среда, 15 февраля 2012 г.

Кем пожертвует Пихлер?

До чемпионата мира в Рупольдинге еще больше двух недель, а вокруг состава сборной России остается неясность. Блог «Олимпийские виды», внимательно изучив критерии отбора в команду, уверенно называет мужскую шестерку и неуверенно женскую – остальных определит чемпионат России и придирчивый Вольфганг Пихлер. Почему ему придется выбирать между Булыгиной и Романовой? Кто усилит феерическую мужскую команду? Как не нарушить правила отбора? 

Кажется, биатлонный сезон только вчера взял неспешный старт, а восемь этапов пролетели, словно и не бывало. Пара недель, оставшихся до Рупольдинга, промелькнет еще быстрее, поэтому, не теряя времени, вместе с биатлонистами начнем подготовку к главному старту сезона.
Составы – вот что в первую очередь интересует болельщиков любой сборной на пороге чемпионата. Во вторую – распределение биатлонистов по гонкам. Обсудить, кому какую гонку бежать, еще успеется, а вот проанализировать свежее решение тренеров стоит прямо сейчас. Благо под рукой изученный вдоль и поперек осенним отбором в команду документ с неизменным названием – «Критерии отбора в сборную России для участия в этапах Кубка мира, чемпионате мира-2012».

Третья и заключительная стадия формирования команды (первая была приурочена к декабрьским этапам и обросла мощным бэкграундом, вторая, на январь, прошла сдержаннее) по примеру предыдущих многоэтапна и, сказать откровенно, порядком запутанна. Причем так хитро, что порой кажется, словно путали специально, чтобы предоставить тренерскому штабу дополнительный люфт. И речь даже не о традиционном пункте «один спортсмен на усмотрение тренеров» – от него как раз только польза. Слепцова и Шипулин не дадут соврать.

Но не будем забегать вперед – обо всем по порядку. Начнем с того, что поехать на чемпионат мира смогут «не более восьми мужчин и восьми женщин». Цифра для шести гонок, прямо сказать, завышенная – в прошлом году туристами в Ханты-Мансийске оказались Алексей Волков и Ульяна Денисова. Пожалуй, чтобы закрыть всю программу хватит и шести биатлонистов, учитывая, что спринт с пасьютом бегут одни и те же, а на масс-старт отбираются по итогам этих двух гонок, индивидуалки и общего зачета. Но восемь так восемь, спорить не будем – в конце концов всякие форс-мажоры никто не отменял.


Итак, перейдем непосредственно к отбору. Согласно «Критериям…» первая четверка складывается по итогам трех январских этапов – Оберхофа, Нове Места и Антхольца. Без цитаты не обойтись: «по решению тренерского совета это 4 спортсмена из числа занявших один раз места с 1-го по 8-е или 2 раза с 1-го по 15-е на январских этапах Кубка мира, а также занимающих места с 1-го по 15-е по общему зачету Кубка мира (по итогам выступления на 6-ти этапах Кубка мира)».

За расшифровкой этого «цитаторебуса» можно провести ни один час и все равно сохранить сомнения. Например, есть версия господина Друзя, что необходимо и достаточно выполнение сразу двух условий – попадания в восьмерку отдельных гонок и нахождения при этом в пятнашке тотала. Разночтения в трактовке действительно возможны, но главный тренер сборных России Валерий Польховский в обсуждении этой темы намекал на достаточность одного из двух требований. Остановимся на том и мы.


В женской сборной закрутка вроде бы проста. Зайцева в составе, за то, что она Зайцева (а если формально, то за шесть попаданий восьмерку вместо единственного необходимого), у Вилухиной тоже никаких проблем (два места в восьмерке), за ними Глазырина (два шестых места) и Слепцова (один заезд в восьмерку плюс четыре в пятнашку).

Странно, что Польховский, озвучивая список прошедших отбор, забыл про Анну Богалий-Титовец. Да, ей не хватает заездов ни в восьмерку (ни одного), ни в пятнашку (один) на отдельных дистанциях, зато январь она закончила 15-й в общем зачете, а значит одно из условий тоже выполнила. Незадача в том, что этот пункт позволяет тренерам выбрать лишь четверых. Похоже, поэтому Богалий и не посчитали.

У парней в январе тоже получился перебор. Маковеев и Шипулин по три раза заехали в прежние цветы, Гараничев, Устюгов и Малышко – по два. Те же пять претендентов на четыре лицензии.


Тут-то и приходит на помощь тренерам обеих команд размытая формулировка, позволяющая определить еще одного, выходит, что пятого участника ЧМ: «один спортсмен дополнительно, по итогам 7-го и 8-го этапов КМ». Какой критерий взят за основу итогов этих двух этапов, не указано – может количество заработанных в тотал очков, может наилучший результат из всех гонок, может средняя позиция, а может даже среднее время на лыжне. Раз не уточнили, значит и тут все на усмотрение тренеров.


В мужской части это по большому счету значения не имеет. Кто из пары Лапшин – Гараничев (или Лапшин – Малышко, не суть) попадет в сборную с формулировкой «по решению тренерского штаба», а кто «по итогам 7 и 8 этапов КМ» – всего лишь бюрократическая деталь. Главное – вся феерившая шестерка сплошь из призеров Кубка, пробилась в Рупольдинг честно, по закону и без дополнительной нервотрепки.


А вот у девушек дальнейшая картина весьма запутана. Во-первых, на роль лучшей по итогам февраля из неотобравшихся явного фаворита нет, но есть три кандидатки – Богалий-Титовец (7-е и 17-е место), Булыгина (21-е, 13-е и 16-е) и Романова (18-е и 11-е). Ясно одно – из этой тройки Пихлер по закону может выбрать только двух (одну по итогам 7-го и 8-го этапа, вторую – тренерским решением). Сомнений на счет Богалий-Титовец не было изначально, а Булыгиной, есть подозрение, пожертвовали ради Романовой – хотя бы в знак благодарности за осеннюю работу.


Нельзя не остановиться на странных словах Польховского о желании видеть Булыгину на заключительном сборе в Хохфильцене. Спору нет – Анна это заслужила, но понимает ли Валерий Николаевич, что ее прямой вызов на сбор станет нарушением им же разработанных правил отбора на чемпионат? Седьмой – лишний, поэтому без посещения Уфы (об этом ниже) Булыгиной не обойтись. Конечно, если беспрекословно следовать букве правил.

Потому что оставшаяся вакантной пара путевок зарезервирована за победителями уфимского чемпионата России в спринте и масс-старте, что пройдет с 18 по 20 февраля. По мне, так процедура сомнительная – а ну как снова в состав пробьется какой-нибудь Щербаков, как осенью, или Дубасов, как несколько лет назад на «Ижевке». Куда логичнее и ценнее смотрелась бы, например, единственная путевка кому-то из победителей, занявшему наивысшее место во второй гонке. Но что написано пером…


Хотя уже сейчас понятно, что отправиться в Рупольдинг с легкой надеждой выйти на мужской старт может разве что Волков, да и то с оговорками – остальным места не найти даже в теории. А вот у женщин вернуться к Пихлеру кроме Булыгиной надеются те же Юрлова и Сорокина, новый шанс получат Загоруйко и Шумилова, а для Коровиной старты в Уфе вообще могут стать главными в жизни.

Как бы то ни было, уже 21 февраля окончательный вариант состава должен лечь на стол правлению СБР.




3 комментария:

  1. Да уж, задачка. У мужиков выбрать лучших из лучших, у женщин лучших из худших.
    БТ, мне кажется, не подведет - когда НАДО, она сдохнет, но пробежит. А вот Романова... Опять ведь отберется, причем законно, а на трассе встанет, сколько раз уже было такое.
    Булыгина, Коровина еще, ой, кездеееец...

    ОтветитьУдалить
  2. Ну ванну иванну в эстафету брать надо. Да и для нац зачето очков больше наберет она в индивидуальных гонках думаю..

    ОтветитьУдалить