается. В частности это утверждает американский геолог Лоуренс Смит в книге «Новый Север: мир в 2050 году». Выходит, скоро станет возможным и куда более интенсивное, чем нынче, использование Северного морского пути. Он способен стать реальной альтернативой «южному» марщруту, проходящему через Суэцкий канал. Потому что сокращает плавание из Западной Европы, например, в Японию на 5-8 тысяч километров.

На фоне этого естественно стремление России обеспечить безопасность своих северных границ и защиту собственных экономических интересов в Заполярье. И присутствие наших боевых и пограничных кораблей на трассе Севморпути тоже представляется нелишним. Однако насколько оно реально? Мы попросили бывшего командующего 5-й Средиземноморской оперативной эскадрой, бывшего начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селивановапрокомментировать «арктические» планы Москвы. Адмирал заявил «СП»:
– Северный Ледовитый океан потому и называется Ледовитым, что покрыт льдом. Раньше зимой там без ледокола пройти было нельзя, а зайти в бухту даже и с ледоколом невозможно. Но в последние годы Северный морской путь становится все более доступным для судоходства. Например, в прошлом году небольшой военный корабль в сентябре прошел весь путь от Мурманска до Чукотки без ледокола, даже нигде не останавливаясь. То есть ледовая обстановка изменилась. Поэтому с учетом все ужесточающейся борьбы за ресурсы Арктики совершенно логична потребность в пунктах маневренного базирования нашего флота по всей трассе Севморпути.

«СП»: - В прошлых интервью вы неоднократно сетовали, что за последние 20 лет мы не построили ни одного крупного боевого корабля. Что будем базировать в новых северных морях?
– Разумеется, об этом нужно думать уже сегодня. Нужны новые надводные корабли, способные плавать в высоких широтах. Нужны новые подводные лодки. Возможно - корабли на воздушной подушке, которые могут ходить и по воде, и по льду. Будем надеяться, что все это удастся построить хотя бы к 2020 году. Напомню, президент обещал, что к тому времени у нас появится 50 новых кораблей различного класса и назначения.

«СП»: - Мы не утратили технологии строительства кораблей усиленного ледового класса для северных широт?
– Не утратили. Другое дело, что десять лет на этом направлении не было никакого движения. Найдутся ли теперь люди, которые с чистой совестью и заботой о флоте внедрят эти технологии в металле - это, конечно, вопрос.
«СП»: - В советские годы в Арктике существовали пункты базирования, подобные тем, что планируют построить сейчас?
– Нет. Но тогда была другая военно-политическая обстановка и другие угрозы. Одно время на Новой Земле лет десять базировалась бригада эскадренных миноносцев. Восточнее никаких пунктов базирования у нас никогда не было.

Комментарий заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина:
– В России всерьез можно относиться только к тому, что уже начали реализовывать на практике. А до этого, как показывает опыт, наши руководителя могут обещать что угодно. А потом даже не попытатся воплотить обещанное в жизнь.
Если все же и в самом деле приступим к созданию пунктов базирования кораблей на трассе Севморпути - хорошо. Потому что у нас гигантское арктическое побережье, которое вообще никем и ничем не охраняется. Военно-морские базы есть только в Баренцевом море. То есть - на крайней западной оконечности Севморпути. Дальше на восток - пустота. Но надо ясно понимать, что такие базы, о которых заявил Патрушев, будут очень дорого стоить. Потому что природные условия там очень тяжелы. Неизбежно возникнут большие трудности со снабжением – железных дорог в тех краях почти нигде нет.
«СП»: - По сравнению с советским периодом наш Северный флот сегодня ослаблен. Если на него будут возложены еще и задачи по охране Северного морского пути, справится ли он?
– Наличие пункта базирования не означает, что в нем обязательно должны стоять корабли. Количество боевых единиц в составе флота в данном случае значения не имеет.

«СП»: - Для использования на Севморпути потребуются специальные корабли, адаптированные к северным широтам? Вероятно, возникнет необходимость вносить изменения в программу строительства ВМФ?
– Как известно, льды Арктики тают. Условия плавания там в последние годы все более смягчаются. К тому же у нас есть ледокольный флот. Поэтому это не самое главное. Основное препятствие в том, что новые базы в Арктике - очень дорогой проект. Плюс - неизвестно, как и когда конкретно он будет реализован.
«СП»: - Как на новые планы Москвы в Заполярье отреагирует Запад?
– А почему он должен реагировать? То, что мы делаем на своей территории, - наше личное дело. Мы же не запрещаем западным странам что-то подобное делать у себя.

«СП»: - Это так, но когда происходит нарушение военно-политического баланса, пусть даже за счет мер, принятых на своей территории, как правило, другая сторона отвечает соответствующим образом.
– Мне не очень понятно, каким может быть ответ, если пункт базирования как набор причальных сооружений будет создан где-нибудь в Тикси? Причем, без постояннного присутствия кораблей в нем. Неясно даже с чьей стороны ожидать ответных мер в этом случае. Потому что от Тикси до ближайшей «не нашей» территории - несколько тысяч километров.
«СП»: - Где можно было бы разместить новые российские базы?
– Вряд ли кто-то станет строить базы с нуля. Скорее будут развивать уже имеющиеся порты на Севморпути: Диксон, Ямал, Тикси, Певек.
«СП»: - Если мы хотим обезопасить свои северные морские границы, не дешевле ли было бы разместить там противокорабельные ракетные комплексы?
– Я в принципе не представляю себе морских боев в Арктике. Потому что не знаю кто, с кем и за что там будет воевать. Хотя бы в силу природных условий региона.


Фото: Дарья Шлыкова и Ярослав Никитин
http://svpressa.ru/society/article/57821/

4 комментария:

  1. Это. моржей опучить м.б. и метведей??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. при желаньи не только моржей и медведей можно опучить, но даж паморофф)))

      Удалить
  2. Ответы
    1. А паморы всекта на страже! ьты тока наливай!

      Удалить