Легкий танк Pz-II
Своим появлением обязан скорее всего Г. Гудериану. Именно он желал видеть в будущих танковых дивизиях сравнительно легкий танк с противотанковым вооружением. Такая машина массой 10 т в июле 1934 г. была заказана фирмам "Крупп-Грузон", "Геншель" и MAN. Танк с 20-мм пушкой предназначался для использования в качестве разведывательного и замены пулеметного Pz Kpfw I. До тех пор пока не были сняты ограничения Версальского договора, он официально создавался как сельскохозяйственный трактор LaS 100.
Первые прототипы из неброневой стали были готовы в октябре 1935 г. Ни один проект полностью не устраивал заказчика, и в производство была передана комбинированная машина: шасси от фирмы MAN, корпус и башня - от "Даймлер-Бенц". С мая 1936-го по февраль 1937 г. было изготовлено 75 танков. Все они имели ходовую часть из шести опорных катков малого диаметра, сгруппированных в три тележки на борт. Боевая масса составляла 7,6 т. Эта партия в свою очередь делилась на три подмодификации - a/1, a/2 и a/3, в каждой по 25 машин. Между собой в общем плане они отличались несущественно, но в то же время выполняли роль испытательного стенда для проверки отдельных технических решений. Так, Pz Kpfw II Ausf a/2 получили вместо литого сварной ленивец и противопожарные стенки моторного отделения. Танки Pz Kpfw II Ausf a/3 имели увеличенный радиатор системы охлаждения и усиленные пружины подвески.
Весной 1937 г. было выпущено 25 машин Pz Kpfw II Ausf b с усовершенствованной трансмиссией и ходовой частью (новое направляющее колесо, широкие опорные катки и поддерживающие ролики). Попутно установили более мощный мотор, который значительно лучше вентилировался и охлаждался. Масса танка возросла до 7,9 т. Ставшую затем классической для этого типа танков ходовую часть из пяти опорных катков среднего диаметра на индивидуальной подвеске в виде четвертьэллиптических рессор обкатывали на 25 машинах Pz Kpfw II Ausf с фирмы "Геншель"1.
Серийные танки стали производить с марта 1937 г. До апреля 1940 г. было выпущено 1088 машин модификаций А, В и С. В принципе это была одна и та же конструкция с закругленной носовой частью корпуса. Различие состояло лишь в расположении и размерах смотровых щелей и используемых прицелах. Броневая защита, как показала польская кампания, оказалась довольно слабой. Даже лобовая броня легко пробивалась из польского противотанкового ружья Ur. Ее в спешном порядке усилили методом экранировки - накладкой дополнительных 20-мм пластин.
С мая 1938-ro по август 1939 г. фирмы "Даймлер-Бенц" и MAN выпустили для танковых батальонов легких дивизий 143 так называемые быстрые машины (Schnellkampfwagen). По сути, это уже были следующие модификации танков - D и Е. От предыдущих они существенно отличались ходовой частью типа Кристи, имевшей по четыре больших опорных катка без поддерживающих роликов. Подвеска катков индивидуальная торсионная. Корпус также значительно перекомпонован. Без изменений осталась лишь башня с вооружением. 140-сильный двигатель "Майбах" HL62TRM сообщал танку скорость 55 км/ч. Боевая масса составила 10 т, запас хода - 200 км. Бронирование: лоб корпуса - 30 мм, борт корпуса и башня - 14,5 мм.
В 1940 г., стремясь расширить возможности этого типа машин, на базе шасси текущего производства решили строить огнеметные танки. Вплоть до лета 1942 г. произвели 112 машин и еще 43 переделали из линейных в ходе капитального ремонта. В уменьшенной башне устанавливался 7,92-мм пулемет. Два огнемета в бронеголовках размещались по передним углам корпуса. В горизонтальной плоскости они наводились в секторе почти 180o и могли произвести 80 огнеметаний продолжительностью 2 - 3 с на дальность 35 м. Боевая масса Pz Kpfw II Flamm Ausf А и В (Sd Kfz 122), известных также под названием "Фламинго" ("Flamingo"), достигала 12 т. Запас хода составил 250 км. Экипаж остался прежним - три человека. Несколько увеличилась толщина брони: до 30 мм в лобовых деталях башни и корпуса, 20 - 25 мм на бортах Но этого оказалось недостаточно: из-за малой дальности огнеметания огнеметным танкам приходилось слишком близко подходить к траншеям противника и они несли большие потери. Приняв боевое крещение в июне 1941 г. на советско-германском фронте, они в конце концов были переоборудованы в самоходные установки.
Pz Kpfw II Ausf F - практически последняя массовая модификация "двоек". 524 машины были выпущены с марта 1941-го по декабрь 1942 г. (в дальнейшем строились исключительно самоходные установки на базовом шасси). Их главное достоинство по сравнению с предыдущими образцами - усиленная броневая защита. Теперь носовая часть корпуса выполнялась из 35-мм листа с наклоном 13o к вертикали. Верхний 30-мм лист имел наклон 70o. Изменились форма ленивца и конструкция подбашенной коробки. В ее лобовом листе, установленном с наклоном 10o, справа канавкой имитировалась смотровая щель. Командирская башенка имела восемь перископов.
Pz Kpfw II в начале Второй мировой войны составляли 38% танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и Н35, советских Т-26 и БТ. Но все равно производство Pz Kpfw II, существенно сократившееся в 1940 г., в последующие два года резко возросло. До накопления в необходимых количествax Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV легкие машины продолжали оставаться основной техникой в танковых частях и подразделениях. Лишь в 1942 г. их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Все в больших количествах танковые шасси после ремонта передавались под монтаж самоходных установок.
На немногочисленных экспериментальных танках (двенадцать VK901, четыре VK1301, двадцать два VK1601) отрабатывались оригинальные технические решения. Так, готовясь к вторжению в Англию, немецкие конструкторы разработали для Pz Kpfw II навесные понтоны с винтами. На плаву опытные машины развивали скорость до 10 км/ч при волнении моря 3 - 4 балла. Попытки кардинально увеличить скорость и усилить бронирование так и не были завершены.
Статистика производства Panzer II
| |||||||
Ausf a1 | конец 1935 05/1936 | 10 | | ||||
Ausf a2 | 05/1936 02/1939 | 25 | |||||
Ausf a3 | 05/1936 02/1939 | 50 | |||||
Ausf b | 02-03/1937 | 25 | 25 | ||||
Ausf c | 1937 | 1900 | 1113 | ||||
Ausf A | 1938-40 | 1000 | |||||
Ausf B | 1938-40 | 2000 | |||||
Ausf C | 1938-40 | 1000 | |||||
Ausf D | 1938-41 | 800 | 43 | ||||
Ausf E | 1938-41 | 200 | |||||
Ausf F | 1940-43 | 1400 | 524 | ||||
Ausf G1/G3/G4 (nA) (VK 901) | 04/1941 02/1942 | 75 (12 завершённых) | 12 | ||||
Ausf H (nA verst) (VK 903) | 09/1941 | 1 прототип | - | ||||
Ausf J (nA verst) (VK 1601) | 04-12/1942 | 22-25 | 22 | ||||
Leopard (VK 1602) | 03/1942 01/1943 | 1 незаконченный прототип | - | ||||
Ausf M (nA verst) (VK 1301) | 08/1942 | 4 | 4 | ||||
Ausf L (Luchs) (VK 1303) | 09/1943 01/1944 | 104 | 104 |
Боевое применение
На 1 сентября 1939 года немецкие войска располагали 1223 танками этого типа За время польской кампании вермахт потерял 259 машин, однако безвозвратные потери составили только 83 единицы.
К началу наступления на Западе 10 мая 1940 года панцерваффе располагали 1110 танками типа Pz.II, из них 995 находились в боеготовом состоянии. В составе десяти танковых дивизий, выделенных для проведения кампании, было 920 Pz.II. Во французской кампании были потеряны 240 машин.
Танки Pz.II 2-й, 5-й, 8-й, 9-й, 11-й и 14-й танковых дивизий принимали участие в боевых действиях в Югославии и Греции. Всего было задействовано 260 машин, из которых безвозвратно потеряно 13.
На 1 июня 1941 года Panzerwaffe имели 1 074 таких танка, из которых в операции против СССР было задействовано 825 обычных и 84 огнеметных машин. В течение 1941 года на Восточном фронте было потеряно 424 танка. Pz.II использовались вплоть до 1943 года. В операции «Цитадель» приняло участие 70 Pz.II. В марте 1945 года в войсках насчитывалось 145 единиц танков этого типа.
Рома исправь в таблице калибр пушки,а то Танк в обморок упадёт:))
ОтветитьУдалитьда, с калибра вставляет)))
ОтветитьУдалитьА так сопсем мало стало!
ОтветитьУдалитьдык так было:))
ОтветитьУдалитьТ2, конечно, по большому счету и не танк, а жертва аборта. Но дорога ложка к обеду и танки с танками не воюют.) Читал воспоминания воина-пехотинца. С его слов, появление перед ними Т2 с его автоматической пушкой и О-Ф снарядами было адом. Так что и какашка конфеткой становится, если правильно применить.
ОтветитьУдалитьДим, ругаться то будем?)
ОтветитьУдалитьна тему?:))
ОтветитьУдалитьЗдря я пушку правил, со мной бы поругались тогда!!
ОтветитьУдалитьты танкову пушку с главным корабельным калибром попутал
ОтветитьУдалитьХочешь найти мальчиков. Первым делом заглядывай на танки. Привет всем. :):):)
ОтветитьУдалитьпривет!
ОтветитьУдалитьКати привет! а на параходах такую мелочь поцману выдают! крысов стрелять!
ОтветитьУдалитьabcurd ну, не знаю, мы с тобой всегда ругаемся)
ОтветитьУдалитьКуда Ал делся?
ОтветитьУдалитьможно и поругаться:)) Про что только?
ОтветитьУдалитьДа как то по сабжу обычно получается
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЯ вон кинул намек, что танк то, в общем то неплохой...)
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьпо кому?!
ОтветитьУдалитьсабж - заголовок, название темы
ОтветитьУдалитьтанки и наши неплохими были. т-26 и т.д
ОтветитьУдалитьДожились! поругаца не очем! согласие! продукт непротивления сторон!
ОтветитьУдалитьсказал человек измученный нарзаном
ОтветитьУдалитьТ-26 и БТ-5/7 были одними из лучших в своем классе и в свое время. Но не только они были слизаны с Виккерса 6 тонн
ОтветитьУдалитьДвигатель Т34 кажется тоже не наша разработка?
ОтветитьУдалитьнаша
ОтветитьУдалитьНу, мб, не с самого начала...
ОтветитьУдалитьКстати, как только на Т34 движок умудрились поставить поперек, возник секретный танк нового поколения Т44. Не воевал, хотя по времени успевал. Секретный потому что.
ОтветитьУдалитьТут вроде статья про Танки: Pz-II. А вы уже другие приплетаете. Или я что то путаю?
ОтветитьУдалитьМы растекаемся по древу мысли.
ОтветитьУдалить