Французская армия эпохи Наполеона считалась передовой военной машиной в Европе. Основы её мощи были заложены ещё до и во время Великой Французской революции.
Организация, вооружение французской армии
Пехота. Во время революционных войн во французской армии установилась особая организация, отличавшая её от королевской армии. Основной единицей пехоты по-прежнему был батальон, но из 6 батальонов составляли не полки, а бригаду, которая делилась на две полубригады трёхбатальонного состава. Бригады сводились в дивизии, а те в корпуса. В рамках Великой Армии к 1806 году было сформировано 7 армейских корпусов, каждый из которых имел 2-4 пехотные дивизии, бригаду или дивизию лёгкой кавалерии, 36-40 орудий и соединения сапёров и тыловых обозов. Каждый армейский корпус имел возможность вести боевые действия в отрыве от основных сил армии. Таким образом, корпус являлся базовой оперативной единицей. Численность армейского корпуса определялась его задачами, возможностями и людскими ресурсами территории формирования. Состав его сил (пехота, кавалерия, артиллерия, вспомогательные подразделения) был сбалансирован. Корпусная система французской армии позволяла вести военные действия широким фронтом на большой территории.
Наполеон продолжил реорганизацию пехоты, и к февралю 1808 года окончательно установилась новая структура. Вместо полубригад опять ввели полки. Каждый полк имел 5 батальонов: 4 действующих и 1 запасной, в котором шло накапливание и обучение новобранцев. В линейной пехоте батальоны были 6-ротного состава: 4 фузилёрных, 1 гренадёрская и 1 вольтижерная (лёгкая стрелковая рота). В легкой пехоте в батальоне было также 6 рот: 4 егерских, 1 карабинерная и 1 вольтижерная. Численность батальона была установлена в 840 человек, полка – 3970 человек. На вооружении линейной пехоте было ружье с ударно-кремневым замком обр. 1777 года (калибр 17,4 мм), со трёхгранным 47 см штыком. Это ружьё было модернизировано в 1798-1799 гг. Максимальная дальность стрельбы ружья – 500 шагов, прицельная - 120. Пехотинец имел 60 патронов при себе и столько же в обозе. У вольтижеров ружья были облегчены. Ружья образца 1777 г. обладали рядом недостатков: малая дальность прицельной стрельбы, частые осечки из-за плохо сконструированной пластины кремня на курке. Солдаты частенько старались заменить его на трофейное. Кроме того, были ружья пехотные AN-IX обр. 1801 года. Ружьё было почти точной копией старого ружья образца 1777 года – французские оружейники в условиях создания массовой армии, что требовало производства сотен тысяч стволов, оказались неспособны быстро создать новое оружие. Оружейники просто несколько модернизировали уже имевшийся образец. Они немного снизили вес ружья и заменили часть железных деталей, которые подвергались коррозии, на медные. Понятно, что такое «усовершенствование» не улучшило боевых качеств основного оружия пехоты. Ружье AN-IX имело все недостатки своего предшественника. Кроме того, произошло ухудшение качества изготовления стволов в условиях спешного массового производства. Это привело к тому, что французские оружейники были вынуждены уменьшить размер пули, создавая тем самым зазор между пулей и стенками ствола. С помощью этого зазора, который допускал прорыв части пороховых газов и уменьшал точность стрельбы и убойную силу пули, они сделали использование ружья более безопасным. Иначе ствол ружья могло разорвать из-за шероховатостей стенок ствола, которые неизбежно возникали в условиях плохой обработки металла.
Ружье французское пехотное с ударно-кремневым замком обр. 1777 г., со штыком.
Нарезной карабин (штуцер) был нетипичен для французской армии. Нарезные ружья для своей пехоты французы начали выпускать в 1793 году, но из-за отсутствия опытных мастеров в данной сфере и высоких затрат во Франции так и не смогли наладить массовое производство. В 1800 году производство остановили, с начала запуска выпустили не более 10 тыс. карабинов. В 1806 году производство попытались восстановить, но без особого успеха – до конца наполеоновского правления выпустили не более 2 тыс. штуцеров. По уставу ими должны были вооружить унтер-офицеров и офицеров легких пехотных рот линейной и лёгкой пехоты. Но из-за проблем в запуске производства эти планы остались на бумаге. Почти все унтер-офицеры вольтижеров сохранили старые гладкоствольные ружья. Только некоторые офицеры смогли закупить себе карабин.
Кроме огнестрельного оружия, пехотинцы имели также и холодное. Рядовые и унтер-офицеры были вооружены полусаблями (тесаками) с коротким клинком (около 59 см). Впрочем, это оружие трудно отнести к разряду боевого, часто это был подручный инструмент. В бою пехота чаще всего использовала штыки, а не полусабли. Особую модель полусабли (с большой защитной гардой и широким клинком) имели сапёры. Шпаги и сабли имели на вооружении офицеры. Модели холодного оружия командного состава отличались большим разнообразием, оружие мало отвечало уставным нормам. Офицеры могли позволить себе самое разное холодное оружие на любой вкус и кошелёк.
Надо отметить, что французская металлургическая промышленность не имела достаточных возможностей и ресурсов, чтобы успевать вооружать постоянно растущую армию империи современным стрелковым оружием и в то же время пополнять потери оружия в многочисленных сражениях. Поэтому на вооружении французской армии наряду с новыми образцами стояло и старое оружие второй половины 18 столетия, выпущённое еще до революции, при королевской власти. Да и новое вооружение создавалось наспех, в очень короткие сроки, поэтому зачастую представляло собой лишь копии старых образцов с незначительными усовершенствованиями и изменениями. Кроме того, во французской армии терминология типов стрелкового оружия отличалась от русской терминологии. Главное пехотное оружие в обеих армиях называли ружьем, а вот дальше понятийная база существенно расходилась. Нарезные ружья в русской армии назывались штуцерами, а во французской – карабинами. Укороченные гладкоствольные кавалерийские ружья у русских называли карабинами, а у французов – мушкетонами. «Дробовики» с раструбом (расширяющимся к срезу стволом) у кавалеристов в России назывались мушкетонами, а во Франции – тромблонами.
Обмундирование пехоты составляли светло-синие шинели, такие же мундиры, белые камзолы, гетры и ботинки. Общая численность пехоты в Великой армии к 1812 году оставляла 492 тыс. человек.
Кавалерия. В 1799 году французская кавалерия состояла из 2-х карабинерных, 25 кавалерийских, 20 драгунских, 23 шассерских (егерских) и 13 гусарских полков. Всего было 83 полка (307 эскадронов), они насчитывали 51 тыс. человек. Затем их численность несколько возросла. Так, количество драгунских полков было доведено до 30, егерских до 31. Наполеон не внёс существенных изменений в кавалерию. Он только создал кавалерийских резерв из двух кирасирских дивизий (с 1809 года - 14 кирасирских полков). Кроме того, в 1811 году под влиянием опыта схваток с казаками, вооружённых пиками, были созданы 6 уланских полков (затем в Варшавском герцогстве ещё 3). Кавалерия делилась на тяжёлую (кирасиры и карабинеры), линейную (драгуны и уланы) и лёгкую (гусары и конные егеря). Тяжелая кавалерия считалась резервом главного командования, кирасиры и карабинеры предназначались для прямых лобовых атак и прорыва линии войск врага в решающий момент сражения. Линейная кавалерия поддерживала действия пехотных частей, а легкая конница в основном выполняла функцию разведывательно-диверсионных подразделений, могла совершить рейд по тылам противника и неожиданное нападение на врага из засады. Кавалерийский полк 1808 года, состоял из 4-х эскадронов, два эскадрона составляли дивизион. В полку было 961 человек. Численность кавалерии в 1812 году составляла 96 тыс. человек.
Драгуны были вооружены укороченной версией пехотного ружья AN-IX. Эти ружья даже имели штыки, как и в пехоте. Драгунское ружьё состояло на вооружении карабинеров, кирасир, конных гренадеров гвардии. Основным стрелковым оружием французской легкой кавалерии на рубеже XVIII-XIX веков являлся кавалерийский мушкетон образца 1786 года. Им были вооружены все егерские и гусарские полки. В самом начале 19 столетия на его основе оружейники разработали новый, несколько более совершенный карабин AN-IX. Это оружие стало поступать, в первую очередь, в только формирующиеся кавполки. Дистанция максимальной стрельбы из короткоствольного кавалерийского мушкетона была в два раза меньше, чем у пехотного ружья. Тем не менее, его широко использовали в легкой коннице, т. к. он был незаменим для службы на аванпостах, в боевом охранении, а также в тех случаях, когда кавалеристы вели бой в пешем строю. Но из-за слабости производственной базы и нехватки нового оружия в огромной по численности армии французского императора, пришлось применять старый мушкетон образца 1786 года. Мушкетон 1786 года широко использовался вплоть до самого падения Французской империи.
Французское драгунское ружье.
Мушкетон кавалерийский AN-IX
Мушкетон кавалерийский обр. 1786 г.
Многие офицеры французской кавалерии (в первую очередь – драгунских соединений) были вооружены короткими гладкоствольными мушкетонами с раструбом на конце ствола (у французов их называли тромблонами). Это было традиционное для того времени кавалерийское оружие, расширение на конце ствола позволяло при выстреле формировать разлетающийся сноп картечи. Понятно, что тромблон не мог поражать врага на значительной дистанции, но он пользовалось огромной популярностью у кавалеристов потому, что надёжно обеспечивал попадание с небольшой дистанции даже со спины скачущей во весь опор лошади.
Тромблон.
Все кавалеристы французской армии эпохи Первой Империи имели в обязательном порядке 1-2 пистолета в седельных кобурах (обычно один пистолет из-за нехватки этого вида огнестрельного оружия; парой пистолетов смогли вооружить только всех солдат кирасирских и карабинерных полков). Единой модели не было. Одни пользовались пистолетом кавалерийским обр. 1763/1766 гг., созданным ещё при короле Людовике XV, он предназначался в первую очередь для драгун (калибр 17,1-мм, вес 1,23 кг). Пистолет выпускался в двух моделях: 1-я версия обр. 1763 г. была слишком громоздкой (длина 48 см), поэтому создали 2-ю, укороченная версию обр. 1766 г. длиной 40,2 см. Пистолет выпускали до 1777 года, в общей сложности было изготовлено 56 тыс. единиц. К началу наполеоновских войн это оружие считалось устаревшим, но из-за нехватки пистолетов активно применялось в войнах (понятно, что в несколько ограниченных масштабах – значительная часть из выпущенных в 18 столетии образцов уже была потеряна в постоянных военных конфликтах).
Французский пистолет образца 1763-1766 модель 1. Общая длина 48 см.
Французский пистолет образца 1763/1766 модель 2. Общая длина 40,2 см.
Другой старой моделью был французский пистолет обр. 1777 г (так называемый «шкатулочный»). «Шкатулочный» пистолет калибра 17,1 мм был небольшим по размерам. Но, тем не менее, был довольно тяжелым - 1,4 кг. Это было связано с оригинальной конструкцией оружия: весь механизм размещали в медной коробке («шкатулке»), в которую ввинчивали казенный срез ствола. Такую нестандартную схему приняли по настоянию талантливого артиллериста генерала де Грибоваля. «Шкатулочные» пистолеты выпускались только до Великой французской революции, но применялись в армии до самого конца наполеоновской империи.
Французский пистолет обр. 1777 г (так называемый «шкатулочный»).
Более современной моделью был кавалерийский пистолет AN-IX обр. 1801 года. Этот пистолет выдавали кирасирам, драгунам, гусарам, уланам и конным егерям. Парой пистолетов вооружали только кирасиров и карабинеров, остальные кавалеристы получали только по одному пистолету. Это было также связано со слабостью французской промышленности, которая оказалась не готова выпускать оружие нового, массового типа. Пистолет в этой модели выпускался всего 4 года. Ещё 3 года производили его несколько измененную версию «Модель AN-XII» (доработка коснулась только способа крепления ствола к ложу). Самым совершенным и распространенным оружием французской кавалерии был кавалерийский пистолет AN-XIII обр. 1805 г. (всего было выпущено около 300 тыс. единиц этого оружия). Калибр этого пистолета - 17,1 мм, вес - 1,27 кг, общая длина - 35,2 см. Пистолет широко использовался в кавалерийских частях – в основном как оборонительное оружие, т. к. в наступлении французская кавалерия более всего применяла холодное оружие.
Французский пистолет AN-IX (AN-XII).
Французский пистолет AN-XIII.
Кроме того, у французов было значительное число трофейных пистолетов. Офицеры не получали оружие за государственный счёт, а закупали его за свои деньги. Поэтому офицерские пистолеты отличались ещё большим разнообразием. Офицеры победнее пользовались армейскими моделями, обеспеченные заказывали дорогие модели у знаменитых оружейников. Дорогие, роскошные пистолеты были предметом гордости их владельца.
Надо сказать, что прицельная дальность стрельбы из пистолета того времени была крайне низкой, поэтому практики военного дела давали рекомендации стрелять из него фактически в упор. Стреляли с 10, 20 и более шагов, но по мере роста дистанции точность падала до нуля. При стрельбе с коня на рыси лучшие стрелки промахивались в половине случаев, а на галопе – в трёх из четырёх. А попадание в цель со спины с лошади на дистанции 30 шагов считалось случайностью.
Главным атакующим оружием кавалерии были сабли (и палаши). Во французской армии времён Наполеона вооружение различных видов кавалерии было традиционным для Европы того периода: тяжелая и линейная конница (кирасиры, карабинеры и драгуны) была вооружена прямыми палашами, а легкая кавалерия (гусары, конные егеря) – кривыми саблями. Кирасиры имели на вооружении палаши моделей IX и XI. Палаш модели IX был хорошим оружием, но имел значительный недостаток - ножны были выполнены из тонкого металла (толщиной в 0,95 мм) и легко деформировались от самого незначительного удара. Деформация могла привести к самым негативным последствиям, вплоть до того, что палаш могло заклинить в ножнах в самый решающий момент. Поэтому комиссия по вооружению усовершенствовала оружие. Ножны кирасирского палаша отныне стали производить из стали в 2,5 мм толщиной, а внутрь для еще большей надежности конструкции стали вставлять деревянный вкладыш с пазом. Правда, от этого вырос вес оружия – с двух килограммов до трёх с лишним. Палаш был весьма эффективным оружием. Всего кирасирских палашей образца IX года было произведено более 18 тыс., а модели XI года свыше 54 тыс. единиц. У драгун имелся свой собственный палаш модели IV, который они носили не в железных, а в кожаных ножнах. Драгунский палаш был несколько легче и чуть короче кирасирского и имел плоский клинок.
Французский кирасирский палаш модели XI.
Французские кавалеристы имели на вооружении массу старого холодного оружия. Но в большинстве своём на вооружении французских конных егерей и гусар были сабли двух типов. К первому относилась сабля образца 1776 года, она изготовлялась по классическому венгерскому типу. Второй тип представляли сабли модели IX и XI, созданные уже в 19 столетии. Сабля модели IX года оказалась настолько удачной по конструкции, что с небольшими изменениями она дожила до упразднения кавалерии как рода войск. Сабля, аналогичная принятой в IX году, оставалась на вооружении французской кавалерии до 1940 года. Характерной особенностью сабли для лёгкой кавалерии модели IX года было наличие боковых дужек на эфесе, что достаточно хорошо защищало руку кавалериста. Отличалась от сабли венгерского типа и форма клинка: он был более прямой и увесистый, чтобы можно было выполнить не только рубящий удар, но и укол.
Французская легкокавалерийская сабля образца 1776 г (венгерского типа).
Французская легкокавалерийская сабля модель IX.
Французская легкокавалерийская сабля модель XI.
Наиболее слабым местом французской армии был её конный состав. Готовясь к войне с Российской империей, Наполеон старался пополнить армию лошадьми, которые приспособлены к длительным и большим переходам. Опыт военных действий против русских войск в Восточной Пруссии показал, что французские и итальянские лошади уступают в плане выносливости восточным породам. Ещё во время кампаний 1805-1807 гг. Наполеон забрал почти весь конный состав австрийской и прусской армий, а затем и Рейнского союза. Однако этого количества лошадей оказалось недостаточно. Поэтому по приказу Наполеона стали закупать значительные количества лошадей в государствах Германии и в Австрии. Пруссия по соглашению от 24 февраля 1812 года была должна поставить 15 тыс. лошадей. Закупались лошади и в России. Всего Наполеону удалось собрать около 200 тыс. лошадей, лучшие были отданы кавалерии, другие пошли в артиллерию и обоз.
http://topwar.ru/14997-vooruzhennye-sily-francii-pered-vtorzheniem-v-rossiyu.html
отки мне понраилися
ОтветитьУдалить