Первые, кого доставили после крушения бурильной платформы «Кольская» на берег Сахалина, в больницу поселка Ноглики, были трое сахалинцев: начальник бурильной установки Александр Коваленко, бурильщик Валерий Загидулин, помощник бурильщика Александр Грауман, и один москвич – помощник бурильщика Иван Мишинев. До вчерашнего дня они находились в палате интенсивной терапии, где нашему корреспонденту удалось побеседовать со спасенными и узнать подробности ЧП.
- После окончания работ на шельфе у западного побережья Камчатки нас почему-то не сняли с платформы, - рассказал бурильщик Валерий Загидулин. – Обычно на время буксировки оставляют не более двух десятков человек – перегонную команду. Объяснили так: «Нет средств доставки». Хотя представители компании-заказчика (это «дочка» «Газпрома», компания «Газфлот») после завершения работ пересели на свой пароход «Сатурн» и пошли, кажется, на Магадан. Народ очень возмущался. Все понимали, что оставаться на Кольской при буксировке по Охотскому морю в декабре очень опасно. Я не первый раз участвовал в буксировке буровой платформы. Но обычно мы уходили из Охотского моря не позднее 15 ноября. Никогда не осуществляли буксировку в декабре.
Слева направо - начальник буровой установки платформы "Кольская" Александр Коваленко, бурильщик Валерий Загидулин,помощник бурильщика Иван Мишинев, помощник бурильщика Сергей Грауман
Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ
- Знаю, было запланировано двигаться вдоль Курильской островов, там спокойнее. Но в последний момент переиграли и пошли морем, напрямик. Нам объяснили – так скорее. Вообще-то это компетенция капитана и представителя ОАО «Арктикморнефтегазразведка» - руководителя буксировки. В общем, мы слишком задержались. Подошли буксир «Нефтегаз-55» и ледокол «Магадан». Снимались в совершенно спокойную погоду. На всем протяжении маршрут море было чистое, без льда. Но спустя четверо суток начался шторм, а потом настоящий тайфун. Обледенеть мы не успевали, потому что так колошматило, что лед разбивался. Да что лед… Волны – 7-8 метров – срывали металлическую обшивку, били прямо в нос. Оставалось немного до Мыса Терпения – волной выбило иллюминатор в камбузе. Поставили пластырь, потом закрыли, поставив другое стекло. На палубу всем запретили выходить, выходили только вахтенные по двое – проверять крепление грузов и буровой установки. Шли с поднятыми опорами, как мы называем платформу – перевернутую табуретку. Опоры обшиты металлом высотой 9 метров – эту обшивку срывало волной. Железо рвется, ломается, начало заливать танки через поврежденные воздухоотводы.
Я вахту сдал, только пришел в каюту – было 18-е декабря, где-то 8.15 утра, звучит команда: надеть гидрокостюмы, взять спасательные жилеты и всем собраться в комнате отдыха. К тому времени платформа уже дала «SOS». Через полтора часа – следующая команда: всем подняться к вертолетной площадке. Паники не было. Чтоб утонула буровая? Невозможно. Таких случаев еще не было. Потом капитан скомандовал: всем на левый борт. И тут пошел резкий дифферент (крен) на нос. Все разбежались. ПСНов (плотов спасательных надувных) хватало, но крен был слишком большой, никто не успел ими воспользоваться. Нос уходил под воду, все полезли на корму. Туда прыгали вниз. Гидрокостюмов на всех хватило.
Буксир "Нефтегаз"-55" с вырванным бортом в порту Корсаков
Фото: Наталья ОСТРОВСКАЯ
Если бы не они, сегодня нас бы тут не было. В воде главное – плыть. Проплыл метров сто. Хорошо, рядом был «Нефтегаз-55». Оттуда кидали спасательные круги, веревки. У них борт не такой высокий, как у ледокола «Магадан». Сумел обмотаться, меня подняли. Три ребра чуть не сломали. Мы очень благодарны экипажу «Нефтегаза-55», действовали четко, надежно, аккуратно. Им надо ордена давать. Вот и вся история. Потом прилетел вертолет, и нас, четверых, доставили на берег. Как поднимали в воздух, не забуду никогда – лебедка, седушка, пальцы обморожены. И летели – то еще приключение. Должны были полтора часа, а вышло – три. Такой сильный был ветер.
Рассказ Валерия Загидулина оставляет множество вопросов: почему на платформе во время буксировки находилось 67 человек? Почему изменили маршрут? Почему вообще дотянули переход штормовым Охотским морем до декабря?.. В ближайших номерах мы попытаемся на них ответить.
Так устроена платформа. Графика Алексея СТЕФАНОВА
А в это время
Сколько нужно было буксиров?
И в семьях пропавших моряков, и в Интернете продолжают спорить, из-за чего погибла платформа. «КП» обратилась в Мурманский гостех-университет, чтобы его специалисты дали свою оценку случившегося.
- Однозначно можно сказать, что одного буксира для буровой мало! - уверен доктор технических наук Александр Папуша, зав. кафедрой механики сплошных сред и морского нефтегазового дела естественно-технического факультета МГТУ. - Потому что на одном тросе она не будет сбалансирована, начнет крутиться и может опрокинуться. В идеале нужно три или четыре буксировочных троса.
- «Кольская» - платформа самоподъемная, самостоятельно плыть не может, - подключается к разговору Андрей Шишко, старший преподаватель той же кафедры. - В идеале ее должно было перевозить грузовое судно! Не имели права тянуть ее на одних тросах.
Как говорит Александр Николаевич, «Кольскую» можно было бы вести на буксире, но только… вдоль берега, где небольшая глубина. В случае аварийной ситуации она могла поставить на дно свои ноги-опоры и оказаться в устойчивом положении. Но для «Кольской» допустимая глубина, по словам Шишко, 120 метров, а на месте ЧП, по данным «АМНГР», она достигала 1042 метров!
- Для ледовых условий северных морей октябрь - конец работы, - считает Андрей Шишко. - Но и оставлять платформу в море было нельзя. Ей бы обломало ноги впоследствии льдом. В любом случае нужно было платформу тащить, но только выбирать погоду.
- Смог ли шторм спровоцировать затопление столовой, в которой якобы волной выбило иллюминаторы?
- Волны в пять-шесть метров высотой вполне могли это сделать, - считает Александр Николаевич. - Когда платформа погружается под воду, под действием давления выскакивают автоматически плоты. Предполагается, что люди уже находятся в воде, а эти плоты их подхватывают. То есть принцип чемодана: под давлением раскрываются. А вот почему шлюпки оказались без людей - непонятно. Ведь когда прозвучала команда на покидание тонущей платформы, туда должны были зайти люди…
Компанию, которой принадлежала «Кольская», уже лишали лицензии на перевозку людей
Шесть лет назад на нее жаловались мурманские нефтяники. А теперь следствие выясняет, было ли у нее разрешение на этот раз.
Оказывается, в 2005 году на компанию «АМНГР», которой принадлежала затонувшая в Охотском море буровая платформа «Кольская», пожаловался мурманский нефтегазовый профсоюз.
- Несколько лет мы добивались организации перевозки людей самолетом на остров Колгуев, где работники ведут добычу газа, а не на понтонах. А туда притаскивали их два: один использовали в качестве плавучего причала, а на втором возили людей на берег, - рассказывает Ростислав Загороднев, представитель нефтегазового профсоюза по Мурманской области. - Между тем на Колгуеве давно существовала взлетно-посадочная полоса.
Перевозка самолетом, конечно, обходилась бы дороже, вот они и экономили. В результате проверки действие лицензии «АМНГР» на перевозку людей морским транспортом было приостановлено на три месяца. После этого мурманских работников стали отправлять на Колгуев самолетами.
Кстати, вчера появилась информация, что следователи подозревают, будто у владельцев буровой платформы «Кольская» не было разрешения государственных контролирующих служб на ее буксировку. Чтобы узнать, так ли это на самом деле, мы дозвонились до руководителя Мурманского филиала морского и речного регистра Владимира Николаева.
- Никаких комментариев я не даю, потому что идет проверка, расследование, - сказал Владимир Иванович и бросил трубку.
Формально «АМНГР» (компания, которой принадлежала платформа) могла обратиться за согласованием и в Северо-Восточный филиал Морского регистра, который расположен в Петропавловске-Камчатском.
- К нам никаких заявок не поступало, - прокомментировал глава ведомства Владимир Краснов. - Вообще такие вещи у нас строго проходят. Любое обращение мы должны отправлять в главное управление, которое находится в Санкт-Петербурге. Заявки не было, соответственно мы не ставили в известность управление и не проводили освидетельствование на перегон. Я могу отвечать за своих работников. По идее «АМНГР» могла обратиться в любое близлежащее отделение регистра. На тот момент мы были к ней ближе всего. Но к нам она не обращалась.
Оксана ПЕТРОВА, Анна ВАЛЕНТИНОВА («КП» - Мурманск»)
В ТЕМУ:
Найдены тела еще пятерых погибших с «Кольской»
Таким образом, число пропавших без вести после крушения платформы уменьшилось до 37 человек: 14 человек были спасены в первые часы послекатастрофы, 11 тел погибших были найдены в период 19-20 декабря и доставлены на остров для опознания, пятеро погибших найдены сегодня (далее).
Спасенный бурильщик с «Кольской» Виталий Логанов: "Мне повезло, я всего час пробыл в воде!"
"Комсомолка" дозвонилась до очевидца катастрофы на буровой платформе0
Виталий Логанов на "Кольской" работал помощником бурильщика.
Фото: Фото из архива семьи Логановых.
Анна ВАЛЕНТИНОВА — 21.12.2011 16:46
Одним из 14 спасенных во время катастрофы на буровой платформе "Кольская" оказался помощник бурильщика Виталий Логанов из Мурманска. Он попал в число тех 7 членов экипажа, которых эвакуировали с места ЧП на буксире "Нефтегаз-55". Еще трое, включая старпома Игоря Сухомлина, оказались на ледоколе "Магадан". А четверых наиболее пострадавших бурильщиков доставили на Сахалин еще в воскресенье на вертолете.
Вчера "Нефтегаз-55" наконец-то пришел в сахалинский порт Корсаков. Виталий Логанов сейчас находится в местной больнице. Нам удалось до него дозвониться. Номер мобильника мы узнали от его друга.
- Ну, как вы себя чувствуете? - спрашиваю Виталия.
- Нормально, - немногословен 26-летний мурманчанин.
- Что там случилось? Как спаслись? Долго ли в воде пробыли? – засыпаю земляка вопросами.
- Толком ничего не помню. Все как в тумане. Помню, что доплыл до спасательного круга, который кинули с «Нефтегаза-55». Это было, кажется, недалеко…, - отвечает Виталий. Голос его звучит очень слабо, как будто из воды парня достали только что. Слышно, что далось ему все это нелегко.
- Долго в воде пробыли?
- Мне сказали, что я час на волнах болтался. Еще повезло, некоторые по четыре часа находились в Охотском море. Извините, я только из прокуратуры пришел, нет сил и желания сейчас разговаривать, - признается Виталий.
Пожелаем нашему земляку и другим выжившим скорейшего выздоровления!
От мурманского врача, пропавшего в Охотском море, пришло СМС родным
Информацию об этом "КП" передала спасателям
Дмитрию Свистунову пришло СМС от отца, пропавшего в Охотском море.
Фото: Елена КОВАЛЕНКО
Оксана ПЕТРОВА — 22.12.2011 11:22
С редакцией "КП"-Мурманск" связался Дмитрий Свистунов, сын Николая Свистунова, судового врача, который работал на платформе «Кольской». Доктор сейчас числится как пропавший без вести.
По словам Свистунова-младшего, вчера ночью они получили от отца SMS-сообщение странного содержания: *728#. Дмитрий позвонил оператору МТС, у которого и был зарегистрирован телефон Николая Васильевича. Там всего лишь подтвердили, что такое сообщение действительно было отправлено номера Свистунова, который был зарегистрирован в Магадане. Однако больше ничем помочь не смогли.
- Не подскажете, как нам выяснить источник и смысл этого сообщения? - спрашивает Дмитрий. - Мы уверены, что телефон был только у отца.
Корреспондент "КП" позвонил спасателям на Сахалин и передал эту информацию. Нам пообещали, что возьмут ее на вооружение.
- Скорее всего, сообщение просто было доставлено с задержкой, - думают в пресс-службе ГУ МЧС России по Сахалинской области. - Среди опознанных моряков Свистунова не было. Но время отправки SMS примерно совпадает со временем прибытия в Корсаков судна «Смит Сахалин» с телами погибших на борту. Однако Свистунова среди опознанных нет.
Сергей Костенко, который годами работает в море, тоже сомневается, что человек только сейчас отправил СМС.
- Как я понял из новостей, платформа была в 200 километрах от вышки. Связи там не было — это сто процентов, - уверен Сергей. - Но она могла появиться ближе к суше. Но в любом случае, он отправил смс, а оно дошло только тогда, когда телефон попал в зону действия Сети. Но я сомневаюсь, что телефон вообще «выжил» в такой холодной воде, даже если он был под гидрокостюмом. Насколько бы ни была хорошая батарея, она все равно разрядится в таком холоде через пять-шесть часов.
Мы и сами набрали указанный в письме Дмитрия номер. Через какой-то шум ответила девушка: «Номер не обслуживается», и связь прервалась. Что все-таки это было? Реальное сообщение от человека где-то на плоту посреди моря или ошибка связи? Будем надеяться на лучшее...
КОММЕНТАРИЙ МТС
Телефон дал понять, что он в сети
В компании МТС после нашего сообщения проверили все звонки с SIM-карты доктора Свистунова.
- С 9 декабря абонент телефоном не пользовался. А 22 декабря его жене поступило служебное SMS-сообщение о том, что номер, на который она звонила ранее, находится в сети. После подъема тел погибших телефон мог зарегистрироваться в сети самостоятельно, если находился в герметичном пакете или кармане. Возможно, мобильник включали следователи, чтобы определить номер его SIM-карты и телефоны родственников. Мы выражаем сочувствие всем людям, потерявшим близких в ужасной трагедии на платформе «Кольская»!
Спасшийся с «Кольской» Дмитрий Поляков: - Ромка ударил меня и вывел на палубу!
Своим спасением парень обязан матросу Роману Тихонову
В 2010 году Дмитрий Поляков стал мужем и отцом.
Фото: Елена КОВАЛЕНКО
Анна СОЛОВЬЕВА — 22.12.2011 15:51
О том, что произошла трагедия на буровой платформе, Ольга Полякова узнала от свекрови. Признается, что сейчас находится в отпуске по уходу за ребенком, поэтому ей даже телевизор некогда посмотреть. Вот и в воскресенье, переделав все домашние дела, она от усталости уснула рядом со своим малышом, спала так крепко, что даже не с первого раза услышала звонок.
- Звонила свекровь, она живет в Геленджике, она рассказала про ЧП на буровой и сразу предупредила, что Дима наш жив. Я даже испугаться не успела! Тут же и Дима позвонил. Сказал, что с ним все в порядке, но таким слабым голосом... Он был практически без сил и психологически очень подавлен.
Кстати, по словам Ольги, своему спасению старший электрик СПБУ «Кольская» Дмитрий Поляков обязан своему земляку - матросу Роману Тихонову. Тому было 40 лет, морской опыт богатый.
- Когда началась эвакуация, я запаниковал - не знал, куда бежать, - пересказывает слова мужа Ольга. - Тут по плечу меня Ромка ударил и говорит: «Беги за мной!», и вывел меня на палубу. А потом крен платформы и все оказались в воде!
Оля переводит дух после рассказа…
- Вчера Дима сказал, что те, кто спаслись, ходили на опознание тел, и он увидел Рому. Низкий поклон этому человеку. Никогда его не забудем. На мой вопрос, какая соломинка тебя спасла, Димка ответил просто: «Я ни о чем не думал, только греб и греб, и смог залезть на корабль». Целый час провел в воде.
- Что, по-вашему, еще помогло ему спастись?
- Рвение к жизни. Ему всего 25 лет. В 2010 году Дима стал мужем и отцом. Я же всегда ему говорила: у нас будет большая многодетная семья – с тремя детьми! Так что он свою миссию еще не выполнил, ведь у нас пока только Максик, которому 30 декабря исполнится годик, - улыбается Ольга. – Помогло и то, что до поездки на буровую у них проходили учения в гидрокостюмах, и Дима показывал хорошие результаты. Это, к слову, его второй рейс.
В настоящее время жизни Дмитрия Полякова ничего не угрожает, самочувствие удовлетворительное. После обследования в больнице его разместили в гостинице в Корсакове. По словам Ольги, около гостиницы дежурят полицейские – матросам и бурильщикам запрещено общаться с журналистами, рядом стоит карета «Скорой». Домой Поляков попадет уже завтра. И первым делом планирует встретиться с семьей своего спасителя Романа Тихонова.
российска классика за последние пару десятков лет пополнилась еще одной бедой,- "эффективный менеджмент" на пиндософский манер(. зачастую по их "образовательным" программам "подготовленный".(
ОтветитьУдалить