суббота, 25 июня 2011 г.

ТАНКОВЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ


СОЮЗНИКИ ОТПРАВЛЯЛИ В СССР ТУ ЖЕ ТЕХНИКУ,
НА КОТОРОЙ ВОЕВАЛИ САМИ
Поставки бронетанковой техники в Советский Союз начались уже осенью 1941 года.
3 сентября Сталин направил письмо британскому премьер-министру Черчиллю, содержание которого последний довел и до президента США Рузвельта.
Михаил БАРЯТИНСКИЙ


В послании говорилось о смертельной угрозе, нависшей над СССР, ко-

торую можно снять только открытием второго фронта и срочной отправ-

кой в нашу страну 30 тысяч тонн алюминия, а также минимум 400 само-

летов и 500 танков ежемесячно. В соответствии с Первым (Московским)

протоколом США и Великобритания обязались в течение девяти месяцев

поставить 4500 танков и 1800 танкеток. Под последними в советских до-

кументах тех лет часто фигурировали английские бронетранспортеры

«Брен» и «Универсал».



ДОСТАВКА И ПРИЕМКА

Первые 20 английских танков поступили в Архангельск на судах кон-

воя PQ-1 11 октября 1941-го. 28 октября эти машины доставили в Казань.

Всего же до конца года в Советский Союз из Великобритании прибыло

466 танков и 330 бронетранспортеров. Что касается США, то в 1941 году

они смогли направить в СССР только 182 танка, которые дошли до места

назначения уже в 1942-м. Поступление значительного количества им-

портной техники потребовало создания службы военной приемки и си-

стемы обучения личного состава.



Первоначально приемка и освоение иностранных танков проходили

в учебном центре в Горьком, куда боевые машины отправлялись сразу

после разгрузки. Однако уже 20 января 1942 года отдел военной прием-

ки иностранной техники был организован непосредственно в Архангель-

ске, а 4 апреля – в Иране. При этом иранский отдел занимался только

автомобилями.

К середине 1942-го Архангельский отдел приемки бронетанковой

техники включал в себя группы в Бакарице, Молотовске и Экономии.

Кроме него существовал отдел приемки танков в Мурманске, а прием-

ки автомобилей и мотоциклов – в Горьком и Иране. В связи с ростом поставок по

«Персидскому коридору» и через порты Дальнего Востока были организованы отделы

военной приемки бронетанковой техники в Баку (март 1943-го) и Владивостоке (сен-

тябрь 1943-го). Наконец, в феврале 1945 года за счет свертывания Бакинского подраз-

деления открыли отдел военной приемки в Одессе.



ОБУЧЕНИЕ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Что же касается подготовки экипажей для иностранных танков, то первоначаль-

но она проходила в Казанской танкотехнической школе. Уже 15 октября 1941 года

из учебных танковых полков в Казань было отправлено 420 экипажей для перепод-

готовки на английские танки. Однако, по-видимому, возможности школьной базы

оказались ограниченными. Поэтому в ноябре экипажи на «Матильды» начали го-

товить при 132 и 136-м отдельных танковых батальонах. При 10-м запасном танко-

вом полку была организована подготовка еще 100 экипажей (по 50 на «Матильды» и

«Валентайны»). При 2-м запасном автополку проходили обучение 200 водителей бро-

нетранспортеров. Позаботились и о поддержании боеспособности импортных машин:

ремонтно-восстановительная рота 146-й танковой бригады тогда же, в ноябре 1941-го

прибыла на завод № 112 для прохождения подготовки к ремонту танков «Валентайн»

и бронетранспортеров.



Такая ситуация сохранялась вплоть до весны 1942 года, то есть до возобновления

массовых поставок бронетехники по ленд-лизу. Уже в марте 1942-го на подготовку

экипажей для иностранных танков были переведены 23 и 38-й учебные танковые

полки, бронетранспортеров – 20-й танковый полк. Вскоре, однако, и этого оказа-

лось мало. В июне 1942 года приказом наркома обороны сформированы 190 и 194-я

учебные танковые бригады для подготовки экипажей американских и английских

танков соответственно, а 16 и 21-й учебные танковые полки переведены с подго-

товки экипажей для Т-60 на обучение экипажей английских и американских танков.

Штатная численность учебных полков и бригад позволяла ежемесячно готовить 645

экипажей для легких танков М3л, 245 – для средних М3с, 300 – для «Матильд» и

370 – для «Валентайнов».


Для перегонки танков, поступавших по иранскому маршруту, была сформирована

191-я танковая бригада. Подготовленные экипажи это соединение получало из 21-го

учебного танкового полка, дислоцировавшегося в Ереване. В феврале 1943 года для

подготовки экипажей непосредственно в Баку на базе 191-й танковой бригады сфор-

мировали 27-й учебный танковый полк, а 21-й полк пересадили на Т-34.

Зимой 1943-го 190-я учебная танковая бригада была преобразована в 5-ю, а

194-я – в 6-ю учебные танковые бригады, которые вместе с 16-м учебным танко-

вым полком вошли в состав Учебного бронетанкового центра в Горьком. Впрочем,

новые бригады в своем учебном каче-

стве просуществовали недолго. Постав-

ки бронетехники по ленд-лизу пошли

на убыль и уже в октябре 1943-го 5-ю

учебную танковую бригаду расформи-

ровали, а 6-ю в июне того же года пере-

формировали в учебную бригаду офи-

церского состава.



К концу войны в Красной армии

имелось три отдельных учебных танко-

вых полка по подготовке экипажей для

ленд-лизовской техники: 16-й в Горьком и 27-й в Баку готовили экипажи танков

М4А2, а 20-й в Рязани – экипажи бронетранспортеров всех типов.

Личный состав для частей и подразделений, вооруженных различными типами

самоходно-артиллерийских установок, готовился в Учебном центре самоходной ар-

тиллерии в городе Клязьме под Москвой.

Командный и технический состав в 1942 году обучали в Чкаловском (для танков

«Матильда») и Казанском (для танков «Валентайн») танковых училищах. В конце

войны Казанское танковое училище готовило командиров взводов танков «Шерман» и

«Валентайн», 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров выпускало

командный и технический состав для частей, имевших на вооружении бронетранспор-

теры М2, «Скаут» и «Универсал», а Киевское танкотехническое училище готовило тех-

ников для обслуживания «Шерманов».



Всего же за годы Великой Отечественной войны различными учебными частями

подготовлено 16 322 экипажа для импортной бронетанковой техники.

В связи с поступлением в Красную армию большого количества иностранных

танков был разработан специальный штат отдельного танкового батальона, что по-

зволило использовать ленд-лизовские машины как в составе батальона, так и в

составе бригады. При этом иностранная материальная часть могла объединяться

в подразделениях и частях в различных комбинациях, поскольку только штатов от-

дельных танковых бригад в 1941–1942 годах имелось не менее семи. В 1943-м начали

формироваться отдельные танковые полки армейского и фронтового подчинения,

также имевшие на вооружении ленд-лизовскую технику. Кроме того, танками М4А2

и «Валентайн» начиная с 1943 года часто комплектовались танковые полки мехбри-

гад в механизированных корпусах. При этом танковая бригада в составе мехкорпуса

могла быть укомплектована как импортными, так и отечественными танками. В итоге

в составе Красной армии имелись отдельные танковые и механизированные корпу-

са трех типов комплектации: полностью отечественными танками, полностью ино-

странными и имевшие смешанный состав. Что касается частей армейского

подчинения, то помимо отдельных танковых полков в них могли включаться

самоходно-артиллерийские бригады СУ-57, разведывательные и мотоциклетные

батальоны и полки. На вооружении последних часто состояли импортные танки

и бронетранспортеры. Так, в бронеавтомобильном разведывательном батальоне

имелось до 20 бронетранспортеров «Скаут» и 12 бронемашин БА-64, а в мотоци-

клетном батальоне – до 10 танков Т-34 или «Валентайн» и 10 бронетранспор-

теров. Такое же количество танков находилось и в мотоциклетном полку, но

бронетранспортеров в нем было больше.

РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ



Практически сразу после начала эксплуатации иностранной бронетанковой

техники в Красной армии встал вопрос об организации ее ремонта. Уже в де-

кабре 1941-го в Москве для этой цели сформировали ремонтную базу № 82.

В 1942–1943 годах ремонтом иностранных танков занимались рембазы № 12 в

Баку (затем в Саратове), № 66 в Куйбы-

шеве (затем в Тбилиси) и № 97 в Горь-

ком. Последняя была самой крупной.

В течение января – марта 1943-го на

ней прошли капитальный, средний и

текущий ремонт 415 танков различных

типов и 14 бронетранспортеров «Уни-

версал». В основном же починкой бро-

нетранспортеров занималась рембаза

№ 2 в Москве.



За время войны усилиями ремонтных

баз прошли капитальный ремонт 2407

танков иностранного производства.

Необходимо отметить, что с конца 1943 года в Советский Союз начали поступать

ремонтные мастерские американского и канадского производства на автомобильных

шасси. Полный парк американских мастерских насчитывал до 10 единиц и фактически

являлся полевым танкоремонтным заводом. В американский парк входили механи-

ческие мастерские М16А и М16В, слесарно-механическая мастерская М8А, кузнечно-

сварочная мастерская М12, электроремонтная мастерская М18, мастерская по ремон-

ту вооружения М7, инструментальная мастерская и складские машины М14. Все они

базировались на шасси трехосного грузовика повышенной проходимости «Студебе-

кер» US6. В парк танкоремонтных мастерских входили еще и 10-тонные автомобиль-

ные краны М1 Ward LaFrance 1000 или (реже) Kenworth 570, а также бронированные

ремонтно-эвакуационные машины М31 (Т2).

Парк канадских мастерских был меньше американского и состоял из механических

мастерских А3 и D3, электромеханической мастерской (все на шасси американского

грузовика GMC 353), подвижной зарядной станции OFP-3 и электросварочной ма-

стерской KL-3 (на канадских шасси Ford F60L и Ford F15A соответственно). Непосред-

ственно в ремонтные подразделения танковых частей поступала кузнечно-сварочная

мастерская на шасси Chevrolet G7107 американского или Chevrolet (вероятнее всего

8441/С30) канадского производства. Всего за 1944–1945 годы в СССР из Канады было

поставлено 1590 автомобильных ремонтных мастерских всех типов.

Американскими и канадскими парками комплектовались подвижные танкоремонт-

ные заводы, отдельные ремонтно-восстановительные батальоны и т. д. армейского и

фронтового подчинения. Это позволяло производить не только средний, но и капи-

тальный ремонт бронетанковой техники как импортного, так и отечественного произ-

водства. В то же время подвижные мастерские отечественного производства могли

обеспечить лишь текущий ре__


ИТАК, ИХ БЫЛО 10 395

В конце 80-х годов отечественным исследователям впервые

стали доступны сведения из западных источников. Так, в книге

«Soviet Armour of the Great Patriotic War 1941–1945» американский

исследователь Стивен Залога приводит достаточно полные цифры о

ленд-лизовских поставках в СССР. По его мнению, из США в Совет-

ский Союз поступило 7164 танка, а из Великобритании – 5187 танков

всех типов. Имеется в труде и информация о технике, потерянной

при транспортировке: 860 американских и 615 английских танков.

Таким образом, всего СССР поставлен 12 351 танк, 1475 машин не

попали в Красную армию. Правда, не совсем понятно, о чем идет

речь: об отправленных или о прибывших танках. Если об отправ-

ленных, то с учетом потерь количество первых выглядит несколько

иначе – 6304 американских, 4572 английских и канадских танка. А

всего 10 876 машин.

Попробуем выяснить, насколько верны западные данные.

Для этого используем цифры, приведенные в книге М. Супруна

«Ленд-лиз и северные конвои».

Итак, мы убедились, что и в отечественном, и в зарубежном

изданиях приводятся практически совпадающие сведения об от-

правленных в Советский Союз танках. Что касается потерь, то и это

число вполне соотносится: по данным Супруна, до 1 ноября 1942

года при проводке конвоев потеряно 1346 танков. Если учесть, что

это был период наибольшего противодействия союзным карава-

нам со стороны немецких подводных лодок и германской авиации,

повлекший за собой наибольшие утраты судов и перевозимых на

них грузов, то «недостающие» 129 танков вполне могли не дойти

до получателя позже. Если же вычесть из числа отправленных

машин потерянные, то получим 11 615 танков, что даже несколь-

ко больше, чем по американским данным.

Однако чтобы понять, сколько же в действительности

машин оказалось в СССР, надо привлечь дополнительные ис-

точники. Один из них, причем наиболее достоверный, – сведения

приемных комиссий Главного бронетанкового управления Крас-

ной армии (ГБТУ). Согласно им в 1941–1945 годах из США в Со-

ветский Союз прибыло (именно прибыло!) 5872 американских и

4523 английских и канадских танка. Всего же 10 395 танков.

Это число, которое и следует принимать как наиболее вер-

ное, неплохо соотносится с цифрами Залоги. Однако разница

составляет 481 машину, что, в общем-то, закономерно. В боль-

шинстве зарубежных источников данные превышают советские

на 300–400 единиц. Это можно объяснить либо не полным уче-

том потерь при транспортировке, либо путаницей с заявками,

поданными по отправке и приемке. Очень часто цифры из со-

ветских заявок выдаются за показатели по отправке.



НЕКОРРЕКТНОЕ СРАВНЕНИЕ

Все вышесказанное справедливо и по отношению к поставкам

других видов бронетанковой техники. Исследования здесь прово-

дить уже не имеет смысла, будем оперировать данными военной

приемки ГБТУ как наиболее достоверными с точки зрения подсчета

прибывших боевых машин. С 1941 по 1945 год в СССР поступило

5160 бронетранспортеров всех типов. Но это только по линии ГБТУ.

Кроме того, Главному артиллерийскому управлению

Красной армии для использования в качестве артиллерийских тяга-

чей передали еще 1082 бронетранспортера американского и британ-

ского производства. Помимо этого союзники доставили в СССР 1802

самоходно-артиллерийские установки разных типов и 127 брониро-

ванных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ).

Если подытожить, то получится, что в СССР прибыло 10 395

танков, 6242 бронетранспортера, 1802 САУ и 127 БРЭМ. А всего

18 566 единиц бронетанковой техники.



Попробуем сравнить эти цифры с данными Залоги. Согласно

им Советский Союз получил 10 876 танков, 6666 бронетранспор-

теров, 1802 САУ, 115 БРЭМ и 25 танковых мостоукладчиков. Всего

19 484 единицы бронетанковой техники. В целом эти сведения

соотносятся с отчетами военной приемки СССР. При этом лю-

бопытно, что они частично превышают, частично совпадают, а

частично даже меньше советских данных.

Во многих отечественных публикациях утверждается, что танки,

поставленные союзниками, составили лишь 10 процентов от 103

тысяч выпущенных в СССР за годы Великой Отечественной войны тан-

ков. Подобное сравнение выглядит не только некорректным, но и без-

грамотным. В Советском Союзе начиная со второго полугодия 1941 (с

1 июля) и по 1 июня 1945 года было построено 97 678 танков и САУ (по

другим данным – 95 252), а вот при-

нято военной приемкой от заводов промышленности с 1 июля 1941

по 1 сентября 1945 года действительно 103 170 танков и САУ. Как

видим, в обоих случаях речь идет о танках и САУ, а с ленд-лизовской

стороны в расчет берутся только танки. Если учесть, что техника по

ленд-лизу поступала в СССР и летом 1945 года, то в расчет нужно

брать число 78 356. Именно столько танков приняла военная при-

емка от советских предприятий за указанный период. Количество

принятых САУ – 24 814 машин. В результате можно утверждать, что

ленд-лизовские танки составляли 13 процентов от советского про-

изводства, САУ – 7 процентов. Что касается бронетранспортеров, то

в СССР они вообще не выпускались, а значит, поставки по ленд-лизу

– 100 процентов. Если же проводить сравнение по критерию «лег-

кие бронированные машины» и сопоставить с производством бро-

неавтомобилей в СССР (8944 единицы), то получится 70 процентов.

Следует также отметить, что из 1800 ленд-лизовских САУ 1100 были

зенитными, которые у нас тоже практически не изготавливались (75

ЗСУ-37, выпущенных в 1945–1946 годах, в боевых действиях участия

не принимали). Если же говорить о бронетанковой технике в целом,

то ленд-лизовские поставки составили около 16 процентов от совет-

ского производства.



Однако этот факт, а также то, что иностранные поступления

бронетехники постоянно снижались, вовсе не свидетельствует о

каком-то злом умысле западных союзников, как это часто отме-

чалось в советской литературе. Поставки корректировались со-

ветской стороной, о чем свидетельствует следующий документ

ГБТУ Красной армии:

«О танках для бронетанковых войск РККА для летней

кампании 1943 года:

А. По танкам производства Британии и Канады:

1. Заказ легкого пехотного танка Мк-3 «Валентайн» с уси-

ленным вооружением продлить дополнительно на 2000 шт.

2. От крейсерского танка Мк-6 «Тетрарх» отказаться.

3. Средний пехотный танк Мк-2 «Матильда» дополучить

до общего кол-ва 1000 шт. согласно текущему протоколу.

Оставшиеся танки получать с вооружением 76-мм пушки. В

дальнейшем заказ танка данного типа прекратить.

4. Получение тяжелого пехотного танка Мк-4 «Чер-

чилль» для тяжелых танковых полков вести в количестве

согласно текущему протоколу.



5. Бронированный транспортер пехоты и оружия «Уни-

версал» получить в количестве не менее 500 шт. с 13,5-мм

противотанковым ружьем «Бойс».

По танкам производства США:

1. Американские легкие танки М-3Л «Стюарт» дополу-

чить до общего числа 1200 шт. текущего протокола. В даль-

нейшем заказ танков данного типа прекратить.

2. Американский легкий танк М-5Л. От заказа отказаться

ввиду отсутствия преимуществ перед М-3Л.

3. Средние танки М-3С «Грант» получить из расчета 1000

шт. текущего протокола. В 1943 году рассмотреть вопрос за-

мены их поставкой новых средних танков М-4С с дизельным

двигателем и улучшенной броневой защитой в количестве не

менее 1000 шт.

4. Включить в перечень поставок легкую противотанковую

самоходную установку СУ-57 в количестве не менее 500 шт.».

ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

До сих пор речь шла о поставках крупных партий броне-

танковой техники. Однако имели место и незначительные, так

называемые ознакомительные поступления, когда советская

сторона запрашивала у американцев и англичан те или иные

образцы и союзники их предоставляли. Причем порой речь

шла о самых современных, новейших боевых машинах.

Так, в рамках ознакомительных поставок из Великобритании

в СССР прибыли шесть крейсерских танков «Кромвель», три танка-

тральщика «Шерман-Краб», пять огнеметных танков «Черчилль-

Крокодил», по одному экземпляру бронеавтомобилей АЕС и «Дайм-

лер», огнеметный бронетранспортер «Уосп» («Оса»), а также шесть

канадских снегоходов «Бомбардир». В 1943–1945 годах для знаком-

ства и испытаний из США в СССР были доставлены пять легких танков

М5 «Стюарт», два легких М24 «Чаффи», новейший тяжелый танк Т26

«Генерал Першинг» и пять самоходных установок Т70 «Ведьма». Все

эти боевые машины прошли широкий спектр испытаний и были тща-

тельно изучены советскими специалистами.

Приведенный перечень, а также номенклатура массовых по-

ставок бронетанковой техники в СССР по ленд-лизу не оставляют

камня на камне от широко распространенного мнения о том, что

якобы союзники специально присылали нам плохую боевую тех-

нику. Англичане и американцы поставляли нам те же машины, на

которых воевали сами. Другой вопрос, что они не очень соответ-

ствовали нашим климатическим условиям и принципам эксплуата-

ции. Ну а о характеристиках и надежности этих машин лучше всего

судить не по досужим домыслам, а по конкретным фактам. Первы-

ми в СССР прибыли английские «Матильды» и «Валентайны».__

16 комментариев:

  1. Вроде не вся там в с продолжением печатают. я так в осях. и длинно для нашего формата.

    ОтветитьУдалить
  2. ЭТо из ВПК воен пром курьер.

    ОтветитьУдалить
  3. в кино ваще иномарки энти не показывают,падлы:))

    ОтветитьУдалить
  4. А в кино и нашего с гулькин хрен показывают. Вот, тут глянь http://forum.worldoftanks.ru/index.php?/topic/20722-%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE/

    ОтветитьУдалить
  5. Т34 я не настаиваю, но могет повесишь чего? несложно веть. Я к тому я скоро в отпуск на месяц. закиснет всё, а тут ты чего подбросишь. кстати про город свой мжешь, или дай инфу в ясчик. вывешу инкогнито?

    ОтветитьУдалить
  6. Знаешь, я музыку пишу. У меня дома студия - комп специяльный, синтезатор, микшер, микрофон и прочее. Все, кому я показывал свое, кричат - выложи, дай людям!!! Ан нет, не могу - это мое, личное. Ассоциация понятна?

    ОтветитьУдалить
  7. Не, а . музЫка это я пмаю, лично. Но вот см. читаю вчера прохор. я в пришел в изумление от наглости процесса, повесил и вот оказывается есть кто согласен, возможно есть ктол и нет. но .. ну не жене же на него жаловаться итти? Ну миша пример неважный, но повод может быть любой. а то мы тут на одном спорту закиснем.

    ОтветитьУдалить
  8. Т34 какую музыку пишешь?

    ОтветитьУдалить
  9. Роман это то же самое - я не привык делиться своими переживаниями, сам как нибудь перемелю

    ОтветитьУдалить
  10. Почему не привыкли. Не доверяете? На ты можно?

    ОтветитьУдалить
  11. Черт его знает... Как слышу в голове, так и пишу. Люди говорят - пост панк, готик и симфо рок. Дело не в недоверии, просто я в 17 лет уехал от родителей. Это были дикие 90-е. Меня немного обижало то, что ты со всеми на ты, кроме меня. Хотя было смешно наблюдать, как ты металась от вы к ты и обратно). И даже в этой теме)

    ОтветитьУдалить
  12. Я остальных давно знаю поэтому сразу определились что на ты. Я тоже отдельно от родителей с 18 лет живу.

    ОтветитьУдалить