вторник, 19 июля 2011 г.

Маркиз де Сад


Гений и злодейство две вещи очень даже совместные. И не надо делать никаких шагов от гения до безумства, поскольку частенько это вообще одно и то же. Кем был знаменитый маркиз де Сад? Преступником? Извращенцем? Безумцем? Философом? Эпатером, издевающимся над почтенной публикой? Гением? Певцом свободы? Воплощением зла? Мучеником? А почему бы не всем вместе? Он копался в человеческой душе, выкидывая на поверхность все самое темное, самое страшное, самое запретное, что находил там. Его книги до сих пор шокируют. Его фантазия чудовищна, его философия свободы остра, его социальная сатира гениальна.

В психологическом словаре садизм описывается, как "половое извращение, впервые описанное в романах французского писателя-философа XVIII столетия маркиза де Сада". Причиняя физические мучения другому человеку, садист получает удовлетворение. Обладая богатым воображением, проповедник абсолютной свободы де Сад вошел в историю психопатологии как родоначальник садизма. На чем зиждется механизм жестокости?

Философские размышления де Сада фактически представляют собой учебное пособие по извращениям. Что удивительно, этот человек не совершил ни одного убийства в своей жизни. Все описанные им ужасы насилия были всего-навсего игрой его воображения, фантазией.


 

Маркиз де Сад родился в семье графа и фрейлины принцессы Конде в 1740 году. Он воспитывался слугами и был лишен родительского внимания. По этой причине через некоторое время получил репутацию самого непослушного ребенка.

Будучи взрослым писателем, маркиз напишет о своем детстве такую фразу: "Мне казалось, что все должно было подчиняться мне и моим прихотям!" Несмотря на плохое поведение в детстве, де Сад не стал трудным подростком. Его главным отличием от остальных детей было, казалось бы, невинное желание кого-нибудь высечь или... чтобы высекли его.
 

После окончания школы иезуитов де Сад поступил в кавалерийское училище. Позже ему было присвоено звание младшего лейтенанта королевского пехотного полка. Маркиз принимал активное участие в сражениях Семилетней войны и получил сначала звание корнета карабинеров, а потом звание капитана кавалерии Бургонского полка. Уйдя в отставку Маркиз де Сад, с благословения Людовика XV и королевы, сочетался законным браком с дочерью президента налоговой палаты. Казалось бы, что нужно еще человеку, которому покровительствует королевская семья? Но с этого момента и началась история падения маркиза де Сада.

Как и всякий офицер того времени, маркиз имел огромное количество любовниц и все свободное время проводил в борделях, где за хорошие деньги реализовывал свои тайные садомазохистические фантазии. Подобное поведение было нормальным для молодого аристократа и совершенно не мешало ни его карьере, ни женитьбе. Помимо распутства маркиз был еще и философом, взгляды которого совпадали с взглядами Кондильяка, Ла Метрии, Гольбаха. Эти философы рассматривали Бога как одно из самых сильных человеческих заблуждений, а маркиз де Сад еще и старался в этом всех убедить.

Маркиз был арестован в первый раз, за скандальное поведение в борделе: он потратил целую ночь на то, чтобы переубедить молодую проститутку в правильности своих взглядов на религию. Король продержал де Сада под арестом две недели, после чего ему разрешили вернуться в одно из своих имений в деревне. Через пять лет маркиз снова привлек внимание к своей персоне. Он заманил в свой дом нищенку, связал и высек ее. После этого скандала, ему пришлось опять возвратиться в деревню.

Спустя еще три года маркиз устроил оргию с развратными действиями, содомом и поркой в Марселе. По поводу этого скандала было открыто полицейское расследование под названием "Марсельское дело". Если верить полицейскому протоколу, то маркиз предавался предосудительным занятиям: угощал девушек возбуждающими конфетами, предлагал им заняться нетрадиционным сексом, активной и пассивной флагелляцией (высечь плеткой).

Маркиз де Сад вовремя успел убежать из Марселя, так как ему был вынесен жесткий приговор: "Отрубить голову, тело сжечь, а прах — развеять по ветру". Теща де Сада, чтобы избежать позора в обществе, добилась разрешения на арест зятя. Но после четырех месяцев заключения жена устроила ему побег, и маркиз снова оказался на свободе. Он в течение года жил в родовом замке Лакост, соблюдая осторожность, но не переставая предаваться любимому занятию — совращению служанок, пока не разразился новый скандал.

Узнав, что маркиз втянул в свои оргии даже жену — маркизу де Сад, теща добилась нового ареста. На этот раз де Сад провел в тюрьме 13 лет. Это заключение превратило испорченного аристократа в философа и писателя. Он стал автором многих нашумевших произведений: "Диалог священника с умирающим", "Диалог", "120 дней Содома", "Жюстин, или Злоключения добродетели" и других.
 

Ко времени Французской революции (1789 год) маркизом было написано 15 книг.
Философия де Сада стала извращенной версией эволюционной теории Дарвина — он тоже считал, что выживает наиболее приспособленный вид. Революция дала маркизу долгожданную свободу, а он в свою очередь выпустил новый роман "Философия в будуаре".

Современники маркиза не скоро поняли, что писатель не критикует общественные пороки, а даже наоборот создает новые и подробно описывает их. В 1801 году маркиз де Сад был арестован за распространение порнографических произведений и 14 лет провел в психиатрической лечебнице, где в 1814 году в возрасте 74 лет и умер.
 

Донасьен-Альфонс-Франсуа де Сад оказал своеобразное воздействие на историю развития литературы. До него порнография в художественных произведениях вообще отсутствовала. А в психиатрии и психологии он является ярким примером психопатологической личности с садомазохистскими чертами. К тому же с некоторых пор в сексопатологии агрессивные наклонности, которые относятся к половым перверзиям (извращениям), называются синдромом де Сада.

Комментариев нет:

Отправить комментарий