Российские власти меняют «приближенных» миллиардеров на «экономических патриотов»
Как отмечает ежемесячный деловой журнал РБК который ежегодно публикует свою версию рейтинга, «один из самых загадочных российских предпринимателей» долгое время был во второй десятке лишь потому, что у экспертов не хватало данных для оценки его основного актива – экспортера российской нефти Gunvor.
Теперь аналитики издания «правильно» оценили капитал Тимченко в 24,61 млрд долларов, причем, только за год он «подорожал» на 10 млрд, что позволило «приближенному к власти» миллиардеру подскочить сразу на 13 позиций рейтинга и обойди прежнего лидера российских олигархов – владельца Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимира Лисина.
На втором месте Алишер Усманов, который в последнее время укрепляет свои медиаактивы, приобретая акции «Вконтакте», Facebook и Twitter. Усманов является совладельцем «Металлоинвеста», «Мегафона» и Mail.Ru Group с состоянием в 19,7 млрд долларов. Что же касается бывшего лидера - Лисина, то его капитал по версии РБК существенно похудел – с 23,3 до 18,76 млрд долларов, и теперь он занимает третью строчку рейтинга.
На почетном четвертом месте «главный оппозиционер» и соперник Владимира Путина на президентских выборах – Михаил Прохоров, владеющий группой компаний «ОНЭКСИМ» с состоянием 18,15 млрд долларов. Другой «приближенный к власти» - председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков с 18,06 млрд долларов оказался на пятой позиции. За ним следуют совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман (16,62 млрд) и совладелец холдинга «Нафта-Москва», а также футбольного клуба «Анжи», член Совфеда от Дагестана Сулейман Керимов (16,56 млрд). Оба, кстати, из «нового кремлевского пула» отечественных олигархов.
Недалеко от них расположились прежние олигархи - владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска (15,2 млрд) и глава «Северстали» Алексей Мордашев (15,12 млрд). Их практически догоняет предсовета директоров НОВАТЭК и СИБУР Леонид Михельсон с капиталом в 13,76 млрд долларов, который сразу перепрыгнул 10 позиций рейтинга, и тоже относится к «новым русским».
Бывший абсолютный чемпион по размеру капитала и приближенности к власти Роман Абрамович – владелец Millhouse Capital и английского футбольного клуба «Челси» с состоянием 13,7 млрд долларов теперь даже не попал в десятку, заняв 11 место. На 12 месте владелец «Интерроса» и известный меценат Владимир Потанин (13,4 млрд), а президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов с 12,74 млрд долларов занял лишь «счастливое» 13 место. Их догоняет владелец «Реновы» Виктор Вексельберг, который недавно со скандалом оставил «по собственному желанию» пост предсовета директоров Rusal, вызвав возмущение владельца холдинага Дерипаски своей резкой критикой финансовой политики компании. И судя по всему, «смотрителя Сколково» можно тоже считать одним из новых «фаворитов».
О том, почему происходит такой «круговорот олигархов в природе» «СП» рассказал независимый управляющий активами, владелец Chebotarev Lab Юрий Чеботарев.
- Было время, когда олигархом называли влиятельного политика. При Путине никакого отношения к политике олигархи больше не имеют. Теперь олигархами стали называть людей, готовых делиться деньгами с гражданами собственной же страны.
Именно в этом смысле самым типичным олигархом новой эпохи российских финансовых империй называют Виктора Вексельберга. Собственных газет или телеканалов у него никогда не было. Во власть Вексельберг старался не лезть. До начала 2000-х годов его имя вообще было мало кому известно. Просто потом в стране начались совсем другие времена, и Вексельберг одним из первых принял новые правила игры. Еще до того, как суд вынес вердикт по делу Ходорковского, Вексельберг выкупил у западных владельцев национальное достояние России (коллекцию пасхальных яиц Фаберже и еще кое-какие ювелирные изделия, общим числом в 190 наименований) и безвозмездно передал их государству. Точная сумма сделки так и осталась не раскрытой. Но разве это важно? Главное, что все это делается для страны, а вовсе не для денег.
«СП»: - Значит, время старых олигархов – «мироедов» уже закончилось?
- 90-е годы прошлого столетия определялись для российской политики тем, в каких отношениях друг с другом пребывали олигархи Гусинский и Березовский. Теперь все иначе - оба они беженцы, со смешным по современным русским меркам состоянием в сотни миллионов долларов.
К 2003 году из шести олигархов, списка Forbes Russia, в строю осталась только половина. Последним отказался принимать новые правила игры Михаил Ходорковский. Но руки дошли и до него. Скандал вокруг «дела ЮКОСа» стал самым громким за все время президентства Владимира Путина. Зато после того, как Ходорковский получил свои девять лет тюрьмы, никаких вопросов у оставшихся олигархов больше не возникало. Русские мультимиллиардеры один за другим начали брать на себя «повышенные социальные обязательства» и стали «экономическими патриотами».
«СП»: - И первым стал «начальник Чукотки» Абрамович?
- Да, Роман Абрамович добровольно взялся обустраивать Чукотку. В регион было вложено больше 2 млрд долларов, и Богом забытый край расцвел на глазах. Теперь на Чукотке самая благоприятная во стране жилищная ситуация, а уровень компьютеризации, вообще, один из самых высоких в мире. Два раза Абрамович просил освободить его от поста чукотского губернатора, и его освободили, но теперь он занимает пост председателя Чукотской думы. Видимо власти считают, что бизнесмен может еще многое сделать для развития региона.
«Экономический патриот» Олег Дерипаска добровольно взял на себя расходы по подготовке сочинской «Олимпиады-2014». Он на свои деньги отремонтировал аэропорт в Адлере, а дальше собирается построить несколько очень дорогих спортивных объектов.
Другой «патриот» - Сулейман Керимов, вышел из думской фракции ЛДПР и вступил в «Единую Россию», которая работает в связке с президентом. И как только президент выступил на Кубанском экономическом форуме с призывом вкладываться в развитие юга России, добровольно перечислил на развитие экономики Дагестана 100 млн долларов.
«СП»:- А финансовый кризис отразился на российских капиталах?
- Характерной приметой кризисного времени стало движение капиталов. Затаившийся олигарх Керимов незадолго до финансового кризиса избавился от российских активов стоимостью в несколько миллиардов долларов. Государственный «Газпром» начал сокращать свое присутствие в «Газпромбанке» - этом финансовом гиганте, который постепенно переходит в собственность группы частных предпринимателей Санкт-Петербурга, объединившихся вокруг банка «Россия». Бывшие бенефициары «Мегафона», среди которых, по мнению Цюрихского арбитражного трибунала, числился и экс-министр связи Леонид Рейман, продали свои акции Усманову. Ведь если владелец бизнеса не уверен в будущем, то перемены лучше встречать имея деньги на счету, а не активы в реальном секторе. А если имеешь огромные активы, то современный способ их защиты – повышать прозрачность. Глядишь, скоро всем предъявят имена бенефициаров «Газпромбанка», «Газпрома» и других подобных «госпредприятий». Хотя такая транспарентность вряд ли поможет их собственникам сохранить свои активы в случае внезапной смены политической власти в стране после окончания третьего президентства Путина.
«СП»: - Чем знаменит банк «Россия», который вы упомянули?
- Кредитное учреждение банк «Россия» было создано в 1990 году на деньги Коммунистической партии Советского Союза, управление делами ленинградского обкома открыло там расчетные счета и стало главным пайщиком банка. Для «финансирования мероприятий центральных партийных органов» ленинградские коммунисты тогда выбили для «России» 50 млн рублей из резервного фонда КПСС. После провала августовского путча ГКЧП, президент Ельцин издал указ о национализации имущества КПСС, и мэр Лениграда Анатолий Собчак распорядился взять под контроль банк «России», который сначала просто занимался финансовыми делами ленинградской администрации. В 90-е это был маленький банк, незаметный на фоне бизнеса.
Звездные времена у банка наступили в период первого президентства Путина. Сначала «Северсталь» приобрела 9% акций «России», потом привилегированные бумаги банка купил «Сургутнефтегаз». А после избрания на второй срок президент Путин провел реформу собственности «Газпрома», отдав крупнейшую в стране страховую компанию «Согаз» банку «Россия». Сегодня банк распоряжается активами суммарной стоимостью выше 15 млрд долларов, помимо крупнейших промышленных и финансовых компаний, активов в сфере недвижимости он контролирует серьезный политический ресурс – медиахолдинг из трех телеканалов - НТВ, РЕН-ТВ и «Петербург-5 канал». Всю историю банка «Россия» я более подробно описал в своей книге «Охота на прибыль фондового рынка».
«СП»: - Ну и последнее, чем отличилась компания Gunvor лидера списка Тимченко?
- Бывший сослуживец и друг президента Путина – Тимченко, владелец 50%-ной доли в швейцарской группе Gunvor через которую проходит треть российского экспорта нефти – это национальный чемпион по нефтетрейдингу. Торговать нефтью Тимченко начал еще в 1988 году, когда вместе с партнерами основал нефтеторговую компанию «Кинэкс», которая экспортировала продукцию Киришского НПЗ Ленобласти, входящего в «Сургутнефтегаз».
С приходом к власти президента Путина масштаб операций Gunvor значительно вырос – через нефтетрейдер была направлена большая часть экспорта «Роснефти» и нефтяного экспорта «Газпрома». Вышедшая на первое место по добыче нефти в России и в мире «Роснефть» по официальной версии продает свои баррели на тендерных торгах, однако обычно все достается Gunvor. Будучи партнером «Газпромэкспорта», трейдер продает также значительную часть сырья «Газпромнефти», которая приобрела «Сибнефть» - бывшую империю Абрамовича. Поэтому Gunvor, в некотором роде выступающая официальным трейдером российских элит, заслужила в Швейцарии прозвище «Kremlin oil».
«СП»: - Значит эта «кремлевская нефть» - реально крутая компания?
- Сегодня Gunvor - это десятки квалифицированных трейдеров в Швейцарии, часть которых переманили из французской Total и швейцарской Addax. У нее есть своя судоходная компания Clearlake Shipping, которая арендует 16 танкеров, в том числе государственного «Совкомфлота», 10 тыс. цистерн «Трансойл», судовой брокер Alexia в Финляндии и нефтяной терминал в «Витино» на Белом море. Через Gunvor работают также крупнейшие российские компании ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз», продающие свою нефть на тендерах. Здесь нужно отдать должное, что Gunvor действительно выигрывает у своих соперников на тендерах тем, что предлагает им выгодные ценовые условия, но участники всегда держат в уме пример «Русснефти» Михаила Гуцериева, которая продавала слишком много сырья через конкурента, заключив альянс с мировым трейдером Glencore. После чего «Русснефть» сразу же обвинили в уклонении от уплаты налогов, а Гуцериев был вынужден на несколько лет уехать за границу.
А вы, грит, как несадитесь...
ОтветитьУдалитьЭтих тоже полезно потрясти.
ОтветитьУдалитьда ясно с ними всё,- пусть делятся!))
ОтветитьУдалить