воскресенье, 12 июня 2011 г.

Танки 2: НЕМЕЦКИЙ ТАНК PZ.III


Стереотипы, как известно,складываются годами и избавиться
от них непросто. Нашему читателю не повезло: он привык считать
немецкие танки Pz.I и Pz.II легкими, a Pz.III и Pz.IV – средними, далее шли
тяжелые «Пантера» и «Тигр». Все было ясно и просто, однако не совсем верно.


В отечественной печати к немецким танкам применяли принятую у нас
систему классификации по боевой массе. Немцы же до лета 1943 года
подразделяли свои танки на легкие, средние и тяжелые по вооружению.
Поэтому примерно при равной массе и толщине брони Pz.III считался
средним, а Pz.IV – тяжелым.
Однако именно танку Pz.III суждено было стать одним из конкретных воплощений во-
енной доктрины фашистской Германии. Несоставляя большинства в танковых дивизиях
вермахта ни в польском (96 штук), ни во французском походе (381), к моменту
нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся
основной машиной панцерваффе. История же его началась одно-
временно с другими танками, с которыми Гер-мания «вошла» во Вторую мировую войну.
В 1934 году Служба вооружения сухопутных войск (Heereswaffenamt) выдала заказ на
боевую машину с 37-мм пушкой под условным обозначением ZB
(Zugfuhrerwagen – машина командира роты). Из четырех фирм, участво-
вавших в конкурсе, только одна – «Даймлер Бенц» получила заказ на изготовление опыт-
ной партии из 10 машин. В 1936-м эти танки были переданы на войсковые испытания под
армейским обозначением Pz.Kpfw.III Ausf.А (или Pz.IIIA). Они явно несли на себе печать
влияния конструкций У. Кристи – пять опор- ных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую
часть с восьмью маленькими опорными кат-ками, напоминавшую Pz.IV. На следующих
15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно
улучшилась подвеска. Следует подчеркнуть,что все прочие боевые характеристики на
упоминавшихся модификациях в принципеоставались неизменными.
Этого не скажешь о танках серии D (50штук), лобовая и бортовая броня которых
была доведена до 30 миллиметров, при этоммасса машины достигла 19,5 тонны, а давле-
ние на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
УДОБСТВО НА ПЕРВОМ МЕСТЕ
В 1938 году на заводах сразу трех фирм«Даймлер-Бенц», «Хеншель» и МАN началось
производство первой массовой модификации – Ausf.Е. 96 танков этой модели получи-
ли ходовую часть с шестью обрезиненнымиопорными катками и торсионной подвеской,
которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса ма-
шины составляла 19,5 тонны. Экипаж состоял из пяти человек. Такое число членов экипажа
начиная с Pz.III стало стандартным на всех по-следующих германских средних и тяжелых тан-
ках. Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделе-
ния обязанностей членов экипажа. Остальные производители пришли к этому значительно
позже – лишь к 1943–1944 годам. Pz.IIIЕ был вооружен 37-мм пушкой с
длиной ствола 46,5 калибра и трея пулеметами MG 34 (боекомплект – 131 выстрел и
4500 патронов). 12-цилиндровый карбюра-торный двигатель Maybach HL120TR мощ-
ностью 300 л. с. при 3000 об/мин позволялтанку развивать максимальную скорость по
шоссе 40 км/ч, запас хода при этом составлял 165 километров и 95 – на местности.
Компоновка танка традиционна длянемцев – с передним расположением транс-
миссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию
приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для
увеличения габаритов боевого отделения. Характерными для корпуса этой маши-
ны, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлись равнопроч-
ность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943
года прочности корпуса немцы предпочита ли удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой яв-
лялось большое количество передач в КПП при малом числе шестерен: на одну пере-
дачу – одна шестерня. Жесткость коробки,помимо ребер в картере, обеспечивалась
«безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения
средней скорости движения применялись уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных цепей (360 мил лиметров) была выбрана главным образом
исходя из условий движения по дорогам, существенно ограничивая проходимость по
бездорожью. Впрочем, последнее в условиях западноевропейского театра военных дей-
ствий нужно было еще найти. Следующей модификацией стал Pz.IIIF
(440 единиц), имевший незначительные улучшения конструкции, включая коман-
дирскую башенку нового типа. 600 танков серии G в качестве основного
вооружения получили 50-мм танковую пушку KwK 38 с длиной ствола 42 калибра, разрабо-
танную фирмой «Крупп» в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой
артсистемой ранее выпущенных танков моделей Е и F. Боекомплект пушки состоял из 99
выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предна значалось 3750 патронов. После перевооруже-
ния масса танка возрастала до 20,3 тонны. Вариант Н получил улучшенную башню,
а позже – дополнительную 30-мм лобовую броню и новую 400-мм гусеницу.
Pz 11IJ был защищен еще более толстой броней. Среди незначительных улучшений
самым существенным стал новый тип уста новки пулемета. Начиная с января 1942 года
на танки Ausf.J впервые начали устанавли вать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной
ствола 60 калибров. Фронтовой опыт заставил перейти к сле-
дующей модификации – L, у которой лоб корпуса и башни был защищен дополнитель-
ными 20-мм бронелистами. На варианте М появилась 1350-килограммовая «восточная»
гусеница. С ней ширина машины увеличи-лась до 3266 миллиметров. С марта 1943
года эти танки выпускались с фальшборта- ми – 5-мм стальными листами, защищавши-
ми машину от кумулятивных снарядов. Отсутствие в рейхе вольфрама снижа-
ло эффективность длинноствольной 50-мм пушки (ее подкалиберный снаряд с вольфра-
мовым сердечником, имевший начальную скорость 1190 м/с, пробивал 94-мм броню
на дистанции 500 метров). Поэтому и было принято решение о перевооружении части
танков «короткой» 75-мм пушкой KwK 37 с длиной ствола 24 калибра для использования
их в качестве штурмовых. Перевооружению подверглись 450 машин серии L, позже еще
215 танков серии М. Лобовая броня башен на них была доведена до 57 миллиметров, масса башни при этом составила 2,45 тонны. Помимо боевых, так называемых линей-
ных было выпущено пять типов командир-ских танков – 435 штук. 262 переоборудо-
вали в машины управления артиллерийским огнем. Особый заказ – 100 Pz.IIIM с огнеме-
тами – выполнила фирма «Вегманн» в Кас-селе. Для огнемета с дальностью действия
до 60 метров требовалось 1000 литров огне-смеси. Танки предназначались для Сталин-
града, но на фронт попали только в начале июля 1943-го – под Курск.
В конце лета 1940 года 168 танков моде-лей F, G и Н были оборудованы для движения
под водой, их планировали использовать при высадке на английское побережье. Глубина по-
гружения составляла 15 метров, свежий воздух подавался шлангом длиной 18 метров и диа-
метром 20 сантиметров. Весной 1941-го опыты продолжили уже с 3,5-м трубой – «шнорхелем».
Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких машин из состава
13-й танковой дивизии 22 июня 1941 года пре одолело по дну Западный Буг.
С июля 1944 года Pz.III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни
устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии ин-
женерных машин для подвоза боеприпасов Существовали прототипы танка-тральщика
и варианты переделки в дрезину.
И НА БАЛКАНАХ, И В АФРИКЕ
На 1 сентября 1939 года вермахт располагал только 98 из 120 выпущенных к этому
времени Pz.III и 20–25 командирскими танками на его базе. Непосредственное участие
в боевых действиях против Польши приняли лишь 69 машин. Большинство из них было
сосредоточено в 6-м учебном танковом ба-тальоне, приданном 3-й танковой дивизии,
входившей в состав 19-го танкового корпуса генерала Гудериана. Несколько машин име-
лось и в 1-й танковой дивизии. К сожалению, информация о боевых
столкновениях Pz.III с польскими танками отсутствует. Можно сказать только, что
«тройка» имела лучшую бронезащиту и маневренность, чем наиболее сильный поль-
ский танк 7TP. В разных источниках приво-дятся и различные цифры немецких потерь:
по одним они составили только 8 Pz.III, подругим – из строя вышло 40 танков, причем
безвозвратные потери – 26 единиц.К началу активных боевых действий на
Западе – 10 мая 1940 года панцерваффе располагали уже 381 машиной Pz.III и 60–70
командирскими танками. Правда, в непо-средственной готовности к боевым действи-
ям находились лишь 349 машин этого типа.Pz.III оказались вполне пригодными для
борьбы с французскими легкими танкамивсех типов. Значительно хуже обстояли дела
при встречах со средними D2 и S35 и тяже-лыми B1bis. Немецкие 37-мм пушки не про-
бивали их броню.
Как и другие типы немецких танков, «тройки» принимали участие в операции на Балканах
весной 1941 года. На этом театре главной опасностью для немецких машин были не малочис-
ленные югославские и греческие танки и проти вотанковые пушки, а горные, подчас немощеные
дороги и плохие мосты. Серьезные столкновения, приведшие к потерям, пусть и незначитель-
ным, произошли у немцев с английскими вой-сками, прибывшими в Грецию в марте 1941-го.
Наиболее крупный бой случился при прорыве немцами линии Метаксаса на севере Греции, не-
подалеку от города Птолемаиса.Весной 1941 года «тройкам» пришлось
осваивать еще один театр боевых действий североафриканский. 11 марта в Триполи на-
чали разгружаться подразделения 5-й легкой дивизии вермахта, насчитывавшие в своем
составе до 80 Pz.III. В основном это была модификация G в тропическом исполнении
(trop) с усиленными воздушными фильтрами и системой охлаждения. Спустя пару месяцев
к ним присоединились боевые машины 15-й танковой дивизии. На момент прибытия
Pz.III превосходил любой английский танк в Африке за исключением «Матильды».
По состоянию на 1 июня 1941 года вермахт располагал 235 Pz.III с 37-мм пушками (еще 81
машина – в ремонте). Танков с 50-мм пушками было значительно больше – 1090. Еще 23 ма-
шины находились в стадии перевооружения. В течение июня от промышленности ожидалось
поступление еще 133 боевых машин. Из этого количества непосредственно
для вторжения в Советский Союз предназначалось 965 Pz.III, которые распределили
более или менее равномерно по 16 немецким танковым дивизиям из 19, участвовавшим в
операции «Барбаросса». Причем абсолютное большинство танков было вооружено 50-мм
пушками L/42.
Надо сказать, что «тройки» в целом являлись равноценным противником большинства
советских танков, в чем-то превосходя их, но в чем-то и уступая. По трем основным оценоч-
ным параметрам – вооружению, маневренности и броневой защите Pz.III существенно превос-
ходил только Т-26. Над БТ-7 немецкая машина имела преимущество в броневой защите, над
Т-28 и КВ – в маневренности. По всем трем па-раметрам «тройка» уступала только Т-34. Вместе с тем у Pz.III было неоспоримое превосходство
над всеми советскими танками в количестве и качестве приборов наблюдения, качестве прице-
лов, надежности двигателя, трансмиссии и ходовой части. Немаловажное преимущество – сто-
процентное разделение труда членов экипажа, чем большинство советских танков похвастать
не могло. Последние обстоятельства при отсутствии ярко выраженного превосходства в ТТХ
в целом позволяли Pz.III в большинстве случаев выходить победителем из танковых дуэлей.
СКОРОТЕЧНАЯ КАРЬЕРА
Производство Pz.III было прекращено в 1943 году после выпуска около шести тысяч
танков. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на его базе.
Почему же так быстро «сошел со сцены» один из наиболее массовых в начальный
период Второй мировой войны танков вер-махта? В этой связи имеет смысл обратиться
к любопытной теории, разработанной в по-слевоенные годы британским танковым тео-
ретиком Ричардом Огоркевичем, – теории «легких-средних» танков.
К этой категории Огоркевич относитсоветские БТ (причем считая последний
лучшим из всех «легких-средних» танков), шведский «Ландсверк-10», чешские LT-35
и LT-38, английские «крейсерские» танкиконца 30-х годов от Мk I до Мk III и, на-
конец, немецкий Pz.III. Благодаря удачному сочетанию основных параметров вооруже-
ния и подвижности «легкие-средние» танки считались универсальными, одинаково спо-
собными как поддерживать пехоту, так и выполнять функции кавалерии.
Однако для первой функции они оказались не вполне пригодными. Поскольку со-
провождение пехоты требовало движения со скоростью пехотинца, «легкие-средние» танки,
имевшие относительно слабую бронезащиту, становились легкой добычей противотанко-
вой артиллерии, что и было наглядно проде-монстрировано в Испании и на Халхин-Голе.
Вторую функцию эти машины также, как вы-яснилось уже в первый период Второй миро-
вой войны, не могли выполнять самостоятельно: их нужно было поддерживать или в конеч-
ном счете заменять танками с более мощным вооружением, например с 75-мм пушкой, спо-
собной не только поражать технику противника, но и вести эффективный огонь осколочно-
фугасными снарядами. Необходимость сочетания «легких-
средних» с танками, вооруженными 75-мм пушкой, была понята в Германии к 1932
году. В 1934-м появилась конструкция танка Pz.Kpfw.IV, первый образец которого имел
массу 17,3 тонны и, следовательно, не был тяжелее «легких-средних» того времени.
Необходимость сочетания последних с более мощными танками определилась в Со-
ветском Союзе менее четко, хотя уже с 1933 года в серийном производстве находились Т-28
и Т-35, вооруженные 76-мм пушками. Однако в СССР быстрее, чем в Германии, поняли необ-
ходимость следующего шага – полной замены «легких-средних» «универсальными» средними
танками с 76-мм пушкой. Таким образом, в 1939 году, накануне Второй мировой войны, в
то время как немцы развертывали параллеьное производство Pz.III и Pz.IV, русские сосредото-
чили усилия на создании среднего танка Т-34, появление которого на поле боя свело почти к
нулю боевую ценность немецких танков. Немцам дорого обошлось раздвоение уси-
лий. Pz.III и Pz.IV имели практически одинако-вые габариты, подвижность и броневую защи-
ту, однако несколько большая у Pz.IV ширина подбашенного броневого листа обеспечила
размещение башни большего размера с болеемощной артсистемой, чего нельзя было осуще-
ствить на Pz.III. Калибр орудия 50-мм оказался для него предельным. Вывод напрашивается
сам собой: нужно было делать один танк. В танковой «палитре» вермахта
«тройка» оказалась лишней.

По сообщениям корреспондентов «ВПК»,
информагентств АРМС-ТАСС и Интерфакс-АВН

25 комментариев:

  1. до 43 года у немцев танков не было,а было одно сплошное овно

    ОтветитьУдалить
  2. Да, в книгах то наши тигров истребили более чем немцы поостроили раз в пять.

    ОтветитьУдалить
  3. в первые дни войны в рапортах сообщалось об уничтожении десятков!!! тысяч самолетов и танков фашистов

    ОтветитьУдалить
  4. Приписки, конечно, были, но у нас меньше, чем у пиндосов и немцев. Не знаю, как с танками, в авиации точно. Но есть еще возвратные и невозвратные потери. То есть наши танк подбили, он пошел в сводки, завтра его отремонтировали и вперед. Так могло повторяться по нескольку раз.

    ОтветитьУдалить
  5. Танки у немцев до 43-го были. Тот же Т3 и Т4. Т3 уступал Т-34 в броне и вооружении. Да и то в броне только первый год. Плюсы - 5чел. экипаж против 4-х у Т-34(командир занимается только управлением и наблюдением); передняя трансмиссия(легкость и надежность управления);6 маленьких катков против 5-ти больших(после остановки танк быстрее перестает раскачиваться);про оптику и радиосвязь только упоминаю. Вывод - Т-34 мощнее и толще. Т3 - зрячее(оптика, связь и свободный командир) и быстрее(катки и легкая трансмиссия. PS Я не из тех, кто хает все наше, просто стараюсь быть объективным.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемый инкогнито, если у Вас есть что про танки или ессчо что, то можете 1-е сбросить инфу в ящик govorite0@mail.ru вставим под Вашим ником, а можете прислать свой ящик и стать полноценным автором. А то я ропкий любитель, а танки с детства нравятся.

    ОтветитьУдалить
  7. т3 и т4 были,не спорю! Только сколько их было то?! С гулькин ...

    ОтветитьУдалить
  8. abcurd отвечу легко - Т3~8000,T4~6000. Т-34~80.000, насчет Т-34 могу соврать - не помню точно. Но вот вопрос - почему немцы конец войны встретили таки, имея в наличии танки? И я ответил на конкретную фразу - "до 43 года у немцев танков не было,а было одно сплошное овно"

    ОтветитьУдалить
  9. Автором быть не собираюсь, просто наткнулся на статью с интригующим названием, прочесть не смог(мелкий шрифт), оставил свое мнение по поводу комментариев.

    ОтветитьУдалить
  10. Ну и на том сп. Придется самому лепить как выйдет. Критикуй.

    ОтветитьУдалить
  11. немецкие танки на начало войны: – T-I (два пулемета 7,92 мм) – около 180;

    – T-II (20 мм пушка, пулемет 7,92 мм) – 746;

    – 38(t) (37 мм пушка, 2 пулемета 7,92 мм) – 772;

    – T-III (37 мм или 50 мм пушка, 3 пулемета) – 965;

    – T-IV (75 мм короткоствольная пушка, два пулемета 7,92 мм) – 439

    – командирских – 230.

    ОтветитьУдалить
  12. ТАНКИ СССР

    На 1 июня 1941 года в Красной Армии числилось более 25 000 танков. Исправными было 18 844 единицы. В июне 1941 года было произведено еще 305 танков.

    Типы танков и их количество, в скобках – исправные:

    – Т-35 (76 мм пушка, 2 пушки 45 мм, 5 пулеметов 7,62 мм) – 59 шт. (42 шт.)

    – КВ -1 (76 мм пушка, 4 пулемета 7,62 мм) – 412 шт. (410 шт.)

    – КВ -2 (152 мм гаубица, 4 пулемета 7,62 мм) – 135 шт. (134 шт.)

    – Т-28 (76 мм пушка, 4 пулемета 7,62 мм) – 442 шт. (292 шт.)

    – Т-34 (76 мм пушка, 2 пулемета 7,62 мм) – 1030 шт. (1029 шт.)

    – БТ -7М (45 мм пушка, 1 пулемет 7,62 мм) – 704 шт. (688 шт.)

    – БТ-7 (45 мм пушка, 1 пулемет 7,62 мм) – 4563 шт. (3791 шт.)

    – БТ-5 (45 мм пушка, 1 пулемет 7,62 мм) – 1688 шт. (1261 шт.)

    – БТ-2 (37мм пушка, 1 пулемет 7,62 мм) – 594 шт. (492 шт.)

    – Т-26 (45 мм пушка, 2 пулемета 7,62 мм) – 9998 шт. (8423 шт.)

    – Т-40 (2 пулемета 12,7 мм и 7,62 мм) – 160 шт. (159 шт.)

    – Т-38 (1 пулемет 7,62 мм) – 1129 шт. (733 шт.)

    – Т-37 (1 пулемет 7,62 мм) – 2331 шт. (1483 шт.)

    – Т-27 (1 пулемет 7,62 мм) – 2376 шт. (1060 шт.)

    – Су-5 (1 пушка 76 мм) – 28 шт. (16 шт.)

    Итого: 25 621 танк, имеющийся на учете, из них 19 997 исправных (боеготовых) более 78%.

    Но здесь еще нет нескольких тысяч бронеавтомобилей, вооруженных пушками 45 мм калибра.

    ОтветитьУдалить
  13. Вота дал. Повешу завтра новый вам танк.

    ОтветитьУдалить
  14. abcurd Лукавишь... Я давал данные, сколько было выпущено всего. А твои данные можно не учитывать - в первые 3 месяца войны уничтожено порядка 20.000 советских танков. Из них подавляющее большинство БТ-5,7 и Т-26(ну и фиг с ними) Потери же немецких танков были незначительными, учитывая отлично поставленную работу рем. бригад. И еще - не дописал суть последнего поста - почему немцы встретили конец войны с танками, имея минимум пятикратное превосходство противника? Может, все таки из за того, что качеством брали?

    ОтветитьУдалить
  15. Твои аргументы - копипаст, как понимаю, я говорю пока по памяти

    ОтветитьУдалить
  16. сломал глаза, но статью осилил - все, о чем я писал, там есть...

    ОтветитьУдалить
  17. о том что самые наши устаревшие танки лучше т3 и т4 были?!

    ОтветитьУдалить
  18. abcurd нет, я имел в виду пост от 14 июня 2011 г. 22:33
    И я не говорил, что наши самые устаревшие были лучше. Легкие танки да, лучше их легких. Со средними сложнее гораздо. Дело в классификации. Их средние танки(20т.) по нашей классификации были средне-легкими. Наш Т-34 весит порядка 30т. То есть то же самое по сути, когда боксер средневес выходит на бой в тяжелой категории. Но это обширная тема, не думаю, что корректно будет углубляться в нее здесь.

    ОтветитьУдалить
  19. насчет сломать глаза: зажми ctrl и покрути скролл на крысе! должно помочь!!!

    ОтветитьУдалить
  20. Дядя Рома обещался новые танчики вывесить! Хорошее ружжо-Карамультук:))

    ОтветитьУдалить
  21. Несегодня я тама завтрева к 22-му вешу , а чуть позже танки. Да а сами то чего повесте не труд.

    ОтветитьУдалить
  22. не фига на нас перекладивать! Весь давай:))

    ОтветитьУдалить
  23. Звиняюсь, перед новым автором повесил пост про карамультук, если не понравится сниму, а можно просто добавить туда материал.

    ОтветитьУдалить
  24. Alex: спасибо большое abcurd: при придумывании ника это было первое всплывшее в голове дурацкое слово Роман:я еще в самолетах 2МВ немного соображаю, с удовольствием бы пофлудил на эту тему:)

    ОтветитьУдалить
  25. Ну будет а самы леты. Ты лутче пост верхний зацени, а то могет чего не так с карамультом этим

    ОтветитьУдалить