воскресенье, 15 апреля 2012 г.

100 лет со дня катастрофы "Титаника"

Со времени гибели Титаника о нем было снято множество художественных и документальных фильмов

Каждый знает чем заканчивается эта трагическая история – Титаник идет ко дну. Последние часы его жизни стали источником мифов. Но насколько разные версии этого события, изложенные в фильмах соответствуют реальности?

Сто лет назад "Титаник" врезался в айсберг и через два с половиной часа утонул, забрав с собой более 1500 мужчин, женщин и детей.

Выход обновленной 3D-версии блокбастера 1997 года, снятого Джеймсом Кэмероном, лишний раз дает повод поговорить о том, что фантазии кинематографистов для многих людей стали восприниматься как факты.

"Непотопляемый"

Титаник никогда не называли "непотопляемым"

В фильме Кэмерона мать героини смотрит на корабль, стоящий в доке Саутгемптона, и замечает: "Так вот он, тот самый непотопляемый корабль".

"Это, пожалуй, самый известный миф, связанный с "Титаником", – говорит исследователь лондонского Кингс-колледжа Ричард Хоуэллс. – Неверно будет полагать, что все так считали. Это такой миф, который не мог не возникнут, потому что из него получается отличная история. Если человек из гордыни строит непотопляемый корабль, как Прометей крадет огонь у богов... то кажется логичным, что бог будет разгневан таким поведением и утопит корабль в первом же плавании".

Компания White Star Line, владевшая "Титаником", никогда не делала заявлений, что "Титаник" непотопляем, и о его неуязвимости заговорили уже после катастрофы, отмечает Хоуэллс.

Несмотря на то, что "Титаник" утонул через 15 лет после появления кинематографа, и о катастрофе много рассказывали в новостных роликах, транслировавшихся в кинотеатрах, видеосъемок корабля сохранилось крайне немного.

Это случилось из-за того, что до кораблекрушения "Титаник" не представлял особого интереса. Все лавры славы достались аналогичному лайнеру "Олимпик", совершившему первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк в 1911 году. "Олимпиком" командовал тот же капитан, и он прошел по тому же маршруту. В конце концов, на судне было даже ровно столько же спасательных шлюпок, как и на "Титанике".

Для иллюстрации событий вокруг "Титаника" в новостных блоках использовали съемки "Олимпика".

Последняя композиция оркестра

На вопрос о последней композиции, исполнявшейся оркестром на Титанике, ответ не найден

Одна из наиболее ярких сцен, использованная во многих фильмах о "Титанике", изображала оркестр, который продолжает исполнять музыку, когда корабль тонет.

Предполагается, что музыканты играли, чтобы морально поддержать пассажиров, а последним произведением, которое они исполнили стал якобы церковный гимн "Ближе, Господь, к Тебе". Никто из музыкантов в катастрофе не выжил, но из них впоследствии сделали героев.

Куратор архива Британского института кино Саймон Макаллум считает, что очевидцы слышали, как оркестр играл на палубе, но по поводу последней композиции возникают разногласия. Некоторые утверждают, что оркестр играл рэгтайм и популярную музыку.

"Пассажир, утверждавший, что играли именно этот гимн, оказался в спасательной шлюпке задолго до того, как "Титаник" пошел на дно, – отмечает Макаллум. – Мы никогда не узнаем правду, потому что все семь музыкантов погибли. "Ближе, Господь, к Тебе" – очень эмоциональный гимн и прекрасно подходит в качестве сильного романтического образа в фильме"

Пол Лоуден-Браун из общества изучения истории "Титаника" консультировал Джеймса Кэмерона во время съемок его фильма. По словам Лоуден-Брауна, сцена с музыкантами из фильма 1958 года "Незабываемая ночь" была сделана настолько изящно, что Кэмерон решил повторить ее в своем фильме.

"Он сказал мне: "Я взял всю сцену полностью в свой фильм, потому что она мне очень понравилась, она стала неотъемлемой частью истории", – говорит историк.

Смерть капитана Смита

Немногое известно о последних часах капитана Смита, но его помнят, как героя, несмотря на то, что он не внял предупреждениям об айсбергах и не снизил скорость корабля даже после того, как поступило сообщение о скоплении льда на курсе "Титаника".

"Он знал, сколько было пассажиров на лайнере и сколько мест было в спасательных шлюпках, но при этом он допустил, что шлюпки были заполнены не полностью", – считает Лоуден-Браун, который не согласен с геройским портретом капитана, представленным в фильмах.

При тихой безветренной погоде в ту ночь первая шлюпка отчалила от корабля с 27 людьми вместо полагавшихся 65. Многие шлюпки были заполнены наполовину и не вернулись к месту гибели судна, чтобы спасти выживших.

"Считается, что капитан погиб геройской смертью. В его честь были возведены памятники. Были напечатаны открытки и придуманы истории о том, как он плыл в воде с ребенком в руках и говорил: "Удачи вам, ребята! Позаботьтесь о себе". И прочее, чего не было в действительности, – настаивает Лоуден-Браун. – Капитан Смит несет ответственность за все проколы в организации работы на борту лайнера. Винить кого-либо еще в этом нельзя".

В частности, капитан Смит не отдал приказ "покинуть корабль", из-за чего многие пассажиры не понимали, что "Титаник" был обречен. Не было четкого плана эвакуации, не было обращения к людям, не был отработан спуск спасательных шлюпок на воду.

Куратор корабельной истории национального морского музея в Гринвиче Джон Грейвс согласен, что в ту роковую ночь присутствия Смита на корабле не ощущалось.

Грейвс считает, что капитан возможно получил психологическую травму, осознав, что спасательных шлюпок на всех не хватит.

"Его сумбурность мышления можно выявить в том, что он перепутал дизайн "Титаника" с "Олимпиком". Он, в частности, отдал распоряжение начать спуск шлюпок с палубы, которой не было на "Титанике", но которая была на "Олимпике", – говорит Грейвс.

Бизнесмен-злодей

Есть множество историй, связанных с Брюсом Исмеем – президентом компании, построившей "Титаник", но практически все они сводятся к тому, что он трусливо сбежал с тонущего корабля, в то время, как пассажиры, в том числе женщины и дети, боролись за жизнь.

Почти все сюжеты о лайнере показывают Исмея трусом, который заставил капитана не сбавлять скорость лайнера, а затем спас собственную шкуру, запрыгнув в первую шлюпку.

"Ни один режиссер не может пройти мимо этой темы предательства, не включив ее в фильм, – говорит Пол Лоуден-Браун. – Если вернуться к истокам того, откуда это началось, мы наткнемся на Уильяма Рэндольфа Херста – крупного газетного американского магната. Они повздорили с Исмеем за много лет до "Титаника", когда Исмей не желал общаться с прессой по поводу кораблекрушения, случившегося с одним из кораблей его компании White Star".

Исмей стал объектом жесткой критики в Америке, где против него была развернута настоящая информационная война империей Херста. Например, при публикации имен пассажиров после катастрофы в разделе выживших фигурировало лишь имя Исмея.

Некоторые из выживших утверждали, что он запрыгнул в первую спасательную шлюпку, другие говорили, что он потребовал, чтобы его команда увезла его в безопасное место, а корабельный парикмахер настаивал, что сесть в лодку Исмея заставил старший помощник капитана.

Лорд Мерсей, проводивший расследование в 1912 году от Великобритании по факту гибели "Титаника", сделал заключение, что Исмей помог многим пассажирам лайнера сесть в шлюпки, прежде чем занять место в последней из них.

"Если бы он в нее не запрыгнул, то его имя бы добавилось к числу погибших", – сказал лорд Мерсей.

В фильме "Титаник" 1943 года, снятом в фашистской Германии по поручению министра пропаганды Йозефа Геббельса, Исмей показан властолюбивым бизнесменом-евреем, который заставляет смелого тевтонского капитана разогнать лайнер в опасной зоне айсбергов, несмотря на все предупреждения и увещевания.

В фильме 1958 года "Незабываемая ночь", который долгое время считали самым исторически правдивым, Исмей также показан злодеем.

Лауден-Браун считает, что это несправедливо. Он поднял вопрос об этом при работе с Джеймсом Кэмероном. В фильме Кэмерона Исмей пользуется своим положением, чтобы заставить капитана не сбрасывать скорость для быстрого прибытия в Нью-Йорк и создания вокруг этого рекламной шумихи.

"Мне сказали, что сценарий переделывать не будут, потому что это то, что ожидает увидеть зритель", – делится Лоуден-Браун.

Исмей не смог преодолеть свой позор того, что он прыгнул в спасательную шлюпку и ушел из компании White Star в 1913 году.

Фрэнсес Уилсон – автор книги "Как пережить "Титаник": падение Брюса Исмея" – сочувствует Исмею и рассматривает его, как простого человека, попавшего в затруднительное положение.

"Он был совершенно не готов эмоционально к тем событиям, которые ему пришлось пережить. Он был в замешательстве, и его поведение приводило других в замешательство из-за положения Исмея на корабле, – рассуждает Уилсон. – Был он простым пассажиром, как он сам утверждал, или он был "супер-капитаном", как предположило расследование? Люди на корабле ведут себя в соответствии со своим рангом, а Исмей не имел представления, какой у него ранг".

Пассажиры третьего класса

Одна из самых сильных сцен в фильме Кэмерона показывает, что пассажиров третьего класса не выпускали наружу, чтобы они могли добраться до спасательных шлюпок. Ричард Хоуэллс говорит, что документальных свидетельств этому нет.

Ограждения, которые отделяли пассажиров третьего класса от остальных, действительно существовали. Но это было сделано не на случай кораблекрушения, а для того, чтобы выполнить директивы иммиграционного закона США и чтобы препятствовать распространению вирусных инфекций.

В число пассажиров третьего класса входили армяне, китайцы, голландцы, итальянцы, русские, скандинавы, сирийцы, а также жители Британских островов. Все они хотели начать новую жизнь в Америке.

Сообщения о том, что пассажиров третьего класса не выпускали на палубу, не соответствовали действительности

"Американский закон об иммиграции предписывал, что иммигранты должны были находиться отдельно от других пассажиров, чтобы перед прибытием в Манхеттен, "Титаник" мог остановиться на острове Эллис, где все иммигранты должны были пройти медицинский осмотр и выполнить другие формальности", – говорит Хоуэллс.

У пассажиров каждого класса были свои выходы на отдельные палубы и, соответственно, к находившимся там спасательным шлюпкам, но как раз на палубе третьего класса спасательных шлюпок не было.

Пассажирам третьего класса пришлось преодолеть лабиринт коридоров и лестниц, чтобы попасть на верхнюю палубу. У пассажиров первого и второго классов в этом смысле были изначальные преимущества.

Британское расследование крушения "Титаника" также отметило, что на корабле следовали нормам американского иммиграционного законодательства, а сообщения о том, что пассажиров третьего класса не пускали к шлюпкам, не соответствуют действительности.

Вместе с тем, свидетельства, приведенные в расследовании, указывали, что поначалу некоторые проходы были перекрыты, пока стюарды ждали дальнейших инструкций, и были открыты лишь после того, как большинство спасательных шлюпок уже были спущены на воду.

Лорд Мерсей отметил, что пассажиры третьего класса неохотно покидали корабль, не желая оставлять свой багаж.

Никакие из представленных показаний не указывали на преднамеренное ограничение передвижений пассажиров третьего класса, скорее имел место недосмотр, вызванный слепым подчинением правилам, но результат всё равно был трагичным.

Никто из пассажиров третьего класса не давал показаний во время британского расследования кораблекрушения. Их интересы представлял адвокат В.Д. Харбинсон, который также сделал заключение, что кто-то ограничивал эвакуацию его клиентов.

Класс всё же имел значение. Из пассажиров третьего класса выжила лишь треть.

Неизвестные фотографии с Титаника


6 комментариев:

  1. внизу добавил ссылку с фотографиями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мой лубимый копипаст. почему лубим? а птому что ненадо на их ссылу вешать. у их тоже все крадено

      Удалить
    2. ток фоты с копипаста, и то пастарались - тексту перевод сделали!))
      а статья с бибиси покрадена.

      Удалить
    3. удивительно: в такой ситуации фотографы умудрялись фоткать! А в кино вроде ночь была, когда людей в шлюпки сажали... Статья и фильм хороший,-душещипательная история!))

      Удалить