четверг, 1 декабря 2011 г.

ПРО внутренних войск

НЕСУЩЕСТВУЮЩАЯ

СИСТЕМА ПРО ЗАТЯГИВАЕТ

МОСКВУ И ВАШИНГТОН

В АБСОЛЮТНО БЕССМЫСЛЕННУЮ

КОНФРОНТАЦИЮ

Президент РФ Дмитрий Медведев выступил

с телеобращением к населению России в связи

с ситуацией, которая сложилась вокруг создания

системы противоракетной обороны США и НАТО

в Европе. Правда, режиссура и тональность краткой речи

главы Российского государства свидетельствовали

о том, что она адресована в первую очередь

отечественной, а отнюдь не зарубежной аудитории.


Что же позволяет сделать такой вывод?

Напомню, что совсем недавно на страницах «ВПК» была опубликована моя статья «Против кого евроПРО?» (№№ 41–43, 2011). В ней я постарался доказать, что угрозу России со стороны этой пока еще не существующей противоракетной обороны можно считать сильно преувеличенной, а российскую позицию по данному вопросу – странной, а иногда просто абсурдной.

Рассмотрим с учетом приведенных в том материале доводов меры, которые российский президент назвал ответом на развертывание американской ПРО в Европе.


ОДНА ДАВНО

ЗАПЛАНИРОВАНА,

ВТОРАЯ

ТРУДНОВЫПОЛНИМА

Во-первых, Дмитрий Медведев дал указание незамедлительно ввести в строй радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининградской области. Очевидно, речь идет о новой РЛС СПРН типа «ВоронежДМ». В данный момент она находится в стадии достройки, уже несколько месяцев проводятся пробные ее включения. Поставить радар на боевое дежурство предполагалось в

конце нынешнего года. Таким образом, данная мера на самом деле никакой мерой не является, а представляет собой давно запланированную акцию, о которой прекрасно осведомлены и в Вашингтоне, и в Брюсселе (да и в столицах близлежащих к нашему прибалтийскому анклаву европейских государств тоже). Причем к проблеме евроПРО калининградская станция имеет в высшей степени опосредованное отношение, а точнее, практически никакого.

В качестве второй меры объявлено об усилении прикрытия объектов стратегических ядерных сил в рамках создания воздушно космической обороны. Это можно только приветствовать, поскольку данный вопрос надлежало решать еще позавчера. Нынешняя ситуация, когда пять из одиннадцати ракетных дивизий РВСН и одна из двух баз стратегической авиации не прикрыты ПВО, совершенно нетерпима. Впрочем, здесь необходимо сделать важнейшую оговорку.

Претворить эту меру в жизнь в течение относительно короткого времени (нескольких месяцев) удастся лишь одним путем – практически полностью ликвидировав системы противовоздушной обороны Москвы и Санкт-Петербурга, больше брать средства ПВО просто неоткуда. Ведь кроме двух столиц сегодня от ударов с воздуха прикрыты только наши основные военно-морские базы (две из которых сами по себе являются объектами СЯС), штабы военных округов, важнейший военно-промышленный центр в Комсомольске-на-Амуре, оставшиеся дивизии РВСН и основная база стратегической авиации. Причем выделенных для отражения этих ударов средств часто совершенно недостаточно.


Так, упомянутую выше самую главную базу стратегической авиации в Энгельсе и «заодно» крупнейшую в РВСН 60-ю ракетную дивизию в Татищеве защищает всего один двухдивизионный полк устаревшей ЗРС С-300ПС. Соответственно «разорять» можно только системы ПВО Москвы и Питера, поскольку в них все же насчитывается по нескольку полков, а не по одному, как в других регионах. При этом надо иметь в виду, что передислокация громоздкого полка «трехсоток» и развертывание его на новом месте потребуют достаточно много времени и денег (тем более что среди шести объектов, нуждающихся в прикрытии, один находится в Алтайском крае, а другой вообще в Амурской области).

МОЖНО ЛИШЬ

ПРИВЕТСТВОВАТЬ

Второй вариант реализации данной меры – ждать производства новых ЗРС С-400, что займет в самом лучшем случае три-четыре года, а реально – пять-шесть лет. Третьего варианта, к сожалению, не дано. Кроме того, к проблеме американской евроПРО данная мера так же, как и первая, имеет довольно опосредованное отношение.


Третьей мерой названо оснащение новых межконтинентальных ракет наземного и морского базирования, поступающих на вооружение российских стратегических ядерных сил, перспективными комплексами преодоления противоракетной обороны и высокоэффективными боевыми блоками. Эта мера в отличие от двух предыдущих имеет прямое отношение к проблеме ПРО. Хотя здесь нужно отметить, что различные средства, призванные помочь «прорвать» противоракетную оборону, на отечественных МБР и БРПЛ устанавливаются еще с конца 80-х, то есть указанная мера выполняется уже почти четверть века. Если же подразумевается необходимость обзавестись какими-то принципиально новыми системами, то для этого опять-таки потребуется как минимум несколько лет и очень много денег. Четвертой мерой должна стать разработка систем, обеспечивающих разрушение информационных и управляющих средств евроПРО. Тут, конечно, хотелось бы услышать от президента дополнительные пояснения, однако Дмитрий Медведев их не дал. Вот почему придется при бегнуть к домысливанию. Коли подразумевается огневое поражение американских РЛС, огромных по размерам и очень при этом хрупких и уязвимых, то тут ничего нового выдумывать не надо, для этого и так есть множество разнообразных средств. Если же имеются в виду новые средства РЭБ и/или кибероружие, это нужно лишь приветствовать и поддержать: их разработка необходима в любом случае, независимо ни от какой евроПРО.


УДАРЫ

ПО ДОГОВОРАМ

И ОБАМЕ

Если этих мер окажется недостаточно (не очень понятно, кстати, недостаточно для чего именно?), президент обещал разместить на западе и юге страны ударные системы, обеспечивающие уничтожение компонентов евроПРО. В частности, в Калининградскую область будуттаки переброшены «Искандеры».

Данный вопрос был рассмотрен во второй части статьи «Против кого евроПРО?» («ВПК», № 42, 2011). Там шла речь о том, что эта мера довольно бессмысленна. Кроме того, напомню: да, из Калининградской области «Искандеры» действительно смогут достичь будущего района развертывания ПРО в Польше, но до Румынии они ниоткуда не долетят, просто не хватит дальности. Если только не предположить, что она у этого комплекса гораздо больше заявленной (480 км), то есть создав «Искандер», мы нарушили договор об РСМД (по нему мы не можем иметь баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью полета 500–5500 км).


Возможно (и даже скорее всего), этот договор на самом деле утратил для нас смысл, но тогда надо выйти из него открыто. Собственно, если так не поступить, тогда вообще не очень ясно, о каких же «ударных системах» идет здесь речь. Бомбардировщики Ту-22М вряд ли способны преодолеть даже нынешнюю, значительно ослабленную за последние 20 лет ПВО НАТО.

Если же для поражения объектов евроПРО использовать МБР, то их никуда не надо передислоцировать, они достанут до Европы из Восточной Сибири. Точно так же Ту-160 и Ту-95МС, взлетев из Энгельса, смогут нанести удары по объектам ПРО с помощью КРВБ Х-55, даже не выходя из своего воздушного пространства, поэтому их тоже никуда не надо перебрасывать.


Наиболее странной мерой реагирования на евроПРО представляется угроза выйти из Договора СНВ-3. Ведь любой объективный эксперт прекрасно понимает: это соглашение об одностороннем добровольном сокращении американских СЯС. Россия его пункты по сути уже выполнила, поскольку количество носителей у нас сейчас меньше, чем разрешено, причем ситуация в этом плане будет лишь усугубляться. То есть договор нас совершенно ничем не ограничивает, он ограничивает только и исключительно американцев. Нас же ограничивают наши производственные возможности, от договоров никак не зависящие.

Подписав СНВ-3 в таком виде, Вашингтон сделал Москве беспрецедентную уступку за всю историю отношений двух держав.

Именно поэтому республиканцы в конгрессе США все более яростно требуют, чтобы из этого договора вышла именно Америка, поскольку ей он совершенно невыгоден. И если взглянуть на вещи объективно, они абсолютно правы. Именно заокеанским «ястребам» сделает Москва подарок, выйдя из СНВ-3 или даже просто всерьез обсуждая данный вопрос. Вообще всеми демаршами в связи с евроПРО, включая заявление президента РФ, российское руководство ослабляет позиции Обамы – самого удобного и лояльного Москве американского президента со времен Франклина Рузвельта. Тем самым автоматически наносится вред нашим собственным

важнейшим интересам.

Зато в Вашингтоне, видимо, понимают, что заявление Медведева носит чисто предвыборный характер, а предложенные им меры реагирования либо не имеют отношения к проблеме (как калининградская РЛС), либо самоочевидны (как оснащение российских МБР и БРПЛ средствами преодоления ПРО).

Поэтому и реакция США – никакого влияния на их планы выступление российского президента не окажет – абсолютно естественна.


Однако в целом надо признать, что начав строительство евроПРО в чисто политических целях, США не рассчитали последствий и не учли степень подозрительности Москвы.

В итоге еще не существующая система затягивает стороны в абсолютно бессмысленную конфронтацию, совершенно ненужную ни Российской Федерации, ни Соединенным Штатам. При этом ни в Москве, ни в Вашингтоне уже не могут отступить от своих непримиримых и взаимоисключающих позиций, не потеряв при этом лица. К сожалению, в истории найдется немало примеров, когда бессмысленная конфронтация на пустом месте перерастала в неконтролируемую эскалацию с крайне неприятными, а порой и трагическими последствиями. Самый яркий пример такого развития событий – Первая мировая война, ставшая началом конца европейской цивилизации.

Впрочем, возможно, пиарщикам «Единой России» показалось, что выдвинув лозунг «Отечество в опасности!», они обеспечат правящей партии дополнительные голоса борах. А потому президент страны и озвучил «меры реагирования», не имеющие реального смысла.

После выборов все успокоится. Покрайней мере на два-три месяца, до другой предвыборной кампании.__

Военно промышленый курьер 
Александр ХРАМЧИХИН,
заместитель директора Института
политического и военного анализа

6 комментариев:

  1. уроды давным давно надо новые ракеты и всё такое создавать!

    ОтветитьУдалить
  2. В 1995—1996 годах работал в аналитических структурах избирательного штаба партии «Наш дом — Россия» на выборах в Государственную думу, затем штаба Бориса Ельцина на президентских выборах.

    В 1999 году участвовал в избирательной кампании Союза правых сил и Сергея Кириенко на выборах депутатов Государственной думы и мэра Москвы.

    В Институте политического и военного анализа работает с момента его создания в январе 1996 года на основе информационно-аналитической службы штаба партии «Наш дом — Россия». Руководитель аналитического отдела института, автор и ведущий институтской базы данных по политической ситуации в регионах России.

    Сферы деятельности — внутренняя политика федерального и регионального уровня, внешняя политика, вопросы военного строительства и вооруженных сил в России и за рубежом.

    ПРЕДВЫБОРНЫЙ АНТИПИАР
    фтопку

    ОтветитьУдалить
  3. Чеко? не пьют меня?? а сп. ну чеко надо расны весить , я так счит.

    ОтветитьУдалить
  4. чет тваи "расны" в адной мастерской штампуюцца!
    не замечал?

    ОтветитьУдалить
  5. Так плин, если отни тваи бут тоже в отну сторону скосит. , Это че там лыжный тап показали по евре просевал.

    ОтветитьУдалить