понедельник, 16 января 2012 г.

Госдума не место для молитвы?

В ожидании упрощения регистрации политических партий протоирей Всеволод Чаплин и политолог Ольга Крыштановская почти одновременно выступили с заявлениями, реанимирующими идею создания в России Христианской партии.

В этой идее, по большому счету, больше необычного, чем нового. Попытки создания партий по конфессиональному признаку предпринимались в России как в начале, так и в конце ХХ века, однако оба раза потерпели неудачу.

Первый раз это произошло после октябрьского Манифеста 1905 года, когда Николай II под давлением революционных беспорядков даровал народам Российской Империи первые политические свободы. Тогда от идеи создания христианской (фактически, православной) партии решили отказаться на самом верху. Одной из причин, по всей вероятности, стало то, что власти опасались раскола в обществе, а также роста недовольства тем, что церковь проникает в политику. И это несмотря на тот факт, что, согласно переписи 1897 года, из 126 миллионов человек населения России 87 миллионов (примерно 70%) числились как "православные и единоверцы". Не сбрасывали тогда со счетов и то обстоятельство, что в Империи проживали миллионы католиков, протестантов (Польша, Литва, Латвия, Эстония, Финляндия) и мусульман (Средняя Азия, Кавказ, Поволжье).

В 1990-е годы ХХ века, на этапе становления современного российского государства, та же идея, по мнению руководителя Центра изучения элиты РАН Ольги Крыштановской, провалилась из-за отсутствия среди христианских политиков известных лидеров. Ныне, считает Крыштановская, ситуация изменилась — в обществе на христианскую партию появился реальный запрос. "Посмотрите, какое количество людей в России приходит в церковь, сколько пришло поклониться поясу Богородицы", — аргументирует свою позицию политолог. По ее мнению, все эти люди сейчас не имеют своего представительства в парламенте.

В то же время, в призывах к созданию в нашей стране Христианской партии, с которыми выступили Ольга Крыштановская и глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, имеются определенные различия. Так, если Чаплин в своем выступлении в интернете под термином "христианская" подразумевает исключительно "православную" партию (что неоднократно подчеркивает), то Крыштановская в комментарии для "Росбалта" пояснила, что говорит о христианской партии с более широких позиций.

По ее словам, "в Европе христианские партии образует не церковь, они просто объединяют людей, которые придерживаются христианских ценностей". В этой связи, считает Крыштановская, Московский Патриархат "не может взять, и организовать христианскую партию". По ее словам, РПЦ может лишь "оказать моральную поддержку" тем, кто решится на создание такой партии.


Эксперт Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Павел Кудюкин, комментируя по просьбе "Росбалту" инициативы Чаплина и Крыштановской, говорит, что правящая "Единая Россия" по факту уже является христианской партией, которая, как и Христианско-демократический союз в Германии (партия ХДС), декларирует опору на правоконсервативные ценности. Политолог также напомнил, что в свое время в "Единую Россию" "влились некоторые мелкие христианско-демократические структуры, которых она вполне устроила".

По мнению же Крыштановской, "Единая Россия" ни в коем случае не может претендовать на звание христианской партии, так как "ей не хватает идеологического единства, единого стержня". Она напомнила, что в составе правящей партии функционируют различные клубы – либеральный, патриотический, социально консервативный, которые "все-таки придерживаются достаточно разных идеологий".

В свою очередь Кудюкин полагает, что если христианская партия в нынешней России все же возникнет, то она, скорее всего, будет исповедовать правоконсервативные ценности. Между тем, напоминает эксперт, в мире есть не только правые, но и левые христианские партии. В частности, это явление характерно для Латинской Америки.

В числе наиболее известных лидеров, выступающих с позиций христианского социализма, можно назвать президента Венесуэлы Уго Чавеса, который не раз декларировал свою приверженность и к римскому католицизму, и к левым идеям.

В то же время Кудюкин считает, что, "когда о христианской партии у нас говорят такие люди как Чаплин или Крыштановская, речь, скорее всего, идет о весьма и весьма правой партии консервативного и традиционалистского толка". Под христианской партией, в данном случае, по-видимому, подразумевается, в основном, православная партия, считает он, поскольку для значительной части консервативно настроенных православных, все иные христианские конфессии – не совсем христианские. Впрочем, Кудюкин не исключил, что формально будет объявлено о том, что это партия всех христиан – православных, католиков и протестантов. Возможно "полезные" католики и протестанты там действительно могут появиться. По словам эксперта, какие-то исключения делаются всегда и везде. В связи с этим он напомнил фразу одного из лидеров нацистов Германа Геринга, который на замечание, что среди его подчиненных есть евреи, ответил: "У себя в Люфтваффе я сам решаю, кто еврей, а кто нет".

Президент фонда "Политика", депутат Госдумы от "Единой России" Вячеслав Никонов заявил "Росбалту", что сейчас, когда будут облегчены условия регистрации партий, мы будем свидетелями возникновения десятков новых политических образований. Не исключено, полагает он, что среди них появятся и партии с религиозным креном, хотя пока это и не предусмотрено российским законодательством. Кроме того, партия религиозного типа, по его словам, вполне "может быть также завуалирована какими-то нейтральными названиями и программами".

Никонов заявил, что "не видит большой целесообразности" в исправлении законодательства с целью допуска до выборов партий, организованных по конфессиональному признаку. "Та же ХДС в Германии не является конфессиональной и построена не по религиозному признаку", — говорит эксперт.


Никонов не исключает появления не только христианских, но и других конфессионально окрашенных партий. По его мнению, "исламская партия может возникнуть даже раньше христианской".

С этим согласен и председатель Исламского комитета России (ИКР) Гейдар Джемаль, который заявил "Росбалту", что "в России всегда существовала идея создания мусульманской партии". По его словам, "мусульмане России давно пытаются создать исламскую партию, за что до сих пор подвергаются шельмованию".

Джемаль напомнил, что еще в 1990 году в Астрахани возникла Партия исламского возрождения, которая выступала тогда за сохранение СССР. После развала Советского Союза, из нее выделилась Таджикская партия исламского возрождения, которая сегодня имеет свою фракцию в парламенте Таджикистана.

Председатель ИКР также напомнил, что российская исламская партия прекратила свою работу с началом первой чеченской войны, после чего на ее месте возник Союз мусульман России. После убийства в 2003 году его председателя, депутата Госдумы Надиршаха Хачилаева, Союз мусульман фактически прекратил свою работу. Тем не менее, считает Джемаль, идея восстановления исламской партии никуда не исчезла.

Что касается идеи христианской партии в России, то глава ИКР заявил, что "нынешний патриарх Московский не производит впечатления человека, который считает, что церковь должна быть чужда борьбе за власть и стоять над схваткой".

Между тем, по словам Павла Кудюкина, "воцерквленных православных у нас, по разным подсчетам, от 5% до 8%". Примерно на такой же процент избирателей, считает он, может претендовать и новая христианская партия, если она будет создана.

Александр Желенин
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/main/2012/01/14/933005.html


8 комментариев:

  1. странно,- не то слово,Рома! меня нынешний патриарх раздражает!такой он светский,духовного тепла не излучает,говорит как депутат,голос неприятный у него, имхо! он мне не нравился,когда ещё воскресные проповеди по 1-му читал..и Чаплин энтот из той же оперы-тусовщик ещё тот!После Алексия на этих даже смотреть не хочется,а не только смотреть и слушать их во время молебнов.Я б к таким на исповедь не пошла, не похожи они на батюшек в моём понимании и ощущении((

    ОтветитьУдалить
  2. Вота! да ты Лид! Привет! как и я : Старовер!! песпоповец?? кирилл то да современного играет. ой будет дел с ими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет,Рома!Нет я верую,но Кирил у меня с верой мало ассоциируется=)))

      Удалить
  3. Лида-да чаплин этот ваще козёл какой то))

    ОтветитьУдалить
  4. Так и староверы веруут! даже в церкофь ходят, когда своих попов нету. Но рукать их рукают. Я по бабушке помню. На ночь молилась кажин день. А про попов речь сайдет! тока держись!

    Дим !Привет. Это Кураев у их номальный более менее.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну да кураев то знатный балагур то

    ОтветитьУдалить