воскресенье, 10 июля 2011 г.

«К-19» : Трагедия на траверзе Фарерских островов


 50 лет назад экипаж подводной лодки «К-19» ценой многих жизней предотвратил ядерную катастрофу в Северной Атлантике  Летом 1961 года в Северной Атлантике разыгралась трагедия, которая могла стоить для Европы ядерной катастрофы, равной как минимум нескольким Чернобылям или Хиросиме. 


В годы службы на Северном флоте мне довелось ознакомиться с некоторыми (тогда совершенно секретными) материалами, связанными с этой аварией. Впоследствии рассказы очевидцев во многом дополнили содержание сухих документов.

Аварийная тревога

18 июня 1961 года первая советская атомная ракетная подводная лодка «К-19» (658 проекта) под командованием капитана второго ранга Николая Затеева вышла из Полярного в Северную Атлантику на боевые учения под кодовым названием «Полярный круг». Это был уникальный по тому времени подводный корабль: три палубы, шесть тысяч тонн водоизмещения, 127-метровая длина, подводная скорость 26 узлов (почти 50 километров в час). На лодке были установлены три баллистические ракеты с боеголовками по 1,4 мегатонны каждая, а также торпеды с ядерными зарядами. Энергетическая вооруженность — два атомных реактора, обеспечивающих двухмесячную автономность плавания. В ходе учения подводной лодке предстояло произвести боевую ракетную стрельбу по полигону Новая Земля.
4 июля в 4 часа 15 минут, когда «К-19» находилась недалеко от берегов Англии на траверзе Фарерских островов, командир получил доклад с пульта управления реактором о резком падении давления охлаждающей жидкости в первом контуре правого реактора. Была сыграна аварийная тревога. Под руководством командира электромеханической боевой части А.Козырева и командира дивизиона движения Ю.Повстьева были предприняты все возможные меры для восстановления давления.

Но вскоре стало ясно, что произошла разгерметизация первого контура и начала уходить охлаждающая жидкость — бидистиллят. Дальнейшее грозило стремительным нарастанием температуры ТВЭлов (тепловыделяющих элементов) и тепловым взрывом реактора, влекущим за собой не только гибель экипажа, но и страшную экологическую катастрофу для всей Европы.
Выход напрашивался один: смонтировать нештатную систему расхолаживания активной зоны, то есть провести новый трубопровод, через который закачивать из резервной цистерны бидистиллят в контур аварийного реактора.

Ад в реакторном отсеке

Дело усложнилось некоторыми обстоятельствами, связанными стем, что этот ракетоносец строился в большой спешке. Руководство страны, главнокомандующий ВМФ всячески торопили и строителей, и первый экипаж со спуском головной ракетной атомной субмарины. И было из-за чего торопиться. В начале 60-х годов в мире вовсю шли ядерные испытания в атмосфере, на воде, на атоллах. Создавались новые виды вооружения. Американцы уже выпустили свой «Наутилус» в Атлантику на боевое дежурство. Нашей стране нужно было срочно противопоставить адекватный корабль. В такой обстановке ни один проектировщик, ни один строитель не осмелился задержать спуск «К-19» хотя бы на месяц. Ещё тогда Козырев и Повстьев требовали от строителей установления дублирующей системы охлаждения реактора на случай аварии. Но от них отмахнулись: сроки поджимают! Если бы тогда знать, чем это обернётся…
На лодке не было даже запасных элементов трубопровода. Их срезали с одной из торпед. А дальше — дальше требовались люди, готовые совершить, без всякого преувеличения, подвиг самопожертвования. Ведь трубы предстояло монтировать в аварийном реакторном отсеке, где уровень радиации в десятки раз превышал все допустимые нормы.

Вызвался почти весь экипаж. Командир отобрал тех, кто хорошо знал оборудование отсека и владел электросваркой. Первую группу добровольцев возглавил командир отсека лейтенант Борис Корчилов, вторую — капитан-лейтенант Юрий Повстьев, третью – главный старшина Борис Рыжиков.
Сменяя друг друга, моряки начали работы в реакторном отсеке. Условия были в самом прямом смысле — адские. В пламени электросварки то и дело вспыхивал ионизированный водород, От неимоверной жары запотевали стекла изолирующих противогазов, и моряки срывали их, вдыхая сверхрадиоактивный газ — воздухом ту дьявольскую смесь назвать невозможно.
 Но главное то, что поначалу не ощущалось, — мощная радиация. Уже через несколько минут у моряков появились отчетливые признаки лучевой болезни. У выходящих из отсека изо рта шла желтоватая пена. Их лица через считанные минуты стали распухать, из-под волос на голове потекла сукровица. Люди корчились от боли, теряли сознание. Командир приказал всем пить спирт — алкоголь замедляет разрушение облученных тканей. А иных средств защиты на корабле не имелось.
В развернутом в первом отсеке лазарете майор медицинской службы А.Косач как мог пытался облегчить страдания ребят. И сам облучался без меры, ибо его пациенты стали мощными источниками радиоактивного излучения.

Примерно через час после подключения нештатной системы охлаждения температура в каналах ТВЭлов снизилась до безопасного уровня и стабилизировалась. Подводная лодка всплыла и взяла курс в квадрат, где находились другие корабли ВМФ. Но вдруг старшина команды трюмных Иван Кулаков обнаружил течь нештатной магистрали охлаждения. Туда бросились старший помощник командира корабля Владимир Енин и старшина команды ракетной боевой части Леонид Березов. Они работали над самой крышкой реактора, которая излучала фиолетовое сияние. Это светились радиоактивный водород и графит, когда их атомы вырывались через крышку реактора. Березов и Енин знали, что их ждет неминуемая гибель, причем в тяжелейших муках, но дело своё делали: разрыв трубопровода удалось заварить. Европа была спасена…
Несчастливая субмарина

- «К-19» не везло с самой постройки, - рассказал мне бывший подводник капитан первого ранга в отставке Виктор Мещеряков. - В 1959 году ещё до спуска подлодки на воду
при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло, после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр. В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с американской АПЛ "Наутилус», но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
После июльской катастрофы 1961 года неудачи продолжали преследовать «К-19».


Добавьте подпись
15 ноября 1969 года произошло столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США «Гэтоу» при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров. Обе лодки получили повреждения, но самостоятельно вернулись в свои базы.
24 февраля 1972 года произошел пожар в 8 и 9 отсеках. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 24 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями). Все остались живы.
15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался.
После этой аварии «К-19» была выведена из боевого состава в резерв и переименована в БС-19. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003 году. Сохранилась лишь рубка. Планировался перевоз её в Москву, но из-за отсутствия средств она так и осталась в Снежногорске (Мурманская обл.) перед судоремонтным заводом «Нерпа».
это правда американцы

Свободная Пресса


4 комментария:

  1. так я недопонял, это они так к дню независимости пендостана торопились подарочек сделать?

    ОтветитьУдалить
  2. "Американцы уже выпустили свой «Наутилус» в Атлантику на боевое дежурство. Нашей стране нужно было срочно противопоставить адекватный корабль."

    ОтветитьУдалить
  3. А я и по работе на них не хожу, ну их! ядовитые оне

    ОтветитьУдалить
  4. рома,у вас в молотовске к-19 то лепили?

    ОтветитьУдалить