вторник, 12 июля 2011 г.

ВПК: Булава -Борей -Синева

Наконец-то забрезжила надежда: кажется,
долгострой в морской компоненте
стратегических ядерных сил РФ близок
к завершению. Впервые с недавно спущенной
на воду атомной подлодки типа «Борей» –
своего будущего постоянного места
базирования – стартовала перспективная
межконтинентальная ракета «Булава»,
боевые блоки которой достигли полигона
Кура на Камчатке
.

Константин БОГДАНОВ
Итак, первый запуск «Булавы» с РПКСН «Юрий Долгорукий»
прошел успешно. Флот сначала отстрелялся с опытового «Дмитрия
Донского», а теперь опробовал новую ракету на новой же субмарине.
Дальнейшие испытания (их, по-видимому, в этом году планируется
еще не менее четырех) будут вестись с борта «Долгорукого» – перво-
го ракетоносца проекта 955 «Борей». Значит, вот он – результат, ко-
торого столько лет ждали создатели подводного крейсера и БРПЛ?
СОМНЕНИЯ НА ФОНЕ УСПЕХА

Последние три года «Булава» стараниями отечественных СМИ
стала поистине притчей во языцех. Целая бригада внезапно обна-
ружившихся специалистов изощрялась в остроумии по поводу не-
способности Московского института теплотехники заставить летать
свое детище. Досталось на орехи и всей российской «оборонке».
Впрочем, было за что: чего стоил только один спиральный «салют»
над норвежским Тромсе 9 декабря 2009 года из-за отказавших дви-
гателей второй ступени. Название комплекса стараниями прессы
становилось именем нарицательным, обозначающим что-то очень
дорогое, важное, но наотрез отказывающееся работать по самым
смешным поводам.


И тем не менее люди трезвомыслящие продолжали твердить
одно: альтернативы «Булаве» нет. Можно вздыхать по упущенным
в свое время возможностям, но эта ракета начата и будет дове-
дена до серии. Говорили, сколько раз поначалу «ходил за бугор»
американский «Трайдент». Вспоминали тяжелую судьбу первой
отечественной серийной БРПЛ на твердом топливе – монструоз-
ной десятиголовой Р-39, дававшей отказ за отказом, но все-таки
отлаженной и поставленной на вооружение. Кстати, ее судьба ока-
залась связана с «Булавой»: прежний испытатель новой ракеты
«Дмитрий Донской» – из числа ракетных крейсеров проекта 941,
которые проектировались под Р-39. А 13 лет назад решение в поль-
зу разработки «Булавы» принималось на фоне неудач макеевского
«Барка», носившего индекс Р-39УТТХ – модернизации Р-39.
Феерическая серия провалов заставила по-иному подойти к
контролю качества сборки и технологической приемке изделия.
Драконовскими мерами был собран пул из нескольких «идентич-
ных», по словам генконструктора Юрия Соломонова, ракет. Две из
них успешно отработали с «Донского» в конце 2010 года. Третья
удачно стартовала сейчас, уже со штатного носителя, с которым
ракета отправится на боевое дежурство.

«Данные испытания свидетельствуют: имевшиеся трудности
преодолены и есть надежда, что к концу года ракета, возможно,
будет принята на вооружение», – сообщил «ВПК» генерал-полковник
Виктор Есин (в 90-е годы начальник Главного штаба РВСН).
Но повод для осторожного сомнения пока остается. Ведь те-
кущий крайний запуск – это как раз третья «идентичная» ракета
из прошлогоднего набора. Что будет дальше? И самое главное
– получится ли обеспечить требуемое качество за приемлемую
цену, когда ракеты для восьми «Бореев» начнут делать десятка-
ми? Не выйдет ли ракета «золотой», не посыплются ли отказы?
Так или иначе, но, похоже, именно на примере стратегиче-
ски важной «Булавы» государство будет осторожно нащупывать
оптимальную схему военной приемки и управления качеством
продукции, отгружаемой оборонными предприятиями.
СОПЕРНИЧЕСТВО ПОЗАДИ

У «Булавы» на флоте пока еще остается конкурент. Это семей-
ство жидкостных носителей Р-29Р/РМ, самая современная ракета
из которых – Р-29РМУ2 «Синева» для лодок проекта 667БДРМ
разработки миасского КБ Макеева.
Однако новых носителей под эти ракеты у флота пока нет и
скорее всего уже не будет. Новые «Бореи» спроектированы под
использование двенадцатиметровой «Булавы». Изделие Миасса
длиной 14,7 метра в нынешнюю лодку не влезет, если не над-
страивать на ней классический и хорошо знакомый «горб», ко-
торый появился в процессе эволюции семейства ракетоносцев
проекта 667 по мере оснащения их более совершенными (и более
габаритными) комплексами БРПЛ. И то только в том случае, если
такая переделка вообще возможна технически и будет признана
оправданной с точки зрения боевого применения и экономики.
Тем не менее «Синева» тоже не остается без модернизаций.
Не так давно успешно прошли ракетные стрельбы в рамках темы
«Лайнер», подробности о которой пока широко неизвестны. Од-
нако насколько можно судить по просочившимся в прессу ого-
воркам представителей макеевского КБ, работы по «Лайнеру»,
по-видимому, касаются совершенствования боевого оснащения,
в частности комплекса средств прорыва ПРО.
Можно гипотетически предположить, что на фоне господства
идеологии стандартизации речь идет о внедрении на «Синеву»
ряда решений, применяемых на ступенях разведения «Булавы» и
«Ярса» (эти ракеты, по словам Юрия Соломонова, в значительной
степени унифицированы Кроме того, публиковались и сведения
о том, что работы касаются реализации возможностей по пора-
жению надводных целей, а это возвращает нас к проблематике
ответа на американскую концепцию «мгновенного глобального
удара», в которой определенное место занимают высокоточные
неядерные боеголовки для БРПЛ Trident II.

Вместе с тем в качестве единой основы для морской ком-
поненты СЯС выбрана именно «Булава». «Тематика жидкостных
ракет на морских носителях завершается, ракеты серии Р-29Р/
РМ/РМУ будут выводиться по выработке ресурса вместе с выво-
дом из боевого состава РПКСН проекта 667БДР и 667БДРМ, – го-
ворит Виктор Есин. – И это правильно, так как работать на флоте с
агрессивными компонентами топлива весьма сложно, это создает
опасность для личного состава. Мировая практика для морских
ракет – это твердое топливо».

по материалам ВПК(военно промышленный курьер)

1 комментарий:

  1. да, 40 тонн НДМГ в каждом изделии, никому не пожелаешь такого соседства. но и пороховые что-то никак не хотят проявлять надлежащую повторяемость. а трайдента никак нельзя содрать?

    ОтветитьУдалить