вторник, 28 февраля 2012 г.

Сергей Кущенко: «Зрителям уже неинтересно в прямом эфире обсуждать красивые бедра Домрачевой»

Павел Копачев и Вячеслав Самбур за два дня до чемпионата мира в Рупольдинге сходили в гости к исполнительному директору Союза биатлонистов России Сергею Кущенко и задали ему самые волнующие вопросы: останется ли Пихлер в женской команде? Что изменилось в комментариях Губерниева и Драчева? Сколько сегодня получают топ-биатлонисты? Наконец, какая аудитория интересуется биатлоном в Европе?

О критике

- Всех начальников в спорте так или иначе критикуют.

– Критику уважаю, если она основана на знании. Я не буду читать бредятину даже на самом уважаемом ресурсе. Нужна аналитика, нужны авторитетные мнения сильных специалистов. Причем тех, кто знает, чем живет сегодня команда. Я послушал бы Чепикова, Медведцеву, которые общаются со сборниками и знают ситуацию не со стороны.

- А Драчева, который ведет один из самых популярных биатлонных блогов в Рунете?

– Уважаю Володю за его спортивные заслуги. Но наступает момент, когда надо понять, что ты не владеешь ситуацией. Не может человек говорить о том, чего не знает. Володя слишком далеко от сборной, он может рассуждать о своем времени. А чтобы анализировать нынешнюю команду и говорить, на что она способна, нужно хотя бы знать, как она готовилась. Эмоции и обиды – не аргумент. На эмоции имеет полное право болельщик, но не специалист.

Хочешь проявить себя как специалист? Вперед! У Драчева сейчас есть обширная площадка для реальной работы – возьми и сделай что-нибудь у себя в Ленобласти, привлеки спонсоров, организуй поддержку школ и тренеров, создай что-то стоящее для сегодняшнего биатлона. У них такой спортсмен – Дима Малышко – давайте под него базу строить!

- Тогда кто, по-вашему, способен интересно анализировать?


– Не смейтесь, но я Тихонова читаю. У него можно найти полезные мысли. Он тонко чувствует многие нюансы. Важно только отсечь оскорбления в свой адрес. Прислушиваюсь к журналистам. Лучше прочитать того, кто рядом с биатлоном, чем того, кто с дивана все определил.
О Хованцеве

- До сих пор кажется, что уволить Хованцева можно было помягче, чем посреди эстафеты на чемпионате мира…

– Накипело к тому моменту много. Хованцев и сам много раз говорил, что не удивлен был отставке. Терпеть не могу неорганизацию в работе. При всем уважении к Анатолию Николаевичу, организации не было. Или она была, но какая-то неосязаемая для команды. Подхода, харизмы не ощущалось.

- Например.

– Эстафета в Хохфильцене и дебют Кати Юрловой. С ней побеседовать надо, что-то мудрое подсказать, хоть два слова! А ей вместо этого: иди на тренаж, завтра побежишь. Все было нормально в этой эстафете, кроме одного: Катя перенервничала и зашла на круг.

В любом коллективе главное – система. Я привык доверять тренерам, но в какой-то момент понял, что девочки перестали Хованцеву верить. Команда задолго до чемпионата мира расклеилась и поплыла.

- А почему Хованцева, успешно работавшего с мужчинами, назначили к девушкам?

– Почему не задавали этот вопрос летом 2010-го? Вспомните, как принимали назначение Анатолия Николаевича. Мы консультировались тогда с огромным количеством экспертов, и все специалисты заявляли, что Хованцев – самое сильное приобретение того тренерского штаба. Специалист с таким именем в середине 90-х творил чудеса с российской командой…

Для нас в тот момент было важно найти крутого тренера, который не будет зацикливаться на устаревших планах подготовки и который принесет в команду новые методики. Хованцев со своим опытом работы в Европе мог это сделать, но, оказалось, что опыта и имени не достаточно. Нужно уметь управлять. Сегодня тренеру сборной недостаточно просто быть хорошим специалистом с хорошим багажом, – нужно быть харизматичным.
О Пихлере

- Болельщики в интернете сейчас только Пихлера и обсуждают. На данном отрезке – с мая по конец февраля – вы довольны его работой?

– Несомненно. Видна система. Дисциплина на совершенно другом уровне, чем в прошлом году. Сто процентов. Любую из спортсменок спросите. Вот вам простой пример – во время летних сборов биохимия два раза в день. Смотрит показатели сам, консультируется с коллегами, принимает решение.



Сам был свидетелем – утром девчонки вышли на тренировку, он троих вызвал и отправил отдыхать в номер. Утренние показатели были такие, что на тренировку нельзя. Строго сказал не шастать по магазинам, а отоспаться и хорошо поесть.

Пихлер работает системно и анализирует каждый шаг – это его сильная сторона как тренера.

- Как тогда получилось, что часть людей настолько «просели»?

– Это вопрос, который мы зададим Вольфгангу после сезона, когда получим полную аналитику. Сейчас можно сказать только то, что в этом году он давал общие объемы для всей группы. С ежедневными корректировками, но все-таки он закладывал общую базу всем девчонкам. Индивидуально он работал только с Зайцевой. Возможно, на девчонках сказался такой резкий подъем нагрузок и они просто «не переварили». Возможно, были просчеты в подготовке – в любом случае, это вопрос для экспертов, которые должны проанализировать весь сезон.

- Зайцева сама согласилась с Пихлером работать?

– Мы просидели в этом кабинете, где сейчас с вами разговариваем, не один час. Она после разговора с Пихлером принимала окончательное решение – остаться ей или закончить. Тут и Оксана Рочева, сестра и личный тренер Зайцевой, была. Одна выходила, другой заходил, думали, спорили. Вместе сели и нарисовали конкретный график подготовки.

Ольга сказала потом: «Мне кажется, я смогу сработаться с Пихлером». Думаю, она точно не пожалела. В этом году она ярче, чем когда-либо. Опора всей команды.

- У парней ведь расклад в команде абсолютно иной.

– Сравнивать ребят и девчонок – ошибка. Нельзя команду разбивать. Мы вместе – одна команда. Это наша философия. Долгие годы команду тащили девчонки, а для парней каждая медаль была праздником. Сейчас у мужиков уникальная ситуация – вот Гербулов вернулся с отдохнувшей головой, получил в помощники авторитетного функциональщика Лопухова. Сработал феномен отсутствия лидера – молодые раскрылись. Поверьте, для развития и ребят, и девчонок огромные просторы.

Тренеры сильные, способные анализировать. У нас теперь через два часа после гонки – будьте добры, все расписано. После этапа – общая аналитика с соперниками. И после триместра – то же самое. Сегодня не надо на чуйку тренера рассчитывать: «Я думаю, что сейчас надо на высоту, потому что мы так всегда делали». Нет! Все смотрим в аналитике, получаем рекомендации – когда на высоту, когда остановиться, кому дать передохнуть.

- Можете уcпокоить: Пихлер точно остается до Сочи? Или стоит ждать очередных перемен?

– Принципиальное решение Правления согласовано с Минспорта: Пихлер работает минимум до Сочи. Все сейчас понимают, что времени на кардинальные перемены больше нет. С Пихлером нужно просто набраться терпения. Он системщик, у него должно в итоге все получиться – порядок бьет класс.
О телевидении

- Что нужно сделать, чтобы биатлон пришел на Первый канал?

– Он уже там. Первый канал в прямом эфире открывает чемпионат мира по биатлону-2012 и берет в прямой эфир самые рейтинговые гонки – смешанную эстафету, мужской спринт и пасьют.



Первый канал практикует показ биатлонного чемпионатов мира и Олимпиады уже не первый год. И такой объем одного вида спорта – это очень много для Первого. Сейчас мы ведем еще и переговоры по трансляции московской «Гонки чемпионов» – интерес со стороны канала есть. Недавно общались с НТВ – они тоже проявляют активность.

- «Россия 2» будет показывать биатлон?

– Этот вопрос лучше адресовать к ВГТРК, но, учитывая, как растут в этом году рейтинги, думаю, они вряд ли откажутся.

- Вас устраивает нынешнее освещение биатлона?

– Качество картинки изумительное. IBU выбирает бродкастеров – они там такие презентации защищают, чтобы поучаствовать в показе! А что касается начинки – многое за последние годы приелось. Зритель все больше уходит в интернет, смотрит чистую картинку хостбродкастера или европейские каналы.

С чем связано? Наверное, зритель все больше понимает биатлон и все более искушен. Ему недостаточно попсовой подачи – ему неинтересно уже, какие красивые бедра у Даши Домрачевой, он хочет понимать, почему Даша с двумя штрафами привозит полминуты самой Нойнер! Болельщик хочет знать, чем так крута тюменская «Жемчужина Сибири». Хочется заглядывать не в раздевалки на этапах Кубка мира, где все уже сто раз бывали, а в Тюмень, Ижевск, Чайковский, на детские соревнования.

- Это надо? Говорят, что биатлон смотрят только домохозяйки.

– Устаревшие данные! Аудитория за последние два-три года изменилась кардинально. Последние данные, которые мы получали по итогам прошлого сезона – лидирует мужская аудитория 25-40 лет. Дальше возрастная мужская аудитория и только потом женская. Большой прирост молодежи – они у компьютеров сидят. Вот русскоязычный сайт IBU на 30 процентов стали больше посещать. Это разве домохозяйки кликают? Это молодые люди, которым интересно.


Приросли многими болельщиками с других видов спорта. Сами стараемся расширять аудиторию. Во время летнего чемпионата России из Уфы завели трансляцию на айпады. Весь чемпионат страны, все новички и заслуженные – в онлайне в твоем айпаде. Мне не написал только ленивый: «Серый, сижу на совещании. Круто, смотрю биатлон! Звук вырубил, все видно!». Понимаете, мы цепляем нового зрителя – бизнесового, продвинутого. Для них надо новый формат продвигать. А не зацикливаться на «Биатлоне с Губерниевым».

- Вас Губерниев чем не устраивает?

– Cтиль комментария Димы очень изменился. Раньше он искренне переживал за российских спортсменов, он готов был умереть в эфире с ними на финише. Но в нем самом что-то изменилось. Может, ему тесно – в телевизионном биатлоне он занял все ниши, какие возможно. И сейчас просто работает на свою популярность.

Это к вопросу о специалистах – комментатор не должен тренировать в эфире. Трансляции женских гонок невозможно стало слушать – столько там неприязни! Это расшатывает команду. Мы это чувствуем и готовы защищать девчонок.


- А не кажется вам, что проблема не в Губерниеве, а в том, что у наших нет такой харизмы, как Нойнер или Бьорндален. В Германии есть комментаторы Фишер и Гросс. В Норвегии – Ханеволд и Пуаре. Но они не так заметны, как Губерниев.

– У нас тоже есть звезды спорта, способные работать в эфире. В прошлом году Коля Круглов отлично справлялся с ролью эксперта на чемпионате мира в Ханты-Мансийске. Но дальше дело не пошло – видимо, просто Димке одному нравится, он кайфует.

- Кто мог бы на его поляну влезть?

– Есть люди. Та же Ольга Медведцева. У нее есть харизма, два олимпийских золота, большой опыт работы на ТВ и самое главное – знания. Но пока дети не подросли, она от всех проектов отказывается.
О спонсорах и деньгах

- Каков средний годовой доход биатлониста?

– Он складывается из многих компонентов. Биатлонисты сборной получают премиальные от Михаила Прохорова – он доплачивает всем олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы. Олимпийские чемпионы получают 3-4 тысячи долларов в месяц только по этой программе.


Дальше платит регион – Тюмень, Ханты-Мансийск, Москва и так далее. Если регион сильный, для спортсмена это существенные деньги. Многие устроены в ведомствах.

Мы отдали спортсменам места на винтовках, костюмах – под личных спонсоров. Мы тоже помогаем. Обычно это локальные компании. Сумма у всех разная, в зависимости от результатов. С прошлого сезона в СБР работает система, согласно которой призовые получают не только спортсмены, выступающие на Кубках мира, но и те, кто бегает на Кубках IBU – материальная поддержка на всех уровнях.

Ну и призовые. На Кубках мира первое место – 11 тысяч евро, десятое – 500 евро. Если все сложить, топовые спортсмены при наличии результата получают что-то около 10-12 тысяч долларов.

- То есть примерно 120 тысяч долларов в год – средняя сумма?

– Есть вариант, что ты Зайцева, Устюгов или Черезов – тогда к тебе еще придет хороший личный спонсор.
О личном

- Какую музыку слушаете после побед?

– Все здесь, в айфоне – выбранные треки моих друзей и многих зарубежных спортсменов. Музыки у меня много. Меня дико бодрят две вещи: We are the champions и российский гимн.

Вот после этапа в Швеции почувствовал, что надо всем развеяться, стряхнуть стартовый стресс. Сели в ресторане, выпили вина, включили музыку. Сказал команде, что надо работать и все будет нормально. Хорошая атмосфера – и Хохфильцен forever!

- Какой у вас график в Москве?

– Когда сезон, дома мало бываю. Понедельник точно отсыпной, после обеда приезжаю в офис. А так – с 10 утра. Звонки, коммуникация, оперативки. Дальше выезды: Москва – это один-два выезда, и день закончен. Если ко мне едут, то три-четыре встречи. В основном все касается организации сборной, соревнования, наши проекты.

В первый свой сезон съездил на все этапы Кубка мира, плюс по России. Девчонки посчитали – 218 дней меня не было. Сплошные перелеты – уже в «Люфтганзе» со стюардессами здороваюсь. С позицией в IBU добавились поездки на экстра-борд. Много помогает Саша Пак – он серьезный руководитель. Помогает по внутренним проектам очень сильно. Сейчас непростая ситуация с «Гонкой чемпионов», Камчатка вот подвисла…

- На досуг времени хватает?

– Всегда играю в баскетбол в ЦСКА. Мы с Пихлером предложили иностранным тренерам и руководителям соревнование по теннису, баскетболу, волейболу. Формат закреативим!

- Ваш юбилей оброс легендами. Нам сказали, что было круто. Чартер из Перми заказывали.

– Хотелось собрать одноклассников, одногруппников, с кем служил, учился. Вряд ли этот микст когда-то еще будет. Каждый из них формировал меня. Эти люди были дороги в какой-то момент жизни.

Настолько простая обстановка была: «Чайф», Чиж, «А-На». И рядом танцевали большой начальник и кто-то из поселка…. Всем было в кайф! А когда я подиджеил, так вообще люди выпали.


- Вы счастливы в биатлоне?

– Поначалу задавался вопросом – зачем пришел сюда. Биатлон – это не баскетбол, он не заполнит мое сердце. Но здесь, в биатлоне, совершенно другой уровень – ответственности, отношений, профессионализма. И каждая завоеванная командой награда приносит невероятный кайф. Видите мой слоган на доске – не в деньгах счастье, а в золоте, серебре и бронзе!

- Вы сейчас спокойнее, чем после прошлого сезона.

– Когда принимаешь решения, которые приносят результат, как не быть спокойным...

1 комментарий: