пятница, 7 октября 2011 г.

Авианосцы. Мечты, мечты...


30 сентября российская газета «Известия» сообщила, что ВМФ России готовят свой единственный авианосец «Адмирал Кузнецов» к походу в Средиземное море, который может оказаться последней оперативной миссией корабля. Газета, однако, сообщила также, что минобороны России «в ближайшее время не планирует списать «Кузнецова».


58500-тонный «Кузнецов» был принят в эксплуатацию в конце 1990 года. Строительство авианосца заняло более 8 лет, он является единственным кораблем такого класса, который когда-либо находился в составе ВМФ России. Большую часть времени корабль стоял на рейде, выполнив всего лишь три океанских похода. Последний поход был совершен в 2008-2009 годах, когда авианосец посетил Сирию.

Россия так и не смогла завершить строительство сестры «Кузнецова» - «Варяга» - и недостроенный корабль был продан в 2001 году Китаю. Китайцы интенсивно занимаются достройкой корабля, который в августе этого года выполнил первый этап морских испытаний, длившегося четыре дня.

«Кузнецов» является дальнейшим развитием авианесущих кораблей класса «Киев». Как известно, единственный уцелевший корабль этого класса «Адмирал Горшков» после модернизации передается ВМС Индии под наименованием Vikramaditya.
«Кузнецов» не раз выходил в море без полного состава авиагруппы. И на этот раз, как сообщили «Известиям» в Главном штабе ВМФ России, авиагруппа корабля будет включать всего восемь истребителей Су-33, несколько МиГ-29К и «пару» противолодочных вертолетов Ка-27 из состава 279-го корабельного авиационного истребительного полка. Это будет первое развертывание палубных истребителей МиГ-29К на море, первые корабельные испытания этих самолетов проводились в 2009 году.

http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/1718/


Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».

В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей научно-исследовательского комплекса военно-морского флота России, проходившем на базе ЦНИИ МО РФ г. Санкт-Петербурга. В рамках этого совещания был поднят вопрос о необходимости и наличии возможности постройки авианосцев для ВМФ. Особо был подчеркнут тот факт, что наличие авианосца в составе военно-морского флота есть «полностью обоснованная с теоретической, научной и практической точек зрения необходимость».

Через месяц Масорин заявил, что после всесторонней глубокой и тщательной проработки вопроса о перспективных направлениях военно-морского строительства сделан однозначный вывод о необходимости постройки и введения в состав флота до шести кораблей нового типа в ближайшие 20-30 лет. По его словам это должен быть атомный авианосец водоизмещением около 50000 тонн и имеющий порядка 30 самолетов и вертолетов на борту. «Громады, которые строят ВМС США, с базированием 100-130 самолетов строить мы не будем», заявил адмирал. 

Однако вскоре место ушедшего «по возрасту» Масорина на пост главкома ВМФ встал адмирал Владимир Высоцкий и разговоры о новых авианосцах на некоторое время притихли в свете новой программы закупки четырех кораблей типа «Мистраль». Это должно было стоить России около 2 миллиардов евро.

В 2009 году вновь появлялись сведения о планах проектирования и постройки в России нового авианосца, тогда главком ВМФ РФ заявил, что российский флот получит морские авиакомплексы. Эти комплексы должны были состоять из морской авиационной и космической составляющих, и призваны были заменить собой привычные всем классические авианосцы.

Позже, в 2010 в СМИ сообщалось уже о начале строительства четырех новых авианосцев к 2020 году на средства госпрограммы вооружений. На это министр обороны РФ ответил опровержением, его слова подтвердил вице – премьер заявив, что программой вооружений на 2011-2020 годы строительство подобных объектов не предусмотрено. В конце февраля 2011 года Владимир Поповкин на тот момент первый зам министра, представлявший программу вооружений, никак не упомянул тему авианосцев.

И наконец, 29 июня 2011 г. президент Объединенной судостроительной корпорации заявляет о том, что 2016 году корпорация приступает к проектированию и постройке авианосца для военно-морского флота России. По предварительным данным он будет иметь атомную силовую установку и водоизмещение 80000 тонн. При этом он добавляет «авианосцы России нужны» и на следующий же день заявляет, что постройка начнется 2018 году, а закончится в 2023, не уточняя при этом ни сроков проведения, ни сроков ввода нового корабля в состав флота.

В какую сумму обойдется это стране, так же не было озвучено. Если взять для примера стоимость американца класса «Нимиц» (около пяти миллиардов) и модернизацию «Горшкова» для Индии без стоимости авиации для него (около 2 миллиардов долларов), то без учета авиагруппы цифра получается довольно внушительная.

В настоящее время в мире применяются три основные схемы авианесущих крейсеров, в международной классификации, имеющие следующие аббревиатуры: CATOBAR, STOBAR и STOVL.

CATOBAR (Catapult Assisted Take Off, Barrier Assisted Recovery) – самолет взлетает с помощью катапульты, а посадка осуществляется посредством аэрофинишера. В основном такую схему применяют на авианосцах США и Франции. Катапульта разгоняет самолет до 300 км/ч при взлетной массе до 35 тонн.

STOBAR (Short Take Off, Barrier Assisted Recovery) взлет с укороченным разбегом при помощи трамплина, посадка происходит как и в первом случае на аэрофинишер. Авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» является типичным представителем этой схемы.

STOVL (Short Take Off, Vertical Landing) взлет с укороченным разбегом при помощи трамплина. Отличается тем, что посадка осуществляется вертикально. В эту группу входят британский «Инвсибл», испанский «Принц Астурийский» и некоторые другие.

Основные, на мой взгляд, задачи авианосных соединений РФ:

– В ядерном конфликте – прикрытие районов развертывания ПЛАРБ и районов полетов стратегической ракетоносной авиации.
– В ограниченном ядерном, или неядерном конфликте высокой интенсивности (под которыми понимаются вооруженные конфликты с одной/несколькими сильнейшими державами мира, по каким-либо причинам не перетекающие в глобально-ядерный армагеддон) – обеспечение зонального военно-морского господства путем уничтожения основных сил флота противника, нанесение ударов по наземным военным объектам и инфраструктуре.
– В конфликтах низкой интенсивности (наподобие войны 08.08.08) – подавление ВВС/ВМС противника, обеспечение десантных операций.
– В мирное время – демонстрация флага и проекция силы.

Какого же типа будет новый российский авианосец?

Если судить по предполагаемому водоизмещению (80000 тонн), на корабле будет применена схема с катапультами и аэрофинишерами, возможно и комбинирование с трамплином.

Наличие катапульт необходимо по ряду причин и, прежде всего, для взлета самолетов ДРЛО. Взлетать с трамплина могут только самолеты с достаточно высоким уровнем тяговооруженности. Истребители четвертого (а тем более – пятого) поколения на это способны – но вот поднять с трамплина, например, самолет ДРЛО, который по определению не может иметь большую тяговооруженность, сопоставимую с истребителем, совершенно нереально. Правда существует вариант бустерных двигателей - одноразовых пороховых ускорителей, подвешиваемых к самолету и работающих наподобие разгонных блоков «Шаттла» – но расчеты показали, что для обеспечения нормального количества полетов, этими ускорителями придется забить пол-авианосца – на боезапас и топливо для самолетов места уже не остается. Уже одно только это делает катапульты необходимым атрибутом перспективного авианосца РФ.

Есть паллиатив – вертолеты ДРЛО. Но нужно понимать, что это именно паллиатив и не более того. Сравним характеристики РЛС для одновременно разрабатывавшихся в начале 80-х самолета Як-44 РЛД (РЛС «Квант») и вертолета Ка-252 (будущий Ка-31, РЛС «Око») :

Дальность обнаружения воздушных целей – 200 и 100-150 км соответственно
Дальность обнаружения надводных целей – более 300 и 250 км
Количество сопровождаемых целей – 120 и 20 км

Но самое главное – Ка-252, в отличие от Як-44РЛД не позволял наводить истребители на воздушные цели.

Американские авианосцы сильны отнюдь не мощью своих ударных самолетов (хотя и это тоже много значит). Американские авианосцы достигают подавляющего преимущества за счет информационного господства, которое обеспечивают средства дальнего радиолокационного обнаружения, а в просторечии – ДРЛО. Именно контроль за полем боя, в совокупности с массовым применением РЭБ обеспечивает уничтожение едва ли не любых сил противника, что называется, «всухую». За счет ДРЛО истребители США могут атаковать самолеты противника, включая собственное БРЭО в самый последний момент – и в результате 90% сбитых в локальных конфликтах пилотов не то, чтобы не успели предпринять меры противодействия, они даже не сумели понять, что же, собственно говоря, их сбило. За счет ДРЛО при атаке на корабли удается скоординировать действия и вывести в нужное время и место авиагруппы отвлечения, подавления РЭБ, расчистки воздуха, штурмовые и т.п. - причем те же штурмовые авиагруппы будут выведены в точки залпа вне зоны действия РЛС атакуемых кораблей.

Воевать против таких сил не имея собственных ДРЛО, даже обладая лучшими в мире истребителями – попросту невозможно.


В качестве основы для постройки может послужить проект 1143.7 «Ульяновск» - атомный авианосец, программу разработки которого начали в 1984 году, но из-за отсутствия финансирования в 1991 году заморозили. По проекту его водоизмещение должно было составить 74000 тонн при длине 323 м, ширине 78 м и осадке 10,7 м. На авианосце должны были базироваться 70 единиц авиатехники, предусматривалось наличие на борту в том числе палубных МиГ-29К и Су-33. Для взлета использовались две катапульты, трамплин, для посадки - аэрофинишер.

Увы, распад СССР положил конец созданию этого могучего корабля. Немедленно нашлась импортная фирма, предложившая контракт на строительство большегрузных гражданских судов, причем настолько больших, что строить их можно было на одном-единственном стапеле – естественно на том, на котором строился «Ульяновск». Конечно же, прибыль от исполнения этих контрактов гарантировала самостийной Украине небо в алмазах… Но стоит ли удивляться тому, что после разделки «Ульяновска» на металл за ради освобождения стапеля, оная фирма почему-то расхотела заключать какие бы то ни было контракты? Я далек от того, чтобы упрекать тогдашнее руководство Украины в содеянном – в конце-концов, шансов на достройку «Ульяновска» не было никаких.

Но это не смягчает убийственной мрачности факта, достойного украшать первую страницу книги рекордов Гинесса: ТАВКР «Ульяновск» - единственный в мире тяжелый авианосец, уничтоженный коммерческим предложением.

Тем не менее, как ни крути, в настоящее время проект этого ТАВКР несколько устарел. Как бы ни был хорош для своего времени Су-33 – на смену четвертому поколению истребителей приходит пятое, и новый, перспективный авианосец РФ нужно создавать уже под корабельный вариант ПАК ФА, или Т-50К, слухи о проектировании которого уже вовсю распространяются, и не верить им нет никаких оснований…

Итак, примерные характеристики перспективного авианосца РФ:

Водоизмещение полное – 85 тыс.тонн.
ГЭУ – 2 атомных реактора совокупной мощности примерно 260 000 л.с.
Скорость полного хода – 30 уз
Длина – 300 м по ватерлинии, 320 м – наибольшая
Ширина – 39 метров по ватерлинии, 79,5 м – наибольшая
Осадка – 11 м

Вооружение – 4 УВП Полимент-Редут» по 16 ячеек каждая. В одной ячейке - 4 малые ЗУР с дальностью 40-50 км (9М96Е или лучше), либо 16 противоракет ЗУР 9М100 – с дальностью 15 км. 8 установок "Панцирь М".

Авиагруппа – 72 ЛА в составе
40 – Т-50К – корабельный вариант ПАК ФА
8 – Т-50КР – самолет РЭБ на базе Т-50К (аналогично Е/А-18 Grouler)
6 – самолетов ДРЛО
18 – вертолетов ПЛО

Предположительный вид перспективного российского авианосца.

Следует учитывать, что пока будет идти постройка корабля, политическая и экономическая ситуация в России и в мире будет меняться непредсказуемо, и решения, принимаемые сегодня, могут сыграть ключевую роль завтра.

http://alternathistory.org.ua/forum/1427

7 комментариев:

  1. строительство сестры «Кузнецова» - «Варяга...??? Варяг-сестра?!)) Что за неучи статейки пишут?

    ОтветитьУдалить
  2. РОМ блин!(((
    нифика не рассмотреть картинку!
    нафик они ваще тогда нужны!

    ОтветитьУдалить
  3. Маленьки авианосики где мноко? ну что делать у автолра тоже нихрена не видно. чтоп еко не бижать. и так вставил тут . что то и от неко должно же быти??

    ОтветитьУдалить
  4. http://www.jeffhead.com/worldwideaircraftcarriers/ccomparison.jpg

    нашел картинку побольше

    ОтветитьУдалить
  5. Ответы
    1. Ребята критикуещии ПУТИНА,а вчём он виноват.Втом что случилось с нами в 90 года виноваты мы сами позволив управлять нами бездарным провителям.

      Удалить
  6. Ребята зачем вы так о РОССИИ так плохо отзываетесь. То что случилось с РОССИЕЙ в 90 года-невиноват ПУТИН,а виноваты мы все что управляли нами бездарные провители.

    ОтветитьУдалить