Вскоре после появления подводных лодок возникла проблема спасения их экипажей в случае аварий. Требовалось создать какие-то средства для безопасного покидания лодки, в том числе и с большой глубины. Простая на первый взгляд задача значительно усложнялась некоторыми особенностями человеческого организма.
Так, при подъеме с глубины в мягком гидрокомбинезоне следует двигаться с определенной скоростью или делать остановки через несколько метров глубины. Если этого не делать, то из-за слишком резкого изменения давления воды в крови начинают образовываться пузырьки газов, в первую очередь азота. Все это может привести к повреждению стенок кровеносных сосудов или даже газовой эмболии. Результат – различные внутренние травмы, вплоть до несовместимых с жизнью.
Выход был очевиден: нужно сделать некое средство, с помощью которого подводник сможет контролировать скорость подъема. Самое простое средство такого подъема – простой трос-буйреп с отметками. В таком случае подводник в гидрокомбинезоне покидает лодку, например, через торпедный аппарат и находит буйреп заранее выпущенного буя. При наличии специальных дыхательных смесей таким способом можно подниматься с глубин до 100-120 метров.
Метод выхода по буйрепу прост и эффективен, он применяется до сих пор. Но у него есть один ощутимый минус. Авария подводной лодки и последующее заточение под водой являются сильным стрессом для человека. Последующая спасательная операция тоже не добавляет спокойствия. Как результат, перенервничавший подводник может забыть об инструкциях и изо всех сил рвануть наверх, к спасительной поверхности. И получить баротравму, возможно даже с летальным исходом. По идее, поднимающегося подводника должны страховать водолазы аварийно-спасательной службы. Но не всегда спасатели могут успеть вовремя.
Возникло требование в новом средстве спасения, автоматически следящим за скоростью подъема. В нашей стране и за рубежом предлагались различные идеи и конструкции. Например, еще в пятидесятых годах в США придумали специальную лебедку с барометрическим регулятором. Подразумевалось, что подводник выходит из лодки, крепит конец троса на ее внешней поверхности и начинает плыть вверх. Лебедка, закрепленная у него на поясе, разматывает трос с нужной скоростью для данной глубины и, плавно всплывая, человек одновременно проходит рекомпрессию. Однако на вооружение это средство так и не приняли. Дело в том, что у новых американских подводных лодок почти не было выступающих элементов, на которых можно было бы закрепить карабин с тросом, да и «хождение» подводника по поверхности субмарины в поисках подходящего места для карабина, мягко говоря, смущало военных. Со временем появилась идея вообще отказаться от каких-либо тросов, соединяющих лодку и человека. В этом направлении тоже было много идей, но до практической реализации было суждено дойти только одной.
В 60-х годах прошлого века на вооружение был принят комплект изолирующего снаряжения подводника ИСП-60. Гидрокомбинезон и изолирующий дыхательный аппарат позволили начать разработку новых методов подъема на поверхность вдобавок к выходу по буйрепу. Так появился метод свободного всплытия. Он позволяет эвакуироваться с глубин от 50 до 250 метров при выходе с затоплением отсека и при шлюзовании в спасательном люке соответственно. Исследования на тему оптимальной скорости подъема показали, что подводник при свободном всплытии с глубины порядка 50 метров должен двигаться не быстрее одного метра в секунду, а после всплытия его нужно как можно быстрее отправить в барокамеру на рекомпрессию. Для всплытия с больших глубин рекомендованная скорость подъема была меньше. Возник вопрос: как ее обеспечить? Решение нашли самое оригинальное: раз нужно снизить скорость приближения к поверхности воды, то почему бы не взять за основу средство уменьшения скорости приближения к поверхности земли – парашют? В результате была создана парашютная система подводника ПП-2.
1 – парашют с центральной стропой; 2 – вытяжной пружинный парашют; 3 – ранец; 4 – звено зачековки; 5 – автомат всплытия АВ-2; 6 – карабин прицепной; 7 – пряжка; 8 – звено; 9 – чехол
Суть парашютной системы такова: при свободном всплытии наполненный газовой смесью гидрокомбинезон подводника имеет положительную плавучесть и тянет человека вверх, к поверхности. Подводник, выйдя из лодки, выпускает вытяжной парашют малой площади. За счет большого давления воды на большей глубине он эффективно тормозит подъем человека до нужной скорости. По достижении глубины от 60 до 80 метров входящий в состав системы ПП-2 автомат всплытия производит расчековку ранца основного парашюта. Тот раскрывается и продолжает затормаживать подъем, не позволяя человеку двигаться наверх слишком быстро. Теоретически парашютная система позволяет подниматься с глубин до двухсот метров, однако информации о практическом подтверждении этих цифр в свободном доступе нет. Точно так же до сих пор не публиковались подробности испытаний ПП-2, равно как и информация о применении системы на практике.
Согласно инструкциям, подъем на поверхность при помощи парашютных систем почти никак не отличается от других способов свободного всплытия. Разница лишь в допустимых глубинах – свободный подъем без ПП-2 разрешен с глубин до 140 метров. Также следует отметить еще одну особенность спасательного снаряжения подводника (ССП), включающего в себя парашютную систему. Комплект, в котором имеется ПП-2, называется ССП в комплектации №1. Комплектация №2, в свою очередь, парашютной системы не имеет. В остальном комплекты идентичны. ССП №1 полагается только тем подводным лодкам, которые имеют спасательный люк с блоком подачи воздуха. Второй вариант комплекта, соответственно, предназначен для прочих подлодок. Однако ССП с ПП-2 не имеет жесткой привязки к спасательному люку. При необходимости выход с парашютом можно осуществлять через торпедный аппарат или рубку, все зависит от условий, в которых находятся подводники.
Примечателен тот факт, что подводные парашюты серийно изготовлялись только в нашей стране. К примеру, в Соединенных Штатах судьба подобной разработки закончилась испытаниями. Военные чиновники по какой-то причине оставили парашютную систему американского образца историческим курьезом и объектом шуток. Англоязычный термин underwater parachute, в свою очередь, «перешел по наследству» специальным воздушным мешкам, применяемым для подъема грузов под водой при помощи силы Архимеда.
Автор Рябов Кирилл
http://topwar.ru/13127-trosy-i-parashyuty-dlya-podvodnikov.html
Не снал чесслово
ОтветитьУдалить