четверг, 2 февраля 2012 г.

Сверхмарафон

Грек Фидиппид, принесший в Афины весть о победе над персами и тут же испустивший дух от перенапряжения, был первым сверхмарафонцем. До начала битвы он был послан в Спарту с просьбой о помощи, но вернулся, преодолев в оба конца почти 500 километров, ни с чем. Фидиппид принял участие в кровопролитном сражении, после чего, раненый и обессиленный, бегом отправился в столицу. Нынешние спортсмены в сражениях не участвуют, но расстояния покрывают не меньшие.


Тренер сборной России по сверхмарафонскому бегу Наиль Забаров отыскался в Инсбруке, на юношеской Олимпиаде. 51-летний москвич, признанный Между­народной ассоциацией сверхмарафона лучшим в истории тренером национальной команды, оказался там в качестве журналиста. Забаров уже 21 год работает с нашими сверхмарафонцами на общественных началах — ставка для него в Центре сборных команд не предусмотрена. Наилю обидно, ведь его подопечные постоянно завоевывают медали и ставят рекорды. Однако сверхмарафон — неолимпийский вид спорта, поэтому финансируется по остаточному принципу.

— Это во всем чувствуется: экипировка, сборы, фармакология, — говорит Забаров. — Вообще-то, в легкой атлетике есть немало неолимпийских дистанций. Например, взять чемпионат мира по кроссу. Попробуйте выиграть! Кросс труднее выиграть, чем олимпийскую «пятерку» или «десятку». От страны шесть человек бежит, а это и марокканцы, и эфиопы, и эритрейцы, и купленные западными странами кенийцы. На Олимпиаде от каждой страны участвуют три человека, да еще кто-то из них в финал может не попасть. А тут шесть, и сразу в финале!

Сверхмарафон — это все, что превышает официально утвержденную дистанцию 42 километра 195 метров. Под эгидой Международной федерации легкой атлетики проводятся соревнования на 50, 100 километров и суточный бег. В последней дисциплине побеждает тот, кто больше пробежит за 24 часа.


— Многодневные сверхмарафоны не входят в число официальных соревнований. Как правило, они считаются коммерческими турнирами, — рассказывает Забаров. — К примеру, наш Анатолий Кругликов из Смоленской области выиграл «Транс-Австралию» протяженностью около 4000 километров. В 1994 году я был с ним на острове Тасмания, и он там тоже выиграл многодневный марафон, опередив величайшего спортсмена — грека Яниса Куроса.

Многодневные соревнования проводятся в самых разных местах. К примеру, пробег из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк протяженностью около 5000 километров проходит по остаткам легендарной трассы 66. Многодневка обычно разделена на этапы по 50–100 километров в день, вечером отдых.

Что заставляет людей заниматься этим изматывающим спортом?

Как правило, это люди физически одаренные, очень выносливые и здоровые. Не надо быть сверхталантливым, не надо быть сверхскоростным, надо обладать отличным здоровьем. Ну а движет ими в первую очередь тщеславие: я сделал то, что не могут другие. Многие из них — неудачники в других видах бега, лыжных гонках и биатлоне. У нас скорость ниже, поэтому человек спокойно может выполнить норматив мастера спорта. А в марафоне, к примеру, не мог. В 90-е годы сверхмарафонские дистанции ввели в единую классификацию на присвоение спортивных званий, и это стало громадным стимулом.

Не забудем и о финансовой составляющей — призовых. Пусть они небольшие, но свою роль играют.

А о каких деньгах идет речь?

Победитель «Транс-Австралии» получил 50 тысяч долларов, «Транс-Тасмании» — 30 тысяч. Но такие соревнования не каждый год проводятся.

Зато, наверное, от участников отбоя нет?

Сегодня один из самых популярных стартов — многоэтапная гонка протяженностью 240 километров — проводится в Сахаре, французы называют его Marathon des Sables. Вот там собираются 2500–3000 человек. А так нет.


350 раз мимо одной скамейки


Как готовится сборная страны и что делает главный тренер?

Я отвечаю за селекцию, занимаюсь административной работой, консультирую — часто тренеры на местах допускают совершенно нелепые ошибки. Они считают, что главное — больше бегать, и просто губят спортсмена. В команде двенадцать человек и двое запасных, поровну мужчин и женщин. Для тренировок часто используем другие виды бега: марафон, полумарафон, для поднятия скоростной выносливости — 10 000 метров по шоссе. Часто проводим сборы в горах на высоте от 1000 до 2500 метров. Министерство спорта оплачивает нам три-четыре выезда в Кисловодск в год. Уровень эритроцитов в крови растет, мышцы привыкают к нагрузкам. Человек — такое животное, которое осваивает и переваривает все.

Все сверхмарафонцы — профессионалы?


Многие спортсмены числятся у себя дома в школах высшего спортивного мастерства, получают там какую-то небольшую стипендию. Но есть и те, кто бегает, не прерывая работы. В 90-е годы наше поколение ни в каких школах не числилось и старалось заработать на коммерческих стартах — их тогда было очень много. Сейчас, конечно, этого на жизнь не хватит.

Прошлый чемпионат мира у мужчин выиграли американцы, до этого — англичане. Очевиден интерес к сверхмарафону в этих продвинутых в легкоатлетическом отношении странах. Мы же лучшие за всю историю. У нас более тридцати побед на чемпионатах мира в личном и командном зачете. Столько же раз мы выигрывали и первенства Европы. В прошлом году в голландском Винcхотене наши девочки выиграли все: Марина Бычкова — чемпионат мира и Европы (соревнования совмещены. — «РР») в личном зачете, команда — тоже. Итого четыре золотые медали. Мужчины стали вторыми в Европе и четвертыми в мире.

А удобно зрителям наблюдать за соревнованиями?

Как правило, супермарафонцы бегут по кругу протяженностью три-пять километров. Это относится и к суточному бегу. Рядом с трассой стоят палатки, кафе, зрители отдыхают. Есть еще и соревнования в залах, где длина круга 200 метров.


Но это же психологически трудно — кружить по одним и тем же местам, пробегать мимо одной и той же скамейки 355 раз?

Да нет, психика позволяет. Спортсмен не думает о том, куда он поедет с женой отдыхать, что будет делать послезавтра. Обычно он сосредоточен на нескольких вещах: как далеко я оторвался от остальных или, наоборот, каким я бегу, что на данный момент с самочувствием. На сколько еще мне хватит запаса сил? Ну, и надо усиленно шевелить колготками, как мы говорим, то есть ногами.

Наверное, через некоторое время перестаешь многое замечать, сознание от нагрузки притупляется?

Это неправда. Тренеры все время дают тебе информацию, и это некий стимулирующий фактор. То есть постоянно приходится оценивать: так, я прошел полтинник — как себя чувствую? Или: я иду в десятке, надо прибавить, чтобы вырваться вперед…

Откуда брать резервы?

Если учитывать, что в обычной жизни мы используем тридцать процентов возможностей, то тут — больше. К тому же есть немалый стимул: спортсмен из заштатного местечка, какого-нибудь Мухосранска, приехал и пробежал на чемпионате России в суточном беге дистанцию 200 километров. Да это предмет особой гордости — и за себя, и за город!

Главное — держать один темп бега?


Почему, можно и переключаться. Важно еще до старта понимать, выдержат ли связки, удастся ли преодолеть мышечный болевой порог. Иногда от боли бедра просто отваливаются. Бег ведь бедровой, не на носочках. Нужно еще уметь правильно восстанавливаться.

Существует магия длинных дистанций. Обычный человек пробежал пять километров — и уже задыхается, а тут сто! Которые проходятся к тому же на достаточно высокой скорости: быстрее четырех минут на километр у мужчин, чуть больше четырех минут у женщин.


Бежать в средней полосе России и в тропиках — разные вещи. Надо ведь проходить акклиматизацию…

В идеале да, но у нас не так много средств. Горы — лучшая подготовка. Кстати, самый популярный сверхмарафон с большим призовым фондом проводится в Южной Африке и называется Comrades. Это самый представительный сверхмарафон в мире по числу участников. Он собирает около 25 000 человек. В один год спортсмены бегут из Дурбана в Питермарицбург, на следующий год обратно. Дистанция составляет 89–91 километр. По популярности этот марафон уступает в ЮАР только регби. Телевидение все двенадцать часов ведет прямую трансляцию с дистанции, и вся страна сидит и смотрит.

Наверное, побеждают африканцы, ведь у них есть генетическая предрасположенность к бегу на дальние дистанции?

Африканцев не хватает на всю трассу. Они очень хорошие марафонцы, к тому же живут на высоте. Но в энергетическом обеспечении и физической выносливости они уступают белым атлетам. Их хватает километров на восемьдесят. Comrades проводится почти 90 лет, и рекорд как у женщин, так и у мужчин принадлежит россиянам: сестрам Нургалиевым и Леониду Швецову из Саратова.

Питание на дистанции какое-то особое?

Как правило, на пятом и десятом километрах при десятикилометровом круге развернуты официальные пункты питания, но есть еще и столы представителей отдельных федераций. Обычно спортсмены подкрепляются энергетическими напитками, как это ни покажется странным — кока-колой, поскольку она содержит кофеин и глюкозу, быстро всасывающуюся в кровь. Иногда едят курагу, изюм, бывает, что пригодится и кусочек хлеба с солью. Лидеры обычно не останавливаются, они даже писают на ходу, но это доступно только мужчинам — есть такие приспособления. Для женщин организуются санитарные пункты, но на длинной дистанции обычно все пользуются кустиками.

А внутривенные инъекции витаминов?

Сейчас это запрещено. Международные федерации поставили вне закона любые уколы. А вот таблетки разрешены, обезболивающие, к примеру.

Существует взаимовыручка среди спортсменов?

Обычно каждый за себя. Но бывают тандемы сильных спортсменов, которые помогают друг другу на дистанции: то один выйдет вперед, то другой. При этом они могут быть даже из разных стран. Ну а разборки проходят уже на финише.

Имелась в виду взаимопомощь в человеческом смысле…

На дистанции не останавливаются: для этого есть тренеры, специальные службы, обеспечивающие соревнования, полиция, зрители, в конце концов. Если человек упал, то они вызовут врачей. А вот на дистанции бывает такое: если кто-то не успел схватить бутылочку с питьем, то с ним может поделиться другой спортсмен. А может и полупустую выбросить, ведь ты его соперник! Бывают и совсем нечестные приемы, когда пытаются срезать дистанцию. Я это просто ненавижу.

Соня Бекина, Александр Кобеляцкий, Вера Михайлова
http://www.rusrep.ru/article/2012/01/25/supermarafon/

1 комментарий: