воскресенье, 16 октября 2011 г.

Про водку



Да, бывают у нас, конечно, некоторые временные трудности, но зато есть и древний русский напиток - водка.


Поляки под конец прошлого века покусились было на святое, пытались навязать мнение, будто водку они придумали, но мы грудью встали на ее защиту, а неутомимый исследователь Вильям Похлебкин доказал: мы первыми начали! И вообще стандарт 40-градусной водки придумал не кто-то там в Польше, а наш великий химик Дмитрий Менделеев. В результате чего наш народ еще теснее сплотился вокруг стола, уставленного исконно русскими, сугубо водочными закусками.
 Но вдруг появился историк и бизнесмен Борис Родионов и со словами «А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего Похлебкина?» принялся развенчивать мифы о водке один за другим: и про древнюю ее историю, и про Менделеева, и про поляков. А недавно выпустил книгу «История русской водки от полугара до наших дней» («ЭКСМО», 2011), которая может сильно насторожить патриотически настроенных потребителей этой самой водки.

Она вовсе не наша

- Борис, как же так... Ученые-патриоты установили, что египетские пирамиды построили русские мастера, что все языки мира от русского пошли, а тут вы со своими тезисами. Водка - это, конечно, не русская идея, но довольно близко. Испокон веку мы ею гордились, а вы доказываете, что вовсе она не наш национальный напиток.




- Национальным напиток может называться только при соблюдении двух условий. Первое: каждый способен его приготовить сам в домашних условиях. Шотландец - виски, итальянец - граппу, серб - ракию. А попробуйте сделать водку. Вам придется сначала произвести ректификованный спирт 96 градусов по ГОСТу и с минимальным содержанием примесей. Но для этого вам нужна ректификационная колонна величиной с трехэтажный дом.

И второе: у национального напитка богатейшие традиции, создававшиеся многими поколениями. А у нас под словом «водка» в разные времена подразумевались совершенно разные напитки. Да, нынешняя водка - это напиток сугубо русский: он у нас придуман, у нас был поставлен на поток. Но надо иметь в виду, что произошло это всего-то чуть более ста лет назад.

Иллюстрация из книги Б. Родионова Старинные водочные этикетки были произведениями искусства


- Ну вот, приехали. А что же тогда пили триста, пятьсот лет назад?

- Совершенно другие напитки - вкусные, настоянные на травах, ягодах. А что такое современная водка? Если совсем просто - ректификованный спирт, разбавленный водой. Стало быть, она никак не могла появиться раньше, чем появилась ректификационная колонна. Первый такой агрегат, который позволял делать спирт современного качества, был представлен на выставке в Париже в 1867 году. Называлась эта штука колонна Саваля.

- Не русские ли умельцы ее представили?


- Ну что вы, вся техника в то время шла в Россию с Запада. В конце 80-х годов колонны эти попали в Россию.

- А за границей их тогда использовали с прицелом на производство алкогольных напитков?

- Да нет, конечно! Чистый спирт был нужен для промышленности.

- Но у нас-то сразу смекнули...

- Вовсе не сразу. Люди были вполне довольны теми напитками, которые пились веками и делались методом дистилляции - точно как виски. Только у виски - ячмень, у нас - рожь. И тут кому-то из наших водочных заводчиков (подозреваю, что Смирнову) пришла в голову мысль сделать напиток на основе спирта. Взял спирт, развел до 40 градусов, обработал угольком и создал прототип современной водки, назвав его «Столовое вино».


Помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»? Вот рецепт той самой анисовой, которую ключница делала
 
Химия и жизнь

- А почему не «водка»?

- Не имел такого права. Если напиток не имел в своем составе никаких примесей, не был ни на чем настоян, содержал только продукты перегонки, такой напиток на Руси всегда назывался вином. А водкой вообще поначалу именовались только лекарства. Первые упоминания водки в русских летописях связаны именно с медицинскими настойками.

- Представляю, сколько любителей выпить сейчас ухватятся за эту вашу фразу!

- Да, водка тогда была лекарством: несколько капель на стакан воды - в медицинских целях. Потом распробовали. Простой народ потреблял хлебное вино - продукт второй перегонки браги. А водкой стали называть вино, уже на чем-то настоянное, облагороженное, его пили люди состоятельные.

- А как, кстати, в ту пору крепость определяли? Спиртометров-то не было...

- Тогда не было и понятия «крепость», была «доброта вина». Чем больше спирта, тем добрее вино. Как измеряли? В специальную посудину (обычно медную) - отжигательницу - наливали напиток, доводили до кипения и поджигали. Выгорала половина - доброе вино, можно продавать. Отсюда и название - полугарное вино, полугар. Это был стандарт качества русских напитков вплоть до середины XIX века. Уже потом спиртометром была измерена крепость полугара - 37 - 39 градусов. А в 1866 году для простоты расчетов взимания акциза с алкоголя министр финансов Рейтерн Михаил Христофорович указал считать стандартом 40 градусов.

- Не Менделеев?

- Менделеев к этому вообще никакого отношения не имел. Он изучал физические свойства спирта и его растворов, не имея в виду потребительские свойства. Он и не думал, что ЭТО можно пить.

И снова нас надули...

- Странно как-то получается. Были у нас хорошие, вкусные, исконно русские напитки. А вся страна почему-то перешла на разведенный спирт...

- Не почему-то, а в результате блестящей акции молодого министра финансов Витте. С 1 января 1895 года в России ввели винную монополию. А чтобы затея выглядела пристойно, ее замаскировали под заботу о народном здравии. Дескать, все, что народ сейчас пьет, это вредно для здоровья. Ибо содержит примеси (хотя потом уже было доказано, что все эти примеси никакого негативного влияния на организм не оказывают). А мы будем вас поить чистым напитком. Построили порядка 300 спиртоочистительных заводов по всей России. Вот это и есть дата рождения современной водки - 1895 год. При этом все, что выпускалось в России до 1936 года, называлось вином, если не содержало примесей.


Писатель Борис Родионов развенчал мифы о национальном напитке


- Минуточку! А вот в «Собачьем сердце» в сцене обеда профессора Преображенского и доктора Борменталя именно водка упоминается, а там еще 36-м годом и не пахло. Ошибся, выходит, Булгаков?

- Нет, вся эта строгость с терминами была только в официальных документах. В народе разные названия были. Водка вообще слово-хамелеон: сначала лекарства, потом напиток, на чем-то настоянный, а потом для простоты все крепкие спиртные напитки. Не только наши: виски - водка, коньяк - водка. И только в 1936 году вышел ГОСТ, который все поменял. Он приказал называть водкой 40-градусный водно-спиртовой раствор. Тогда же появилась этикетка с надписью «Водка». Не как встарь - «Водка анисовая» или «Водка померанцевая», а просто «Водка». Только представьте себе: 1936 год! А люди-то думают, что мы именно это и пили на протяжении веков.

После нашей беседы Борис Родионов отправился на свою маленькую винокурню возрождать традиции русских водок. А я погрузился в тяжкие раздумья. И знаете, к какому выводу я пришел? Куплю-ка я, пожалуй, самогонный аппаратик. Наделаю хлебного вина, из него водку приготовлю (анисовую или померанцевую - пока не решил), закусок на стол поставлю, позову друзей. И выпьем мы за гибель того самого проклятого самодержавия, которое обманом вынудило великую нашу страну перейти от хороших, исконно русских напитков к разведенному спирту.

Леонид ЗАХАРОВ, Фото Милы СТРИЖ — 13.10.2011




http://www.kp.ru/daily/25770.3/2754281/

3 комментария:

  1. Плин как там что:
    всеко милей нам,
    нас восвышаючий обман!

    Сеан расоплачения.
    Милиция Андреевна Покопатько!!

    ОтветитьУдалить
  2. Да пофиг)) А Похлёбкин интересный чувак))

    ОтветитьУдалить