Город, дарующий необыкновенные зрительные эмоции
Мне вспомнился Углич родимый;
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!
(советская поэтесса Ольга Берггольц)
Тот домик, где с мамой жила,
И тот монастырь мой любимый,
Куда я с молитвою шла.
И Волга, река темно-синяя,
Где любо в день жаркий играть.
Ах, все, что с охотой я кинула,
Как хочется вновь увидать!
(советская поэтесса Ольга Берггольц)
Тринадцатое апреля, восемь утра, хмурое серое небо, нудные морящие капли на лобовом стекле… Впереди 250 километров по большой части никогда мною не езженной дороги – в конце которой Углич, город, насыщенный соприкосновением со старинной русской архитектурой.
Поездка эта была запланирована давно, места в гостинице заказаны. А потому всего +3 ртутного столба и весна, так до этого момента и перемешанная с зимой и более напоминающая поздний ноябрь, не смогли стать препятствием в реализации путешественных намерений.
Итак, МКАД, Ярославское шоссе, Сергиев Посад, дорога на Калязин… вот здесь-то нас поджидало первое серьезное впечатление. Но вовсе не познавательного свойства – Калязин отгородил себя от внешнего мира, буквально «подорвав» дорогу к себе. Спасение от ям и колдобин можно было найти только на обочине. Но тяготы бездорожья, погодная неприглядность, имеют свойство заканчиваться и спустя несколько часов мы въезжали в Углич, полные романтических ожиданий от свидания с ним.
Действующая пожарная часть. Здание построено в 1831 г.
Но первое, что мы увидели, было местное ноу-хау по заделке все тех же пресловутых дорожных ям. Навстречу нам двигался трактор с тележным прицепом. В прицепе том стоял рабочий, который через борт кидал лопатой щебень, щебень падал с высоты, рассыпаясь далеко за пределы ям, и выстреливал из-под колес проезжавших машин, салютуя нам, вновь прибывшим! Расположившись в гостинице и слегка перекусив, мы сразу отправились на прогулку. Моросящий дождь и промозглость воздуха представлялись нам легко преодолимой преградой.
Город буквально усыпан церквями
Углич оставляет двойственное впечатление. С одной стороны это изобилие сохранившихся величественных памятников архитектуры. Все церкви и монастыри производят впечатление заботы и ухоженности. В тоже время старая гражданская архитектура, та, которая собственно и создает атмосферу города, находится за редким исключением в плачевном состоянии. Вкупе с разбитыми тротуарами это выглядит неожиданно для города, входящего в «Золотое кольцо России».
На следующий день наконец-то пришло долгожданное тепло, и солнце примирило нас с «кашей» под ногами. Постройки Кремля, Алексеевского, Воскресенского и Богоявленского монастырей наполнили душу и взгляд радостью восприятия. Картинка города, исхоженная по большей части пешком, сложилась. Чтобы осмотреть Углич, проникнуться его духом, поздороваться за «руку», необходимо не менее двух дней. Гулять естественно необходимо на своих двоих, тогда можно встретить очень интересные старые жилые дома, в том числе и деревянные двухэтажные. Удивляет также множество брошенных и погибающих домов в центре.
Деревянные дома украшают город
Историческая среда города, конечно, во многом нарушена постройками социалистического периода, но нарушена не хамски, здесь нет откровенных трущоб и встречаются очень неплохие постройки сталинского классицизма. Что еще оказалось неожиданным, так это отсутствие благоустроенной набережной вдоль Волги. Ведь летом в город по реке прибывает основная масса туристов.
Вместо набережной - грязь и лужи
Два дня в Угличе пролетели незаметно. Утром в воскресение, полные впечатлений, мы отправились в обратный путь, но уже по другой дороге в направлении Ростова Великого. Дорога эта примечательна тем, что на ней располагаются две жемчужины русского зодчества – известная узкому кругу лиц Николо-Улейминский обитель и Борисоглебский монастырь в одноименном селе.
Местами Углич похож на большую деревню
Николо-Улейминский женский монастырь находится в 11 километрах от Углича, чуть в стороне от дороги, с которой на него открываются прекрасные виды. Надо сказать, что путешествие наше совпало с празднованием пасхи, и что удивительно провинциальная пасха совершенно незаметна, в отличие от столичной, с огромными очередями к храмам. Пасхальное утром в Улейминском монастыре – это совершенная тишина, безлюдье и ощущение какого-то домашнего уюта. Сами постройки не сказать, чтобы были выдающимися памятниками архитектуры, но целостность ансамбля, его окружения, создает впечатление некой машины времени, так было сто, двести лет назад, никакой мирской суеты.
Николо-Улейминский женский монастырь
Последним пунктом нашего путешествия был Борисоглебский монастырь также входящий в «Золотое кольцо России». Поражает мощь стен обители, по ощущениям они сопоставимы с московским Кремлем, хотя, конечно, несопоставимы по протяженности. Совершенно неожиданно видеть столь могучие укрепления в месте, по нынешним меркам довольно захолустном. В свое время монастырь был стратегическим форпостом Ростова Великого.
Борисоглебский монастырь
Отличительной архитектурной особенностью обители является то, что оба его главных собора надвратные, и вот эта встроенность храмов в крепостные стены, из без того могучие, создает архитектурную уникальность, запоминающуюся более всего. Постройки же внутри монастыря кажутся несущественными и это лишь подчеркивает более оборонительное значение обители в глубине веков, нежели культовое.
Борисоглебский монастырь
Совсем немного и мы вновь оказались на Ярославском тракте. Но душой мы были еще в Угличе и его окрестностях, в местности, которая находится совсем недалеко от Москвы, и дарует необыкновенные зрительные эмоции.
Историческая справка:
Углич - административный центр Угличского района Ярославской области, один из древнейших городов России. В черте города расположена Угличская ГЭС. Население по данным переписи 2010 года - 34 505 человек. Название получил по всей вероятности, от того, что Волга здесь делает угол. Первое положительное летописное указание на Углич относится к 1148 году. Расцвет города пришелся на конец XV века, когда здесь княжил Андрей Большой (сын князя Василия II Темного). Во время его правления город вырос, было построено несколько каменных зданий, в том числе палаты удельных князей из красного кирпича, которые сохранились и по сей день. К концу XIX века город пришел в упадок, поскольку отсутствие железных дорог мешало реализации промышленной и сельскохозяйственной продукции.
Трехшатровая церковь – жемчужина угличской архитектуры
Николо-Улейминский женский монастырь - единственный полностью сохранившийся монастырский ансамбль угличской округи. По преданию, монастырь основал в XV веке ростовский инок Варлаам, который принес сюда икону Николая Чудотворца из итальянского города Бари. В 1612 году, монастырь был разрушен поляками, от которых в стенах монастыря оборонялись две тысячи крестьян и монахов. Последние защитники укрылись от врагов в стенах Никольского собора, рухнувшего в результате подкопа и похоронившего под своими стенами сотни людей. К началу XX века Николо-Улейминский монастырь был весьма заметным духовным центром Ярославской губернии.
После революции, в 1930 году, монастырь был упразднён. В 1960 году была начата реставрация зданий. В 1992 году монастырь возродился как мужской, но из-за малочисленности насельников в настоящее время монастырь превращен в женский.
Борисоглебский монастырь был основан новгородскими монахами Федором и Павлом по благословлению Сергия Радонежского в 1363 году. По преданию, в конце XIV века в Борисоглебском монастыре принял постриг монах Пересвет, ставший позже героем Куликовской битвы. Архитектурный комплекс монастыря полностью сложился в допетровское время, когда он был одним из богатейших в Ростовской митрополии, а у московских князей и первых русских царей считался «домашним». После революции монастырь был официально упразднен. Возрожден в 1994 году, делит здания с музеем.
Фото автора (апрель 2012)
http://svpressa.ru/travel/article/54847/
Да уш, жить тама неприведи оспоть!
ОтветитьУдалитьгуглич?)))
ОтветитьУдалитьСкорее хрюклич
ОтветитьУдалить