Реформируя календарь, Юлий Цезарь распорядился вставлять один день туда, где прежде располагался дополнительный месяц мерцедоний, - между 23 и 24 февраля. Так и получилось, что раз в 4 года в феврале было сразу два 24 числа. Но в ту пору у римлян был своеобразный счет дней и 24-е число они обозначали как "шестой день до мартовских календ". 6-е число по-латыни секстус, а второе 6-е число - биссекстус. Оттого и год с лишним днем в феврале стал называться биссекстилисом. А в русском языке это слово преобразилось в високос.
"А была бы моя воля, я бы 8 Марта перенес на 29 февраля."
Високосному году издревле приписывают различные бедствия, катастрофы, болезни и мор. Предполагается, что год нехороший "благодаря" святому Касьяну. Дополнительный день календаря - именно его день рождения. Впрочем, зачастую и святым-то его не считают. В словаре Даля у него много эпитетов: угодник Касьян Завистливый, Злопамятный, Скупой, Недоброжелательный.
"Худ приплод в високосный год". "В ряду Святых угодников, чтимых православным народом, Касьян занимает совершенно исключительное место - это нелюбимый Святой, "немилостивый". В некоторых местах, как, например, в Саранском уезде Пензенской губернии, он даже не считается Святым и не признается русским, а самое имя Касьян слывет как позорное. В Кадниковском уезде Вологодской губернии Касьяна считают как бы "опальным" Святым и рассказывают о нем следующую легенду: "Св. Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем Святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю.
Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю". Но не это отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных ... к Касьяну, а главным образом - его "немилостивое" отношение к бедному народу. Вот что говорит на этот счет другая легенда, записанная в Зарайском уезде Рязанской губернии:
"Однажды Касьян, вместе с Николаем Чудотворцем, шел по дороге, и встретился им мужичок, который увязил воз в грязи. "Помогите, - просит мужичок, - воз поднять". А Касьян ему: "Не могу, - говорит, - еще испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться". Николай же Чудотворец ни словечушка мужику не ответил, а только уперся плечом, натужился, налег и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся, как есть, риза в грязи выпачкана.
Бог увидал это и спрашивает: "Где это ты, Микола, выпачкался?" - "Я, - говорит Николай, - мужичку воз помогал из грязи вытаскивать". - "А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шел?" - спрашивает Господь Касьяна. - "Я, Господи, боялся ризу запачкать". Не понравился этот ответ Богу, увидал Он, что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту два раза в год". - Хотя эта легенда пользуется на Руси самым широким распространением, но все-таки есть места, где ее не знают. Так, в Новгородской губернии (Боровичского уезда) крестьяне несколько иначе объясняют тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года (29 февраля). "Св. Касьян, - говорят они, - три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде - вот почему и положено ему быть именинником через три года раз! Сообразно с такой оценкой нравственных свойств Касьяна, установилось и отношение к нему: крестьяне не только не любят, но и боятся этого Святого: "Касьян на что взглянет - все вянет", - говорят мужики и твердо верят, что у Касьяна недобрый взгляд: если он взглянет на скотину - околеет скотина, взглянет на человека - будет тому человеку великое несчастие...
"Глаз Касьяна" считается настолько опасным, что в день 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы, чтобы не случилось какого-нибудь непоправимого несчастья; в особенности опасно считается выходить до солнечного восхода (в Орловской и Рязанской губ. крестьяне стараются даже проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время).К этой характеристике Св. Касьяна в Вологодской губернии прибавляют еще одну черту, которая рисует этого Святого врагом человеческого рода. Здесь существует легенда, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях, за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор (моровое поветрие). В Вятской же губернии к этой легенде присовокупляют, что сам Бог приказал образ Св. Касьяна ставить в церквах на задней стене, т. е. над входною дверью. При таком воззрении народа на Св. Касьяна не мудрено, что високосный год повсюду на Руси считается несчастным и опасным, а самый опасный день в этом году - Касьянов". (Источник: http://www.token.ru/63.shtml).
В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам Кащей или Чернобог.
Есть и другие версии на тему нехорошести Касьяна. Например, такая: три года подряд Касьян пьет запоем, а на четвертый празднует день рождения трезвым. У России оказалось на 3 високосных года больше, чем у Европы или Америки. И тут мы особенные. Дело в том, что у нас григорианский календарь был введен только в 1918 г., в то время как другие страны жили по нему аж с 1582 г. Мы же до 1918 г. жили по календарю юлианскому. Разница между этими календарями небольшая: по григорианскому високосными не являются года, которые оканчиваются на "00" и не кратны 400. И если 1600-й был високосным для всех, то 1700-й, 1800-й и 1900-й - только для России.
Загадочный день 29 февраля
- Когда у тебя день рождения?
- 29 февраля.
- Тебе повезло, что был високосный год, а то мог вообще не родиться.
Вероятность родиться именно в этот день равна 1:1461 .
Довольно редкий шанс - это невезение или удача ?
В древности полагали, что рожденные 29 февраля, наделены особыми способностями.
В Шотландии в високосный год женщины имели право свататься к мужчинам, то есть все было "наоборот". Первоначально обычай женского сватовства имел одно условие, оговоренное в Уложении Шотландского парламента: чтобы "всякая дама, которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо видна; тогда мужчина, если он отказывался, должен был заплатить штраф.
В высокосный год и конский боб не туда растет.
Високосный год овец не любит. (Шотландия).
Оба суеверия, конечно же, лишены всякого смысла; первое из них явно порождено тем, что в високосный год женщины имели право свататься к мужчинам, то есть все было "наоборот", что якобы отражалось и на конских бобах. Первоначально обычай женского сватовства имел одно условие, оговоренное в Уложении Шотландского парламента: чтобы "всякая дама, которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо видна, иначе мужчине придется заплатить за нее штраф". Точно также и в России високосный год вплоть до наших дней пользуется дурной славой. Повсеместно считается, что високосный год знаменуется неурожаями, болезнями и войнами.
Возможно, английские поверья о конских бобах, растущих в високосный год "не туда", и о том, что этот год не любит овец, сохраняют отголосок архаичного представления о недобром ("косом") "глазе" некоего мифологического существа - хозяина високосного года и, в частности, "рокового" дня - 29 февраля.
Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина (если по старому стилю). Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали. Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать.
Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Его называли Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать". А все Кощей Бессмертный виноват – это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом.
"А была бы моя воля, я бы 8 Марта перенес на 29 февраля."
Високосному году издревле приписывают различные бедствия, катастрофы, болезни и мор. Предполагается, что год нехороший "благодаря" святому Касьяну. Дополнительный день календаря - именно его день рождения. Впрочем, зачастую и святым-то его не считают. В словаре Даля у него много эпитетов: угодник Касьян Завистливый, Злопамятный, Скупой, Недоброжелательный.
"Худ приплод в високосный год". "В ряду Святых угодников, чтимых православным народом, Касьян занимает совершенно исключительное место - это нелюбимый Святой, "немилостивый". В некоторых местах, как, например, в Саранском уезде Пензенской губернии, он даже не считается Святым и не признается русским, а самое имя Касьян слывет как позорное. В Кадниковском уезде Вологодской губернии Касьяна считают как бы "опальным" Святым и рассказывают о нем следующую легенду: "Св. Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем Святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю.
Однако впоследствии Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю". Но не это отступничество от Бога послужило источником охлаждения православных ... к Касьяну, а главным образом - его "немилостивое" отношение к бедному народу. Вот что говорит на этот счет другая легенда, записанная в Зарайском уезде Рязанской губернии:
"Однажды Касьян, вместе с Николаем Чудотворцем, шел по дороге, и встретился им мужичок, который увязил воз в грязи. "Помогите, - просит мужичок, - воз поднять". А Касьян ему: "Не могу, - говорит, - еще испачкаю об твой воз свою райскую ризу, как же мне тогда в рай прийти и на глаза Господу Богу показаться". Николай же Чудотворец ни словечушка мужику не ответил, а только уперся плечом, натужился, налег и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся, как есть, риза в грязи выпачкана.
Бог увидал это и спрашивает: "Где это ты, Микола, выпачкался?" - "Я, - говорит Николай, - мужичку воз помогал из грязи вытаскивать". - "А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шел?" - спрашивает Господь Касьяна. - "Я, Господи, боялся ризу запачкать". Не понравился этот ответ Богу, увидал Он, что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту два раза в год". - Хотя эта легенда пользуется на Руси самым широким распространением, но все-таки есть места, где ее не знают. Так, в Новгородской губернии (Боровичского уезда) крестьяне несколько иначе объясняют тот факт, что день Касьяна празднуется только раз в четыре года (29 февраля). "Св. Касьян, - говорят они, - три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде - вот почему и положено ему быть именинником через три года раз! Сообразно с такой оценкой нравственных свойств Касьяна, установилось и отношение к нему: крестьяне не только не любят, но и боятся этого Святого: "Касьян на что взглянет - все вянет", - говорят мужики и твердо верят, что у Касьяна недобрый взгляд: если он взглянет на скотину - околеет скотина, взглянет на человека - будет тому человеку великое несчастие...
"Глаз Касьяна" считается настолько опасным, что в день 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы, чтобы не случилось какого-нибудь непоправимого несчастья; в особенности опасно считается выходить до солнечного восхода (в Орловской и Рязанской губ. крестьяне стараются даже проспать до обеда, чтобы таким образом переждать самое опасное время).К этой характеристике Св. Касьяна в Вологодской губернии прибавляют еще одну черту, которая рисует этого Святого врагом человеческого рода. Здесь существует легенда, что Касьяну подчинены все ветры, которые он держит на двадцати цепях, за двадцатью замками. В его власти спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор (моровое поветрие). В Вятской же губернии к этой легенде присовокупляют, что сам Бог приказал образ Св. Касьяна ставить в церквах на задней стене, т. е. над входною дверью. При таком воззрении народа на Св. Касьяна не мудрено, что високосный год повсюду на Руси считается несчастным и опасным, а самый опасный день в этом году - Касьянов". (Источник: http://www.token.ru/63.shtml).
В этот день чествуется самое злое божество славянского пантеона - известный нам ещё по детским сказкам Кащей или Чернобог.
Есть и другие версии на тему нехорошести Касьяна. Например, такая: три года подряд Касьян пьет запоем, а на четвертый празднует день рождения трезвым. У России оказалось на 3 високосных года больше, чем у Европы или Америки. И тут мы особенные. Дело в том, что у нас григорианский календарь был введен только в 1918 г., в то время как другие страны жили по нему аж с 1582 г. Мы же до 1918 г. жили по календарю юлианскому. Разница между этими календарями небольшая: по григорианскому високосными не являются года, которые оканчиваются на "00" и не кратны 400. И если 1600-й был високосным для всех, то 1700-й, 1800-й и 1900-й - только для России.
Загадочный день 29 февраля
- Когда у тебя день рождения?
- 29 февраля.
- Тебе повезло, что был високосный год, а то мог вообще не родиться.
Вероятность родиться именно в этот день равна 1:1461 .
Довольно редкий шанс - это невезение или удача ?
В древности полагали, что рожденные 29 февраля, наделены особыми способностями.
В Шотландии в високосный год женщины имели право свататься к мужчинам, то есть все было "наоборот". Первоначально обычай женского сватовства имел одно условие, оговоренное в Уложении Шотландского парламента: чтобы "всякая дама, которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо видна; тогда мужчина, если он отказывался, должен был заплатить штраф.
В высокосный год и конский боб не туда растет.
Високосный год овец не любит. (Шотландия).
Оба суеверия, конечно же, лишены всякого смысла; первое из них явно порождено тем, что в високосный год женщины имели право свататься к мужчинам, то есть все было "наоборот", что якобы отражалось и на конских бобах. Первоначально обычай женского сватовства имел одно условие, оговоренное в Уложении Шотландского парламента: чтобы "всякая дама, которая идет свататься, надевала нижнюю сорочку из багряной фланели и чтобы кромка ее была хорошо видна, иначе мужчине придется заплатить за нее штраф". Точно также и в России високосный год вплоть до наших дней пользуется дурной славой. Повсеместно считается, что високосный год знаменуется неурожаями, болезнями и войнами.
Возможно, английские поверья о конских бобах, растущих в високосный год "не туда", и о том, что этот год не любит овец, сохраняют отголосок архаичного представления о недобром ("косом") "глазе" некоего мифологического существа - хозяина високосного года и, в частности, "рокового" дня - 29 февраля.
Святому Касьяну, с которым сросся Кощей, очень не повезло. Сращение произошло по созвучию, а также по совпадению праздников. По некоторым данным, день Чернобога славяне отмечали в конце февраля, и на конец февраля же выпадает день святого Касьяна Римлянина (если по старому стилю). Касьян был современником Иоанна Златоуста и многое сделал для распространения христианства. Однако на Руси про него чего только ни придумывали. Так, говорили, что по пути в рай святой Касьян отказался помочь мужику вытащить телегу из грязи, и в наказание за это Господь повелел ангелу три года подряд бить святого Касьяна молотом, а на четвертый год, високосный, отпускать.
Касьяна считали злым, и даже звание святого не спасало. Ему приписывали отвратительную внешность. Так, говорили, что у него косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Его называли Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым. А день памяти святого Касьяна отмечали один раз в четыре года, 29 февраля, приговаривая: "Пришел Касьян, пошел хромать да на свой лад все ломать". А все Кощей Бессмертный виноват – это явно его зловещая тень лежала на невинном римском святом.
Превратности судьбы:
Был мудр, смирен, угоден богу,
Достойный старец Кассиан!
Ходил везде, натер аш ногу,
Он был велик среди Римлян!
Он изнурял себя трудами!
Писал , учился, голодал,
Прославил имя подвигАми!
Но одного не угадал!
Какой то мерзкий мужичонка,
Безрукий, глупый и смешной,
Замучив в усмерть лошаденку,
Стоит и машет те рукой!
«Поди суды!» Орет разиня,
«Не виш, что ль я тепе зову!»
А ты там пишешь бога имя,
И не поможешь никому!
Вот так! Лишь малая ошипка,
Поставит крестик на судьбе,
И видишь всё, в сём мире зыбко,
Ни как не победиш в борьбе!
Теперь тобой детей пугают!
Считают, что ты есть Кащщей!
А дети и непонимают,
такой вот прихоти вещщей!
Крепись угодник! Все проходит,
И если снова, как в тот раз,
Быть может кто тебя попросит,
беги толкать, будь хоть КАМАЗ!
takamisakari
Амен
ОтветитьУдалить