воскресенье, 21 октября 2012 г.

Единственный в России судоподъемник


Единственный в России судоподъемникНаверняка многие видели, как корабли перемещаются из рек в водохранилище с помощью шлюза — специального сооружения, расположенного между водоемами с различными уровнями. Но шлюз — это это не единственный вариант для судов.

Еще существуют судоподъемники — сложные механизмы, позволяющие поднимать и спускать огромные корабли с одного уровня водного пути на другой. Их стоимость намного выше стоимости организации шлюза, поэтому в мире их насчитывается всего десятка четыре. Один из них находится в Красноярске. Это единственный в России судоподъемник.
Судоподъемник в действии — невероятное зрелище. Особенно, когда стоишь под эстакадой, и махина в восемь тысяч тонн величественно проплывает над твоей головой, поливая водой из Енисея.


Строительство Красноярского судоподъемника началось в 1963 году и длилось почти 10 лет. Строительство было вызвано необходимостью восстановить судоходство по Енисею, прекращенное с возведением в русле реки плотины Красноярской ГЭС.
Единственный в России судоподъемник
Судоподъемник красноярского гидроузла на реке Енисей сооружен в 1976 году и запущен в эксплуатацию в 1982. Он расположен в месте примыкания плотины Красноярской гидроэлектростанции (высота которой превышает 100 метров) к левому берегу реки Енисей.
Единственный в России судоподъемник
Для информации: Красноярская ГЭС — вторая по мощности в России. Ее гравитационная бетонная плотина впечатляет — длина 1065 метров и высота 124 метра:
Единственный в России судоподъемник
Судоподъемник состоит из аванпорта, нижнего подходного канала, самого подъемника и поворотного круга. Подъёмник представляет собой платформу, перемещающуюся по рельсовому пути, с шириной колеи 9 м, и имеющую зубчатое зацепление:
Единственный в России судоподъемник
Каждый из рельсов колеи опирается на отдельную эстакаду. Движение осуществляется посредством электротяги (850 тонн):
Единственный в России судоподъемник
Единственный в России судоподъемник
Перепад уровней между нижним и верхним бьефом — 104 метра (больше, чем 30-этажный дом)!
Единственный в России судоподъемник
Скорость движения подъемника — 20 метров в минуту или 1.2 км/ч. Для масштаба, внизу стоят рабочие, на которых медленно съезжает 4500 тонны — это вес камеры без воды:
Единственный в России судоподъемник
Для погрузки судна в подъемник платформа опускается ниже уровня воды. Если вы захотите переправить свой кораблик через плотину Красноярской ГЭС, приготовьте 120 тысяч рублей.
Единственный в России судоподъемник
Тяговые усилия для передвижения камеры по судовозным путям создаются с помощью 156 радиально-поршневых судомоторов:
Единственный в России судоподъемник
Заполнение судовозной камеры водой. Судоподъемник транспортирует суда грузоподъемностью до 1500 тонн, с габаритами 78×15 метров и осадкой в 1.9 метра:
Единственный в России судоподъемник
В день нашей съемки на единственном в России судоподъемнике передвигалась вот эта баржа:
Единственный в России судоподъемник
Полная эксплуатационная длина с подводными участками — 1510 метров. Буксир заводит баржу в шлюз судовозной камеры:
Единственный в России судоподъемник
Баржа заходит в камеру и поднимается вместе с водой, на плаву:
Единственный в России судоподъемник
Баржа в камере. Все готово к подъему. Такое ощущение, что токоприемники сняли с вагона электрички:
Единственный в России судоподъемник
Вид на Красноярскую ГЭС. Мощность станции — 6000 МВт:
Единственный в России судоподъемник
Железнодорожный переезд. Снизу медленно ползет груженый подъемник.
Единственный в России судоподъемник
Внизу у эстакады:
Единственный в России судоподъемник
Я решил спрятаться от дождя под подъемником, но меня еще больше залило водой:
Единственный в России судоподъемник
И опять пробежка обратно к переезду. Только там можно вплотную подойти к подъемнику:
Единственный в России судоподъемник
8000 тонн:
Единственный в России судоподъемник
Единственный в России судоподъемник
Единственный в России судоподъемник
Поворотное устройство, которое предназначено для перевода судовозной камеры из одного бьефа в другой или на ремонтно-монтажную площадку:
Единственный в России судоподъемник
Длина поворотного устройства — 104.6 м. Окружная скорость поворота по радиусу круговых путей — 20 метров в минуту.
Единственный в России судоподъемник

1 комментарий: