воскресенье, 28 августа 2011 г.

Об АПЛ проекта 885


Сообщение о вступлении в строй ВМФ РФ в течение ближайших десяти лет атомных субмарин проекта 885 в очередной раз заставляет задуматься о системном обновлении корабельного состава российского подплава. Способны ли эти лодки стать универсальной заменой для имеющихся ПЛА?



Константин БОГДАНОВ


Главнокомандующий Военно-морским флотом

России Владимир Высоцкий подтвердил планы строи-

тельства крупной серии многоцелевых атомных подло-

док проекта 885 («Ясень»). По словам адмирала, вслед

за головным «Северодвинском» ВМФ до 2020 года по-

лучит еще как минимум семь таких же ПЛА.

Оставляя за скобками вполне понятную радость за

отечественное военное судостроение, готовое дать стра-

не новые атомоходы взамен выбывших из состава в 90-е

годы старых субмарин, нельзя не обратить внимания на

определенные перекосы, сопровождающие обновление

наших подводных сил. Относительная скудость НИОКР,

проводившихся в 90-е и 2000-е годы, и узкий состав отра-

ботанных проектов атомных лодок четвертого поколения

вынуждают руководство ВМФ ориентироваться на уни-

версализацию принимаемых решений.


Вместе с тем совершенно неочевидно, что списочная

замена всего парка российских многоцелевых атомоходов

на сложные и дорогие универсальные «Ясени» будет самым

эффективным и экономически правильным вариантом.

ПАСЫНКИ БОЛЬШИХ ПЛАНОВ

Под самый занавес существования Советского Союза в

ходе отработки концепций перспективного вида подплава

было наконец принято решение о максимальной унифи-

кации базовых проектов. Сначала предпринимались по-

пытки линейно продлить в будущее уже имеющиеся ветки

противолодочных субмарин (как в случае с проектом 957

«Кедр», этими ПЛА предполагалось заменить лодки про-

ектов 671, 945 и 971) или тяжелых противокорабельных

атомоходов (приведших к титаническому дизайну проек-

та 881 «Меркурий» – наследника лодок проекта 949). И

если облик «Меркуриев» сразу вызвал сомнение из-за своих

габаритов (влияющих на скрытность) и значительной (до

800 км) дальности нового комплекса «Болид» (испыты-

вавшего из-за этого сложности с целеуказанием и органи-

зацией боевого применения), то «Кедры» после 2000 года

планировалось строить серией под 20 единиц, сведя к ним

весь ворох проектов атомных торпедных подлодок ВМФ

СССР, относившихся к третьему и второму поколениям.

Но перегрузка мощностей Минсудпрома, высокий уро-

вень требований к бортовому оборудованию и отработке

узлов, породившие глухое недовольство смежников ОПК,

не дали «Кедрам» встать на серию до 1991 года. В результате

в наследство Российской Федерации достался один условно-

универсальный проект ПЛА – «Ясень». 
Деградация нашей

«оборонки» в условиях хронической финансовой «бескор-

мицы» 90-х привела к тому, что говорить о запуске в серию

еще одного проекта многоцелевых атомных субмарин стало

сначала трудно, а потом и невозможно.

Поначалу назывались, казалось, совершенно фанта-

стические объемы строительства новых лодок. Дохо-

дило до разговоров о серии в 30 единиц. Однако если

вспомнить основное предназначение этих ПЛА, цифра

уже не казалась чрезмерной. Потом ее начали умень-

шать. Текущие планы, озвученные адмиралом Высоц-

ким, правда, показывают, насколько важен «Ясень» для

обновления подводных сил в нынешних условиях.

Длинная история со строительством головного ко-

рабля серии, тянущаяся с 1993 года, наконец заверши-

лась: весь 2011-й шли его испытания и к концу года обе-

щана окончательная приемка.


Сразу хочется сравнить «Ясени» с «Сивулфами» ВМС

США, проектировавшимися параллельно. Наши лодки

выглядят солиднее: они и крупнее, и комплекс воо-

ружения у них мощнее, чем у американцев. Одни

установки вертикального пуска для сверхзвуковых

ПКР «Оникс» чего стоят. Да и общее осна-

щение проекта довольно внушительное.

Одна беда: «Сивулфы»

планировались точно

такой же серией – 30 единиц, после окончания холодной

войны это количество урезали до 12, а потом, поразмыс-

лив, ограничились и вовсе тремя субмаринами. Осталь-

ные вакансии в американском подводном флоте, которые

останутся после постепенного вывода из состава заслу-

женных «Лос-Анджелесов», должны будут занять лодки

типа «Вирджиния» (семь из них уже в боевом составе, а

всего их по плану около трех десятков). Лодка представ-

ляет собой облегченный вариант дизайна с уменьшенным

до 7800 тонн водоизмещением и стоит на 35 процентов

дешевле (1,8 млрд долл.). На ней широко применяют

«коммерческие» узлы и электронное оборудование.

«Ясени», конечно, вызывают уважение, но будет ли

акцент на их строительстве верен?

БРЕШИ В ОКЕАНЕ

Будущее парка многоцелевых лодок вызывает опасе-

ния. Он довольно велик, и ценность каждой субмарины

заключается еще и в возможности оказаться в нужное

время в нужном месте Мирового океана. Увы, но при

замене с учетом «качественного усиления» на меньшее

количество более совершенных кораблей данный фак-

тор теряется.

Вот почему крупная серия «Ясеней» как единствен-

ная альтернатива многоцелевым атомоходам выглядит

нецелесообразной по целому ряду причин.

Во-первых, 885-й проект – субмарина слишком

большая и дорогая, хотя при этом она способна и на-

носить массированные ракетные удары по группам

надводных кораблей, и следить за ПЛАРБ.

Во-вторых, учитывая экономическую составляющую

и трудоемкость проекта, а также, мягко говоря, не самое

лучшее состояние военного судостроения, обеспечивать

замену лодок «один в один» не станет никто, даже если

удастся наладить ритмичное финансирование. Вывод

из боевого состава АПРК проекта 949 и МЦАПЛ про-

ектов 671, 945 и 971 будет неизбежно сопровождаться

численно неравнозначным вводом в строй «Ясеней». В

результате количество активно действующих флотских

единиц, и без того недостаточное, сократится.

В-третьих, стоимость «Сивулфа» достигла 2,8 мил-

лиарда долларов – и это было признано нездоровым из-

лишеством. Однако за вторую лодку проекта 885 севе-

родвинский Севмаш запросил 112 миллиардов рублей,

то есть почти на миллиард долларов больше. И это

решение предлагается стране с экономикой, вдесятеро

меньшей по объему, чем у Соединенных Штатов.

Глядя на опыт США и возвращаясь к логике перспек-

тивных советских программ строительства субмарин

четвертого поколения, поневоле приходишь к мысли,

что России необходим современный проект компакт-

ного ударного атомохода, который заменит торпедные

МЦАПЛ на противолодочных задачах и задачах обеспе-

чения развертывания собственных РПКСН.

Это должна быть более простая, чем «Ясень», лодка,

на которой тем не менее будет применен весь комплекс

располагаемых технологий последнего поколения, в пер-

вую очередь в части автоматизации и обеспечения мало-

заметности. В переходный период назревшей выглядит

модернизация части имеющихся субмарин с целью по-

вышения их боевых возможностей и продления сроков

службы (речь идет о самых новых лодках проекта 971).

Остается вопрос: способна ли школа российского ко-

раблестроения выполнить сейчас такую задачу, как про-

ектирование новой атомной лодки? В принципе, учиты-

вая работу по многострадальному ракетоносцу «Борей»,

последовательно сменившему за десять лет три (!) разных

стратегических комплекса в качестве основного

вооружения, на этот вопрос можно ответить по-

ложительно. Кроме того, заказ на подобную

разработку – еще одна точка притяжения мо-

лодых кадров в области высоких технологий.__

2 комментария: