Чего ждет от будущего президента России малый и средний бизнес |
Памятуя об этих простых истинах, попробую с позиции предпринимателя-производственника порекомендовать будущему президенту программу, которая была необходима нашей стране всегда и никак не может потерять своей актуальности.
Главное, что нужно сделать – дать возможность зарабатывать достойные средства населению страны. Для этого население должно быть занято производством хорошо покупаемых, конкурентных товаров. То есть, нужно повысить сначала внутреннюю конкурентоспособность производимых в стране товаров, а затем и внешнюю. Для этого нужно серьезно модернизировать имеющееся производство. Это пытался делать еще Хрущев, с его программой «догнать и перегнать», это пытался сделать и Медведев с его девизом «модернизации страны», но нет никаких предпосылок к улучшению.
Китай в свое время открыл границы для западных технологий и за 15 лет совершил поражающий воображение прорыв: из страны, которая вывозила только термосы и фарфоровые тарелки, превратился в страну, снабжающую весь мир современными товарами.
У нас границы крепко закрыты таможенными бюрократическими препонами и пошлинами. О какой модернизации производства может идти речь! Правительству пора понять, что модернизация не свалится с неба, а может прийти только из развитых стран, теперь уже и из Китая.
Поэтому первое, что нужно сделать - убрать барьеры на пути внедрения современных технологий – убрать таможенные препоны и пошлины на технологическое оборудование. Больше того, нужно максимально облегчить и даже стимулировать процесс его покупки. Так как современное оборудование - дорогое удовольствие, а предприятия и без того лежат на боку, то неплохо было бы предоставлять льготные кредиты для его покупки. В идеале – потратить стабфонд, если он еще остался, на закупку оборудования и раздать его на каких-то условиях предприятиям. Давать лучше удочку, а не деньги или окорочка!
В настоящее время все без исключения государственные функции по регулированию предпринимательской деятельности представляют собой сложные, запутанные процедуры, в которых даже сами чиновники не всегда разбираются. Эти процедуры являются тем болотом, в котором вязнет любая инициатива, и той почвой, которая питает коррупцию.
В качестве иллюстрации можно привести таможенное оформление, так называемую «растаможку». В европейских странах эта процедура или отсутствует (создана зона свободного перемещения товаров и людей) или занимает 10-15 минут. У нас же «растаможка» - это сложная процедура, с участием таможенных органов на границе и на месте прибытия товара. Соответственно, на границе – огромные очереди из грузовиков, на месте прибытия – огромные очереди на сдачу и получение документов. В общей сложности эти процедуры занимают 3-15 дней. Возможны и неразрешимые ситуации. У меня был случай, когда на границе на один из документов по ошибке не поставили штамп, а на месте прибытия заявили, что не имеют права оформлять «растаможку» без этого штампа. Состоялся такой диалог:
- Ну и что, на этом документе штампа нет, и мы не имеем права, это большое нарушение, езжайте на границу, ставьте штамп.
- Но ведь без груза там не имеют права поставить штамп, а груз вы не выпустите из таможенного склада без «растаможки», так что же делать? (до границы 5000 км, груз 2 тонны).
- Идите к начальству, решайте вопрос».
Начальник сказал следующее: «по нашим правилам из этой ситуации есть только один выход – мы задерживаем ваш груз, как не прошедший оформление, а затем отдаем на реализацию или утилизацию, а пока пишите объяснительную». Мне пришлось написать объяснительную (оправдываться за ошибку их же сотрудника!), обратиться к своему знакомому, у которого в свою очередь был знакомый крупный чиновник в мэрии, после звонка которого и после дополнительной недели разбирательств, мне все-таки оформили «растаможку».
Благодаря такой «помощи» со стороны государства российские фирмы, которые занимаются импортом, с конечного покупателя берут как минимум две цены плюс пошлину. Поэтому получается, что если российский предприниматель захочет купить западный станок, то он ему обойдется раза в два-три дороже, чем западному предпринимателю. Эти «разы» и уходят на преодоление таможенных барьеров.
А еще есть гораздо более сложные процедуры, чем «растаможка». Например, оформление разрешения на строительство, в котором участвует не один десяток госучреждений. Без связей или без «подмазывания», тут предпринимателю вообще делать нечего. И сколько бы высшие чиновники не заклинали о государственной «поддержке» жилищного строительства, реально эта «поддержка» выглядит как самая коррумпированная и очень длительная процедура.
«Борьба с коррупцией», которая время от времени разворачивается на российских просторах - это борьба с чрезмерным, перехлестнувшим через край, взяточничеством. Возможно, она и бывает успешной. Но уменьшить уровень коррупции до каких-то приемлемых размеров, при существующей системе функционирования госслужб невозможно.
Рассмотрим это на примере пожарной инспекции. Основная функция существующей инспекции - наказывающая, карающая. Осуществляется эта функция следующим образом - инспектор появляется на предприятии, составляет акт нарушений пожарной безопасности, которые всегда найдутся. Далее, если нарушения не устранены, через суд должна следовать кара - прекращение деятельности предприятия. Суд - это тоже непростая процедура, она может длиться месяцами, но она работает уже не в пользу инспекции, и пожарники идут на нее с неохотой. Поэтому с вероятностью 90% после акта следует взятка и предприятие продолжает работать. Случится пожар, инспекция трясет актом... и так до следующего пожара!
Функцию - с карающей на помогающую?
В этом случае лицензированная инспектирующая организация не только составляет акт нарушений, но и разрабатывает мероприятия по их устранению, и может даже, осуществляет их, естественно, за деньги предприятия. Хотя, в каких-то случаях, государство могло бы и прокредитовать эти мероприятия или даже полностью оплатить, например, домам для престарелых. Часты пожары - лишение лицензии. Что получим в итоге? Предприятие будет заинтересовано не переплачивать инспектирующей организации и самому следить за пожарной безопасностью. А инспектирующая организация будет заинтересована реально инспектировать.
Таким же образом следует изменить функции и другим государственным инспекциям - санитарным, по охране труда и пр.
Для наглядности опишу пример.
Теперь представьте, что инспекциям сменили карающую функцию на помогающую. В этом случае, ИНСПЕКТОРЫ САМИ ПРЕДЛОЖАТ ПЕНСИОНЕРКЕ СПОСОБЫ И МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВСЕХ ТРЕБОВАНИЙ, банки дадут отложенный кредит, как это делается во всем цивилизованном мире. И пенсионерка в цивилизованных условиях начнет свою деятельность.
Конечно, методы улучшения работы каких-то госслужб могут быть другими. Это должно явиться предметом самого тщательного анализа и проработки для каждого учреждения и службы. Наверное, не нужно бояться и конкуренции. Насколько грамотно и правильно это будет сделано, настолько и сносно будет функционировать государство, настолько поднимется уровень доверия населения к государственным институтам. А при высоком уровне доверия снизится мотивация к уклонению от налогов. Как в случае с нашей пенсионеркой – за помощь со стороны государства в обустройстве ее бизнеса, она отплатит тем же – заплатит налоги. Это, в свою очередь, приведет к уменьшению многочисленных контролирующих органов. И вообще, принесет общее оздоровление настроений в стране.
Новосибирск
Почти что предыдучего продолжение
ОтветитьУдалить