воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Перевернутые святки


23.12.2011

Споры о том, какой календарь правильнее – юлианский или григорианский, – длятся давно и могут длиться еще столько же времени ровно с тем же успехом. В общем-то, никому из верующих разница календарей не мешает: у католиков и протестантов свои праздники, у православных – свои. Бывают разногласия и похлеще. Идти всем одной колонной – а зачем, собственно?
Но есть одно исключение…
Странные каникулы
Рождество – самый популярный праздник христианского (и не только христианского) мира, давно уже перешедший церковные границы. Весь мир празднует его 25 декабря. Когда Русская церковь была еще не отделена от государства и Россия жила по старому стилю, у нас этот праздник тоже приходился на наше 25 декабря и начинал собой святки – период зимних праздников от Рождества до Крещения, внутри которых вполне органично помещался светский Новый год.
А потом большевики разделили Церковь и государство, в начале 1918 года страна перешла на новый стиль и пошла в ногу со всем миром. А Церковь продолжала отмечать свои праздники по юлианскому календарю. В результате Новый год предварял Рождество и приходился на самую строгую неделю Рождественского поста, когда совершенно не до праздников. Пока государство было безбожным, а Церковь находилась в полукатакомбном состоянии, такое положение устраивало всех. Государство могло лишний раз затруднить жизнь верующих, подталкивая присоединиться к ликующей державе, а православные ощущали свою высокую обособленность от безбожного государства. В результате получался совершенный консенсус.
Однако потом пришли новые времена, и теперь Церковь если и не слилась с государством (не дай нам Бог еще такое увидеть!), то, по крайней мере, им уважаема. До такой степени, что указом президента РФ у нас даже введены святочные каникулы. В результате получилась совершенно безумная схема, причем безумная как для православной, так и для остальной части общества.
Если бы все шло как положено, то зимние праздники начинались бы с сокровенного и светлого Рождества и шли бы дальше, освещенные его тихим сиянием. Глядишь, и в Новый год пили бы меньше, а может статься, и телепрограммы не достигали бы таких зияющих высот пошлости. По поводу Рождества пошлить неуместно, а к Новому году и авторы телепрограмм, и зрители уже бы подустали.
Теперь же праздники стартуют пьяным и пошлым Новым годом, и народ, начавший пить 1 января, к седьмому числу уже просто не в состоянии что-либо праздновать. Да и на работу скоро, так что пора потихоньку завязывать с торжествами. Что получается? Вместо святок – пустые пьяные новогодние каникулы, стертый, почти незаметный рождественский день, и сразу вслед за ним начало трудовых будней. Православным же отмечать Новый год, строго говоря, вообще бы не следовало – какие праздники на самой строгой неделе поста, да еще под изливаемую с телеэкранов муть? И они либо сидят за праздничным столом с осознанием своей греховности, либо попросту спят. Чем они занимаются в каникулы, большую часть которых тоже веселиться не положено, – непонятно. Наверное, генеральной уборкой и прочими трудами праведными. А все праздники для них умещаются вместо десяти дней в три дня. В результате большая часть общества остается без Рождества, а православные – без Нового года. Ну, а святок при таком положении нет ни у кого.
Календарь и любовь
Основной-то парадокс заключается в том, что для того, чтобы разрулить ситуацию, вовсе не надо даже менять календарь. Праздник Рождества календарно не привязан к дню рождения Иисуса Христа. Он, этот день рождения, попросту неизвестен. Ну не было у иудеев такой привычки его праздновать, что поделаешь… По расчетам Иоганна Кеплера, великая дата вообще приходится на ноябрь.
Лишь во II веке, в полемике с гностиками, по сути, отрицавшими то, что Бог стал человеком, был установлен праздник Явления, которым одновременно отмечалось и рождение Христа, и Его крещение. И только в середине IV века эти два праздника были разделены. Сначала это произошло в Римской церкви. Крещение, по-прежнему называвшееся еще и Богоявлением, стали праздновать 6 января, а Рождество перенесли на 25 декабря, на день зимнего солнцестояния.
Этот день имеет сакральный смысл практически для всех мировых религий, и его празднование уходит корнями в незапамятную древность. В Риме в эти дни проходили сатурналии – грандиозные торжества в честь бога Сатурна. В те же дни почитатели солнечного бога Митры также праздновали рождение своего бога. А, как показывает многовековая практика, у народа можно отнять многое, но не привычные праздники. И Церковь разумно воспользовалась возможностью наполнить старые языческие торжества новым содержанием.
Как видим, Рождество – праздник не календарный (в отличие от Пасхи), а символический. И вот какая разница – по которому из календарей вычислять наступление сатурналий? Почему нельзя повторить в XXI веке то, что уже было сделано один раз полторы тысячи лет назад – не меняя календаря, просто передвинуть праздник Рождества? Он ведь к реальным датам совершенно не привязан. Так почему бы не наполнить неоязыческие торжества христианским содержанием, как уже было один раз сделано?
Это ведь все не так просто, как кажется. «Перевернутые» святки работают против Православия, отделяют православных от остального народа, загоняют их в пещеру. Но ведь сказано: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5,15). А у нас вместо рождественской свечи зимний праздник освещает бенгальский огонь.
Те, кто регулярно приходит в храм, постоянно слышит в проповедях, что любовь превыше поста. Что же получается: календарь превыше любви?
Переносить нельзя терпеть
Отчего же священноначалие ничего не предпринимает? Оно уж всяко знает изложенное выше не хуже нас, грешных. Тем более ни патриарха Алексия, ни патриарха Кирилла ни один недоброжелатель еще не обвинил в русопятстве. В экуменизме, западничестве – да, обвиняли неоднократно, но только не в консерватизме. По логике вещей, уж они-то должны были бы стремиться к единению с Западом. В чем же дело?
А дело, полагаю, совершенно не в богословии, а в вещах куда более земных и конкретных. В первую очередь во взаимоотношении священноначалия и паствы. В 20-е годы уже была предпринята попытка такого переноса – однако церковный народ ее не принял. Тогда, впрочем, были для этого вполне конкретные причины, которых сейчас нет. Нынче и Церковь другая, и народ другой – но гарантии, что все пройдет спокойно, по-прежнему не имеется. Потому что среди паствы едва ли многие знают историю праздника, а вот готовых поднять бучу по поводу «вражеских козней» – куда больше, чем хотелось бы иметь. Достаточно вспомнить историю с тремя шестерками, которые кто-то бдительный углядел в налоговом номере – ведь совершеннейший бред, а вызвал настоящий шторм и рождение секты, с которой теперь не совсем понятно что делать.
Как говорил один известный всем деятель (неверующий, однако умный!), «нельзя жить в обществе и быть свободным от общества». И наша паства представляет собой ничуть не менее печальное зрелище, чем наш электорат, увы… Никакое образование, даже самое высшее, не является гарантией от обрядоверия, идолопоклонства, слепого послушания, наконец, обыкновенного тупого фанатизма. Кто не верит, может пройтись по православным интернет-форумам и убедиться своими глазами.
Ну, и в вождях смуты тоже недостатка не будет. В Церкви хватает разного рода обновленцев, упертых консерваторов, «старцев», предвещающих конец света, диссидентов, хитрых политиков… много кого! Значительная часть этой публики ведет свою игру и, случись что, радостно рванет в раскол, увлекая за собой своих последователей. Тем более что быть руководителем собственной маленькой секточки во многих отношениях и удобней, и приятней, и выгодней. Их-то самих не переубедишь, ибо ведают, что творят, а вот людей, которые пойдут за ними – тех жалко, и с весов, на которых взвешиваются решения, не сбросишь. А перенос праздника – это повод, и еще какой!
В XVII веке сходные, хотя и куда меньшие причины вызвали раскол, следы которого не изгладились и сейчас. Но тогда на стороне патриарха было государство со всей своей мощью, так что раскольников все же быстро изолировали и в основном преодолели. А что будет теперь? Много что может случиться, но уж точно, что ничего хорошего, особливо при нашей трепливой свободе слова, и в основном слова пакостного…
Вот и получается, что приводить святки в порядок надо, но нельзя. И вырастает над всем этим извечный русский вопрос: а что делать-то?

5 комментариев:

  1. Шрифт увеличил. Ал хороший текст. но вот ленишся, к нему моно таких картинок красивых прилепить! ОГо! хотя пы две!!

    ОтветитьУдалить
  2. действительно неправильная традиция.

    а картинки вовсе и не нужны,- информации никакой не дадут, а загрузят основательно восприятие!

    для пошлых стишкоф может и нужны иллюстрации, здесь нет.

    ОтветитьУдалить
  3. по-поводу: если человек религиозен, то он дожен жить в согласии со "своими" канонами, пример: христианство - 10 заповедей или посты - КТО ВЫПОЛНЯЕТ, А?
    то-то же. учитесь для начала слушать самих себя, а потом мир менять можно вокруг себя.

    ОтветитьУдалить
  4. Интересная статья. Стоит над чем задуматься. Давненько таких не было.

    ОтветитьУдалить