ЕДИНСТВЕННЫЙ ТАНК ВЕРМАХТА,
ВЫПУСКАВШИЙСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ
ВСЕЙ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина
строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое
использование различных типов танков. И если легкие машины Pz.I и Pz.II
рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые
«собратья» – Pz.III и Pz.IV – как полноценные боевые танки. При этом Pz.III
должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.IV – танка поддержки
Михаил БАРЯТИНСКИЙ и Военно-Промышленный Курьер
Проект последнего разрабатывался в рам-
ках требований к машине 18-тонного класса,
условно предназначенной для командиров тан-
ковых батальонов. Отсюда и его первоначаль-
ное название Bataillonsfuhrerwagen – BW. Впро-
чем, по другой версии, BW – это Begleitwagen
– машина поддержки. Второй вариант пред-
ставляется наиболее достоверным, тем более
что танк предопределялся для замены так и не
запущенного в большую серию трехбашенного
танка поддержки Nb.Fz. Первое упоминание о
желательности заменить Nb.Fz. новым танком
поддержки встречается в документах 6-го де-
партамента Управления вооружений, датиро-
ванных ноябрем 1934 года.
НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ КРУППА
Проектированием BW занимались фирмы
Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе и Friedrich
Krupp в Эссене. Соответствующий заказ от
Управления вооружений они получили в конце
февраля 1935 года. Первой, в апреле 1935-го,
свой проект предложила фирма Krupp. По сути
это были две машины, отличавшиеся брониро-
ванием и соответственно массой – 17,2 или 18,5
тонны. Трансмиссия располагалась впереди, а
двигатель находился сзади. Вооружение танка со-
стояло из 75-мм пушки и пулемета, размещенных
в главной башне, несколько смещенной к левому
борту, и пулемета, установленного в пулеметной
башенке, смонтированной в передней части кор-
пуса справа. На главной башне предусматрива-
лась командирская башенка. Экипаж машины
должен был состоять из шести человек: коман-
дира, наводчика, заряжающего (все в башне),
механика-водителя и пулеметчика (в корпусе
впереди), радиста (в корпусе, позади механика-
водителя). Ходовая часть предусматривалась в
двух вариантах исполнения – с восьмью и ше-
стью опорными катками.
К проекту фирмы Krupp сохранилась пояс-
нительная записка, откуда, собственно, и почерп-
нута вся вышеприведенная информация, но, увы,
нет ни одной фотографии. Хотя доподлинно из-
вестно, что Управление вооружений заказало два
шасси, две верхние части корпуса и один комплект
башен, все из простой стали. Впрочем, возможно,
это связано с тем, что в вышеописанном виде про-
тотип BW I Kp так и не был построен. На стадии
изготовления от пулеметной башенки отказались,
заменив ее шаровой установкой пулемета в лобо-
вом листе корпуса. Экипаж сократили до пяти
человек, передав функции радиста пулеметчику.
О первоначальном замысле теперь напоминали
только смещенная к левому борту башня и ха-
рактерный (а для непосвященного человека еще
и малопонятный) излом лобового листа корпуса.
Изготовили два прототипа: один с восьмикатко-
вой ходовой частью и рессорно-балансирной под-
веской, другой – с шестью опорными катками и
торсионной подвеской. Результаты заводских ис-
пытаний последней оказались настолько плохи-
ми, что до конца Второй мировой войны отбили
у инженеров Круппа желание ею заниматься.
МОДИФИКАЦИЯ А
Ну а что же предложила фирма Rheinmetall?
Тут с информацией все обстоит с точностью до
наоборот: документов не сохранилось, зато фо-
тографий в избытке. По ним можно судить, как
примерно должен был выглядеть и круппов-
ский танк. В отличие от него прототип фирмы
Rheinmetall имел ходовую часть, почти полно-
стью заимствованную у многобашенного танка
Nb.Fz. По итогам заводских испытаний, на кото-
рых BW I Kp в октябре 1936 года прошел 2043
километра, и испытаний на полигоне Управ-
ления вооружений в Мюнсингене предпочте-
ние отдали крупповской конструкции ходовой
части. Еще в апреле 1936-го танк получил стан-
дартное армейское название Panzerkampfwagen
IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается
Panzer IV и совсем краткое – Pz.IV). По сквоз-
ной системе обозначений подвижных средств
вермахта индекс машины – Sd.Kfz.161.
Несколько танков нулевой серии были изго-
товлены в цехах крупповского завода в Эссене,
но уже в октябре 1937-го производство перенес-
ли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где
начался выпуск боевых машин модификации А.
Броневая защита корпуса танка Ausf.A
колебалась от 14,5 до 8 миллиметров. Лобо-
вая броня башни достигала 30, бортов – 20,
кормы – 10 миллиметров. Боевая масса танка
составила 17,3 тонны. Вооружение – 75-мм
пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, в
ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пу-
лемета MG 34 калибра 7,92 миллиметра (один
– спаренный с пушкой, другой – курсовой)
имели боезапас 3000 патронов. Танк оснащался
12-цилиндровым V-образным карбюраторным
двигателем жидкостного охлаждения Maybach
HL 108TR мощностью 250 лошадиных сил и
пятискоростной механической коробкой пере-
дач. Двигатель был расположен несимметрич-
но, ближе к правому борту корпуса. Ходовая
часть состояла из восьми сдвоенных опорных
катков малого диаметра, сблокированных по-
парно в четыре тележки, подвешенные на чет-
вертьэллиптических листовых рессорах, четы-
рех поддерживающих катков, ведущего колеса
переднего расположения и направляющего
колеса с механизмом натяжения гусеницы.
Впоследствии при многочисленных модернизациях
Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-
нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модифика-
ции A стали командирская башенка цилиндри-
ческой формы с шестью смотровыми щелями и
курсовой пулемет в шаровой установке в лома-
ном лобовом листе корпуса. Башню танка сме-
стили влево от его продольной оси на 51,7 мил-
лиметра. До марта 1938 года заводские цехи
покинули 35 танков модификации А. Практи-
чески это была установочная партия.
СЕРИИ B, C, D
Машины модификации В несколько отлича-
лись от предыдущих. Ломаную лобовую плиту
корпуса заменили на прямую, ликвидировали
курсовой пулемет (на его месте появился смотро-
вой прибор радиста, а справа от него проделали
бойницу для стрельбы из личного оружия), ввели
новую командирскую башенку и перископиче-
ский прибор наблюдения, изменили конструк-
цию бронировки почти всех смотровых прибо-
ров, вместо двухстворчатых крышек посадочных
люков механика-водителя и радиста установили
одностворчатые. Толщину лобовой брони подба-
шенной коробки, носовой части корпуса, башни,
а также броню маски пушки и командирской ба-
шенки довели до 30 миллиметров. Танки Ausf.B
оснащались двигателем Maybach HL120TR мощ-
ностью 300 лошадиных сил и шестискоростной
коробкой передач. Боекомплект сократился до 80
выстрелов и 2700 патронов.
С сентября 1938 по август 1939 года про-
изводились танки серии С. Начиная с 41-й ма-
шины серии начали устанавливать двигатель
Maybach HL120TRM – в дальнейшем он при-
менялся на всех последующих модификациях.
К другим усовершенствованиям можно отнести
специальный отбойник под стволом орудия для
отгибания антенны при повороте башни и бро-
невой кожух спаренного пулемета. Две машины
Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.
С октября 1939 по октябрь 1940-го выпуска-
лись машины модификации D, на которых вновь
появились ломаная лобовая плита корпуса и кур-
совой пулемет с дополнительной прямоугольной
бронировкой. Изменилась конструкция маски
спаренной установки пушки и пулемета. Толщи-
на бортовой брони корпуса и башни возросла
до 20 миллиметров. Танки поздних выпусков
имели 50-мм броню лобового листа корпуса. В
1940–1941 годах лобовую и бортовую броню
подбашенной коробки усилили 20-мм листами.
Были введены новые смотровые приборы в бор-
тах башни и корпуса и ограничители поворота
тележек подвески на 3, 5 и 7-м опорных катках.
Была смонтирована шаровая установка курсово-
го пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает,
что яблоко установки было приспособлено под
крепление в 30-мм броню). Танки Ausf.D позд-
них выпусков имели дополнительные вентиля-
ционные отверстия в моторном отделении.
БРОНЯ ВСЕ ТОЛЩЕ
Главным отличием модификации Ausf.E от
предшественников стало существенное увели-
чение толщины брони. Лобовую броню подба-
шенной коробки довели до 30 миллиметров и
вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни
также был доведен до 30 миллиметров, а маска –
до 35–37 миллиметров. Борта корпуса и башни
имели 20-мм, а крыша и корма – 15-мм броню.
Появились командирская башенка нового
типа с усиленным до толщины 50–95 милли-
метров бронированием, башенный вентиля-
тор, усовершенствованный смотровой прибор
механика-водителя, новый вспомогательный
бензоэлектрический агрегат, упрощенные ве-
дущее и направляющее колеса, ящик для снаря-
жения, крепившийся на корме башни, и другие
более мелкие изменения. Подверглась передел-
ке и конструкция кормового листа башни. Бое-
вая масса танка достигла 21 тонны.
Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа
боевого применения машин предыдущих вари-
антов в Польше и Франции. Вновь возросла тол-
щина брони: лоб корпуса и башни – до 50 милли-
метров, борта – до 30. Одностворчатые дверцы в
бортах башни заменили на двухстворчатые, ло-
бовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет
при этом сохранился, но теперь он размещался
в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку
масса корпуса танка возросла на 48 процентов
по сравнению с Ausf.E, машина получила новую
400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее
360-мм и новое направляющее колесо. Были
выполнены дополнительные вентиляционные
отверстия в крыше моторного отделения и в
крышках трансмиссионных люков. Изменились
размещение и конструкция глушителей двига-
теля и бензомотора поворота башни. Помимо
фирмы Krupp-Gruson к производству танка,
продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942
года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.
Все вышеперечисленные модификации танка
Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм
пушкой с начальной скоростью бронебойного
снаряда 385 м/с, которая была бессильна как про-
тив французских танков, так и против англий-
ской «Матильды».
После выпуска 462 машин
варианта F производство их прекратили на один
месяц. За это время в конструкцию танка внес-
ли весьма существенные изменения. Главное из
них – установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной
ствола 43 калибра и начальной скоростью бро-
небойного снаряда 770 м/с, разработанной кон-
структорами фирм Krupp и Rheinmetall. Про-
изводство этих орудий началось в марте 1942
года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан
Гитлеру, вслед за этим возобновился его выпуск.
Машины с короткими пушками имели обозна-
чение F1, а с новым орудием – F2. Боекомплект
последних состоял из 87 выстрелов, 32 из кото-
рых размещались в башне. Машины получили
новую маск-установку и новый прицел. Боевая
масса достигла 23,6 тонны.Кроме того, на большей части машин отсут
ствовали приборы наблюдения в правом борту и
лобовом листе башни (справа от орудия). Впрочем,
судя по фотографиям, этих приборов нет и на мно-
гих «четверках» варианта F2.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм
пушку KwK 40 с длиной ствола 48 калибров.
Машины поздних выпусков оснащались 1450-
килограммовыми «восточными гусеницами» –
Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой броней
(ее установили примерно на 700 «четверок») и
бортовыми экранами, что делало их почти неотли-
чимыми от следующей модификации – Ausf.H. Во-
преки расхожему мнению бортовые экраны (5-мм
на корпусе и 10-мм на башне) не предназначались
для защиты от кумулятивных снарядов. Даже ис-
пытаний таких не проводилось. Цель навешивания
этих экранов заключалась в том, чтобы предохра-
нять относительно тонкую броню бортов корпуса и
башни от прямых попаданий 14,5-мм бронебойных
пуль советских противотанковых ружей при стрель-
бе с близких дистанций – 100 метров и менее.
Антенна радиостанции была перенесена на левую
кормовую часть корпуса танка. С февраля 1943 года
монтировалась новая командирская башенка.
«Четверки» модификации Н имели 80-мм лобо-
вую броню, изменилась конструкция ведущих колес
машин. Часть танков снабдили необрезиненными
поддерживающими катками. На командирской ба-
шенке появилась зенитная установка пулемета MG
34. На «четверках» Н последних выпусков кормовой
лист корпуса стал вертикальным (раньше он рас-
полагался под наклоном 30о к вертикали). До 16 мил-
лиметров возросла толщина переднего листа крыши
башни и до 25 миллиметров – заднего. Все наружные
поверхности танка обмазывались циммеритом.
Последней модификацией Pz.IV оказались маши-
ны Ausf.J. Эти «четверки», в целом схожие с предыду-
щим вариантом, претерпели изменения, связанные с
технологическими упрощениями. Так, например,
был ликвидирован силовой агрегат электропривода
поворота башни и сохранился только ручной при-
вод. Менее сложной стала конструкция башенных
люков, демонтировали бортовой прибор наблюде-
ния механика-водителя (бесполезный при наличии
бортовых экранов). Поддерживающие катки, число
которых на машинах поздних выпусков сократилось
до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась
конструкция направляющего колеса. На танке уста-
навливались топливные баки повышенной емкости,
в результате чего запас хода по шоссе возрос до
320 километров. Для бортовых экранов широко ис-
пользовалась металлическая сетка. Часть «четверок»
имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные
применяемым на танках «Пантера».
НА ВСЕХ ФРОНТАХ
Pz.IV был самым массовым танком вермахта: с
1937 по 1945 год промышленность Третьего рейха
изготовила около 8,7 тысячи этих машин.
Первые «четверки» поступили в германские су-
хопутные войска в январе 1938-го. Общий заказ на
танки данного типа включал поставку 709 единиц.
План же на 1938 год предусматривал выпуск 116
танков и фирма Krupp почти выполнила его, пере-
дав армии 113 машин. Первыми военными опера-
циями с участием Pz.IV стали аншлюс Австрии и
захват Судетской области Чехословакии в 1938-м. В
марте 1939-го эти танки прошли по улицам Праги.
Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939
года в вермахте насчитывалось 211 Pz.IV модифи-
каций А, В и С. По действовавшему тогда штату в
танковой дивизии должны были состоять 24 «чет-
верки» – по 12 машин в каждом полку. Однако до
полного штата в ту пору удалось укомплектовать
лишь 1 и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии.
Полный штат имел и Учебный танковый батальон,
приданный 3-й танковой дивизии. В остальных сое-
динениях числилось лишь по нескольку Pz.IV, кото-
рые по вооружению и броневой защите превосхо-
дили все типы противостоящих им польских танков.
Тем не менее за месяц в Польше немцы потеряли 76
танков этого типа, из них 19 безвозвратно.
К началу Западной кампании 1940 года панцер-
ваффе располагали уже 290 «четверками» и 20 мо-
стоукладчиками на их базе. Как и Pz.III, они были скон-
центрированы в соединениях, сосредоточенных на
направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии
генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV.
В ходе боев французам и англичанам удалось подбить
97 «четверок». Безвозвратные потери немцев в танках
Pz.IV составили всего 30 машин этого типа.
В 1940 году удельный вес Pz.IV в танковых
соединениях вермахта несколько возрос. С одной
стороны, благодаря росту производства, а с другой
– из-за уменьшения количества танков в дивизии до
258 единиц. Во время скоротечной операции на Бал-
канах весной 1941-го «четверки», участвовавшие в
боях с югославскими, греческими и английскими
войсками, потерь не понесли.
Перед нападением на СССР вермахт распола-
гал 439 машинами Pz.IV, к концу 1941 года 348
из них были потеряны безвозвратно. «Четверки»,
вооруженные короткоствольными пушками, не
могли эффективно бороться с советскими сред-
ними и тяжелыми танками. Лишь с появлением
длинноствольной модификации ситуация изме-
нилась. К середине 1943-го Pz.IV стал основным
германским танком на Восточном фронте. В штат
немецкой танковой дивизии входил танковый полк
двухбатальонного состава. В первом батальоне
«четверками» оснащались две роты, во втором эти
машины имелись только в одной. В целом в боевых
батальонах соединения находился 51 Pz.IV. На долю
«четверок» пришлось почти 60 процентов танков,
задействованных в операции «Цитадель».
В Северной Африке вплоть до капитуляции гер-
манских войск Pz.IV успешно противостояли всем
типам танков союзников. Наибольшего успеха «чет-
верки» достигали в борьбе с британскими крейсерски-
ми машинами A.9 и A.10 – подвижными, но легкобро-
нированными. Первые Pz.IV модификации F2 достави-
ли в Африканский корпус Роммеля летом 1942 года.
В конце июля немцы располагали всего 13 «четверка-
ми», в том числе лишь девятью в варианте F2.
Несмотря на поражение под Эль-Аламейном, гер-
манское командование приступило к реорганизации
своих сил в Африке. 9 декабря 1942 года в Тунисе была
сформирована 5-я танковая армия, в которую в числе
прочих вошла переброшенная из Франции 10-я танко-
вая дивизия, имевшая на вооружении Pz.IV Ausf.G. Эти
машины участвовали в разгроме американских войск
у Кассерина 14 февраля 1943-го – последней удачной
операции вермахта на Африканском континенте. Уже
23 февраля немцы были вынуждены перейти к обо-
роне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 года в гер-
манских войсках в Тунисе имелось только 58 танков,
из них 17 «четверок».
ДО И ПОСЛЕ
КАПИТУЛЯЦИИ ГЕРМАНИИ
В 1944-м организация немецкой танковой диви-
зии претерпела существенные изменения. Первый
батальон танкового полка получил машины Pz.V
«Пантера», второй был укомплектован Pz.IV. На
самом же деле «Пантеры» поступили на вооруже-
ние не всех танковых дивизий вермахта. В ряде сое-
динений оба батальона имели только «четверки».
Летом 1944 года германские войска терпели
поражение за поражением как на западе, так и на
востоке. Соответствующими были и потери: только
за два месяца – август и сентябрь – подбито 1139
танков Pz.IV. Тем не менее их количество в немец-
кой армии продолжало оставаться значительным. В
ноябре 1944-го Pz.IV составляли 40 процентов гер-
манских танков на Восточном фронте, 52 процента
– на Западном и 57 процентов – в Италии.
Последними крупными операциями вермахта с
участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в
декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии
СС в районе озера Балатон в январе – марте 1945-го,
закончившиеся провалом. Только в течение января
1945 года было подбито 287 «четверок», из них вос-
становлено и возвращено в строй 53 машины.
Pz.IV применялись в боевых действиях до по-
следних дней войны, в том числе на улицах Берли-
на. На территории Чехословакии танки этого типа
использовались в боях вплоть до 12 мая 1945 года.
Согласно немецким данным за время Второй ми-
ровой по 10 апреля 1945-го безвозвратные потери
Pz.IV достигли 7636 единиц.
«Четверка» в значительно больших количе-
ствах, чем другие германские танки, поставлялась
союзникам Третьего рейха: Венгрии (74, по другим
данным – 104), Румынии (142), Болгарии (97), Фин-
ляндии (14) и Хорватии. 490 машин в 1942–1944
годах немцы отправили в Турцию и Испанию.
На базе Pz.IV выпускались самоходно-
артиллерийские установки, командирские и мо-
стовые танки, машины передовых артиллерийских
наблюдателей, эвакуационные тягачи.
После капитуляции Германии крупная партия
из 165 Pz.IV была передана Чехословакии. Пройдя
ремонт, они состояли на вооружении чехословацкой
армии вплоть до начала 50-х годов. На протяжении
многих лет Pz.IV эксплуатировались в армиях Испании,
Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.
Pz.IV – единственный немецкий танк, нахо-
дившийся в производстве в течение всей Второй
мировой войны. Конструктивно отработанная и ис-
ключительно надежная в эксплуатации, эта боевая
машина в полном смысле слова была «рабочей ло-
шадкой» панцерваффе.
ВЫПУСКАВШИЙСЯ НА ПРОТЯЖЕНИИ
ВСЕЙ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Уже в начале 30-х годов в Германии была выработана доктрина
строительства танковых войск, сложились взгляды и на тактическое
использование различных типов танков. И если легкие машины Pz.I и Pz.II
рассматривались преимущественно как учебно-боевые, то их более тяжелые
«собратья» – Pz.III и Pz.IV – как полноценные боевые танки. При этом Pz.III
должен был выполнять функции среднего танка, а Pz.IV – танка поддержки
Михаил БАРЯТИНСКИЙ и Военно-Промышленный Курьер
Проект последнего разрабатывался в рам-
ках требований к машине 18-тонного класса,
условно предназначенной для командиров тан-
ковых батальонов. Отсюда и его первоначаль-
ное название Bataillonsfuhrerwagen – BW. Впро-
чем, по другой версии, BW – это Begleitwagen
– машина поддержки. Второй вариант пред-
ставляется наиболее достоверным, тем более
что танк предопределялся для замены так и не
запущенного в большую серию трехбашенного
танка поддержки Nb.Fz. Первое упоминание о
желательности заменить Nb.Fz. новым танком
поддержки встречается в документах 6-го де-
партамента Управления вооружений, датиро-
ванных ноябрем 1934 года.
НЕУДАЧНЫЙ ОПЫТ КРУППА
Проектированием BW занимались фирмы
Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе и Friedrich
Krupp в Эссене. Соответствующий заказ от
Управления вооружений они получили в конце
февраля 1935 года. Первой, в апреле 1935-го,
свой проект предложила фирма Krupp. По сути
это были две машины, отличавшиеся брониро-
ванием и соответственно массой – 17,2 или 18,5
тонны. Трансмиссия располагалась впереди, а
двигатель находился сзади. Вооружение танка со-
стояло из 75-мм пушки и пулемета, размещенных
в главной башне, несколько смещенной к левому
борту, и пулемета, установленного в пулеметной
башенке, смонтированной в передней части кор-
пуса справа. На главной башне предусматрива-
лась командирская башенка. Экипаж машины
должен был состоять из шести человек: коман-
дира, наводчика, заряжающего (все в башне),
механика-водителя и пулеметчика (в корпусе
впереди), радиста (в корпусе, позади механика-
водителя). Ходовая часть предусматривалась в
двух вариантах исполнения – с восьмью и ше-
стью опорными катками.
К проекту фирмы Krupp сохранилась пояс-
нительная записка, откуда, собственно, и почерп-
нута вся вышеприведенная информация, но, увы,
нет ни одной фотографии. Хотя доподлинно из-
вестно, что Управление вооружений заказало два
шасси, две верхние части корпуса и один комплект
башен, все из простой стали. Впрочем, возможно,
это связано с тем, что в вышеописанном виде про-
тотип BW I Kp так и не был построен. На стадии
изготовления от пулеметной башенки отказались,
заменив ее шаровой установкой пулемета в лобо-
вом листе корпуса. Экипаж сократили до пяти
человек, передав функции радиста пулеметчику.
О первоначальном замысле теперь напоминали
только смещенная к левому борту башня и ха-
рактерный (а для непосвященного человека еще
и малопонятный) излом лобового листа корпуса.
Изготовили два прототипа: один с восьмикатко-
вой ходовой частью и рессорно-балансирной под-
веской, другой – с шестью опорными катками и
торсионной подвеской. Результаты заводских ис-
пытаний последней оказались настолько плохи-
ми, что до конца Второй мировой войны отбили
у инженеров Круппа желание ею заниматься.
МОДИФИКАЦИЯ А
Ну а что же предложила фирма Rheinmetall?
Тут с информацией все обстоит с точностью до
наоборот: документов не сохранилось, зато фо-
тографий в избытке. По ним можно судить, как
примерно должен был выглядеть и круппов-
ский танк. В отличие от него прототип фирмы
Rheinmetall имел ходовую часть, почти полно-
стью заимствованную у многобашенного танка
Nb.Fz. По итогам заводских испытаний, на кото-
рых BW I Kp в октябре 1936 года прошел 2043
километра, и испытаний на полигоне Управ-
ления вооружений в Мюнсингене предпочте-
ние отдали крупповской конструкции ходовой
части. Еще в апреле 1936-го танк получил стан-
дартное армейское название Panzerkampfwagen
IV (сокращенно Pz.Kpfw.IV, часто встречается
Panzer IV и совсем краткое – Pz.IV). По сквоз-
ной системе обозначений подвижных средств
вермахта индекс машины – Sd.Kfz.161.
Несколько танков нулевой серии были изго-
товлены в цехах крупповского завода в Эссене,
но уже в октябре 1937-го производство перенес-
ли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где
начался выпуск боевых машин модификации А.
Броневая защита корпуса танка Ausf.A
колебалась от 14,5 до 8 миллиметров. Лобо-
вая броня башни достигала 30, бортов – 20,
кормы – 10 миллиметров. Боевая масса танка
составила 17,3 тонны. Вооружение – 75-мм
пушка KwK 37 с длиной ствола 24 калибра, в
ее боекомплект входило 120 выстрелов. Два пу-
лемета MG 34 калибра 7,92 миллиметра (один
– спаренный с пушкой, другой – курсовой)
имели боезапас 3000 патронов. Танк оснащался
12-цилиндровым V-образным карбюраторным
двигателем жидкостного охлаждения Maybach
HL 108TR мощностью 250 лошадиных сил и
пятискоростной механической коробкой пере-
дач. Двигатель был расположен несимметрич-
но, ближе к правому борту корпуса. Ходовая
часть состояла из восьми сдвоенных опорных
катков малого диаметра, сблокированных по-
парно в четыре тележки, подвешенные на чет-
вертьэллиптических листовых рессорах, четы-
рех поддерживающих катков, ведущего колеса
переднего расположения и направляющего
колеса с механизмом натяжения гусеницы.
Впоследствии при многочисленных модернизациях
Pz.IV его ходовая часть не претерпела сколько-
нибудь серьезных конструктивных изменений.
Характерными чертами машин модифика-
ции A стали командирская башенка цилиндри-
ческой формы с шестью смотровыми щелями и
курсовой пулемет в шаровой установке в лома-
ном лобовом листе корпуса. Башню танка сме-
стили влево от его продольной оси на 51,7 мил-
лиметра. До марта 1938 года заводские цехи
покинули 35 танков модификации А. Практи-
чески это была установочная партия.
СЕРИИ B, C, D
Машины модификации В несколько отлича-
лись от предыдущих. Ломаную лобовую плиту
корпуса заменили на прямую, ликвидировали
курсовой пулемет (на его месте появился смотро-
вой прибор радиста, а справа от него проделали
бойницу для стрельбы из личного оружия), ввели
новую командирскую башенку и перископиче-
ский прибор наблюдения, изменили конструк-
цию бронировки почти всех смотровых прибо-
ров, вместо двухстворчатых крышек посадочных
люков механика-водителя и радиста установили
одностворчатые. Толщину лобовой брони подба-
шенной коробки, носовой части корпуса, башни,
а также броню маски пушки и командирской ба-
шенки довели до 30 миллиметров. Танки Ausf.B
оснащались двигателем Maybach HL120TR мощ-
ностью 300 лошадиных сил и шестискоростной
коробкой передач. Боекомплект сократился до 80
выстрелов и 2700 патронов.
С сентября 1938 по август 1939 года про-
изводились танки серии С. Начиная с 41-й ма-
шины серии начали устанавливать двигатель
Maybach HL120TRM – в дальнейшем он при-
менялся на всех последующих модификациях.
К другим усовершенствованиям можно отнести
специальный отбойник под стволом орудия для
отгибания антенны при повороте башни и бро-
невой кожух спаренного пулемета. Две машины
Ausf.C переоборудовали в мостовые танки.
С октября 1939 по октябрь 1940-го выпуска-
лись машины модификации D, на которых вновь
появились ломаная лобовая плита корпуса и кур-
совой пулемет с дополнительной прямоугольной
бронировкой. Изменилась конструкция маски
спаренной установки пушки и пулемета. Толщи-
на бортовой брони корпуса и башни возросла
до 20 миллиметров. Танки поздних выпусков
имели 50-мм броню лобового листа корпуса. В
1940–1941 годах лобовую и бортовую броню
подбашенной коробки усилили 20-мм листами.
Были введены новые смотровые приборы в бор-
тах башни и корпуса и ограничители поворота
тележек подвески на 3, 5 и 7-м опорных катках.
Была смонтирована шаровая установка курсово-
го пулемета Kugelblende 30 (число 30 означает,
что яблоко установки было приспособлено под
крепление в 30-мм броню). Танки Ausf.D позд-
них выпусков имели дополнительные вентиля-
ционные отверстия в моторном отделении.
БРОНЯ ВСЕ ТОЛЩЕ
Главным отличием модификации Ausf.E от
предшественников стало существенное увели-
чение толщины брони. Лобовую броню подба-
шенной коробки довели до 30 миллиметров и
вдобавок усилили 30-мм экраном. Лоб башни
также был доведен до 30 миллиметров, а маска –
до 35–37 миллиметров. Борта корпуса и башни
имели 20-мм, а крыша и корма – 15-мм броню.
Появились командирская башенка нового
типа с усиленным до толщины 50–95 милли-
метров бронированием, башенный вентиля-
тор, усовершенствованный смотровой прибор
механика-водителя, новый вспомогательный
бензоэлектрический агрегат, упрощенные ве-
дущее и направляющее колеса, ящик для снаря-
жения, крепившийся на корме башни, и другие
более мелкие изменения. Подверглась передел-
ке и конструкция кормового листа башни. Бое-
вая масса танка достигла 21 тонны.
Pz.IV Ausf.F появился в результате анализа
боевого применения машин предыдущих вари-
антов в Польше и Франции. Вновь возросла тол-
щина брони: лоб корпуса и башни – до 50 милли-
метров, борта – до 30. Одностворчатые дверцы в
бортах башни заменили на двухстворчатые, ло-
бовой лист корпуса опять стал прямым. Пулемет
при этом сохранился, но теперь он размещался
в шаровой установке Kugelblende 50. Поскольку
масса корпуса танка возросла на 48 процентов
по сравнению с Ausf.E, машина получила новую
400-мм гусеницу вместо применявшейся ранее
360-мм и новое направляющее колесо. Были
выполнены дополнительные вентиляционные
отверстия в крыше моторного отделения и в
крышках трансмиссионных люков. Изменились
размещение и конструкция глушителей двига-
теля и бензомотора поворота башни. Помимо
фирмы Krupp-Gruson к производству танка,
продолжавшемуся с апреля 1941 по март 1942
года, подключились Vomag и Nibelungenwerke.
Все вышеперечисленные модификации танка
Pz.IV вооружались короткоствольной 75-мм
пушкой с начальной скоростью бронебойного
снаряда 385 м/с, которая была бессильна как про-
тив французских танков, так и против англий-
ской «Матильды».
После выпуска 462 машин
варианта F производство их прекратили на один
месяц. За это время в конструкцию танка внес-
ли весьма существенные изменения. Главное из
них – установка 75-мм пушки KwK 40 с длиной
ствола 43 калибра и начальной скоростью бро-
небойного снаряда 770 м/с, разработанной кон-
структорами фирм Krupp и Rheinmetall. Про-
изводство этих орудий началось в марте 1942
года. 4 апреля танк с новой пушкой был показан
Гитлеру, вслед за этим возобновился его выпуск.
Машины с короткими пушками имели обозна-
чение F1, а с новым орудием – F2. Боекомплект
последних состоял из 87 выстрелов, 32 из кото-
рых размещались в башне. Машины получили
новую маск-установку и новый прицел. Боевая
масса достигла 23,6 тонны.Кроме того, на большей части машин отсут
ствовали приборы наблюдения в правом борту и
лобовом листе башни (справа от орудия). Впрочем,
судя по фотографиям, этих приборов нет и на мно-
гих «четверках» варианта F2.
СУЩЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Последние 412 танков Ausf.G получили 75-мм
пушку KwK 40 с длиной ствола 48 калибров.
Машины поздних выпусков оснащались 1450-
килограммовыми «восточными гусеницами» –
Ostketten, дополнительной 30-мм лобовой броней
(ее установили примерно на 700 «четверок») и
бортовыми экранами, что делало их почти неотли-
чимыми от следующей модификации – Ausf.H. Во-
преки расхожему мнению бортовые экраны (5-мм
на корпусе и 10-мм на башне) не предназначались
для защиты от кумулятивных снарядов. Даже ис-
пытаний таких не проводилось. Цель навешивания
этих экранов заключалась в том, чтобы предохра-
нять относительно тонкую броню бортов корпуса и
башни от прямых попаданий 14,5-мм бронебойных
пуль советских противотанковых ружей при стрель-
бе с близких дистанций – 100 метров и менее.
Антенна радиостанции была перенесена на левую
кормовую часть корпуса танка. С февраля 1943 года
монтировалась новая командирская башенка.
«Четверки» модификации Н имели 80-мм лобо-
вую броню, изменилась конструкция ведущих колес
машин. Часть танков снабдили необрезиненными
поддерживающими катками. На командирской ба-
шенке появилась зенитная установка пулемета MG
34. На «четверках» Н последних выпусков кормовой
лист корпуса стал вертикальным (раньше он рас-
полагался под наклоном 30о к вертикали). До 16 мил-
лиметров возросла толщина переднего листа крыши
башни и до 25 миллиметров – заднего. Все наружные
поверхности танка обмазывались циммеритом.
Последней модификацией Pz.IV оказались маши-
ны Ausf.J. Эти «четверки», в целом схожие с предыду-
щим вариантом, претерпели изменения, связанные с
технологическими упрощениями. Так, например,
был ликвидирован силовой агрегат электропривода
поворота башни и сохранился только ручной при-
вод. Менее сложной стала конструкция башенных
люков, демонтировали бортовой прибор наблюде-
ния механика-водителя (бесполезный при наличии
бортовых экранов). Поддерживающие катки, число
которых на машинах поздних выпусков сократилось
до трех, лишились резиновых бандажей, изменилась
конструкция направляющего колеса. На танке уста-
навливались топливные баки повышенной емкости,
в результате чего запас хода по шоссе возрос до
320 километров. Для бортовых экранов широко ис-
пользовалась металлическая сетка. Часть «четверок»
имела вертикальные выхлопные патрубки, подобные
применяемым на танках «Пантера».
НА ВСЕХ ФРОНТАХ
Pz.IV был самым массовым танком вермахта: с
1937 по 1945 год промышленность Третьего рейха
изготовила около 8,7 тысячи этих машин.
Первые «четверки» поступили в германские су-
хопутные войска в январе 1938-го. Общий заказ на
танки данного типа включал поставку 709 единиц.
План же на 1938 год предусматривал выпуск 116
танков и фирма Krupp почти выполнила его, пере-
дав армии 113 машин. Первыми военными опера-
циями с участием Pz.IV стали аншлюс Австрии и
захват Судетской области Чехословакии в 1938-м. В
марте 1939-го эти танки прошли по улицам Праги.
Накануне вторжения в Польшу 1 сентября 1939
года в вермахте насчитывалось 211 Pz.IV модифи-
каций А, В и С. По действовавшему тогда штату в
танковой дивизии должны были состоять 24 «чет-
верки» – по 12 машин в каждом полку. Однако до
полного штата в ту пору удалось укомплектовать
лишь 1 и 2-й танковые полки 1-й танковой дивизии.
Полный штат имел и Учебный танковый батальон,
приданный 3-й танковой дивизии. В остальных сое-
динениях числилось лишь по нескольку Pz.IV, кото-
рые по вооружению и броневой защите превосхо-
дили все типы противостоящих им польских танков.
Тем не менее за месяц в Польше немцы потеряли 76
танков этого типа, из них 19 безвозвратно.
К началу Западной кампании 1940 года панцер-
ваффе располагали уже 290 «четверками» и 20 мо-
стоукладчиками на их базе. Как и Pz.III, они были скон-
центрированы в соединениях, сосредоточенных на
направлениях главных ударов. В 7-й танковой дивизии
генерала Роммеля, например, насчитывалось 36 Pz.IV.
В ходе боев французам и англичанам удалось подбить
97 «четверок». Безвозвратные потери немцев в танках
Pz.IV составили всего 30 машин этого типа.
В 1940 году удельный вес Pz.IV в танковых
соединениях вермахта несколько возрос. С одной
стороны, благодаря росту производства, а с другой
– из-за уменьшения количества танков в дивизии до
258 единиц. Во время скоротечной операции на Бал-
канах весной 1941-го «четверки», участвовавшие в
боях с югославскими, греческими и английскими
войсками, потерь не понесли.
Перед нападением на СССР вермахт распола-
гал 439 машинами Pz.IV, к концу 1941 года 348
из них были потеряны безвозвратно. «Четверки»,
вооруженные короткоствольными пушками, не
могли эффективно бороться с советскими сред-
ними и тяжелыми танками. Лишь с появлением
длинноствольной модификации ситуация изме-
нилась. К середине 1943-го Pz.IV стал основным
германским танком на Восточном фронте. В штат
немецкой танковой дивизии входил танковый полк
двухбатальонного состава. В первом батальоне
«четверками» оснащались две роты, во втором эти
машины имелись только в одной. В целом в боевых
батальонах соединения находился 51 Pz.IV. На долю
«четверок» пришлось почти 60 процентов танков,
задействованных в операции «Цитадель».
В Северной Африке вплоть до капитуляции гер-
манских войск Pz.IV успешно противостояли всем
типам танков союзников. Наибольшего успеха «чет-
верки» достигали в борьбе с британскими крейсерски-
ми машинами A.9 и A.10 – подвижными, но легкобро-
нированными. Первые Pz.IV модификации F2 достави-
ли в Африканский корпус Роммеля летом 1942 года.
В конце июля немцы располагали всего 13 «четверка-
ми», в том числе лишь девятью в варианте F2.
Несмотря на поражение под Эль-Аламейном, гер-
манское командование приступило к реорганизации
своих сил в Африке. 9 декабря 1942 года в Тунисе была
сформирована 5-я танковая армия, в которую в числе
прочих вошла переброшенная из Франции 10-я танко-
вая дивизия, имевшая на вооружении Pz.IV Ausf.G. Эти
машины участвовали в разгроме американских войск
у Кассерина 14 февраля 1943-го – последней удачной
операции вермахта на Африканском континенте. Уже
23 февраля немцы были вынуждены перейти к обо-
роне, их силы быстро таяли. На 1 мая 1943 года в гер-
манских войсках в Тунисе имелось только 58 танков,
из них 17 «четверок».
ДО И ПОСЛЕ
КАПИТУЛЯЦИИ ГЕРМАНИИ
В 1944-м организация немецкой танковой диви-
зии претерпела существенные изменения. Первый
батальон танкового полка получил машины Pz.V
«Пантера», второй был укомплектован Pz.IV. На
самом же деле «Пантеры» поступили на вооруже-
ние не всех танковых дивизий вермахта. В ряде сое-
динений оба батальона имели только «четверки».
Летом 1944 года германские войска терпели
поражение за поражением как на западе, так и на
востоке. Соответствующими были и потери: только
за два месяца – август и сентябрь – подбито 1139
танков Pz.IV. Тем не менее их количество в немец-
кой армии продолжало оставаться значительным. В
ноябре 1944-го Pz.IV составляли 40 процентов гер-
манских танков на Восточном фронте, 52 процента
– на Западном и 57 процентов – в Италии.
Последними крупными операциями вермахта с
участием Pz.IV стали контрнаступление в Арденнах в
декабре 1944 года и контрудар 6-й танковой армии
СС в районе озера Балатон в январе – марте 1945-го,
закончившиеся провалом. Только в течение января
1945 года было подбито 287 «четверок», из них вос-
становлено и возвращено в строй 53 машины.
Pz.IV применялись в боевых действиях до по-
следних дней войны, в том числе на улицах Берли-
на. На территории Чехословакии танки этого типа
использовались в боях вплоть до 12 мая 1945 года.
Согласно немецким данным за время Второй ми-
ровой по 10 апреля 1945-го безвозвратные потери
Pz.IV достигли 7636 единиц.
«Четверка» в значительно больших количе-
ствах, чем другие германские танки, поставлялась
союзникам Третьего рейха: Венгрии (74, по другим
данным – 104), Румынии (142), Болгарии (97), Фин-
ляндии (14) и Хорватии. 490 машин в 1942–1944
годах немцы отправили в Турцию и Испанию.
На базе Pz.IV выпускались самоходно-
артиллерийские установки, командирские и мо-
стовые танки, машины передовых артиллерийских
наблюдателей, эвакуационные тягачи.
После капитуляции Германии крупная партия
из 165 Pz.IV была передана Чехословакии. Пройдя
ремонт, они состояли на вооружении чехословацкой
армии вплоть до начала 50-х годов. На протяжении
многих лет Pz.IV эксплуатировались в армиях Испании,
Турции, Франции, Финляндии, Болгарии и Сирии.
Pz.IV – единственный немецкий танк, нахо-
дившийся в производстве в течение всей Второй
мировой войны. Конструктивно отработанная и ис-
ключительно надежная в эксплуатации, эта боевая
машина в полном смысле слова была «рабочей ло-
шадкой» панцерваффе.
бедный танк! никто не пишет!
ОтветитьУдалитьне жалей ево толстый! он вражеский!)))
ОтветитьУдалитьАл. Он же са японцев. жиртрест то этот. носталькирует витимо.
ОтветитьУдалитьА о нем нечего писать. Самый удачный танк вермахта. Появился вовремя, с адекватными броней и оружием. Почти без детских болезней. Был выпущен в большем количестве, чем любой другой немецкий танк. Свою войну - войну панцерваффе - вытащил именно он, а не кошки и, тем более, не тройки.
ОтветитьУдалитьНу значит буду искать про корявую технику! т.е. про нашу!! (современну ВМФ)
ОтветитьУдалитьЧойта она корявая? Корявые танки у англичан и джапов были.
ОтветитьУдалитьНЕ не танки. про ВМФ нашу, ету черную дыру буджета
ОтветитьУдалитьПонял.
ОтветитьУдалитьТ! ну ити к нам на верх. там не тока велы. секодня я до губера добрался нашеко!!
ОтветитьУдалитьЯ смотрю все темы. Если нет моего коммента, это не значит, что я её не видел.
ОтветитьУдалить