пятница, 23 сентября 2011 г.

Палдэн-Лхамо - Разгневанная мать и хозяйка бесов



Палдэн-Лхамо («Прославленная Богиня») — так называют это божество буддисты Тибета и Монголии. По легенде, Лхамо была женой цейлонского царя. В отличие от мужа она исповедовала буддизм и очень терзалась тем, что их единственный сын был равнодушен к этой религии. Много лет царица пыталась наставить принца на истинный путь, но безуспешно. Когда же ребенок достиг совершеннолетия, он грубо потребовал от матери, чтобы та оставила его в покое. Тогда разгневанная Лхамо убила сына, содрала с него кожу и уехала на север, в Тибет, став одним из защитников веры. Но даже в этой стране буддистских святых ее побаиваются. Так, в монастырях изображения Лхамо, как правило, помещают в углу за занавесом. А ее имя без надобности стараются не произносить: не стоит лишний раз беспокоить хозяйку болезней и плотоядных демонов кладбищ. Однако дхармапалы — это не кровожадные маньяки, переметнувшиеся на сторону буддизма из неких корыстных соображений или по принуждению. На самом деле это гневные ипостаси бодхисатв — существ, которым осталось последнее перерождение до обретения нирваны, но которые добровольно остались в этом мире, дабы помогать людям и защищать учение. Так, Лхамо считается гневной ипостасью Тары — бодхисатвы сострадания. И в Тибете ходит много легенд, в которых Лхамо предстает буддийской праведницей. Говорят, что когда-то в горах Тибета жил демон, держащий в страхе всю округу. Мужчины, отправлявшиеся искать его логово, не возвращались. В конце концов одна местная девушка, видя страдания людей, решила пожертвовать собой ради блага соседей. Своей красотой она соблазнила демона и убила его во время соития. Но через некоторое время поняла, что беременна. Местный же монах предсказал, что родившийся ребенок тоже будет инфернальным существом. Из любви к ближним девушка сразу после родов убила дитя. В награду за такое самопожертвование в следующем перерождении она стала покровительницей рожениц, заступницей детей и повелительницей демонов — Лхамо. Из этой легенды видно, что образ Лхамо впитал в себя образы местных женских богинь плодородия с традиционным для них набором противоположных качеств, связанных с циклами жизни и смерти в природе: в нашем случае Лхамо убивает собственного ребенка, но выступает и как богиня, дарующая детей.
Мул
Обычно Палдэн-Лхамо изображается в момент отъезда с Цейлона. Она сидит на муле — животном, особо почитаемом в буддизме, поскольку мул не может иметь потомства и тем самым размыкает круговорот постоянных перерождений, обрекающих все живое на вечные страдания.
Попона
Она сделана из кожи убитого сына Лхамо.
Капала
Эта чаша сделана из его же черепа и наполнена горчичным вином — символом опьяняющей горечи человеческих заблуждений.
Громовой жезл
С его помощью Лхамо может управлять погодой.
Зонт из перьев павлина
Считалось, что павлину не страшен никакой яд, а его перьям приписывалась способность защищать от порчи и вредоносной магии.
Три глаза
Благодаря им Лхамо видит прошлое, настоящее и будущее.
Лунный серп и солнечный диск
Их подарил Лхамо индуистский бог Вишну (вероятно, это рудимент исчезнувшего культа Лхамо на Цейлоне).
Ушная подвеска в виде льва (слева)
Символ дня и Солнца.
Ушная подвеска в виде змеи (справа)
Символ ночи и водной стихии.
Мешок с болезнями
Считалось, что из сострадания Лхамо может проглатывать любую болезнь, останавливая тем самым эпидемии. Потом она складывает их в свой мешок и выпускает на тех, кто не чтит Будду.
Красные гадательные дощечки
По ним Лхамо определяет судьбы богов (в буддизме боги — это один из классов живых существ, стоящих намного ниже бодхисатв).
Гадальные кости
Их присутствие свидетельствует о том, что Лхамо может распоряжаться судьбой человека.
Клубок ниток
Он напоминает о мирской суете и привязанностях — главных врагах всякого буддиста.
Глаз на спине мула
Это отметина от стрелы, пущенной мужем Лхамо ей вслед. Благодаря этому глазу Лхамо может видеть все, что происходит в разных частях света.
Дакини
Это демоницы, хранящие высшее знание. Их обычно две: Симхавактра (с головой льва) и Макаравактра (с головой чудовища Макара — нечто среднее между слоном и крокодилом).

4 комментария:

  1. "девушка сразу после родов убила дитя. В награду за такое самопожертвование в следующем перерождении она стала покровительницей рожениц, заступницей детей" - "нам так сразу не понять, ты их, грит, сперва попропуй, хоть немного уважать!"

    ОтветитьУдалить
  2. убила во время соития! вот все жэнщины такие коварные))

    ОтветитьУдалить
  3. Че то да силенце витимо картинки понравились, недочла она. Бегать пошол час!

    ОтветитьУдалить