воскресенье, 26 июня 2011 г.

Чукотская сказка 2


Пошёл Сохолылан жениться на лисе. Увидела его лиса и убежала в тундру.
Пошёл Сохолылан жениться на куропатке. Взял в жёны куропатку, прожил с ней один день, убежала куропатка домой.



Пошёл Сохолылан свататься, а невеста к другому жениху убежала.


Женился Сохолылан на женщине, поставил полог, родила жена двух детей, сына и дочь. Показала сына мужу, а дочь спрятала за полог. Ещё родила жена двух сыновей, а дочь всё время хоронит за пологом. 




Пошёл Сохолылан в гости к сестре и брату. Угощают Сохолылана мухомором, а Сохолылан не может удержать его в себе. Только проглотит мухомор, он обратно выйдет. Вымоет сестра мухомор, и опять глотает его Сохолылан.
Говорит брат Ичча Сохолылану:
- Что твоя жена строит, ты не знаешь?
- Нет, не знаю, Ичча.


Дала сестра Сохолылану торбоза с шипами на подошве, на каких ходят в гололедицу, и две палки, заострённые на концах.
Приходит Сохолылан домой. А жена выкрасила ягодным соком деревянного кита и поставила у берега.
- Давай попрыгаем! - говорит жена.
Не перепрыгнул Сохолылан через кита - вонзил шипы и палки в спину кита. Оттолкнула жена кита от берега, и пошёл кит на дно морское. Просит, молит Сохолылан водоросли:
- Поднимите меня со дна морского на берег!
- Нет, Сохолылан, когда ты ходил по земле, ты рвал волосы у травы!
Говорит Сохолылан кусту:
- Помоги подняться со дна морского!
- Нет, ты жёг меня огнём, когда ходил по тундре.
Проплывают над Сохолыланом рыбы. Кричит им Сохолылан:
- Рыбы, рыбы, поднимите меня со дна морского на берег!
- Нет, Сохолылан, когда ты ходил по берегу, ты ловил нас и резал на юколу.


Увидел Сохолылан мухомор, взмолился ему. Говорит мухомор:
- Ты хорошо относился ко мне на земле, любил меня и искал меня, и когда меня ел, тебе весело было, ты песни пел!
Поднял мухомор Сохолылана со дна морского:
- Вот тебе жена моя, съешь её, и тебе будет весело!
Сохолылан лёг на берег и поёт песни:
- Я съел жену, и мне стало весело!


Услыхала жена голос мужа и говорит сыновьям:
- Ваш отец идёт из гостей, идите привезите его домой!
Позвал отца старший сын. Не слушает Сохолылан, песни поёт. Пошёл младший сын за отцом, хотел поднять его. Выдернул нож Сохолылан и срезал сыну на руке бородавку. Увидела мать облитого кровью сына и разрезала сама себя на куски. И сказала:
- Ноги и руки мои - вечерней звезде, а голова моя - утренней заре.

 
Поёт Сохолылан, чтобы жена его услыхала с того света. Поёт он, поёт, и силы его покидают. Подошёл к нему шаман, плюнул ему в рот, и запел он так громко, что услыхала жена его с того света и удивилась, как мог сюда попасть её муж. Сделал Сохолылан летающую байдару из моржового клыка и полетел к умершей жене. И привёз её домой к своим детям.
...Проснулся утром Сохолылан с тяжёлой головой. Дала ему жена чаю и мяса и сказала:


- Ты чуть вчера не умер от мухомора. Сыновья тебя нашли в тундре, едва догнали. Не догнали бы, да ты высоко поднимал ноги.





Перевод Турелькот. Б. Угольная лагуна, 19 апреля 1942 г. из книги "Сказки Чукотки" (Л., Гослитиздат, 1958)

3 комментария: