вторник, 5 июня 2012 г.

Секс: смерть половой проблемы


Дарья Саркисян

Рисунок взят из пропагандистской брошюрки 1920 года, хранящейся в Музее Кирова в Санкт-Петербурге. На нем изображена сценка из комсомольского спектакля времен Гражданской войны. Речь идет о половом вопросе в общем и о свободной любви в частности

Сексуальная революция, плоды которой вкушает ныне и Россия, — прямое следствие другой победившей революции, научно-технической, разрушившей патриархальную семью
История любви в романе Томаса Гарди «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» (1891) заканчивается ровно тогда, когда главные герои решают исповедаться друг другу. Энджел признается возлюбленной Тэсс в том, что провел несколько ночей с другой женщиной. Тэсс великодушно прощает его, но в свою очередь сообщает, что сама некогда была совращена. В ответ Энджел называет ее «падшей женщиной, принявшей облик невинной девушки», и уезжает...
Такова была викторианская мораль. В конце XIX века от девушки требовалась невинность не только физиологическая, но и духовная, понимаемая как неосведомленность. В идеале юная особа не должна была иметь ни малейшего представления о том, чем муж с женой занимаются в постели. Многие молодые женщины, столкнувшись в первую брачную ночь с реальностью, приходили в ужас, убегали к родителям и даже пытались покончить с собой. В хорошем обществе все, что хоть намеком могло иметь отношение к сексуальности, было табуировано. Считалось неприличным даже предложить даме ножку цыпленка. За гомосексуализм сажали в тюрьму, а мастурбация считалась чуть ли не психическим отклонением и, уж во всяком случае, занятием чрезвычайно для мозга и нервной системы вредным.

Свобода-несвобода

Первой страной, где была предпринята попытка сексуально раскрепостить мужчин и женщин, стала Россия. Здесь после революции 1917 года секс приравняли к естественным физиологическим потребностям — жажде, голоду и прочим, а обязательную регистрацию брака отменили.
В ходу были лозунги: «Жены! Дружите с возлюбленными своих мужей!», «Хорошая жена сама подбирает подходящую возлюбленную своему мужу, а муж рекомендует жене своих товарищей!» Получили распространение «семейные» коммуны, объединявшие 10–12 человек. В них не было постоянных моногамных пар — это просто запрещалось.
Рене Магритт «Насилие» (1945): груди на мес те глаз, пупок вместо носа, вместо рта… Картина повергла Запад в шок. Оценить ее смог только Вильгельм Райх. Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM.RU
Однако вскоре стало ясно, что такая свобода связана с издержками. Свобода любви стала пониматься как свобода мужчин пользоваться любым женским телом, а свобода женщин вылилась в необходимость беспрекословного подчинения желаниям мужчины. Отказ мог быть расценен как проявление мелкобуржуазности. О другой проблеме говорилось на совещании советских агитаторов, организованном в 1923 году Троцким: «Мы неправильно поняли понятие «свободной любви». В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек (которых некому воспитывать. — Прим. ред.)… Если война нам дала массу инвалидов, то неправильно понятая свободная любовь наградит нас еще большими уродами».
В начале 1930-х Сталин повел борьбу с «бытовой распущенностью» под лозунгом: тот, кто «разложился в быту», легко может подпасть под влияние классового врага. Основой социального порядка вновь стала моногамная семья. Это было связано и с требованиями демографии, но в не меньшей степени со стремлением вождя искоренить всякую свободу, осуществлять тотальный контроль над гражданами — семья через принцип коллективной ответственности и институт заложничества стала мощным оружием в руках тоталитарного государства. 

Догоняющий запад

Не переживших столь мощных социальных потрясений Европе и США по части сексуальной свободы, конечно, было далеко до революционной России. Но и там находились энтузиасты, ратовавшие за радикальные преобразования в вопросах пола. Их объединила Всемирная лига сексуальных реформ, основанная в 1928 году немецким психологом Магнусом Хиршфельдом. На конгрессах лиги обсуждались вопросы сексуального неравенства мужчин и женщин, отделения института брака (включая развод) от церкви, полового просвещения и отмены законов, запрещающих  противозачаточные средства и аборты. Тем не менее вплоть до 1950-х традиционное гендерное поведение все еще оставалось доминирующим, хотя подспудно шел процесс его трансформации. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анонимного анкетирования, проведенного вскоре после Второй мировой войны крупнейшим американским сексологом Альфредом Кинси. По его данным, 37% граждан США имели гомосексуальные контакты, добрачный сексуальный опыт был у 68% мужчин и 50% женщин, а 8% мужчин имели половой контакт с животными. 

Правда тела

Качественно взгляды западного общества на сексуальную свободу изменились в 1960-е годы. Случившаяся тогда сексуальная революция была прямым следствием победы индустриальной революции, в результате чего многократно ускорился процесс отмирания патриархальной семьи.
В постиндустриальном мире физические данные работника уже практически не играют роли, да и уход за ребенком не сопряжен с большими затратами сил и времени. Иными словами, социально-экономический фундамент, на котором строилась традиционная модель семьи, рассыпался.
Все это не могло не отразиться на отношениях между родителями и детьми. Они все больше отдалялись друг от друга — первые большую часть времени проводили на работе, вторые в разного рода детских учреждениях или с нянями. Выросло поколение, образованное и материально обеспеченное, которое относилось к родителям не только без прежнего пиетета, но даже критически. Если раньше секс, любовь и брак считались чем-то единым, то молодое поколение эти понятия решительно развеяло.

День независимости по-хипповски. Колорадо. 4 июля 1971 года. Фото: MAGNUM/PHOTOGRAPHER.RU 


1. Хиппи — «дети цветов» — расписывали своими символами все, что их окружало
2. Марихуана, секс и рок-н-ролл — священная триада молодежных субкультур 1960-х

По словам американского певца Джима Моррисона, секс старшего поколения «полон лжи». «Тело пытается сказать правду, но оно сковано правилами. Большинство людей даже не представляют, что они теряют. Наше общество установило контроль над высшей ценностью — нашими чувствами. Оно высмеивает примитивные культуры и гордится тем, что подавляет естественные инстинкты».
Неприятие мира взрослых породило молодежную субкультуру и целые молодежные движения, самыми радикальными из которых стали хиппи (от англ. hip — «знающий», «понимающий») — в середине 1960-х их численность достигала 750 000 человек. Для них свободный секс (вместе с наркотиками и рокн-роллом) был путем к внутренней свободе и естественности. Как писал один из зачинателей движения, американский поэт Аллен Гинзберг, «мы поняли, что секс — это такая же часть нашей жизни, как еда и сон. Это абсолютно естественный способ самовыражения. Мы учились преодолевать запрограммированные в нас страхи и делиться нашими телами так же легко, как мы делимся едой и мыслями».
Благодаря молодежи 1960-х секс был, если можно так выразиться, выпущен на свободу. Женщины осознали свою сексуальность, надели мини-юбки, полупрозрачные блузки и сняли бюстгальтеры. Они стали требовать от сексуальных партнеров большего внимания к своим нуждам. Секс прописался в кино, живописи, театре. Добрачные связи сделались чем-то само собой разумеющимся. 

1. Сексуальная революция дала женщинам право появляться в любом месте в любом виде. В 1970-е даже была мода на нижнее белье, открыто выставляемое на обозрение мужчин. На рисунке изображена Валентина — героиня итальянских секскомиксов
2. Джейн Биркин и Серж Генсбур. Джейн была символом французской сексуальной революции. Ее сингл «Я тебя люблю» (1969) стал хитом номер один среди неформалов Англии и Франции
3. Типичный значок времен перестройки
Фото: AP/EAST NEWS

Личное дело

В СССР же продолжали действовать прежние, еще сталинских времен, ханжеские табу: секс только в браке и только с целью зачатия, никаких постельных сцен в произведениях искусства. Самодеятельные молодежные сообщества вроде стиляг, рок-групп и т. п. жестко преследовались. Но в конце 1980-х перестройка вместе с другими свободами подарила свободу открыто говорить о сексе. На экраны выходят «Маленькая Вера» и «Интердевочка», страну наводняют видеокассеты с эротическими фильмами, на что власти смотрят сквозь пальцы. Как всегда, после снятия запрета маятник унесло в другое крайнее положение — эротический бум перерос в порнографический, но и он постепенно сходит на нет.
Сегодня Россия пожинает плоды сексуальной революции наравне с западными странами. Брак теперь считается личным делом каждого, а не неким долгом перед церковью или государством. Нормой сделалась серийная моногамия. Супружеская измена не считается более смертным грехом. Например, в Великобритании 25% женщин имеют связи на стороне. Распространение получили открытые браки и свингерство. С мастурбации снят ярлык постыдности, самоудовлетворение сделалось нормой даже в браке. Некоторые сексологи прописывают такие «процедуры» пациентам. Во многих странах регистрируются однополые браки. Секс до брака окончательно сделался нормой.
Иными словами, главный результат сексуальной революции заключается в том, что человек обрел право самостоятельно выбирать тот стиль сексуального поведения, который его устраивает.

7 комментариев:

  1. Да здравствует Лига Сексуальных Реформ:))

    ОтветитьУдалить
  2. Ебёшь ты долго тёлку раком,
    Пытаясь вдохновение поймать.
    Садишься стих писать, однако,
    И мысли нету, как начать.

    Тогда встаёшь, идёшь за хлебом,
    Солёной рыбкой и пивком
    И ловишь вдохновенье где-то
    Неимоверным творческим рывком.

    Вот так оно порой бывает,
    Прыщавый, юный мой дружок.
    То ты, как Бальмонт, ввысь взлетаешь,
    То шлюх ебёшь ты, словно Блок.

    Еболдино, 1828

    — Граф Переднехвостов

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ето надо в литературном мамонахе пупликовать. в расделе для естетоф...

      Удалить
    2. так темо ж для вас,- естестоф?

      Удалить