Легкий танк Pz-I . История создания.
|
История создания
Согласно Версальскому соглашению Германии не было разрешено иметь собственной боевой техники, поэтому все свои разработки в этой области немцы тщательно скрывали под всякими двусмысленными названиями. Это коснулось и первого серийного боевого танка для сухопутной армии. Единственной лазейкой для создания подобных изделий были малые бронированные невооруженные учебные машины весом до 5 тонн. Идея создания полноценного танка, отвечающего данным требованиям, но вооруженного пулеметом и/или пушкой, исходила от Гейнца Гудериана, который носился с ней по всем инстанциям. В необходимости производства таких машин он сумел убедить инспектора автомобильных войск рейхсвера Освальда Лутца (Oswald Lutz), начальником штаба которого в то время являлся сам Гудериан. Официально Heerswaffenamt (Управление/Служба вооружений Сухопутной Армии) выдал требование на создание учебного танка массой до 5 тонн в 1931 году и для его создания был объявлен конкурс между ведущими фирмами Daimler-Benz AG, Rheinmetall-Borsig, MAN (Maschinenfab-rik Augsburg-Nurnberg) и Friedrich Krupp AG. Новый танк в документах обозначался как Landwirtschaftlicher Schlepper (LaS), то есть "сельскохозяйственный трактор".
После изучения решений, предложенных фирмами, была выбрана машина Круппа. Следует отметить, что победа концерна определялась отнюдь не наилучшими боевыми качествами будущей машины, а быстрым сроком возможного воплощения и малыми затратами при освоении серийного производства. Как показала практика, боевые возможности танка были практически равны нулю, но тем не менее фирма, имевшая большой опыт работы совместно со шведской фирмой Landsverk при изучении английского шасси Carden-Lloyd Mk VI, смогла создать самый дешевый проект легкого танка. Отметим, что создание этого танка было бы невозможно без помощи СССР, купившего в 1929 году два шасси Mk VI и ознакомившего с его конструкцией немецких конструкторов.
Легкая боевая машина, имевшая индекс LKA, была спроектирована инженерами Хогельлохом (Hogelloch) и Вёльфертом (Woelfert) и после немногих доработок принята за эталон при изготовлении предсерийной партии машин. Производство опытных образцов машины 1 А LaS Krupp было поручено фирме Henschel, которая летом 1933 года выпустила на испытания в Кумерсдорфе первые 5 прототипов танка. Испытания показали малую надежность конструкции танка, особенно в части трансмиссии и ходовой части. В результате были проведены доработки в ходовой части, направленные на упрочнение ее конструкции. Так, три опорных катка вместе с ленивцем были скреплены общей балкой, а также было добавлено три поддерживающих катка в ходовой части. Корпус и башня машины проектировались на фирме Daimler-Benz, которая впервые применила для них сварно-клепаную конструкцию. Следующая предсерийная партия из 15 машин собиралась уже на пяти заводах: Krupp-Gruson, Daimler-Benz, Henschel, Rheinmetall-Borsig и MAN. Целью такого расширения "сферы изготовления" была подготовка персонала и оборудования этих заводов для будущего массового производства танков и обретения опыта в создании новых боевых машин.
Первые серийные шасси были построены в декабре 1933 года на заводах Krupp-Gruson, следующая партия была выпущена в феврале 1934 года на фирме Henschel (первая машина покинула ворота фирмы 3 февраля). Первые три танка прошли официальную инспекцию 27 апреля 1934 года. Конец июля 1934 года ознаменовался тем, что фирма Henschel урвала "толстый" контракт на производство 150 танков, а также тем, что первые шасси 1 А LaS Krupp были переданы трем ротам Kraftlehrkommando Zossen (учебное моторизованное командование в Цоссене). В сентябре в Цоссен прибыли первые серийные танки, а месяц спустя Kraftlehrkommando было переименовано в 1 PzAbt (PanzerAbteilung - танковый отряд). Аналогичное подразделение в Ордруфе было переименовано в 2 PzAbt. Так создавались первые части Panzer-waffe. Летом 1935 г. машины обоих отрядов приняли участие в учениях близ Мюнстера.
В октябре 1935 года танками 1 А LaS Krupp были оснащены первые 3 панцердивизии. В 1938 году "трактору" было присвоено официальное обозначение PzKpfw (MG) I Ausfuhrung А (боевая машина (пулеметная) 1 модификация А). По единой системе нумерации специальных машин Вермахта (Kraftfarzeuge Nummersystem der Wermacht) танк PzKpfw I (PanzerKampfwagen - бронированная боевая машина) и его модификации имели обозначения от Sd.Kfz.101 до Sd.Kfz.120 (Sonder-Kraftfarzeug - специальная машина).
Всего было выпущено 477 танков PzKpfw 1A, 349 на заводах Henschel и 128 на заводах MAN. Машины имели серийные номера 10001-10477.
В 1934 году одна машина была продана в Венгрию. В сентябре 1936 года 50 (а по некоторым данным всего 32) танка Pz 1 А было отправлено в Испанию в составе легиона "Кондор". Несколько танков (предположительно около 10 машин) Panzer 1A были проданы в Китай, где даже приняли участие в боевых действиях против Японии. По крайней мере один из них был захвачен японской армией в 1941 году и подвергнут полным испытаниям.
Устройство танка
Поскольку машина создавалась прежде всего для обучения экипажей для будущих танковых войск, конструкция ее была предельно простой. Ходовая часть (одного борта) состояла из переднего ведущего колеса, четырех опорных катков и ленивца, соединенных единой внешней балкой. Эта балка крепилась к корпусу на болтах. Амортизация обеспечивалась двумя четверть-эллиптическими рессорами. Натяжение гусеницы обеспечивалось перемещением ленивца. В качестве силового агрегата был применен четырехцилиндровый оппозитный бензиновый двигатель воздушного охлаждения Krupp М305 с карбюратором Solex 40JEP мощностью 57 л.с при 2500 об/мин. Несколько машин были укомплектованы экспериментальным дизелем Krupp М601, но его мощность 60 л.с. при 2200 об/мин для танка была признана недостаточной. Запас топлива составлял 144 литра и располагался в двух баках в задних углах отделения управления. Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась с помощью двухдискового сухого сцепления. Коробка передач ZF Aphon FG35 имела одну заднюю и пять передних скоростей и располагалась в передней части машины. Водитель находился в левой передней части машины. Управление танком производилось с помощью сцепления, тормоза и двух рычагов. Каждый рычаг был оснащен двумя рукоятками: одна - для нормального управления и вторая со специальным плунжером - для приведения в действие стояночного тормоза. Приборная панель имела спартанский вид, что неудивительно. Присутствовали только самые необходимые приборы. На приборной доске имелись: датчик температуры масла, тахометр, проградуированный от 0 до 3000 об/мин с опасной зоной выше 2500 об/мин и спидометр со шкалой от 0 до 50 км/ч. Максимальные скорости, которые были рекомендованы экипажу: на первой передаче не более 5 км/ч, на второй - 11 км/ч, на третьей - 20 км/ч, на четвертой - 32 км/ч и на пятой - 42 км/ч. При скорости 35 км/ч машина имела запас хода по шоссе до 145 км. Охлаждением отделения управления "ведал" небольшой вентилятор. Выводной шланг этого вентилятора очень хорошо заметен на правой надгусеничной полке как Pz 1, так и всех машин на его базе созданных.
Второй член экипажа, командир/стрелок, располагался в башне. Поскольку этот, с позволения сказать, танк имел мизерные размеры, конструкторам пришлось пойти на некоторые ухищрения. Для обеспечения достаточного места для механика-водителя башня была несколько смещена к правому борту машины.
Вооружением танка стали два 7,92-мм пулемета Dreise MG13 с практической скорострельностью 680 выстр/мин, смонтированные во вращающейся башне. Боезапас состоял из 61 магазина по 25 патронов в каждом (всего 1525 патронов). Из них одна укладка с 8 магазинами складировалась в башне, а остальные 4 укладки (по 8, 20, 6 и 19 магазинов) -в корпусе. Пулеметы были расположены в одной маске, но могли вести стрельбу независимо друг от друга. Спусковой крючок левого пулемета был расположен на штурвале подъема оружия слева от командира, а правого - на штурвале поворота башни (на Pz 1B), справа от него. При этом стрелок вел огонь "по македонски". то есть правой рукой из правого пулемета, а левой из левого. Угол подъема оружия +18 град, склонения -12 град. Маска пулеметов могла фиксироваться в горизонтальном положении. Сиденье командира вращалось вместе с башней, чего нельзя сказать о полике боевого отделения. Общение членов экипажа между собой обеспечивала звуковая труба.
Как уже упоминалось, по боевым возможностям машина получилась очень неудачной. Круговое бронирование толщиной 13 мм спасало только от огня легкого стрелкового оружия. По испытаниям трофейного образца в Англии, башню и маску пулеметов очень часто заклинивало при стрельбе из последних (особенно при залповой стрельбе), а воздухозаборник как будто бы специально был создан для забрасывания его гранатами. Во время войны в Испании его закрыли дополнительным листом. К тому же машина показала отвратительную проходимость в условиях бездорожья.
Боевое применение
Рассказывая о боевом применении, не будем углубляться в дебри исторических изысканий. О многих кампаниях, предшествовавших Второй мировой войне, как и о ней самой уже написано предостаточно. Поэтому упомянем только события, имеющие непосредственное отношение к "бытию" Panzer 1.
Свое боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие Гитлером решения о помощи своему сотоварищу Франко привело к созданию известного легиона "Кондор", в который входили части ВВС и сухопутных войск. Танками командовал майор Вильгельм Риттер фон Тома (Wilhelm Ritter von Thoma). В Испании немецкие танки столкнулись с республиканскими Т-26. Сравнение было явно не в пользу "фрицев". Т-26 являлся сильным противником, и франкисты при первой же возможности старались включать трофейные машины в состав своих танковых частей. Беспомощность PzKpfw I перед Т-26 оказалась настолько очевидна, что после боя при Sesena было принято решение о переделке нескольких машин PzKpfw IA. Башня танка несколько увеличивалась по высоте и вместо двух пулеметов устанавливалась 20-мм пушка Breda model 35.
Второй "героический" подвиг Pz I совершили во время аншлюса Австрии в марте 1938 года, когда 2 PzDiv (2-я танковая дивизия) генерала Гудериана за двое суток совершила марш-бросок в 420 км. При этом до 30% танков вышли из строя из-за недостаточной надежности и были оставлены на обочинах дорог. После этого "похода" Гудериан остро поставил вопрос в своем Инспекторате об улучшении системы эвакуации и ремонта танков. При оккупации Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года ситуация значительно улучшилась. К своим оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II "добирались" на обычных грузовиках, чтобы хоть как-то сохранить мизерный ресурс гусениц.
В сентябре 1939 года пришла очередь Польши. К этому времени самая мощная из танковых дивизий Вермахта - 1 PzDiv имела в своем составе 68 Pz I, остальные дивизии имели 136 Panzer I, такое соотношение достигалось за счет того, что в этих дивизиях было намного меньше современных танков типа PzKpfw III и PzKpfw IV. В боях приняли участие все типы танков Вермахта, включая и те, что были захвачены в Чехословакии. При этом потери оказались достаточно значительными. Механические повреждения танков при передвижении. особенно Pz I и Pz II. достигли 25% и остались на этом уровне всю польскую кампанию. Но страшнее всего были повреждения боевые. Поляки сражались за свою страну ожесточенно. стараясь использовать те немногие противотанковые средства, которые были у них на вооружении. Кроме противотанковых пушек и ружей использовалась даже полевая артиллерия, стрелявшая прямой наводкой. Результаты оказались ошеломляющими. 4 PzDiv. пытаясь пробиться к центру Варшавы, потеряла за один день 60 танков. Всего же за эту компанию Рапzerwaffe потеряла 218 танков, т.е. около 10% от участвовавших в боевых действиях. Из них, как и следовало ожидать, больше всего досталось PzKpfw I: всего было уничтожено 89 машин. Известна фотография Panzer I, разрушенного прямым попаданием польской 76,2-мм пушки (русская "трехдюймовка" обр. 1902 г.). Корпус машины спереди проломлен, как будто он сделан не из броневой стали, а из тонкого полистирола.
В Дании и Норвегии Pz I были, но ничем особенным не отличились.
К 10 мая 1940 года, когда началось долгожданное наступление на Францию, Бельгию и Голландию, Вермахт имел в своем распоряжении 523 танка PzKpfw I и 93 PzBfWg I. В нападении на Голландию и Бельгию участвовали 3, 4 и 9 PzDiv, которые все вместе имели в своем составе примерно 380 танков типа Pz I. Все эти дивизии входили в армейскую группу В фон Бока (von Bock). Во Франции к ним подключалась армейская группа А под командованием Гота (Hoth) в составе XV, XLI и XIX танковых корпусов. XV Panzer-Korps состоял из 5 и 7 PzDiv. 5-я дивизия имела около 140 танков Pz I, в то время как 7-я - всего только 10 таких машин. XLI Panzer-Korps Райнхардта (Rheinhardt) включал в себя 6 и 8 PzDiv, всего около 20 PzKpfw I. Самым мощным в этой группе был XIX корпус Гудериана: 1, 2 и 10 PzDiv. Эти дивизии имели примерно по 30 танков типа Pz I, каждая. По окончании этой кампании французская армия, одна из самых мощных армий в Европе, была уничтожена. При этом за шесть недель боев немцы потеряли 150000 человек. Однако боевые и небоевые потери в Panzerwaffe были таковы, что суммарная мощь танковых войск снизилась почти на 50%.
Стоит также упомянуть, что некоторое количество Pz I в составе Deutsche Afrika Korps попали в Северную Африку, но жизнь их там была совсем недолгой. Единственным выдающимся событием было то, что один PzKpfw I А из состава 5 PzAbt 5 LhDiv был переделан в огнеметный танк. Вместо одного из пулеметов MG 13 в башне был установлен стандартный пехотный ранцевый огнемет Flammen-werfer 40. Огнемет мог произвести 8-10 односекундных выстрелов на дальности до 50 м. Эта машина в мае 1941 года повоевала под Тобруком.
Производство средних танков в Германии все увеличивалось, и к началу нападения на Советский Союз, Вермахт обладал 3332 танками. Из них 410 составляли Panzerkampfwagen I. К своему сожалению, "фрицы" поздно поняли, куда они вляпались. Продвижение бронегрупп вглубь советской территории, кроме ожесточенного сопротивления Красной Армии осложнялось многими факторами. В России, как известно, "нет дорог, есть только направления". Пока стояло лето, все было более менее нормально. Но "наступила осень, отцвела капуста" и... бескрайние просторы нашей страны благодаря осенним дождям превратились в бесконечное море грязи. Двигаться в этом море могли только танки, да и то с большим трудом. В итоге многие PzKpfw I и PzKpfw II превратились в те самые "сельскохозяйственные тракторы", буксирующие по грязи "составы" из 3-4 грузовиков, садившихся в грязь по самые мосты. Потом подморозило и наступление вновь обрело прежние темпы, но как оказалось, ненадолго. 8 декабря 1941 года продвижение вперед частей вермахта прекратилось, поскольку они оказались полностью "утонувшими" в русских снегах.
В первый год войны Красная Армия потеряла около 17000 танков и более миллиона человек. Германия же понесла на первый взгляд меньшие потери: около 2700 боевых машин Panzerwaffe и 743000 человек. Однако это были 25% личного состава войск, вторгшихся в СССР, и около 81% (!!!) всех танков вермахта. При этом Panzer I были уничтожены почти полностью. А в 1942 году вышел приказ о снятии с вооружения машины типа PzKpfw I.
Операция "Barbarossa" стала прощальной песней легких танков вермахта. Командование одной из Панцер-групп пришло к выводу, что на Восточном фронте ни один танк, имеющий менее чем 75-мм основное орудие, не сможет выжить.
В настоящее время танки Panzer I и машины на их базе можно увидеть в нескольких музеях мира. PzKpfw I А находятся в Pansarmuseet в Аксвалле в Швеции, в Panzermuseum в Мюнстере в Германии, в El Goloso Barracks в Мадриде, в Military Museum в Осло, в War Museum в Оттаве. PzKpfw I В находятся в El Goloso Baracks в Мадриде, в San Clemente de Sasebas Recruit Centre в Героне (Испания), в Ordnance Museum на Абердинском полигоне (США) с нестандартным МТО. В России в Музее БТТ при НИИ-38 (Кубинка) стоит редчайший PzKpfw I В, ранее приспособленный для форсирования водных преград вплавь. KIPzBfWg (3KIB) находится в Bovington Tank Museum в Уорхэме (Великобритания), Один PzKpfw I F находится в военном музее Белграда и еще один стоит в Кубинке. 4.7 cm Pak (t) Sfl I В, некоторое время обитавший в Абердине, теперь в восстановленном состоянии находится в Кобленце (Германия).
мотороллер с пулемётом
ОтветитьУдалитьТаки им нельзя было пушки типа ставить, сомневалися в них, тевтонах этаких.
ОтветитьУдалитьтак он пушку и не потянул бы
ОтветитьУдалитьФчера пасмарел фильму про авиацию предвоенную,-и там советы рука об руку с германцами ковали оружье войн!
ОтветитьУдалитьРужье выдать, противотанковоё!
ОтветитьУдалитьясен перец! Без СССР ни о каком хитлере никто бы и не услышал никогда
ОтветитьУдалитья незнай чо делать! у окьяноф цунами, в горах вечные сепаратисты-террористы, здеся опять очаг напряженности распухает!
ОтветитьУдалитьгде это здесь?
ОтветитьУдалитьв европе-ясно ж!
ОтветитьУдалитьПосле 36-го года Гитлеру было пофиг, доверяют им или нет. Танки ТI и TII реально какашки, с БТ-5,7 и Т-26 рядом не валялись. И вообще, к 1939 г. устарели не то, чтобы легкие танки, а сама доктрина их использования как замена кавалерии при атаках пехоты. Война была уже другая.
ОтветитьУдалитьabcurd авиапушку он тянул - в статье написано, что в Испании его переделывали под 20мм пушку. Я об этом, к моему стыду, не знал.
ОтветитьУдалить20 мм уж больно несерьёзный калибр
ОтветитьУдалитьДробовик с разрывной пулей! Но технологию отработали, педанты
ОтветитьУдалитьне в технологии в общем то и дело, а в выучке и строжайшей дисциплине
ОтветитьУдалитьДа, несерьезный, но на бесптичье и попа соловей. К тому же, мощность её в какой то мере нивелировалась скорострельностью. Что, повторюсь, не уравняло ТI с нашими танками. А дело не в дисциплине и выучке(или не только в них), а в тактике танковых клиньев. Ударили в нескольких узких местах-прорвали-окружили-уничтожили. Кстати, тактику блицкрига разработали два английских генерала, фамилии не помню. Но их не поддержало замшелое кавалеристское командование. А вот немцы фишку просекли и вынесли всю Европу. Роман, про дробовик не понял, объясни тупому:)
ОтветитьУдалитьСлшате товарисч, я тока за диалог, но почему то Вас в спам кидает, я устал доставать от туда. могет зарегаешься. у меня есчо танки будут, и катера. и фаус.
ОтветитьУдалитьА как регаться? Я не знаю, что такое URL
ОтветитьУдалитьПро клинья немы 1000 лет знали:)) это их излюбленный строй
ОтветитьУдалитьhttp://www.youtube.com/watch?v=1hsDn2kNriI&feature=player_embedded а еще на главную тисну! про войны.
ОтветитьУдалитьРом поправь, а то у меня глюкануло глюкало!!!
ОтветитьУдалитьURL это скорее всего ясчик
ОтветитьУдалитьнадо создать аккаунт гугла
ОтветитьУдалитьНу ты объяснил, там в верху на синей полосе в углу "войти", а ддалее по порядку.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьТеперь надо счелкнуть между страеницами и архивом блога Постоянные читатели. и там счелкнуть. Если аккаунт гугл то счелкн гугл и далее по инстр.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьО вижу в читателях!! ну ка напишите что нибудь?
ОтветитьУдалитьНе опеть в спаму занесло. , крче давайте ясчик какой левый и просто приглашение пришлю как у всех тут? просто на govorite0@mail.ru кинте пару, хоть цыфр.
ОтветитьУдалитьблин, Ром канкретно чёт в настройках накосячил! раньше фходил и под анонимом и под имя-урл и ништяк, а щяс чё случилось?
ОтветитьУдалитьХр зна. Я тут с хрома пробовал на блог зайти не пускает вааще . Хорошо в ОПЕРЕ так сохраненяется.
ОтветитьУдалитьну как?
ОтветитьУдалитьво!
ОтветитьУдалитьА можно весь оффтоп вообще убрать, а не "Это сообщение было удалено автором"?
ОтветитьУдалитьво! заработало!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте господа юнкера!
ОтветитьУдалитьabcurd я отписался по Т-III
ОтветитьУдалить