понедельник, 4 июля 2011 г.

СНУКЕР


Снукер – это популярная сегодня разновидность бильярдной игры, появившаяся еще в девятнадцатом веке на территории британских колоний в Индии.
И сегодня снукер больше всего распространен в Великобритании, там турниры и чемпионаты по снукеру пользуются наибольшей популярностью. Также часто можно встретить поклонников снукера в Китае, странах Западной и Восточной Европы.


Основным мировым турниром, который неизменно привлекает внимание фанатов этой игры во многих странах, является чемпионат мира по снукеру – он проводится один раз в год и является центральным событием сезона. Название игры – снукер (англ. Snooker) - придумал сам изобретатель этого направления в бильярде, Невилл Чемберлен. Слово «снукер» в колониальных войсках Британии имело также значение «кадет первого года службы» (нечто, по семантике эквивалентное существующим в русском языке словам «салага», «сопляк», зеленый»). По легенде, один из офицеров, игравший вместе с Чемберленом в новую игру, оказался в крайне затруднительном положении – по ходу игры у него возникла необходимость разыграть цветной шар, но он не имел возможности прямой видимости данного шара. Именно в связи с этой ситуацией Невилл Чемберлен и назвал офицера «снукером».

Сегодня существует несколько различных вариаций этой увлекательной игры, распределяющихся, в первую очередь, по географическому признаку (как и у многих других игр, у снукера есть свои тонкости, которые, несмотря на, в общем-то, одинаковые унифицированные правила, видоизменяются от региона к региону – смотря как привыкли играть в снукер в каждой конкретной местности). Кроме того, существует и классический вариант снукера, принципы и правила которого не подверглись воздействию различных региональных веяний. Наиболее популярным в мире является британский снукер, также довольно известны его так называемые «американский» и «бразильский» варианты.

Для того, чтобы стать успешным и опытным игроком в снукер, необходимо не просто мастерски владеть кием – в данной игре этого бывает попросту недостаточно. Важно хорошо разбираться в стратегической стороне игры, а также уметь строить тактические схемы манипулирования шарами, которые по своей сути неравнозначны – они отличаются и внешне (по цвету), и по сути (приносят различное количество очков). 

Ведь снукер, по сути, является симбиозом множества правил и тактических решений, заимствованных из различных видов бильярда, уже существовавших до появления снукера – «Блэк пула», «Лайф пула», «Английской пирамиды». Сегодня снукер по праву считается одной из наиболее респектабельных, стратегически сложных, и даже чопорных разновидностей бильярда. Выдуманный в свое время практически от «нечего делать» (а именно так и было дело – ведь, по легенде, Невилл Чемберлен придумал правила игры в снукер именно в тот период, когда в Индии стоял унылый и праздный сезон дождей, и офицерам колониальных войск было совершенно нечем заняться), сегодня снукер стал излюбленной игрой многих людей. 

Сегодня в него играют и любители, и профессионалы. Многие даже зарабатывают на игре в снукер деньги, да и призовые фонды в официальных состязаниях сегодня не самые маленькие (хотя еще в двадцатых годах прошлого века призовые суммы, вручаемые победившим игрокам на любительских турнирах, не превышали десяти английских фунтов). Современные же призовые суммы, вручаемые чемпионам мира, составляют более миллиона долларов, да и армия фанатов этой игры постоянно растет благодаря телевизионным трансляциям чемпионатов по игре в снукер.


Правила игры в снукер

 
Снукер считается одной из наиболее сложных (но за счет этого и одной из наиболее увлекательных и интересных) разновидностей бильярда. Играя в снукер, необходимо осваивать не только тактику игры, но и применять метод стратегического мышления.

Схема игры в снукер выглядит примерно так: игроки наносят прицельные удары по цветным шарам на столе посредством так называемого «битка» (чаще всего это белый шар). Игроков может быть два и более. Удары противниками выполняются строго по очереди, и за каждый результативный удар игрок получает определенное количество очков. Цель игры – набрать как можно больше очков и обогнать своих соперников (или соперника, если игра ведется вдвоем), не допуская при этом нарушения правил.

На столе перед началом игры устанавливается комплект шаров, состоящий из пятнадцати красных шаров, шести цветных шаров, и «битка» - белого шара. Красные шары устанавливаются в пирамиду (около дальнего борта стола), а цветные шары – на соответствующие их цвету отметки на сукне стола. Шары неравнозначны по уровню своей «важности» - каждый шар имеет свою определенную «стоимость», от которой напрямую зависит то количество очков, которое он принесет игроку в случае удачного удара. «Иерархия стоимости» шаров в снукере выглядит таким образом:
 
1 очко приносит красный шар;
2 очка – желтый шар;
3 очка – зеленый шар;
4 очка – коричневый шар;
5 очков – синий шар;
6 очков – розовый шар;
7 очков – черный шар.


Игрок управляет битком при помощи кия, который, согласно правил игры в снукер, не может быть короче трех футов (в метрической системе – 914 мм ). 

Для того, чтобы достать шары в самых труднодоступных местах, можно использовать специальные приспособления – удлинители. Во время игры каждый игрок старается при помощи ударов кием по битку направлять прицельные шары в лузы (луз всего шесть). Стоимость каждого «сыгранного» (попавшего в лузу) шара игрок записывает в собственный счет, а в конце игры суммирует. Каждая игра состоит из отдельных фреймов. Фреймом называется период времени, начинающийся с первого удара одного из игроков (кто будет бить первым, в начальном фрейме определяют при помощи жребия), и заканчивающийся в тот момент, когда все находившиеся на столе шары сыграны – находятся в лузах (это называется клиренс); или в тот момент, когда, в соответствии с правилами игры в снукер, признается поражение одного из играющих. В игре должно быть обязательно нечетное количество фреймов. Побеждает игрок, выигравший большее количество фреймов (причем его преимущество должно быть неоспоримым – например, если играется игра в 25 фреймов, то победителя не признают до тех пор, пока кто-то первым не выиграет минимум 13 фреймов). Если организовывается матч из нескольких игр, то организаторы соревнований заранее определяют систему, по которой будут проводиться игры, и их количество. Фрейм начинается с того, что игрок разбивает пирамиду, сложенную из шаров красного цвета, посредством прицельного удара по битку. Последовательность забивания шаров в лузу предполагает удары поочередно по красным и цветным шарам (красный, потом цветной, потом снова красный). При этом игрок должен говорить рефери, какой именно из цветных мячей он выбирает в качестве объекта. В качестве очередного шара необходимо забивать именно красный шар, и тогда у игрока есть шанс продлевать серию ударов. Если серия прерывается, право удара переходит к сопернику. Забитые в лузы красные шары там и остаются, а вот цветные шары вынимаются из лузы после удачного удара и водворяются на свое место, соответствующее отметке на столе. После того, как все шары красного цвета отправлены в лузы, и на столе остались только цветные, их забивают в лузы согласно порядку возрастания их «стоимости» - сначала желтый, потом зеленый и т.д. Последним забивается черный шар. Непрерывная серия забиваемых шаров называется «брэйк», и в лучшем случае (когда игрок забивает максимально возможное количество красных и цветных шаров) может принести 147 очков. Все спорные вопросы по ходу игры решает рефери. Он же регламентирует время в процессе игры, следит за тем, чтобы игроки не допускали фолов, и ведет счет набранных очков. Он же оглашает конец фрейма в том случае, если:

1. Какой-либо игрок сам признает свое поражение (например, при колоссальной разнице в количестве набранных очков);
2. Единственный оставшийся на столе шар – черный, при этом розовый шар, как и все другие, уже забит игроком, который уже и так имеет игровое преимущество перед соперниками более чем в 7 очков (в этом случае оставшийся черный шар можно и не забивать);
3. Забиты все шары, включая черный;
4. Какой-либо из игроков допускает явный фол, который «тянет» на штрафные санкции в виде засчитанного поражения во фрейме.
Бывают ситуации, когда в конце фрейма все шары уже сыграны (включая последний, черный шар), но среди игроков ни у кого нет преимущества в счете. Тогда рефери объявляет «переигровку в черном»: игроки в очередности, определяемой жребием, пытаются забить в лузу черный шар (который снова выставляется на стол). Выигрывает тот, кто смог нанести результативный удар. За все фолы в игре назначается штраф, который может быть разны (в зависимости от вида фола). Размер штрафа колеблется от 4 до 7 очков.
 

9 комментариев:

  1. гораздее чем весь остальной бильярд! почти шахматы на сукне!

    ОтветитьУдалить
  2. цепляет лучче инета, гля,-уже ночь глубокая, а еще не доиграли!

    ОтветитьУдалить
  3. Ну давй находи где про этот турнир дватцати то могетсетка или что?

    ОтветитьУдалить
  4. если турнир нормальный на еврике всплывет, если фигня, то и парицца нефиг!

    ОтветитьУдалить
  5. С четверга пойдет рекламируют!

    ОтветитьУдалить
  6. ну щас то несезон, чес устраивают небось, рейтинговый сезон вроде осенью начин-ся, имхо.

    ОтветитьУдалить
  7. Ну да коммерческий без очков . но состав приличный если не все.

    ОтветитьУдалить
  8. мне понравился турнир по быстрому снукеру! вот прикольно когда с обратным отсчетом игра идет!

    ОтветитьУдалить