Ну вот, наконец, мы подошли к закрытию весеннего классического сезона – осталось преодолеть последний рубеж, и все – дорога к Гран турам открыта.
Весенние классики начинаются Монументом велоспорта – легендарной Милан-Сан-Ремо – и заканчиваются тоже на высокой, исторической ноте – кульминацией связки однодневных гонок является Льеж-Бастонь-Льеж, старейшая классика в календаре.Многие могут задаться вопросом – а почему старейшая? Ведь в это воскресенье Льеж-Бастонь-Льеж пройдет всего в 96-й раз, в то время как и Примавера, и Париж-Рубэ уже перемахнули на отсчет второй сотни. Однако Льеж-Бастонь-Льеж недаром зовется La Doyenne, что означает «Старая дама», «Бабушка», ибо впервые эта гонка стартовала еще в 1892 году.
Этот год вообще был знаковым для всего спорта – именно тогда в США были написаны официальные правила бейсбола, именно тогда в Канаде был учрежден Кубок Стенли, именно тогда в Великобритании был создан футбольный клуб «Ливерпуль» - ну а в Бельгии была организована велосипедная гонка Льеж-Бастонь-Льеж.
Правда, первая версия гонки была организована Велосипедным союзом Льежа для гонщиков-любителей. На старт 250-километрового заезда вышли 32 человека, и победителем стал молодой бельгиец Леон Оуа (Leon Houa). Он же стал победителем и на следующий год.
Следует сказать, что Льеж-Бастонь-Льеж изначально создавалась как «пристрелочная» гонка, прототип более масштабной задумки под названием Льеж-Париж-Льеж. Эту гонку бельгийцы хотели организовать для конкуренции с популярной тогда Париж-Брест-Париж. Но задумка эта так никогда и не была осуществлена, а вот «пробная» гонка выжила и вошла в историю. Она стартовала в Льеже и шла на юг, до Бастони, после чего поворачивала назад. Почему Бастонь была выбрана перевалочным пунктом – потому, что в 1892 году это была самая дальняя точка, куда судьи гонки без пересадки могли доехать на поезде.
Профессиональные гонщики впервые приняли участие в Льеж-Бастонь-Льеж в 1894 году, но выиграл все тот же любитель Леон Оуа. Дистанция тогда составляла 223 км.
В 1895 году гонка не стартовала. И на следующий год тоже. Она вернулась в календарь только в 1908 году, чтобы вновь исчезнуть два года спустя. В 1911 году ее проведение снова возобновилось, но лишь на три года – грянула Первая мировая война, и до 1919 года Европе пришлось забыть о велоспорте.
В дальнейшем проведение гонки отменялось только в период Второй мировой войны (и то – в 1943 году старт состоялся), но в целом регулярные соревнования не избавили организаторов от проблем. Льеж-Бастонь-Льеж стремительно теряла популярность, что происходило в то время со всеми гонками в Арденнах. Многие из них были отменены, и «Старую даму» вместе с ее соседкой Флеш Валлонь едва не постигла та же участь. Выход был найден в 1950-х годах, когда зачет двух этих гонок, проводимых в течение одной недели, объединили, и победителя стали определять по среднему арифметическому значению. Набравшему высшую сумму мест гонщику присуждали титул победителя Арденнского уик-энда - Le Weekend Ardennais. Так продолжалось до середины 60-х годов.
С середины 60-х годов две бельгийские Арденнские классики проводились обособленно друг от друга, и Льеж-Бастонь-Льеж окрепла, став последней весенней однодневной гонкой перед началом Гран туров. Многие сильнейшие гонщики того времени приезжали на старт в Льеж. Среди победителей – Эдди Меркс (пять раз – это рекорд), Роже де Флеминк, Бернар Ино, Шон Келли, Морено Арджентин, Евгений Берзин, Микеле Бартоли, Франк Ванденбруке, Паоло Беттини… Дороги в Арденнах видели много легендарных гонок, драматичной борьбы, громких побед и сокрушительных поражений. Но, пожалуй, самой запоминающейся была версия 1980 года – эта Льеж-Бастонь-Льеж считается одной из самых великих классических гонок в истории.
Та гонка проходила 20 апреля при самой ужасной погоде, которую только видели в это время года местные жители. Тогда не просто шел снег – мела самая настоящая метель, температура была ниже нуля. Уже через час большинство из 176 стартовавших гонщиков сошли с дистанции.
Двое гонщиков – Руди Певенаж и Лудо Петерс все же рискнули уйти в отрыв, и их преимущество составляло 2.15, когда вечно атакующий француз Бернар Ино начал наращивать темп и вместе с Сильвио Контини и Хенком Люббердингом бросился в погоню. Через 20 км они настигли беглецов на подъеме Haute Levee. А потом Ино оторвался от попутчиков и 80 км ехал по заснеженным дорогам в одиночестве.
«Мои зубы стучали, и я ничем не мог защитить себя. И я решил, что единственное, что можно сделать, - это ехать так быстро, как я только могу, чтобы согреться».
Ино шел навстречу снежной буре, изнемогая от боли и холода, но не допускал и мысли о том, чтобы сойти с дистанции. «Я твердил себе, что гонщики позади меня находятся в тех же самых условиях, и, что если они могут это выдержать, могу и я».
Его товарищи к тому моменту давно сошли и с ужасом наблюдали, как Ино пишет историю. В Льеже он выиграл почти 10 минут и сразу же оказался в горячей ванне, приготовленной ему командой. В финишном протоколе был зафиксирован всего 21 человек. На восстановление у Ино ушла неделя, но он до сих пор частично не чувствует пальцев на руках. Такова была цена этой поистине великой и героической победы.
Что касается маршрута, то Льеж-Бастонь-Льеж – это, конечно, не Париж-Рубэ и не Тур Фландрии. Само ее прозвище – «Старая леди» - навевает мысли о доброй старушке, сидящей у камина с чашкой чая. Однако в реальности эту «Леди» скорее можно обозвать «Старой каргой».
Весенние классики в течение месяца демонстрируют свою эволюцию – от практически равнинной Милан-Сан-Ремо - к коротким и крутым мощеным «стенам» на Туре Фландрии, от них – к холмам Амстел. Флеш Валлонь предваряет Льеж-Бастонь-Льеж, однако, на последней общая протяженность горовосхождения на 4 км длиннее.
Гонка характеризуется пересеченным маршрутом с рядом коротких и крутых подъемов, которые и определяют победителя. Не такая длинная, как Милан-Сан-Ремо, не такая опасная, как Париж-Рубэ, Льеж-Бастонь-Льеж, тем не менее, является квинтэссенцией велоспорта в чистом виде – это одна их тех гонок, которую невозможно выиграть счастливчику. Она покоряется только тому, что готов на все 100%, хотя ее фавориты имеют возможность отсидеться в пелотоне до начала решительных действий – у них не всегда есть необходимость быть в первых рядах, чтобы бороться за позицию, как на подъемах Фландрии или брусчатке Рубэ.
Льеж-Бастонь-Льеж проходит по узким проселочным дорогам, окольными путями через поля и многочисленные военные кладбища, где захоронены те, кто в период мировых войн сражались в Арденнах. Дороги часто бывают грязными, с плохим покрытием, иногда они сужаются настолько, что группе становится крайне сложно их преодолевать. Цепочка подъемов на последних 100 км рвет и постепенно просеивает группу, и часто на финиш приходит небольшая компания топ-фаворитов, которые и разыгрывают победу на последнем подъеме.
Посмотрим же, что за подъемы ожидают гонщиков на дистанции. Первый из тех, что требуют внимания, - это Cote de Saint Roch на 128 км. Его длина – 2,8 км, средний градиент почти 5%. Это первый подъем на обратном пути из Бастони в Льеж и третий в маршруте всей гонки. Тут гонка начинается уже по-настоящему серьезно. Подъем начинается сразу после длинного спуска, и ловушка этого подъема – это его крутизна на всей протяженности, и это после скоростного спуск способно просеять группу.
Далее идет Cote de Wanne (2,7 км, 7%), первый из связки близко расположенных подъемов – за ним следуют обычно следуют Stockeu и Haute-Levee. После первой части подъема Cote de Wanne идет небольшой спуск, потом снова подъем, и самый существенный удар ждет гонщиков на вершине. Кто-то остроумный даже написал на вершине - Alpe D’Huez. Это быстрый и очень узкий подъем.
Далее, на 196,5 км следует подъем Rosier (5,4 км, 5,9%), продуваемый ветрами, грязный и извилистый. Вместо привычного подъема Vecquee, который также остался вне маршрута из-за ремонта дороги, на дистанции будет подъем Mont-Theux.
Ну а затем – очередь самого знаменитого и самого значительного подъема этой гонки - La Redoute. Его протяженность – 2,1 км, средний градиент 8,4%, максимальный градиент – 17%. Один из победителей прошлых лет, Эрик Ван Ланкер так говорил о нем: «Уровень гонки повышается на La Redoute, или, вернее, поднимается на максимум. Она уже трудна, но фавориты пытаются хоть как-то прятаться до этого момента. На La Redoute они берут верх, и начинается драка».
Самый известный подъем Льежь-Бастонь-Льеж, начинается в центре маленького городка под мостом автострады, потом сворачивает направо и начинается по-настоящему. Он узкий и извилистый. Градиент меняется резко и неожиданно, фанаты, приехавшие еще в четверг, наступают с двух сторон. Если здесь потерять колесо идущего впереди тебя, то ты уже не догонишь, гонка для отставших здесь считается законченной.
Следующий категорийный подъем – это Cote de la Roche aux Faucons, еще одно «чудовище» на дистанции – протяженность всего 1,1 км, но со средним градиентом 9,9%. Он начинается у железнодорожного переезда и дальше круто идет вверх по узкой дороге.
И, наконец, Cote de Saint-Nicolas, подъем, длящийся всего километр, зато со средним градиентом в 11%. Подъем этот находится в пригороде Льежа, и, несмотря на то, что он такой короткий, его крутизна после 255,5 км дистанции может ударить по ногам кому угодно. А дальше – всего ничего до финиша в пригороде Льежа Ансе.
Кто-то охарактеризовал маршрут Льеж-Бастонь-Льеж как медленную и мучительную агонию, когда до раздачи на финише добираются только самые сильные.
Эту гонку часто называют гонкой для горняков: например, Томи Ромингер однажды просчитал сумму набора высоты на Льеж-Бастонь-Льеж, и она оказалась сравнима с альпийским этапом Тур де Франс. Однако двукратный победитель «Старушки» Шон Келли говорил, что выигрывают здесь не только горняки, но и силовые гонщики, которые в настоящих, больших горах никогда не показывали ничего особенного. Он приводил в пример Морено Арджентина, который четыре раза выигрывал Льеж-Бастонь-Льеж за счет своих силовых, а не горняцких возможностей.
ГОРНЫЕ ПЕРЕВАЛЫ И ХОЛМЫ
Льеж Ответ - 257,5 км
- 70,0 км - Кот-де-ла-Рош-ан-Арден - 2,8 км подъем на 6,2%
- Км 116,5 - Кот-де-Saint-Roch - 1,0 км подъем на 11%
- Км 160,0 - Кот-де-Ванне - 2,7 км подъем на 7,3%
- Км 166,5 - Кот-де-Stockeu (стела Эдди Меркс) - 1,0 км подъем на 12,2%
- Км 172,0 - Кот-де-ла-Haute-лифт - 3,6 км подъем на 5,7%
- Км 185,0 - Коль дю Розье - 4,4 км подъем на 5,9%
- 198,0 км - побережье Maquisard - 2,5 км подъем до 5%
- 208,0 км - гора Theux - 2,7 км подъем на 5,9%
- Км 223,0 - Кот-де-ла-Redoute - 2,0 км подъем на 8,8%
- Км 238,0 - Кот де ла Рош AUX Hawks - 1,5 км подъем на 9,3%
- Км 252,0 - Кот-де-Сен-Николя - 1,2 км подъем на 8,6%
То еще , нужон досчь. Вот Ал как хош.
ОтветитьУдалитьсоставы нужны!
Удалитьа дошш нафик не нужон!))
саставоф пока нету. ждемс.
УдалитьПоттержу Рамштекса, дожж нужон:)) Ну или снег:))
ОтветитьУдалитьна Трентине был дожжь со снегом
ОтветитьУдалитьпо еврику повтор валлони.
ОтветитьУдалитьРом! ты серенький сёдни фключил или у меня бук по-другому настроен?
ОтветитьУдалитьНичо пес ширококо опсуждения не трокаю... буть уверен.
Удалитьпаходу настройки на буке у меня другие, и РБ тож не так выглядит.
Удалитьне! мне нрайца этот цвет,- приятно и не напряжно для зренья!))
Плин! унутрь глянь гады шаплон поменяли тока что просто ужос! я в панике!!!!
Удалитьфкакойтакой унутр?))
УдалитьЭто , оне все новый сватаут оформлений. ужос. инокта пес просу для рекламы вкучаут. посмотри у тя там во вставке соопчений тоже должно быть . вот еле вернулся к старомую.
Удалить