четверг, 15 марта 2012 г.

Модернизация Африки


   
Практически в любой стране африканского континента даже без особого поиска, можно обнаружить ворох застарелых и новых проблем. Часть из них -это наследие колониальной эпохи вроде «границ по линейке». Африканские страны часто создавались великими европейскими державами без учёта этнических, религиозных факторов.
Огромное влияние сохранили метрополии, что вылилось в систему неоколониализма. Есть и новые проблемные факторы – проблема воды, так за сток воды Нила уже идёт очень серьёзный спор между северными Египтом и Суданом и расположенными южнее государствами. Демографическая проблема – миллионы людей испытывают нехватку воды, продовольствия, для них нет работы.

Мали

 Война в Ливии резко дестабилизировала обстановку в соседнем Мали. С середины января 2012 года на севере и северо-востоке страны не прекращаются бои между правительственными войсками и незаконными вооруженными формированиями сепаратистского «Национального движения за освобождение Азавада» (НДОА). Азавад – это традиционное название одной из областей проживания туарегов (национального меньшинства Мали и ряда других государств Северной Африки), условные границы этого региона распространяются на северо-восточную часть Мали, юго-восток Алжира, запад Нигера, север Буркина-Фасо и запад Ливии. В границы Азавада (Мали) входят юго-восток области Томбукту, северо-запад Гао и большая часть Кидали.


В конце февраля 2012 года департамент информации и печати МИД России выразил озабоченность развитием ситуации в Мали. Вооруженные выступления боевиков движения за освобождение Азавада под сепаратистскими лозунгами поставили под угрозу стабильность и безопасность не только в самой Мали, но и в огромной сахаро-сахельской зоне в целом. Конфликт уже привёл к многочисленным жертвам среди мирного населения, а рост числа беженцев усугубляет и без того сложную гуманитарную ситуацию в субрегионе, которая сложилась вследствие засухи и неурожая.

Одной из главных предпосылок активизации боевиков НДОА стал ливийский кризис, который привёл к бесконтрольному расползанию массы оружия, взрывчатки и отрядов боевиков (в Ливии нет сил безопасности, которые бы могли контролировать ситуацию). Особую тревогу вызывает союз НДОА с радикальными исламистами из т.н. «Аль-Кайеды исламского Магриба».

Надо сказать, что туареги поднимали восстания и раньше. Так, вооружённое выступление было в 2006-2009 годах. Но подобного масштаба оно ещё не принимало. Под угрозой дестабилизации десять стран региона: Ливия, Нигер, Мали, Чад, Буркина-Фасо, Алжир, Мавритания, Центрально-Африканская Республика (ЦАР), Демократическая Республика Конго и Судан. По мнению малийских властей, принудить повстанцев к переговорам можно только оружием.

В апреле в Мали должны пройти президентские выборы. В связи с активизацией туарегов и исламских радикалов высказываются опасения, что они могут быть сорваны. Несмотря на призывы властей к спокойствию и терпимости, в ряде малийских городов прошли бурные акции протеста, вызванные недовольством населения действиями правительства в сложившейся ситуации. Люди недовольны не только войной и наплывом беженцев, но и продовольственным кризисом, который начался в 2011 году из-за отсутствия дождей и плохого урожая. В результате резко выросли цены на продовольствие. Часто гнев людей провоцирует случаи ксенофобии – нападают не только на туарегов, но и других людей со светлой кожей.

В начале марта пришло сообщение, что организация государств Западной Африки рассматривает возможность ввода войск в Мали, об этом сообщил главнокомандующий армии Кот-д'Ивуара. Генерал Сумайла Бакайоко сделал это заявление, после встречи с руководителем вооруженных сил ECOWAS - Экономического сообщества западноафриканских государств. По мнению руководителей соседних государств, ситуация в Мали выходит из-под контроля правительства (боевики захватили несколько городов на севере и в центре страны) и требует срочного вмешательства, под угрозой находятся и другие государства региона.

Справка. Суть проблемы туарегов.
Туареги являются потомками древнего европеоидного населения Северной Африки, вытесненного арабами на запад и юг региона. Туареги подверглись арабизации и исламизации, часть получила негроидные признаки. В средние века они контролировали часть трансахарской торговли. Во время колонизации Африки, их территории входили во Французскую Западную Африку. Туареги отличались большой воинственностью (народ-воин), поэтому в отличие от других народов долго сопротивлялись французам. Туареги до сих пор придёрживаются жесткой кастовой иерархии. После деколонизации Африки, этот более чем 5 млн. народ, имеющий древнюю историю, не получил своего государства. Их историческая территория оказалась разделённой между несколькими искусственно созданными государствами. Наиболее многочисленные и боеспособные отряды туарегов действуют в Нигере и Мали. Во время войны в Ливии часть туарегов поддержала Муаммара Каддафи, другие были нейтральны (Полковник поддерживал кочевников материально, был для них авторитетом, часто привлекался соседями, как посредник, для урегулирования споров с туарегами), чем вызвали гнев победителей. После победы «ливийских революционеров» отряды туарегов были вынуждены отступить на территорию Нигера и Мали, к ним присоединились и мирные жители, опасаясь актов геноцида со стороны победителей. Они хорошо вооружены, получили опыт войны в Ливии, отлично знают местность – веками вели караваны, были контрабандистами. Поэтому, слабая армия Мали не может справиться с отрядами туарегов.

Нигер

Эта страна имеет те же проблемы, что и Республика Мали. Республика Нигер, как и Мали, по уровню социально-экономического развития стабильно находится на одном из последних мест в мире. Основными отраслями экономики являются сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, особенно важна урановая руда (в Мали – основной продукт экспорта – золото, хлопок). И это при том, что страна богата важными природными ресурсами - есть месторождения урана, железной руды, фосфоритов, угля, олова, вольфрама, тантала, молибдена, золота, марганца, в конце 1990-х годов нашли нефть и природный газ. Государство находится под постоянной угрозой засухи, опустынивания и голода - в 2011 году из-за отсутствия дождей, нашествия насекомых, страна оказалась перед угрозой массового голода.

Ситуацию усугубил наплыв беженцев из Ливии, Мали и других государств. На проблемы с водой, продовольствием, беженцами, войной в Ливии и Мали, накладывается демографическая проблема – в 2010 году Нигер занял первое место по приросту населения – 3,7% годового прироста. В стране самая высокая рождаемость в мире - 7,7 рождений на женщину.

Перед Нигером, наряду с Мали, наиболее остро стоит проблема туарегов. Первое восстание туарегов произошло в 1990 — 1995 годы, Второе в 2007-2009 годы («урановая война»). Тогда их удалось погасить с помощью Каддафи и алжирских властей. Туареги испытывали к Каддафи большое уважение – после катастрофической засухи 1973 года он спас тысячи кочевников, предоставив им кров и еду. Кроме того, Каддафи разрабатывал планы создания автономии для туарегов – проект «Большая Сахара», его поддержало большинство вождей кочевников. Предоставлял убежище беженцам из стран, где туареги вступали в конфликт с местными властями.

Второе восстание назвали «урановой войной» из-за того, что в Нигере развита добыча урана. И страна является одним из главных поставщиков урана во Францию - французы фактически контролируют добычу этого стратегически важного сырья. Надо отметить, что Париж был недоволен проникновением китайцев в регион, Китай также заинтересован в уране. В Нигере, как и ряде других африканских стран, Китай сталкивается с интересами западных компаний.

Нигерия

Подробно ситуация в Нигерии была рассмотрена в статье ВО - Нигерия повторит судьбу Судана? Здесь отметим наиболее важные моменты. В последние месяцы резко активизировала свою деятельность радикальная исламистская организация «Боко харам». Некоторые эксперты считают, что активизация «Боко харам» также связана с ливийским фактором, после разгрома Ливии, исламские боевики вывезли из страны огромное количество оружия, боеприпасов, взрывчатки. Организация выступает за создание исламского государства на севере страны, где преобладает мусульманское население и полное искоренение западного образа жизни. Основной метод – это террор, массовый и индивидуальный. Боевики нападают на полицейские участки, административные власти, христианские церкви. Устраивают массовые бойни, демонстративно жестокие. По некоторым данным, число сторонников этой организации достигает до 500 тыс. человек, понятно, что активных боевиков намного меньше. Наиболее активны боевики в северных штатах – Борно, Йобе, Кано и др. 20 января 2012 года в одном из крупнейших городов Нигерии Кано (столица одноимённого штата) была устроена серия взрывов и совершено несколько атак боевиков – погибло и ранено несколько сот человек. 17 февраля отряд боевиков атаковал тюрьму в городе Котон Карифи, был устроен побег более ста заключённых. Особенно часто объектами атак становятся церкви, молельные дома христиан, христианские общины. Христианские лидеры уже грозят ответными ударами.

В результате Нигерия вступила в период, когда исламистские боевики стали проводить хорошо организованные и сложные террористические операции. Они отлично скоординированы по времени и разворачиваются на огромных территориях. Западные сетевые структуры используют фактор радикального ислама, нанося удар по Китаю, дестабилизируя обстановку в целом.

Активизация деятельности исламских радикалов происходит на фоне постоянной межнациональной (в Нигерии 250-300 аборигенных народностей, многие из которых не ладят с друг другом) и социально-экономической напряжённости (более 80% населения живёт в нищете). В начале 2012 года страну охватила волна забастовок и акций протеста. Плюс быстрый рост населения, богатые запасы углеводородов - второе место в Африке после Ливии по нефти и на седьмое место в мире по газу, интересы Запада и Китая. Так с 1998 года товарооборот между КНР и Нигерией увеличился почти в десять раз, всего Пекин инвестировал в страну не меньше 12 млрд. долларов. В настоящее время в Нигерии работает свыше тысячи китайских предприятий, а замысел по строительству железной дороги из внутренних районов страны к побережью Атлантического океана вообще является самым крупным иностранным проектом Китая. Поднебесная стала главным поставщиков товаров для Нигерии.

Надо сказать, что Китай в 2009 году впервые стал главным партнёром Африки в целом, обогнав Соединенные Штаты и Европу. Естественно, Запад не радует такая картина. Китайцы стараются закрепить своё экономическое доминирование - только на первую половину 2011 года товарооборот Китая с Африкой увеличился на 65% и достиг 61,2 млрд. долларов. Пекин вытесняет Запад и в финансовом секторе, китайцы дают более выгодные кредиты, чем МВФ, не предъявляя политико-экономических требований. Китай медленно, но верно идёт к полному контролю за основными источниками стратегически важного сырья в Африке.

Радикальные христиане

Ещё один фактор, который ведёт к дестабилизации обстановки в Центральной Африке, – это действия «Армии сопротивления Господа Бога». Эта группировка действует на территории Уганды, Южного Судана, Центральноафриканской Республики и Демократической Республики Конго. Её лидером является Джозеф Кони, он объявил себя воплощением Святого Духа и пророком. Цель организации – создание теократического государства в Уганде. Во многом эта группировка однотипна движению «Боко харам», только шариат заменяют 10 заповедей и выдержки из Библии, плюс элементы традиционных африканских верований. Лидеры «Армии Господа» так же, как и организаций мусульманских радикалов, считают, что мир погряз в грехе, чистые только дети (их похищают тысячами, вербуют мальчиков в солдаты). Устраивают акты террора, без всякого сомнения убивают представителей других христианских направлений и всех «грешных людей». Убийства совершаются с максимальной жестокостью – «грешных» сжигают на кострах, разрубают на куски, развешивают на деревьях и пр.

Движение создано ещё в 1986 году, но его активизация произошла в последние годы. Отрядам Кони уже более двух десятков лет удаётся терроризировать огромный регион, отлично используя как укрытие тропические леса, когда вооружённые силы государств проводят операции «зачистки». Причём, костяк «армии» Кони составляют всего несколько сотен бойцов, которые легко уходят от неповоротливых армий, остальные члены на время становятся «мирными жителями». При необходимости «армия» быстро обрастает «плотью», в том числе детей, из которых муштруют настоящих фанатиков-«зомби», не знающих моральных барьеров. В Демократической республике Конго боевикам «Армии Господа» удалось взять под свой контроль часть добычи алмазов, частично решив вопрос с финансированием.

Для США возня с «Армией Господа» является возможностью установить своё военное присутствие в регионах богатых природными ресурсами и не пускать туда китайцев. Так, в районе озера Альберт (Уганда) были открыты месторождения чёрного золота объемом 2,5 млрд. баррелей. Эти нефтяные запасы позволят полностью обеспечить потребности угандийской республики. Кроме того, поднимается вопрос о строительстве новой нефтяной инфраструктуры, что позволит реорганизовать экономическую жизнь всего региона. Китай уже проявил интерес к этому месторождению углеводородов – в феврале Китайская нефтяная оффшорная компания (CNOOC Ltd.) закончила сделку по покупке третей части доли английский нефтяной компании Tullow Oil в нефтяных блоках Республики Уганда.





Итоги

В странах Африки можно чётко выявить несколько стратегий, причём все они внешние. У стран Африки нет долговременной стратегии развития, направленной на объединение и создание своего центра силы. Африка, как и в предыдущие столетия, выступает как добыча, является охотничьим угодьем мировых хищников. Попытка Муаммара Каддафи ускорить интеграцию Африканского союза, который смог бы направить Африку по более или менее правильно пути была жёстко пресечена.

Основные внешние стратегии

- Реализация плана англо-саксов по раздроблению, полной дестабилизации больших государств Евразии и Африки. Большие страны - это часто национальные государства с доминированием главной нации, они должны быть раздроблены на массу мелких государственных образований, княжеств. Планету ведут в эпоху нового феодализма. Одновременно решается масса других задач – наносится удар конкурентам (к примеру, по Китаю), будет сокращено население – новые отношения не позволят прокормить такую массу людей, легче эксплуатировать природные ресурсы и пр.

- Стратегические интересы метрополий. Африка уже несколько веков является кормовой базой для ряда стран Европы. Особенно большое значение Африка имеет для Франции. Париж имеет огромную сферу влияния в Африке, что позволяло Франции долгие десятилетия поддерживать статус великой державы.

- Интересы транснациональных корпораций, банков. Они сильно переплетены с интересами США и других стран Запада. ТНК-ТНБ хотят сохранить контроль над стратегическими ресурсами, не пуская и выбивая из Африки китайцев и др. конкурентов.

- Стратегия исламского проекта. Она чётко не оформлена, имеет несколько центров силы – Тегеран, Эр-Рияд, Доха. Но в целом ислам включает в свою сферу влияния всю Северную Африку и имеет огромное влияние и возможности вплоть до Центральной Африки. Есть небольшая возможность, что будет воссоздан "Великий халифат", тогда значительная часть Африки войдёт в него или будет в его сфере влияния. На первом этапе цели строителей халифата и англо-саксов совпадают – развал, революции, восстания, которые должны смести светские, авторитарные режимы. На обломках создаются исламские режимы, власть перехватывают исламские партии, которые ведут страны, или обломки по пути исламизации. В долгосрочной перспективе они должны стать частями единого супергосударства.

- Планы Китая. Для Китая Африка важна как источник природных ресурсов, рынок сбыта своей продукции, территория для колонизации (африканские территории более приспособлены для переселения избыточных масс населения, чем скажем холодные просторы России). Китайцы используют более мудрую стратегию, чем Запад – она несёт в себе созидательные начала. Они обучают африканцев в своих учебных заведениях, вкладывают финансы в развитие человеческого капитала, в развитие социально-экономической инфраструктуры стран, пытаются не поддерживать коррупцию (в отличие от западников). Но стартовые условия разные. Запад имеет больше возможностей для реализации своих планов. В одиночку Поднебесная не сможет вести Африку по пути роста.

К сожалению, Россия не имеет долговременной стратегии в отношении Африки. Нет работы даже на уровне Советского Союза, при всех её ошибках. Хотя, русский цивилизационный проект имеет много полезных наработок. Россия может способствовать развитию Африки и выводу её из цепи бесконечных войн, голода, нищеты и хищнического ограбления. И при этом извлекать для себя выгоду.
 Автор Самсонов Александр

3 комментария:

  1. Так ети туареки одичафшие европейцы??!! пусть сепе сасдатут там государство

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. твоим спонсерам из госдепа это не нрайца Ром!))

      Удалить
    2. Не пусть пустыню праильно поделят! по чесному! плин а то верплютоф пасти некде!!

      Удалить