пятница, 9 сентября 2011 г.

Эволюция болидов Формулы 1

В данной статье кратенько накидана история развития болидов формулы 1 на примере отдельно взятых машин.

Официально Формула 1 берёт своё начало в 1950 году, в котором чемпионом стал итальянец Джузеппе Фарина на Альфа Ромео.

Итак, приступим:)
Феррари 500 (Ferrari 500) — 1952 г. (Италия)

Первые два сезона в Формуле 1(1950–1951) остались за командой Альфа Ромео.

Но после ухода из гонок Альфа Ромео, команда Феррари (Ferrari) выглядела более уверенно и доминировала над остальными участниками в следующих сезонах, так как была единственной из команд, которая спроектировала автомобиль специально для этих правил.

В 1952 году итальянец Альберто Аскари за рулём Ferrari 500 стал чемпионом, выиграв шесть из семи гонок.
 Болид имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 170 л.с. при 7200 об./мин, трубчатое шасси и задний мост типа «Де Дион».

Cooper Climax T51 — 1959 (Великобритания)

В 1959 году революцию среди болидов совершила команда Купер, построив первый заднемоторный болид. Купер T43/T51 славились очень хорошей управляемостью, но слабым мотором. Результат не заставил себя долго ждать и в двух последующих годах (1959–1960) Джек Брэбэм стал чемпионом. В 1961 году уже все участники чемпионата перешли на заднемоторную конструкцию автомобилей.

Объем двигателя составлял всего 1960 куб.см, что, разумеется, не соответствовало большим возможностям машины. С 1959 года применялся четырехцилиндровый двигатель Climax (2495 куб.см) мощностью 240 л.с. при 6750 об/мин.

Ferrari 156 F1 ‘Sharknose’ — 1961 (Италия)

Команда «Ferrari», пожертвовав сезоном 1960 года, подготовила к 1961 году заднемоторную модель «-156», оснащенную совершенно новым двигателем V6, мощность которого достигала 180, а позже — и 190 л.с. На нем Фил Хилл завоевал звание чемпиона мира.


До 1973 года кузов делался из алюминия. Шестицилиндровый двигатель (угол между цилиндрами 120 градусов) имел объем 1498 куб.см. Мощность составлял 190 л.с. при 9500 об/мин.

Lotus 25 — 1963 (Великобритания)

Большой скачок в развитии шин, а также новые правила в 1961 году вынуждали проектировщиков Формулы 1 придумывать все более прочные, и в то же время более легкие болиды.

В 1963 году команда Лотус (одна из ведущих команд Формулы-1 в 60-е и 70-е годы) впервые использовала в конструкции автомобилей монокок, заимствовав такую конструкцию из авиационной промышленности.

Колин Чепмен придумал инновационную идею для своего нового автомобиля Формулы-1.

Хотя принцип конструкций с несущим кузовом не был нов, использование его для построения одноместного гоночного болида было в первый раз.

Проект Чепмена состоял из двух алюминиевых понтонов, которые сформировали стороны автомобиля. Эти две структуры скреплялись вместе, создавая трубчатую конструкцию, которая вместе с нижними рамами для передней и задней подвески сформировала шасси. Установленный двигатель V8, также придавал дополнительную конструкции. Алюминиевые понтоны использовались как топливные баки, улучшая сцепление.
Этот автомобиль сразу оставил позади всех конкурентов. Обтекаемая форма, малый вес и большая надежность восьмицилиндрового двигателя Climax (195 л.с. при 8200 об/мин) сделали его непобедимым оружием Джима Кларка, который в 1963 году стал на нем чемпионом мира.

Matra MS 80 — 1969 (Франция)

За первые пятьдесят лет автомобилей Франция была значимым игроком в международном гоночном мире, представленном легендарными изготовителями как Ballot, Delage и Bugatti. Ни один из них не пережил первые годы после второй мировой войны. К 1960-ым лидирующие позиции в гонках Формула 1 занимали Ferrari с одной стороны и Британцы Cooper, BRM и Lotus с другой. К сезону 69 года команда построила блестящий болид, на котором Джеки Стюарт уверенно выиграл чемпионат.


Tyrrell P34 — 1976 г. (Великобритания)


Пожалуй, одним из самых необычных болидов в истории был шестиколёсный P34 команды Tyrrell. В конце 1960-ых начале 1970-ых в автомобилестроение пришло понимание важности аэродинамики. Основными ключевыми факторами теперь были прижимная сила и скольжение; прижимную силу старались увеличить, в то время как скольжение пытались максимально избежать.


Дерек Гарднер в 1976 году спроектировал новый автомобиль Формулы 1, основанный на идее уменьшения скольжения, при этом, не теряя прижимной силы. Гарднер понял, что такой эффект он может получить, уменьшив диаметр передних колес, и вместе с поставщиком шин Goodyear развивал10-дюймовый вариант переднего колеса. Основная особенность задумки Гарднера была снабдить новый гоночный автомобиль четырьмя передними колесами, чтобы компенсировать потерю сцепления. Инновационные шестиколесный проект Tyrrell P34 ошеломил даже самых посвященных лиц спорта и что удивительно все это еще и работало.

Renault RS01 — 1977 г. (Франция)

Эпоха двигателей с турбонаддувом началась с приходом Renault в Формулу 1. В 1977 году модель Renault RS01 впервые приняла участие в Гран при Англии. Преимущества турбокомпрессора с передаточным соотношением 1:2 по сравнению с традиционными моторами Cosworth и Ferrari были очевидны.


На Renault RS01 устанавливался шестицилиндровый V-образный двигатель (1492 куб.см), развивающий мощность около 500 л.с. при 11000 об/мин. В первой модели применялась одноступенчатая система турбонаддува. В начале своей карьеры Renault RS01 был хронически ненадежным и заработал прозвище «желтый заварной чайник», данное ему конкурирующими командами.

Lotus 79 — 1978 г. (Великобритания)

Со второй половины 1960-ых аэродинамика становилась все более значимой характеристикой для проектировщиков гоночных автомобилей. На гоночных автомобилях Формулы 1 появились спойлеры и аэродинамические крылья, которые создавали прижимную силу и увеличивали стабильность на высоких скоростях.

Несколько лет спустя основатель Lotus и главный проектировщик Колин Чепмен нашел иной способ увеличить прижимную силу, не используя дополнительные вентиляторы. Он сконструировал особый профиль крыла, вследствие которого воздух под автомобилем ускорялся, создавая область более низкого давления.

Марио Андретти выиграл на Lotus шесть гонок Гран при и стал чемпионом мира.

Характеристики:

Двигатель: Ford Cosworth DFV, 3.0 л, 465 л.с. V8, 90°, атмосферный,

Трансмиссия: Hewland FG 400, 5 скоростей ручная

Ferrari 312T4 — 1979 г. (Италия)

К 1979 году Ferrari с помощью компании Fiat и Pininfarina адаптировала успешную модель Ferrari 312T к использованию эффекта прижимной силы, даже при том, что относительно широкий плоский 12-ти цилиндровый двигатель не учитывал трубки Вентури, столь широко используемые у конкурентов.

Хоть не столь быстрый как Renault на прямых участках и не столь быстрый в прохождении поворотов, как модели, использующие прижимной эффект, высокая надежность и бойцовские качества Ferrari 312T4 позволили команде Ferrari еще раз одержать победу в чемпионате мира еще завоевать кубок конструктора.

Это была последняя победа Ferrari в 20 веке.

Williams FW07 — 1980 г. (Великобритания)

Одержав на этой машине пять побед на Гран при в сезоне 1979 года, австралиец Алан Джонс стал в 1980 году чемпионом мира. Это был удивительно надежный автомобиль, 21 раз приносивший зачетные очки в первенствах мира.



McLaren Mp4/4 — 1988 г.

Сезон 1988 года был последним годом для турбо-двигателей.

Конец 1980-х и начало 1990-х годов прошло под знаком легендарного противостояния Айртона Сенны и Алена Проста. Именно из-за него сезон 1988 многими признается лучшим в истории чемпионатов мира.


Один из самых успешных гоночных автомобилей в истории Формулы-1. На нём гонщики McLaren выиграли 15 из 16 гонок в сезоне 1988 года, завоевав 199 очков.

Характеристики:

Двигатель: Honda RA168E, 1.494 см³, 680 л.с. при 12.500 об./мин., V6 (80o), турбо (огр. 2.5бар)

Трансмиссия: McLaren /Weismann, из магниевого сплава, 6 скоростей + 1 задняя, механическая

Williams FW 18 — 1996

FW18 стал одним из самых успешных автомобилей в истории Формулы-1. Он позволил команде в 1996 году выиграть Кубок конструкторов с 12 победами в 16 гонках. Деймон Хилл стал Чемпионом мира, дебютант Формулы-1 Жак Вильнёв, одержав 4 победы, стал вторым в зачёте пилотов.

Характеристики:

Двигатель: Renault RS8/RS8B, 3.0 л, V10, (67°), атмосферный,

Трансмиссия: Williams, 6 скоростей + задняя передача, полуавтоматическая

Ferrari f2004 — 2004 г.

Для большинства людей Формула1 ассоциируется с Михаэлем Шумахером и Ferrari.

Начало 21 века ознаменовалось новой эпохой. Семикратный чемпион стал самым титулованным гонщиком за всю историю, а команда Ferrari стала символом Формулы 1. В период с 2000 по 2004 год, на протяжении 5 лет подряд, Ferrari выигрывала чемпионат. В 2004 году Ferrari и вовсе выиграла 15 гонок из 18-ти.
Характеристики:

Двигатель: Ferrari 053, 3.0 л, V10, (90°), атмосферный,

Трансмиссия: из титанового сплава с углеродными вставками, 7 скоростей + задняя передача, полуавтоматическая.

Red Bull RB6 — 2010 г.

Главным сюрпризом 2010 года стала потрясающая скорость команды Red Bull. Благодаря гению Эдриану Ньюи, команда смогла построить болид, который уверенно выиграл чемпионат, а Феттель стал самым молодым чемпионом Формулы 1 за всю историю.


Характеристики:



Двигатель: Renault RS27 (90°) 2.4 л V8, ограничение в 18000 об/мин

Трансмиссия: 7 скоростей + 1 задняя передача, продольная, с гидравлической системой для повышения передач и сцепления.

В завершение хотелось сказать, что Формула 1 была и остается, прежде всего, спортом высоких технологий. За 60 лет своей истории Формула 1 проделала гигантский путь от примитивных переднемоторных машин до супермощных и быстрых болидов, использующие самые последние достижения в области науки и техники.

http://www.idrive.kz/clubs/auto-history/evoljucija_bolidov_formul_1

http://formula1retro.ru

http://ru.wikipedia.org

6 комментариев: