пятница, 2 сентября 2011 г.

ЧЬИ ТАНКИ ЛУЧШЕ??


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗАВЕЛО ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ТАНКОСТРОЕНИЕ В ТУПИК

Т-80 ПРОТИВ «АБРАМСА»  Михаил БАРЯТИНСКИЙ 

Как известно, человеку свойственно сомневаться. Ни в чем не сомневающиеся,
абсолютно уверенные во всем люди глупы от природы. Впрочем, справедливости
ради следует отметить, что массовую, всенародную, если хотите, убежденность
в чем-либо в наши дни легко сформировать. Например, если ежедневно сообщать
по телевидению, что Луна имеет форму чемодана, а наблюдаемое нами в ночном
небе на самом деле не более чем оптический обман, 

ми
Ведь верит же среднестатистический российский обыватель в то, что наши танки лучшие в мире.
Верит не колеблясь. Одновременно, правда, он несомневается, например, и в том, что отечественные
автомобили одни из худших. О том, каким образомстрана, которая в течение нескольких десятилетий
неспособна добиться приемлемой технической надежности от выпускаемых авто, производит лучшие
в мире танки, мало кто задумывается. Хотя интуитивно люди все равно понимают, что что-то не так.
Недаром же модные сейчас патриотические наклейки «Т-34» или «ИС-2» можно встретить на «Тойо-
тах», «Фордах» и что особенно пикантно – на «Мерседесах». «Волги» и «Жигули» с такими лейблами
почти не попадаются.
У НАС СВОЙ РЕЙТИНГ
Мало людей задумываются и над вопросом:кто, собственно, решил, что наши танки лучшие в
мире? Кто еще, кроме нас, так считает? Во всякомслучае, судя по международным рейтингам, мы
одиноки в своем патриотическом заблуждении. Нисоветские, ни российские танки никогда не подни-
мались выше середины первой десятки. А ведь рейтинги составляются экспертами-профессионалами,
учитывающими множество оценочных факторов,порой самых неожиданных, а не сводящих все к
габаритам и массе. Хотя именно эти два параметразакрепились в массовом сознании. Во всяком слу-
чае на многочисленных интернет-форумах на этутему тезис – наши танки лучше, потому что мень-
ше и легче, а пушка такая же – один из самых расхожих. О том, насколько поверхностна и ошибочна
данная точка зрения, можно убедиться на самыхпростых примерах. Возьмем хотя бы российский
(правильнее, конечно, советский) основной танкТ-80 – наиболее обсуждаемую в последнее время
в специальных СМИ боевую машину – и посмотрим,какой ценой куплены его относительно небольшие
габариты и масса.

В отечественных источниках танк Т-80 обычно сравнивается со своим заокеанским визави
«Абрамсом». Само по себе это неудивительно– машины почти ровесники: Т-80 был принят на
вооружение всего на четыре года раньше «Абрамса». Но самое главное – это единственные в мире
серийные танки, оснащенные газотурбинной силовой установкой. Так что сравнение их в данной ста-
тье выглядело бы вполне логично, но делать это вполном объеме не хочется. И вовсе не потому, что
автору нечего сказать по этому поводу. Сказать-токак раз есть что, особенно на фоне многих, мягко
говоря, не совсем объективных сравнений, для которых характерна «ловля блох» у «Абрамса», а у
Т-80 совсем наоборот. Словом, один зеленый и впупырках, а другой – белый и пушистый. Дабы не
слыть голословным, хотелось бы проиллюстрировать такой подход на следующем примере. В одном
из отечественных периодических изданий, посвященных истории танкостроения, можно прочитать

следующее: «Меньшие размеры Т-80У, а он короче М1А1 почти на метр, ниже на 0,20 метра и уже
на 0,30 метра, делают его менее заметным на полебоя. Меньшая длина Т-80У объясняется тем, что его
силовая установка, также расположенная продольно, не имеет теплообменника.
Двигатель ГТД-1250 танка Т-80У меньший поразмерам и легче почти на 100 килограммов. Луч-
шая система воздухоочистки позволила добиться на ГТД-1250 высокой степени очистки воздуха
(98,5%). Она снабжает воздухом двигатель и сопловый аппарат турбины высокого давления, а также
направляет его на обдув агрегатов МТО (моторнотрансмиссионное отделение), в полости передней

коробки приводов и первой опоры компрессоранизкого давления. Этим достигается герметиза-
ция МТО от пыли. Наличие ВЗУ (воздухозаборного устройства) с входным окном, находящимся на
высоте двух метров, позволяет питать двигатель гораздо более чистым воздухом, снимая нагрузку
на воздухоочиститель, а установка дополнительного жесткого насадка, входящего в комплект танка,
увеличивает эту высоту до 3,5 метра. Все это стало возможным благодаря конструктивным особен-

ностям танка Т-80У, М1А1 из-за наличия развитой кормовой части башни, под которой располагается
крыша МТО с системой воздухопитания, установка ВЗУ невозможна, что из-за несколько меньшей воз-
можности по очистке воздуха в сравнении с Т-80У американский танк сложнее эксплуатировать в
условиях пустыни».
Что тут можно сказать? На первый взгляд все правильно, но если копнуть поглубже, то не все
так очевидно. Сразу удивляет пассаж по поводу заметности. Это весьма расхожий тезис, но на самом
деле влияние меньших размеров танка на его непоражаемость – вещь весьма и весьма относитель-
ная. Никакой прямой зависимости тут нет, как нет и статистики по действию этого фактора. Во всяком
случае он мало работал уже в годы Второй мировой войны (автору, например, не приходилось слышать,
чтобы танк Т-60 из-за своих малых размеров поражался реже, чем «Тигр»), а в наши дни в усло-
виях применения высокоточного оружия и вовсе не имеет никакого значения.

ЦЕНА РАЗМЕРА
Теперь что касается размеров двигателя и МТО. И двигатель, и МТО у Т-80 действительно меньше, чем
у «Абрамса», но за счет чего? В стремлении получить приемлемые габариты силовой установки Т-80
(требовалось вписаться в общие габариты Т-64/Т-72) танковые конструкторы были вынуждены применить
одноступенчатый, необслуживаемый (бескассетный) воздухоочиститель с большим пропуском пыли (по
разным данным, до 2–3%), так как двухступенчатые воздухоочистители, используемые во всех без ис-
ключения танках мира, по сравнению с бескассетными существенно больше по габаритам и требуют
периодического обслуживания. В числе другихконструктивных мер по сокращению объема сило-
вой установки танка Т-80 разработчикам пришлосьотказаться и от использования теплообменников,
позволяющих улучшить топливную экономичностьгазотурбинного двигателя (ГТД). Для получения

минимальной длины мотора была применена конструкция турбоком-прессора по двух-
каскадной схеме,состоящей из двух центробежных компрессоров, приводимых во вращение
одноступенчатыми осевыми турбинами. Объем МТО танка Т-80 составляет 3,15 м3, «Абрамса» – 6,8 м3.
У американской машины это обусловлено применением ГТД с осевыми
компрессорами и теплообменником, а также двухступенчатого воздухоочистителя, объем которого
около 2 м3. Воздухоочиститель оснащен барьерным фильтром, способным практически
полно стью исключить пропуск пыли в двигатель. При эксплуатации «Абрамса», правда, требуется частое
обслуживание фильтра, что реально ограничивает подвижность танка в условиях
высокой запыленности воздуха. Не совсем понятно, почему при очистке 98,5
процента поступающего в двигатель воздуха моторТ-80У лучше по воздухоочистке, чем AGT-1500
«Абрамса», обеспечивающий стопроцентную очистку воздуха. Что касается ВЗУ, то оно эффективно
работает только при положении башни танка «на 12 часов», то есть вдоль продольной оси вперед.
В других положениях ВЗУ просто не перекрывает окна воздухо притока в крыше МТО.
Удельный расход топлива двигателя AGT-1500существенно меньше, чем ГТД-1250 – 202 г/л.с.ч про-
тив 240 г/л.с.ч, что в итоге обеспечивает 60-тонному «Абрамсу» запас хода в 395–440 километров против
350 у 46-тонного Т-80У. Чтобы добиться аналогичного показателя, на крышу МТО Т-80У необходимо
устанавливать три 200-литровые топливные бочки. В связи с муссирующейся темой о якобы высокой пожа-
роопасности «Абрамсов» отметим, что в бочках этих содержится не относительно безопасное дизтопливо,
а авиационный керосин. Наверное, поэтому так мало войсковых фотографий «восьмидесяток» с бочками –
похоже, в войсках их просто избегали устанавливать.Для «Абрамса», кстати, дополнительные наружные
топливные баки вообще не предусмотрены. Такова цена вдвое меньшего по размеру сило-
вого отделения. Увы, таких примеров можно привести довольно много. Конечно, проще и патриотич-
нее объявить, что наш танк лучше. По той простой причине, что он наш. Объективная оценка требует
много времени и сил, а результат может оказаться не слишком хорошим. Проще перечислить недо-
статки «вражеского» танка и не заметить неменьшее количество огрехов своего. Как не заметить, в

общем-то, безрадостного итога: «плохой» «Абрамс»рассматривается армией США как основной боевой
танк на период до 2040 года, а «хороший» Т-80 в ближайшее время, судя по всему, будет снят с воо-
ружения Российской армии как бесперспективный.То есть официально признано, что резерв по его
модернизации исчерпан.

МЫ ПОШЛИ СВОИМ ПУТЕМ
Тут, правда, закономерен вопрос: а чем, собственно, Т-90 лучше? Его резерв модернизации
разве не исчерпан? Что еще можно сделать в рамках его конструкции, компоновки, габаритов наконец. Ну
заменили литую башню сварной, поставили фран цузский тепловизор, двигатель большей мощности,
внесли еще кое-какие усовершенствования. Но все это не модернизация на перспективу, а доведение
танка Т-72 (да-да, это не оговорка, ведь Т-90 – не что иное, как глубокая модернизация Т-72Б, затеянная
еще в конце 80-х) до более или менее приемлемого уровня, соответствующего стандарту конца ХХ века.
Ну а что дальше? Дальше нужен новый танк. Если ведущие западные танкостроительные державы могут
себе позволить ограничиться модернизацией существующих образцов, то у России такой возможности
нет. В связи с этим стоит задаться вопросом: почемутак получилось? Почему российское
(советское) тан костроение по сути зашло в тупик? Чтобы ответить на этот вопрос, придется отмотать
пленку времени далеко назад – до периода Второй мировой войны. Да, все началось именно тогда. Если
не вдаваться в подробности, то можно констатировать, что к концу войны основные страны-участницы
вышли на двухтанковую структуру своих танковых войск. Особенно четко она выглядела у СССР – сред-
ний Т-34-85 и тяжелый ИС-2. У США в спарку средний «Шерман» и тяжелый М26 «Першинг» затесался
легкий танк М24 «Чаффи». Самое удивительное, что наиболее смазанный вид двухтанковая структура
имела у своих родоначальников – немцев. По ряду причин, в нашем случае непринципиальных, к концу
войны в двухтанковой схеме вермахт имел три танка: два средних – Pz.IV и «Пантеру» и тяжелый
«Королевский тигр». Но это по немецкой классификации. Если же взглянуть на
это по-другому и не учитывать «Королевский тигр», как у американцев М24, то
немецкая двухтанковая схема – это как раз Pz.IV и «Пантера». Под «занавес» войны двухтанковая струк-
тура начала складываться и в Великобритании. Не по классификации, а по сути там
тоже образовался дуэт – «Комета» и «Центурион». Впрочем, двухтанковая
схема после окончания войны просуществовала недолго. Везде, кроме СССР.
Что касается Германии, то тут все ясно – двух танковая структура исчезла вместе с танками. А
вот в США и Великобритании в конце 40-х годов тяжелые танки 40-тонного класса М26 и «Центури-
он» переклассифицировали в средние, а от средних машин 30-тонного класса («Шерман» и «Комета»)
отказались. В дальнейшем танкостроение в этих странах, не сворачивая, шло по пути развития маши-
ны 40-тонного класса, создав на ее базе и основной боевой танк. Имело место лишь одно очень краткое
отступление от генеральной линии – в конце 50-х годов были созданы тяжелые танки М103 (США) и
«Конкеррор» (Великобритания). Но от этих машин быстро отказались, окончательно дав дорогу основ-
ному танку. В остальных западных странах либо шли по тому же пути, порой перепрыгивая через этапы,
либо экспериментировали, пытаясь создать ОБТ 30-тонного класса, как, например, ФРГ и Франция.
Но закончили все одинаково. Если рассматривать страны – производители танков, то все они в конеч-
ном итоге встали на путь США и Великобритании. Исключение составляют лишь «лицензионные» го-
сударства, такие, как Китай и Индия. Ну и, конечно, как всегда, только мы пошли
своим путем. В Советском Союзе не стали пере классифицировать ИСы в средние танки, а сохрани-
ли их в качестве тяжелых. Средние же продолжали создавать в 30-тонном классе. Более того, двухтан-
ковую структуру сохраняли дольше всех – вплоть до середины 70-х годов (сколько в этой структуре
было типов танков – отдельная песня). Наконец от тяжелого танка отказались, а линию ОБТ повели от
средних танков.
Ситуация усугубилась неуемным желанием от дельных представителей промышленности создать
самый-самый танк. То есть лучше других бронированный и вооруженный, самый быстрый и проходи-
мый, при этом самый маленький. Но чудес не бывает. Как мы уже убедились на примере Т-80, за все надо
платить. Стремление уменьшить забронированный объем привело к тому, что в этом объеме уже ниче-
го нельзя разместить. Вот и напоминают российские танки новогоднюю елку. Все, что у западных машин
за броней, у наших – на броне. Характерный пример в этом отношении – украинский ОБТ «Оплот-М»,
продемонстрированный в 2009 году. Отличительной чертой экстерьера этого танка
является панорамный прицел командира, этакая «водонапорная башня» на
крыше башни. Причем размеры этого прицела примерно аналогичны таковому у того же «Абрамса».
Но у «Абрамса» 2/3 прицела находится под броней, а у «Оплота» – 2/3 над броней со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Под броней у «Оплота» места нет, башня у него от Т-80УД, а значит,
такая же по объему, как и у отечественных танков. Попытка оснастить
аналогичным прицелом, например, Т-90 приведет к тому, что и он получит свою
«водонапорную башню». Можно сколь угодно долго рассуждать о теоретических
преимуществах наших танков в связи с наличием у них системы оптико-электронного
подавления «Штора», но практически их очень просто лишить этого преимущества
одной пулеметной очередью. Где же выход? Да, в общем-то, он лежит на по-
верхности. Просто надо меньше хвалить самих себя и честно признать, что
своим путем зашли не туда (не первый случай, кстати), и создавать новый танк, такой же, как у всех.
Судя по всему, понимание в этом вопросе и у военных, и у разработчиков есть. Иначе не появился бы на
выставке в Омске в 1999 и 2001 годах танк «Черный орел». Понятно, что это был не более чем ходовой
макет. Но направление мысли в правильное.
Что будет дальше, посмотрим.

22 комментария:

  1. на машинке чтоль напечатано?

    ОтветитьУдалить
  2. Да мля с журнала, форматируется плохо одна маета. а статья мне глянулась. кто смог дочесть??

    ОтветитьУдалить
  3. ГУ есчо апзац добавил. гляньте. Ушол

    ОтветитьУдалить
  4. у другана сынуля в танках служит, грит 90-й зашипись машина и ниипёт!
    ф танках не , но фамилие Барятинский о чем-то говорит! о чем?

    ОтветитьУдалить
  5. эц фопрос? а скока по колличеству( +,-) 80-х и абрамсов?

    ОтветитьУдалить
  6. а вот еще леопард- тоже как в этой компании смотрицца? для полноты картины!

    ОтветитьУдалить
  7. Ник зайдёт и растолкует))

    ОтветитьУдалить
  8. Что за привычка сравнивать кита и слона, зная, что они не встретятся... Мысль понятна? Барятинский сразу прикрылся, завернув фразу о луне, чемодане и СМИ. Можно сколь угодно рассуждать об имбовости одного и отстойности другого, пока те не встретятся в бою. Сын другана тоже не аргумент - он не видел визави Т-90 и не может сравнивать. Десктоп крякнул, сижу с музыкального бука, пароль забыл. (Т-34 aka Ник)

    ОтветитьУдалить
  9. Ника!!!! вот он ты а тоя панике!!! шлю зов!!!!

    ОтветитьУдалить
  10. НУ получил?? давай эту брагшинску бей!! а то он мене сомнения породил!! а нежны души?? Ал, Димо?? а кати?? ты что...

    ОтветитьУдалить
  11. привет! сынок интересен тем, что реализует перенос симулятора на реальные рычаги,- балбес до 18 лет ничё не делал кроме как геймерствовал!)))

    ОтветитьУдалить
  12. Привет! ну что брагинский то загнул?? или нет??

    ОтветитьУдалить
  13. Барятинский. Повторю про слона и кита, но я такие визги уже не только от него слышал. Так что, возможно, доля истины в этом есть. Определенной точки зрения не имею.

    ОтветитьУдалить
  14. Ник! а про колличество-есть сравнение?

    ОтветитьУдалить
  15. А по мне,так время танков уже прошло

    ОтветитьУдалить
  16. у МЕНЯ БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ. ПРИСЛАЛИ МНЕ ДЛЯ ОПЫТОВ , ТФУ НА ПРАКТИКУ СТУТЕНКУ, КАК ОКАЗАЛОСЬ УНУЧКА КАКОКО ТО АДМИРАЛА, ДОЧЬ ОЦЕЦЕРА И ВСЕ МОРСКИ.( я не знал) ОНА МНЕ МЕСЯЦ ПАРИЛА ПРО МОРСКИ ТРАДИЦИИ, честь там и проч. я терпел. потом она сбилась на каки корапли у нас отличны!! я терпел. а полтом перешла на лотки!!! Я лопнул!! и расказал ей про лотки. Потом нетелю от шефа слушал про тактичность и неопходимость воспитания молотежи в патриотич. направлении. Витимо ему хорошо тоже вставили. О чем иа?? об полной информированности!! Хотите воспитать сто процентноко патриота не говорите ему прафты никокта!!!!

    ОтветитьУдалить
  17. Alex Нету. Я совр. техникой не интересуюсь почти. И смысла их считать нет. abcurd Согласен, они только для локальных конфликтов.

    ОтветитьУдалить
  18. смысл тока что абрамсы не выпускают.и все.

    ОтветитьУдалить