Сообщение о вступлении в строй ВМФ РФ в течение ближайших десяти лет атомных субмарин проекта 885 в очередной раз заставляет задуматься о системном обновлении корабельного состава российского подплава. Способны ли эти лодки стать универсальной заменой для имеющихся ПЛА?
Константин БОГДАНОВ
Главнокомандующий Военно-морским флотом
России Владимир Высоцкий подтвердил планы строи-
тельства крупной серии многоцелевых атомных подло-
док проекта 885 («Ясень»). По словам адмирала, вслед
за головным «Северодвинском» ВМФ до 2020 года по-
лучит еще как минимум семь таких же ПЛА.
Оставляя за скобками вполне понятную радость за
отечественное военное судостроение, готовое дать стра-
не новые атомоходы взамен выбывших из состава в 90-е
годы старых субмарин, нельзя не обратить внимания на
определенные перекосы, сопровождающие обновление
наших подводных сил. Относительная скудость НИОКР,
проводившихся в 90-е и 2000-е годы, и узкий состав отра-
ботанных проектов атомных лодок четвертого поколения
вынуждают руководство ВМФ ориентироваться на уни-
версализацию принимаемых решений.
Вместе с тем совершенно неочевидно, что списочная
замена всего парка российских многоцелевых атомоходов
на сложные и дорогие универсальные «Ясени» будет самым
эффективным и экономически правильным вариантом.
ПАСЫНКИ БОЛЬШИХ ПЛАНОВ
Под самый занавес существования Советского Союза в
ходе отработки концепций перспективного вида подплава
было наконец принято решение о максимальной унифи-
кации базовых проектов. Сначала предпринимались по-
пытки линейно продлить в будущее уже имеющиеся ветки
противолодочных субмарин (как в случае с проектом 957
«Кедр», этими ПЛА предполагалось заменить лодки про-
ектов 671, 945 и 971) или тяжелых противокорабельных
атомоходов (приведших к титаническому дизайну проек-
та 881 «Меркурий» – наследника лодок проекта 949). И
если облик «Меркуриев» сразу вызвал сомнение из-за своих
габаритов (влияющих на скрытность) и значительной (до
800 км) дальности нового комплекса «Болид» (испыты-
вавшего из-за этого сложности с целеуказанием и органи-
зацией боевого применения), то «Кедры» после 2000 года
планировалось строить серией под 20 единиц, сведя к ним
весь ворох проектов атомных торпедных подлодок ВМФ
СССР, относившихся к третьему и второму поколениям.
Но перегрузка мощностей Минсудпрома, высокий уро-
вень требований к бортовому оборудованию и отработке
узлов, породившие глухое недовольство смежников ОПК,
не дали «Кедрам» встать на серию до 1991 года. В результате
в наследство Российской Федерации достался один условно-
универсальный проект ПЛА – «Ясень».
Деградация нашей
«оборонки» в условиях хронической финансовой «бескор-
мицы» 90-х привела к тому, что говорить о запуске в серию
еще одного проекта многоцелевых атомных субмарин стало
сначала трудно, а потом и невозможно.
Поначалу назывались, казалось, совершенно фанта-
стические объемы строительства новых лодок. Дохо-
дило до разговоров о серии в 30 единиц. Однако если
вспомнить основное предназначение этих ПЛА, цифра
уже не казалась чрезмерной. Потом ее начали умень-
шать. Текущие планы, озвученные адмиралом Высоц-
ким, правда, показывают, насколько важен «Ясень» для
обновления подводных сил в нынешних условиях.
Длинная история со строительством головного ко-
рабля серии, тянущаяся с 1993 года, наконец заверши-
лась: весь 2011-й шли его испытания и к концу года обе-
щана окончательная приемка.
Сразу хочется сравнить «Ясени» с «Сивулфами» ВМС
США, проектировавшимися параллельно. Наши лодки
выглядят солиднее: они и крупнее, и комплекс воо-
ружения у них мощнее, чем у американцев. Одни
установки вертикального пуска для сверхзвуковых
ПКР «Оникс» чего стоят. Да и общее осна-
щение проекта довольно внушительное.
Одна беда: «Сивулфы»
планировались точно
такой же серией – 30 единиц, после окончания холодной
войны это количество урезали до 12, а потом, поразмыс-
лив, ограничились и вовсе тремя субмаринами. Осталь-
ные вакансии в американском подводном флоте, которые
останутся после постепенного вывода из состава заслу-
женных «Лос-Анджелесов», должны будут занять лодки
типа «Вирджиния» (семь из них уже в боевом составе, а
всего их по плану около трех десятков). Лодка представ-
ляет собой облегченный вариант дизайна с уменьшенным
до 7800 тонн водоизмещением и стоит на 35 процентов
дешевле (1,8 млрд долл.). На ней широко применяют
«коммерческие» узлы и электронное оборудование.
«Ясени», конечно, вызывают уважение, но будет ли
БРЕШИ В ОКЕАНЕ
Будущее парка многоцелевых лодок вызывает опасе-
ния. Он довольно велик, и ценность каждой субмарины
заключается еще и в возможности оказаться в нужное
время в нужном месте Мирового океана. Увы, но при
замене с учетом «качественного усиления» на меньшее
количество более совершенных кораблей данный фак-
тор теряется.
Вот почему крупная серия «Ясеней» как единствен-
ная альтернатива многоцелевым атомоходам выглядит
нецелесообразной по целому ряду причин.
Во-первых, 885-й проект – субмарина слишком
большая и дорогая, хотя при этом она способна и на-
носить массированные ракетные удары по группам
Во-вторых, учитывая экономическую составляющую
и трудоемкость проекта, а также, мягко говоря, не самое
лучшее состояние военного судостроения, обеспечивать
замену лодок «один в один» не станет никто, даже если
удастся наладить ритмичное финансирование. Вывод
из боевого состава АПРК проекта 949 и МЦАПЛ про-
ектов 671, 945 и 971 будет неизбежно сопровождаться
численно неравнозначным вводом в строй «Ясеней». В
результате количество активно действующих флотских
единиц, и без того недостаточное, сократится.
В-третьих, стоимость «Сивулфа» достигла 2,8 мил-
лиарда долларов – и это было признано нездоровым из-
лишеством. Однако за вторую лодку проекта 885 севе-
родвинский Севмаш запросил 112 миллиардов рублей,
то есть почти на миллиард долларов больше. И это
решение предлагается стране с экономикой, вдесятеро
меньшей по объему, чем у Соединенных Штатов.
Глядя на опыт США и возвращаясь к логике перспек-
тивных советских программ строительства субмарин
четвертого поколения, поневоле приходишь к мысли,
что России необходим современный проект компакт-
ного ударного атомохода, который заменит торпедные
МЦАПЛ на противолодочных задачах и задачах обеспе-
чения развертывания собственных РПКСН.
Это должна быть более простая, чем «Ясень», лодка,
на которой тем не менее будет применен весь комплекс
располагаемых технологий последнего поколения, в пер-
вую очередь в части автоматизации и обеспечения мало-
заметности. В переходный период назревшей выглядит
модернизация части имеющихся субмарин с целью по-
вышения их боевых возможностей и продления сроков
службы (речь идет о самых новых лодках проекта 971).
Остается вопрос: способна ли школа российского ко-
раблестроения выполнить сейчас такую задачу, как про-
ектирование новой атомной лодки? В принципе, учиты-
вая работу по многострадальному ракетоносцу «Борей»,
последовательно сменившему за десять лет три (!) разных
стратегических комплекса в качестве основного
вооружения, на этот вопрос можно ответить по-
ложительно. Кроме того, заказ на подобную
разработку – еще одна точка притяжения мо-
лодых кадров в области высоких технологий.__
Все секреты выдали!! ненавижу!!!
ОтветитьУдалитьсекреты ненавидишь?
ОтветитьУдалить