суббота, 25 июня 2011 г.

Танки : Начиналось как то так

Первые проекты танков. А фотки перепутались. разбирайтесь сами.


проект Хетерингтона. В январе 1915 года майор RNAS Хетерингтон представил проект "сухопутного крейсера". "Крейсер" представлял собой гигантскую трехколёсную машину длиной 30 м, шириной 24 м и высотой 14 м. Диаметр колёс предполагался 12 м. В каждой из трёх башен, защищённых 75-мм бронёй, должны были быть установлены но две четырехдюймовые пушки. Автор предлагал установить на "крейсере" двигатель дизеля в 800 л. с. и электрическую передачу. При весе 300 т машина должна была развивать скорость до 13 км/час, преодолевать стенки высотой до 6 м и реки глубиной до 4,5 м; на ней можно было бы форсировать Рейн.
1
При проверке оказалось, что действительный вес машины должен был бы составлять не 300 т, а около 1000, а скорость не более 3 км/час. Главная же причина, почему проект был отвергнут, заключалась в большой уязвимости "крейсера" от огня тяжёлой артиллерии.
2
Проект Суэтера-Диплока. В феврале 1915 года Суэтер демонстрировал морскому министру гусеничную тележку фирмы Диплок, запряженную лошадью. Это вызвало интерес, и Суэтер предложил главе фирмы Диплоку составить проект гусеничного сухопутного корабля. Этот проект 4 марта 1915 года был представлен созданному к тому времени "Комитету сухопутных кораблей".
Машина весом 25 т должна была иметь длину 11 м, ширину около 4 м и высоту около 3 м, защищена лёгкой противопульной броней и вооружена одной пушкой во вращающейся башне. Так как фирма Диплок могла изготовлять только короткие гусеницы, машина устанавливалась на двух парах гусениц. каждая пара приводилась в движение от отдельного двигателя мощностью 46 л. с. Носовая и кормовая части корпуса. могли поворачиваться друг относительно друга. Этим осуществлялся поворот машины.
3
Комитет сухопутных кораблей приступил к изготовлению первого образца новой машины. Однако работа осложнялась рядом технических трудностей, связанных в значительной мере с гусеничным движителем. Работу пришлось прекратить.
Вслед за этим за основу решили принять американский трёхгусеничный трактор Киллен-Стрейт. Этот трактор, снабжённый специальным приспособлением для резки проволоки, демонстрировался в июне 1915 года перед руководителями правительства и произвёл хорошее впечатление. После этого на шасси трактора установили броневой корпус бронеавтомобиля Остин. Эта машина, испытанная в июле 1915 года, была одним из интереснейших образцов ближайших предшественников современного танка. Однако в таком виде она, конечно, не могла пойти в производство.
4

В конце июля 1915 года был сдан заказ на постройку сухопутного корабля на базе американского трактора Буллок.
Эта машина (рис. 32), явившаяся по существу первым опытным образцом английского танка, была испытана в сентябре 1915 года. Она весила 18 т и имела двигатель мощностью 105 л. с. Вследствие малой ширины преодолеваемого рва (1,2 м) и низкого качества гусениц машина была забракована.
5

"Большой Вилли". Одновременно работу по созданию танка вёл инженер Триттон совместно с представителем Комитета сухопутных кораблей лейтенантом Вильсоном. Осенью 1915 года они построили опытный образец танка. Недостатком его, как и всех предыдущих образцов, была малая ширина преодолеваемого рва. Эту задачу нельзя было решить, используя обычную тракторную гусеницу. Но к лету 1915 года было предложено придавать гусенице ромбовидную форму. Этим изобретением Мэкфи и Несфильда воспользовались Триттон и Вильсон. Они приняли также размещение вооружения в боковых полубашнях (спонсонах), предложенное Дейнкуртом, одним из работников Комитета, создававшим первые опытные образцы танков. В январе 1916 года появилась новая машина "Большой Вилли", названная так в честь лейтенанта Вильсона (рис. 33). Эта машина и стала прототипом первого боевого английского танка "Марка I".
6

Таким образом изобретение танка не было результатом работы одного человека, а явилось плодом деятельности ряда людей, часто даже не связанных между собой.
7
2 февраля 1916 года в Хатфильдском парке, недалеко от Лондона, были произведены испытания "Большого Вилли". Дейнкурт, которому было поручено руководство постройкой первого опытного образца, писал: "Работа пионеров всегда требует много времени - не было ни одной проволочки, которую можно было бы избежать... Мне было трудно осуществить свой план, так как на пути его осуществления встречалось множество подводных камней противодействия и предательских мелей равнодушия, так часто создаваемых теми, кто становится поперёк большой дороги прогресса".
8
Строительство первого танка держалось в большом секрете. Все, кто соприкасался с новым военным изобретением, были обязаны хранить глубокую тайну. Но уже в начальный период постройки "Большого Вилли" потребовалось как-то назвать машину. По виду она походила на большую цистерну или бак. Ее хотели назвать "водовоз", но это могло вызвать улыбку. Свинтон, ставший к тому времени секретарём комитета имперской обороны и внимательно следивший за опытными работами, предложил несколько названий: "резервуар", "цистерна", "чан" (по-английски tank).
Остановились на последнем. Это было короткое слово, и оно соответствовало форме машины. С тех пор боевые машины во всём мире стали называть танками.
Первый танк марки I. Как же был устроен и как работал первый танк?
9
Танк представлял собой бронированную коробку ромбовидной формы с обведенной по ее корпусу стальной гусеницей. Толщина бортовой брони составляла 5-10 мм (ниже в подписях под рисунками даётся, как правило, толщина бортовой брони). Броня защищала от винтовочных пуль (небронебойных), шрапнели, лёгких осколков снарядов. Вооружение располагалось в спонсонах - бортовых полубашнях.
Танки были двух типов: "самец" - пушечный и "самка" - пулемётный. Конструкторы танка рассчитывали, что "самец" будет действовать главным образом против пулемётных гнезд, "самка" - против живой силы противника. Таким образом было внесено некоторое разделение боевого назначения между обеими машинами. Заметим, что к этой мысли вернулись во вторую мировую войну, когда на базе танков была создана самоходная артиллерия.

Для управления танком служили сложные механизмы, требовавшие от водителя как искусства, так и больших физических усилий. На танке было три коробки передач (коробки скоростей). Одна из них - главная - стояла возле водителя, а две другие - сзади, по бортам машины. Бортовые коробки служили как для изменения скорости движения танка, так и для его поворота; главная - только для изменения скорости. На танке были поставлены также два тормоза, которыми можно было притормаживать гусеницы; и специальное хвостовое устройство в виде двух колёс, установленных на тележке и прижимаемых к земле сильными пружинами. Колёса могли поворачиваться, как руль лодки, и служили для плавного поворота танка с радиусом 50 м и больше. Наконец, на машине имелся дифференциал, такой же, как на обычном автомобиле. На его полуосях и были установлены, бортовые коробки передач.
Управление танком производилось следующим образом.
При движении по прямой дороге надо было включать ту или иную передачу в коробках. Первые две передачи включались в коробке, которой мог управлять непосредственно сам водитель, третья и четвертая - в бортовых коробках, которыми управляли его помощники. Если надо было перейти на третью или четвертую передачу, водитель с места пальцами показывал своим помощникам, какую передачу надо включить. Шум в машине мешал подавать команду голосом.
Сложнее обстояло дело с поворотом. При поворотах с большим радиусом надо было при помощи троса, накрученного на барабан, поворачивать тележку с хвостовыми колёсами. Это требовало огромных усилий. Для крутых поворотов требовалось переключать передачи в бортовых коробках, устанавливая на одном борту одну скорость, на другом другую; гусеницы начинали вращаться с разными скоростями, и танк поворачивался.
Вследствие применения дифференциала при движении, в особенности по грязной скользкой дороге, машину постоянно уводило в сторону и её приходилось выравнивать. Это лежало на обязанности командира танка, который при помощи педалей воздействовал на тормоза полуосей дифференциала и притормаживал соответствующую гусеницу.
Таким образом в управлении машиной участвовали четыре человека: водитель, два его помощника и командир танка. Управление требовало больших усилий, постоянного внимания и сильно утомляло экипаж. Грохот мотора мешал экипажу согласовывать свои действия, а отработавшие газы от двигателя и пороховой дым отравляли команду и вызывали частые обмороки даже у крепких людей, работавших в танках.
Наблюдение из танка было неудовлетворительным. Экипаж мог вести наблюдение только через незащищённые щели, в которые при обстреле летели брызги расплавленного свинца. До 80% ранений у танкистов того времени составляли глазные ранения.
Внешняя связь почти отсутствовала; единственным средством связи были полузадохшиеся и оглушённые почтовые голуби.
Скорость танка была чрезвычайно низкой. На очень хороших дорогах она едва достигала 6 км/час, а на местности, вне дорог, где и приходилось главным образом действовать танку - снижалась до 1-3 км/час, т. е. была меньше скорости пешехода.
Как видим, танк марки I был далёк от совершенства. Но большего едва ли можно было требовать от первой машины.

Во Франции

Примерно тогда же, когда Свинтон обратился в военное министерство со своим предложением, полковник Этьен, начальник артиллерии 6-й дивизии французской армии, написал главнокомандующему о том, что он считает целесообразным применить на фронте "бронированные повозки, обеспечивающие продвижение пехоты". Через год он повторил свое предложение: "Я считаю возможным, - писал он, - создание орудий с механической тягой, позволяющих перевозить через все препятствия и под огнём со скоростью, превосходящей 6 км в час, пехоту с оружием, амуницией и пушкой".
К письму Этьен приложил свой проект. Он хотел построить "сухопутный броненосец" весом 12 т на гусеничных цепях, вооруженный пулемётами и пушкой. Характерно, что даже название машины у англичан и французов было одинаковое. "Броненосец должен иметь скорость до 9 км/час, преодолевать окопы до 2 м шириной и разрушать неприятельские блиндажи.. Кроме того, машина сможет буксировать на подъемы до 20° семитонную бронированную повозку, в которую можно посадить команду из 20 человек с вооружением и амуницией".
У Этьена, так же как и у Свинтона, мысль о создании гусеничного танка возникла в результате наблюдения за работой трактора Холт.
Первые танки во Франции стала строить фирма Шнейдер. Вскоре затем заказ был передан "Обществу железоделательных и сталелитейных заводов", мастерские которого находились в Сен-Шамоне. Поэтому первые два французских танка получили название Шнейдер и Сен-Шамон.

Танк Сен-Шамон был значительно тяжелее Шнейдера, но имел более высокую скорость. Это объяснялось большей мощностью его двигателя; мощность двигателя на танке Шнейдер равнялась 60 л. с., а на танке Сен-Шамон 90 л. с.
В танке Сен-Шамон впервые была установлена электрическая передача.
Мы уже отмечали, что в английских танках имелись три коробки передач и дифференциал. Здесь все эти механизмы были заменены электрическими машинами. С валом двигателя соединялся якорь динамомашины, которая вырабатывала ток и посылала его в два электромотора, соединённые с гусеницами. Вращаясь, валы электромоторов приводили во вращение гусеницы и заставляли танк двигаться.
Если требовалось поворачивать машину, ток направляли в один электромотор, а другую гусеницу притормаживали. Машина поворачивалась в сторону заторможенной гусеницы.
Благодаря такому устройству, танком мог управлять один человек, а не четыре, как на английских машинах, и это не требовало от него больших усилий.
По своей внешней форме французские танки Шнейдер и Сен-Шамон значительно отличались от своих английских собратьев. Гусеницы их шли не поверх корпуса, а сбоку. Это являлось одновременно их преимуществом и недостатком Скрытая корпусом гусеница меньше подвергалась поражению. С другой стороны, при верхнем расположении гусениц, как у английских танков, танки легче преодолевали препятствия - отвесные стенки, окопы.
На французских танках были применены рессоры. Корпус танка подвешивался на спиральных пружинах. При таком устройстве смягчались удары при движении машины по местности, танк мог иметь более высокую скорость, а экипажу обеспечивались более удобные .условия работы.
15 сентября 1916 года, когда английские танки шли в бой на Сомме, французские танки проходили испытания на полигоне. Лишь через семь месяцев, 15 апреля 1917 года, французские танки были применены под Шмэн-де-Дам.

В России

В самом начале войны, в августе 1914 года, мастер машиностроительного завода в Риге Пороховщиков предложил главнокомандующему русской армией оригинальный проект боевой гусеничной машины. Это было то, что мы теперь называем танком (рис. 38). В июне 1915 года Пороховщиков уже испытывал свою машину. При испытании её скорость достигала 25 км/час. Такой скоростью не обладали ни английские, ни французские первые танки. Позже Пороховщиков усовершенствовал свою машину, сделав ее колёсно-гусеничной: она могла двигаться по дорогам на колёсах и по местности на гусеницах. Это опережало танкостроение того времени на несколько лет. Пороховщиков сделал корпус танка водонепроницаемым, вследствие чего он мог легко преодолевать водные преграды.

В танке Пороховщикова для поворота впервые были применены бортовые фрикционы - механизмы, которые в дальнейшем стали устанавливать на большинстве танков; на некоторых машинах они сохранились и до сих пор. Танк Пороховщикова можно считать не только первым русским танком, но и первым танком вообще, так как идея его возникла и была осуществлена раньше, чем в других странах. Кроме того, Пороховщиков во многом предвосхитил развитие танков в будущем. И если мы начали историю танка с английской машины, а не с танка Пороховщикова, то только потому, что его танк не получил применения в русской армии. Промышленность царской России не могла освоить такую сложную машину, как танк. Пороховщикова постигла та же участь, что и многих других талантливых изобретателей-самородков в царской России. Его танк был забыт, и о нём вспомнили лишь много лет спустя, когда танки уже широко применялись во всех армиях.
Другая попытка создания танка в России была сделана в 1915 году начальником опытной лаборатории военного министерства капитаном Н. Н. Лебеденко. Его идея была аналогична идее Хетерингтона, Он предложил проект колёсного танка. Как и у Хетерингтона, машина Лебеденко должна была иметь два больших передних колеса диаметром 9 м и заднее колесо в виде катка для поворота машины (рис. 39). На мысль о создании высококолёсной машины Лебеденко навели арбы, которые он видел на Кавказе.
Колёса приводились во вращение от двух двигателей мощностью по 240 л. с.; двигатели были сняты с подбитых немецких дирижаблей. Привод на колёса осуществлялся через два обрезиненных катка, связанных с двигателями. Эти катки прижимались к ободам больших колёс с внутренней стороны. Вращаясь, они должны были приводить во вращение большие колёса и заставлять танк двигаться.
Со своей идеей Лебеденко ознакомил работавшего у него в качестве конструктора Микулина, ныне известного конструктора советских авиационных моторов. Микулин одобрил идею Лебеденко и со своей стороны подсказал ему, как осуществить привод на ведущие колёса, так как это представляло известную трудность.
Была сделана деревянная модель, и Лебеденко представил свое изобретение царю. В кабинете царя на полу маленькая модель легко преодолевала "препятствия", взбираясь на толстые тома "Свода законов Российской империи".
Изобретение было одобрено. Лебеденко создал акционерное общество и приступил к постройке танка.
Интересно отметить, что в расчётах "танка", в частности в расчёте колёс на прочность, принимал участие знаменитый русский ученый Н. Е. Жуковский.
В 80 км от Москвы, близ города Дмитрова, в густом лесу была расчищена поляна. участок был оцеплен колючей проволокой и охранялся казаками. В конце июля 1915 года под руководством Микулина началась сборка новой "чудовищной" машины. В августе приступили к её испытанию. Микулин сел за рычаги. Колёса сделали один оборот, и .машина, свалив по пути берёзу, возле которой она стояла, глубоко застряла в грунте. Все дальнейшие попытки заставить танк двигаться ни к чему не привели. Военное ведомство вскоре перестало отпускать средства на это изобретение, и "танк", всеми забытый, остался стоять в лесу.
В 1923 году машина была сдана на слом.


ФОТО ПЕРЕПУТАЛИСЬ ЧТО ГДЕ РЕШАЙТЕ САМИ:

дополнение:






31 комментарий:

  1. Рисунки: 1.Судя по аббревиатуре, нечто английское. 2.Вроде, немецкий. 3-5.Тут понятно. 6.Шнайдер. 7.Сен-Шамон. Чтобы идентифицировать, пришлось в энциклопедию залезть. 8. Танк Пороховщикова. 9.Танк Лебеденко. Фото: 1.Типа, наш, на самом деле Рено. 2-3.Понятно... Кстати, их и ккрасные и белые юзали, у наших он "Рикардо" назывался. 4.Лебеденко. 5.Немец с рис.2 6.Шнайдер 7.Мк

    ОтветитьУдалить
  2. О сп. осталось мне неполеница и подписи наставить. Да Карамультук(не давай пседоним какой попросче), я тут, правда со слов Мих Веллера, но все же, такую стату слыхал, что, с его слов, на курской дуге американских танков было чуть не 50% у нас, он вроде хоть и горячий чел, но несовсем брехун. Есть кака инфа?

    ОтветитьУдалить
  3. блин померли фсе, спросить неуково, баба Рая скончалась недавно, а дугу прошла в санбате!

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Ну псе надо про т34 вешать, что то. Теперь фотку на аватар легко подобрать!!

    ОтветитьУдалить
  6. Специально твоим вопросом не задавался, поэтому пришлось полазить. Скорее всего, заврался Веллер. Включаем логику и сдабриваем цифрами. В КБ участвовало порядка 3,5 тыс наших танков. Выпущено танков Т-34 по годам - 1941г-2996, 1942г-12527,1943г-15821. То есть, более 30.000. Даже если учесть потери за 2 года и раскидать оставшиеся по фронтам, все равно 3.5 тыс. набирается легко. К тому же, были еще легкие танки и чуть чуть КВ. Да и выставлять 1.700 америкосов не было смысла. Стюарты и Гранты были мясом, а боле мене толковых Шерманов к тому времени было поставлено всего порядка 500 единиц.

    ОтветитьУдалить
  7. Да нет он был убедителен. Могет и вранул про 50% но все же . Тут где то был плакат 9майный прошлый год штоле. все гадали что за танки. А там эти американские. И автор тоже с со статом, были и точка.

    ОтветитьУдалить
  8. Ром, еще раз на мою выкладку глянь и сам для себя реши, был ли смысл заменять Т-34, которые таки были в наличии Грантами и ЛЕГКИМИ Стюартами?

    ОтветитьУдалить
  9. Глянь статью барятинского повесил, не вся правда

    ОтветитьУдалить
  10. 34, был смысл- потемкинские деревни-макеты! психическая атака!

    ОтветитьУдалить
  11. "а боле мене толковых Шерманов к тому времени было поставлено всего порядка 500 единиц" - минус невозвратные потери, минус распыление по фронтам(хотя, могли и сконцентрировать), минус ремонт, минус учебка.

    ОтветитьУдалить
  12. "потемкинские деревни-макеты!" хм, против таких доводов у меня аргументов нет... Я даже растерялся как то...

    ОтветитьУдалить
  13. Роман я что то не нашел инфу про Веллера, дай ссылочку.

    ОтветитьУдалить
  14. Дело было так. Летом в деревне папа слушает какоето радио, что то там Россия. там Миша кажин выходной где то в 2-ва часа , отвечает на ВСЕ вопросы! как всегда конгениально! под самоделку и гогурец впечатляет неимоверно.(как раз обед) Вот он это и выдал. У папы ист фак, я просто лубитель, я чут не похлебнулся стаканом, по спине стучали. Вот теперь этот вопрос меня и мутит.

    ОтветитьУдалить
  15. так ты под огурец мабуть чё попутал?

    ОтветитьУдалить
  16. Роман Понятно. А папа что сказал? И мои доводы не смогли пошатнуть как бы гениальности дяди Миши?

    ОтветитьУдалить
  17. Да мне вот жалко будет если он соврамши! но если хотя бы 30- проц. от названной им цифры, а он кстати на брехне пока не пойман и то существенная цифирь! да и просто интересно. Все вон наши на тебе (хи-хи) да на КВ с ИСом, а ведь была же лендлизовская техника, а кроме студебеккера, да этих как оне военные транспортные леты то?? все молчок. а наверно и воевали и награждались и все молчок! чудеса дрессировки??

    ОтветитьУдалить
  18. Попробую тебя успокоить) В КБ точно участвовало 18 "тяжелых" танков "Черчилль". И пофиг, что герцог Мальборо сказал, что в них косяков больше, чем в нем самом. На Южном фронте рулили "Аэрокобры", на Северном - "Хурики". А еще нам туеву хучу люминия прислали, что было даже важнее тех же хуриков. А вот "Дугласы" у нас по лицензии собирали, вроде.

    ОтветитьУдалить
  19. На "Кобрах" воевал некий А.И. Покрышкин, а также братья Глинка, Гучек, Сафонов(или Сафронов, не помню), Бабак, Дольников - все ГСС.

    ОтветитьУдалить
  20. Миша Веллер, легенды невского проспекта и прочее. Я тут кстати зимой чёл его книгу "Гражданская война" с соавтором правда какимто, вот они все факты которые мы и так знали отдельно, ну кто более, кто менее, я врать не буду кое что и новое узнал. нахреначили все подряд и получилась довольно цельная картинка. Пересказывать не буду. зажелаете прочтете, тут в инете е.

    ОтветитьУдалить
  21. а откуда он из косии или с обетованной такой правдивый?

    ОтветитьУдалить
  22. Ал ты мени поразил. это ж веллер, да ацкий тебе съест. Он немного в твоем смысле сомнительный, но это как раз тот случай коргда это поверь неважно.

    ОтветитьУдалить
  23. плин я ж предупреждал- я тёмный ящик не смотрю, тяготею к ХД, поэт заранее звиняюсь за отсуйствие опщечеловеческиф знаний!

    ОтветитьУдалить
  24. Так он и тут живет вот набери Михаил Веллер, не я сама.

    ОтветитьУдалить