вторник, 30 августа 2011 г.

Душегубка Адлер - Красноярск


Россияне возвращаются из отпусков. Большинство – поездами. Старые и обшарпанные, душные летом и холодные зимой, они превращают поездку в испытание на прочность. Им давно уже место на вагонных кладбищах, но богатейшее министерство, высотки которого заслоняют полнеба на площади трех вокзалов, в этих нечеловеческих условиях, за немалую плату продолжает перевозить россиян. А куда мы денемся - выбора у нас нет.
Недавно в поезде, следовавшем из Адлера в Красноярск, произошла чудовищная история: 16-летний подросток умер от страшной духоты.

Поездку на черноморское побережье Артём Глазов с нетерпением ждал после окончания экзаменов в школе. Семья согласилась отпустить его на отдых в компании одноклассника и его родителей. Близкие не предполагали, что путешествие в южный регион обернётся для них трагедией.

Возвращаясь обратно, компания вошла на станции Лазаревская в поезд № 128. Температура на улице в тот день была около плюс 40. Женщины и дети, находившиеся в вагоне, изнывали от духоты. 


Утром у Артёма закружилась голова, он потерял сознание и упал на пол.

- Несколько пассажиров пытались помочь ему, делали искусственное дыхание и массаж сердца. Попытки оказались безуспешны, его оставили лежать на полу, накрыли простынёй, - свидетельствует самарчанка София Ислеева, ехавшая в одном вагоне с Артёмом. - Кто-то плакал, кто-то молился, но большинство пассажиров спали. Мы пребывали в ступоре. Выяснилось, что проводники не имеют понятия об оказании первой помощи. В вагоне не было аптечки даже с валидолом и нашатырным спиртом. Не имелось связи с машинистом или начальником поезда, за которым нужно бежать через весь состав – двадцать вагонов! Почему-то мне казалось, что в поезде должен находиться врач или хотя бы фельдшер, но откуда у меня возникла эта иллюзия – может из кино? За окнами проплывали поля, до ближайшей станции не близко. Дети проснулись и хотели есть, мамаши стали кормить их растворимыми кашами и лапшой. Мёртвое тело загораживало проход, и многие пассажиры ходили в соседний вагон, наливали там кипяток, заваривали лапшу и ели. Мальчик девяти лет удивленно сказал: «Первый раз вижу умершего в поезде».

Через некоторое время состав остановился на станции Гнилоаксайская. Подъехала машина скорой помощи, вошедший в вагон врач констатировал смерть подростка. Тело не стали забирать из вагона: на станции отсутствовали эксперты-криминалисты, которые обязаны осмотреть место происшествия.

Труп Артёма лежал на полу вагона ещё пять часов, пока поезд не прибыл на станцию Волгоград–1.

- Жара усилилась, люди высыпали из вагона, в котором тоже было пекло, и терпеливо ждали, когда вынесут тело. Но что-то не складывалось, мужики с кожаными папками то входили, то выходили из вагона, а парня так и не выносили, – продолжает рассказ о страшном случае София Ислеева. - Потом проводник объявил, что пассажиры нашего вагона должны временно влезть в соседние вагоны, так как нужно вынести тело и продезинфицировать вагон. В это время поезд тронулся, родители стали истерично вталкивать своих детей в открытые высокие двери с низкого перрона. Началась давка, дети кричали… Проехав метров десять – пятнадцать, поезд остановился. Все решили залезть, куда сказали. Толпа забилась в тамбур, а парень, у которого был доступ к окну, рассказывал, что носилки в проход не вошли, тело выносят за руки и за ноги. Я плакала… Проводники протёрли пол грязной водой с хлоркой… Поезд поехал дальше.

Отец одноклассника Артёма остался с телом подростка на станции Волгоград -1.



«Смерть любого человека - неприятное событие»


Судмедэкспреты установили, что причиной смерти школьника стал тепловой удар, от которого остановилось сердце.

Поезд, в котором произошла эта ужасная история, принадлежит ОАО «Федеральная пассажирская компания» (дочерняя компания ОАО «РЖД»). Корреспондент «СП» решил узнать, что думают о трагедии в ОАО «РЖД», намерены ли принести соболезнования семье погибшего от невыносимой духоты подростка, оказать ей помощь. Не надеялся, что представители компании признают свою вину в гибели школьника, но и представить было невозможно, что ответ будет настолько циничным.

- К РЖД никто по этому поводу претензии не предъявлял, - ответил начальник управления «Пресс-служба» департамента корпоративных коммуникаций Дмитрий Перцев.

«СП»: - Стало быть, умер и ладно…

- Ну, конечно, смерть любого человека - неприятное событие…

«СП»: - Почему во время жаркой погоды в поездах душно?

- Вы неправильно ставите вопрос. Что значит, душно?

«СП»: - В плацкартных вагонах имеются кондиционеры?

- Не имеются. Там есть система вентиляции, встроенная при строительстве вагонов.

«СП»: - По сей день используются вагоны, выпущенные в 1970-1980-е годы. Эта система модернизируется?

- Модернизируется.

«СП»: - Отчего же в вагоне поезда № 128 было так душно, что Артём Глазов умер?

- Не знаю, я не ехал в этом вагоне.

После проведения проверки случившегося в поезде № 128, Астраханский следственный отдел на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ в возбуждении уголовного дела отказал.

- Установлено, что подросток скончался от теплового удара. Мы определили, что его смерть не криминального характера. Проводить проверку на наличие халатности, которая могла повлечь его гибель, мы не могли, поскольку поезд был не нашего формирования. Он сформировался в Красноярске. Мама Глазова подала в Самаре заявление с требованием наказать тех, чья халатность привела к смерти её сына, - сообщил следователь Астраханского следственного отдела на транспорте Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ Сергей Максаев. 


Исполняющая обязанности руководителя Самарского следственного отдела на транспорте Анна Давыдова сказала: «Заявление от мамы Артёма Глазова к нам поступило. Но мы не можем его рассматривать, поскольку проверка в Волгограде ещё не завершена».

«СП»: - Следователь сказал, что в возбуждении уголовного дела по факту смерти школьника отказано.

- Следователь обязан во всех аспектах рассматривать этот случай.

«СП»: - Кто же будет заниматься расследованием?

- Нам не прислали оттуда материалы разбирательства. Мы не можем заниматься этим делом.

Выходит, никто не собирается устанавливать виновных в гибели Артёма Глазова? Кто он такой? Обычный школьник из обычной семьи. Иначе не ехал бы в плацкартном вагоне, а путешествовал бы в СВ или в бизнес-классе самолёта. А ежели так, то не велика потеря…

Корреспондент «СП» обратился к уполномоченному по правам ребёнка в Самарской области Татьяне Козловой, дабы узнать, не способна ли она оказать содействие в выявлении тех, чья халатность лишила школьника жизни.

- Я могу действовать, когда ЧП происходит с группой детей. А здесь частный случай. Если от родителей мальчика поступит обращение ко мне – попытаюсь вмешаться в ситуацию, - ответила Татьяна Козлова.

К слову сказать, это не первый случай гибели пассажиров от жары в российских поездах. В августе прошлого года в поезде № 2 Ноглики - Южно-Сахалинск, скончалась 55-летняя женщина. В вагонах при 30-градусной жаре не было кондиционеров и не открывались окна…

На этом фоне очень интересно слышать, как глава РЖД Якунин, не уставая, говорит о заботе, которой железнодорожники окружают пассажиров. Дескать, компания старается, не жалея сил и средств. Однако сами пассажиры если и чувствуют интерес, то только к своим кошелькам. История, рассказанная нашей читательницей Натальей, съездившей этим летом к морю, тому подтверждением.


«Я купила билет в вагон №8, см. фотки справа, это вагон «СВ» (сейчас это называется «Люкс») поезда Москва-Феодосия. Цена билета была 10 000 руб. Когда зашла в поезд, пришла в ужас. Казалось, что этот вагон, судя по ржавчине, помнит еще времена ГУЛАГа. Снаружи он покрашен и даже логотип «РЖД» нарисован, но внутри видно, что его прикатили прямо с вагонного кладбища и даже не особенно отмывали. Фотографии не передают запахов, но поверьте на слово - запахи там соответствующие картинке - все это ржавое и гнилое и пахнет как и должно пахнуть ржавое и гнилое.


Особенную прелесть суткам, проведенным в этом газенвагене при температуре на улице +40, придает то, что окна в нем наглухо задраены - т.к. в вагоне типа «Люкс» теоретически должен работать кондишн. И он даже поработал недолго, но, т.к. состояние кондишина, как и всего остального в вагоне, было не очень, то получилось, что он умеет гнать только ледяной воздух, а в вагоне дети - пришлось просить проводников-гастарбайтеров выключить кондишн.


В результате вагон раскалился и запах всеми своими запахами, пассажиры затосковали и пытались открыть окна, первое же окно вывалилось внутрь вагона вместе с рамой.


Видавшие виды полки купе протерты до дыр и стыдливо прикрыты чем-то напоминающим старое бабушкино застиранное до обесцвечивания дешевое покрывало, черные от многолетней грязи решетки в потолке, окна, в которые мало чего видно из-за наростов на стеклах между рамами, титан, из которого хороший хозяин свиней бы поить не стал - чтоб животные не перезаражались и не передохли, коврики на полу - черно-сизого цвета от грязи и старости. Вот такой комфорт за 10 тысяч.

А ведь это - вагон «Люкс» ОАО «РЖД», т.е. самый дорогой и роскошный вагон, который из московской жары должен был домчать нас до освежающего Черного моря. Вагон 1980 года рождения и, судя по состоянию, его с тех пор ни разу не ремонтировали, не мыли и не дезинфицировали, а просто вытащили с вагонного кладбища и прицепили к поезду.

Я потом специально узнавала. Ездить у нас нормально можно только в фирменных поездах. Но их не так много, в основном пускают из Москвы до Питера, и нескольких крупных городов. В поездах классом пониже – нефирменными, как правило, всегда антисанитария, окна закрываются плохо, в сортирах течет. А вот дополнительные поезда, которые пускают в сезон, формируются непонятно из чего. Похоже, «мой» был из этой категории.

Кстати, обратно мы возвращались на украинском «паровозе». Он был тоже старенький, но в отличие от нашего, чистый. Проводники сказали, что их просто не выпустят в рейс, если вагон не будет приведен в порядок. Куда смотрят наши службы, я не понимаю».


Наша справка

Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко в июле прошлого года подписал постановление, согласно которому вагоны пассажирских поездов должны нагреваться или охлаждаться в соответствии с погодой перед подачей на перрон. Постановление, вносящее изменения в «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» опубликовано на сайте Роспотребнадзора.

Согласно документу, во время подготовки состава в рейс необходимо нагреть или охладить помещения до нормативных значений с помощью системы кондиционирования воздуха. При температуре наружного воздуха до 33 С перепад между ней и температурой воздуха в вагоне должен составлять не менее шести градусов, а при наружной температуре до 40 С – не менее 12 С. Температура в вагоне в тёплое время года не должна превышать 27-28 С.

В постановлении оговаривается и объём подачи наружного воздуха в салоны – его нужно поддерживать на уровне не менее 20 кубометров в час на каждого человека.


Немного арифметики

В поезде Москва-Феодосия было 17 вагонов, при полной загрузке (а мы ехали в самый сезон) пассажиры заплатили РЖД 3 млн рублей (формула такая - 10 тыс * 18 мест в «СВ-Люкс» = 180 тыс стоит 1 вагон, в купейных мест вдвое больше, а цена вдвое меньше, т.е. тоже по 180 тыс. с вагона, в плацкартных - втрое больше мест и втрое дешевле места - т.е. тоже по 180 тыс /вагон, итого 180 000 * 17 вагонов = 3 060 000 руб).

Обслуживали состав 25 человек, з.п. проводника 2,5 тыс. за рейс (туда-обратно), а если студент, то еще меньше - 1 тыс. за «туда-обратно». Ну, пусть будет, в среднем, с округлением в большую сторону - по 1 тыс. каждому, за один рейс (только туда). Т.е. на зарплату проводникам уходит 25 тыс. из 3 млн, полученных «РЖД» от пассажиров, т.е. меньше 1% - это зарплата проводников. Как рассказал нам проводник нашего вагона, в среднем штатный работник получает по 100 руб. в час, но на лето - берут студентов - так как они получают в два раза меньше.


Около 2% - стоимость белья (170 руб из 10 000 = 1,7%).

Для расчетов, на что же ушли остальные 97% денег, воспользуемся статьей «Сколько стоит электричка» Эдуарда Мазурина из журнала «Экономика и жизнь» №11:

Расстояние от Москвы до Феодосии - 1500 км, поэтому все цифры Мазурина будем умножать на 15:

Электропоезд из десяти вагонов ... потребляет электроэнергии на 6000 руб [на 100 км] (Э.М.) - у нас вагонов вдвое больше и расстояние больше в 15 раз - получаем: 6 000 * 2 * 15 = 180 000 = 6% от 3 млн это электричество. Остается 91%.

Там же, в статье Мазурина, оценивается амортизация электропоезда - как 8% от его цены в 80-100 млн руб, т.е. в 8 млн руб в год. Поделим эти 8 млн (электропоезд для электрички не должен сильно отличаться по цене от электропоезда дальнего следования) на 200 рейсов (простои, зимой меньше рейсов, т.е. 200/365 = 55% времени электропоезд в рейсе, 45% - в депо). Получим амортизацию электропоезда - 40 тыс. на одну ездку Москва-Феодосия, т.е. это 1% от 3 млн, заплаченных пассажирами. Остается 90%.


Текущее содержание рельсового пути ... в месяц составляет 20 000 руб. на 1 км (Э.М.). Т.е. 30 млн за 1500 км (20 000 * 1 500) - в месяц, 1 млн в день. Вроде бы немаленькая цифра, но конечно ее надо делить на все поезда, которые проходят по этим 1500 км за день. Если пассажирских поездов, электричек, товарных - хотя бы сотня в день - то на каждый поезд из этого миллиона придется по 10 тыс. руб - 0,3% от 3 млн.



Примем первоначальную стоимость контактной сети — 500 000 руб. за 1 км. ... За десять лет амортизация составит 50 000 руб. в год на 1 км (Э.М.) - т.е. это 140 руб/день (50 000 / 365) или 200 тыс. в день амортизация 1500 км контактной сети. Но, опять же, если в день по этой железке проедет хотя бы сотня пассажирских, товарняков и электричек, то на наш поезд придется всего 2 тыс. руб = 0,1% от 3 млн руб за билеты.


В статье «Сколько стоит электричка» автор еще рассматривает амортизацию недвижимости (вокзалов и платформ), зарплаты сотрудников «РЖД» - диспетчеров/стрелочников/ и т.д. Но это все вместе - те же десятые доли процентов от цены билетов.


Резюме

Самые большие затраты ОАО «РЖД» - 6% от цены билетов, это электроэнергия. 2% - белье. 1% - зарплата проводников. Меньше процента - электровоз, содержание пути и контактной сети, амортизация вокзалов и ж/д платформ, зарплата стрелочникам и диспетчерам. Вагон-люкс, как мы видим на фотках, не стоит ничего.

Куда уходят остальные около 90%, известно только «РЖД».

Из досье «СП»

В 2010 году руководство немецких железных дорог выплатило по 500 евро пассажирам, которым потребовалась медицинская помощь после того, как они ехали во время сильной жары в поездах со сломанными кондиционерами. Кроме того, компания предоставила им ваучеры на бесплатную поездку.

В России в том же году аномальная жара продержалась значительно дольше, чем в Германии. Большинство российских поездов не имеют систем кондиционирования. Температура в них часто превышала 50 градусов. Несмотря на это, в нашей стране пассажиры, претерпевшие в вагонах настоящую пытку жарой, компенсаций не получили.

29 августа 2011 года 16:04 | Виталий Словецкий

2 комментария:

  1. чево вы какие все непонятливые???
    смету на вагон проверить- два пальца- и накер он такой нужен РЖД?
    другое дело ВОКЗАЛ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    МЕЧТА- пили не хочу!

    ОтветитьУдалить
  2. Знаш что они сделают? Ну? конечно!!! справку станут в кассе спрашивать! и делов! Забота государева о вас неразумных! и есчо: пусть пристекиваютца! а то пианы с полок падают! столики ломаут!!

    ОтветитьУдалить