понедельник, 17 октября 2011 г.

Пифагорейцы


Название этой религии происходит от имени знаменитого греческого математика и философа Пифагора. Популярность его среди современников была настолько велика, что он основал “вокруг себя” коммуну единомышленников полумистического типа. Она состояла из двух кругов – ближнего (Mathematikoi) и дальнего (Akousmatikoi). Члены обоих кругов тщательно изучали суждения Пифагора и чем дальше, тем “страньше” были правила, которые им необходимо было соблюдать.

 Со временем сам Пифагор начал считать себя полубожеством и убеждать своих поклонников в возможности реинкарнации человека в различных животных. Известен случай, когда Пифагор запретил прохожему избивать собаку, потому что, по его словам, услышал, как “кричит” ее душа, бывшая в прошлой жизни человеком. От таких суждений, естественно, Пифагор и его почитатели стали строгими вегетарианцами, а в одежде “пифагорцев” обязательно должны были присутствовать зеленые листья или побеги растений. Чечевичная похлебка была запрещена (распространенный продукт в то время), так как чечевица принадлежит к бобовым, а они считались священными у великого и странного математика.
Основной “фишкой” пифагореизма было представление всего мира вокруг, всех явлений и событий с помощью цифр. Музыка, астрономия, и другие дисциплины описывались числами. К примеру, по одному из вариантов:
 

-1 – это число-основание, число-причина
-2 – женское число, число-мнение
-3 – мужское число, число-гармония
-4 – число-правосудие
-5 – число брака (2+3)
-6 – число создания (2*3)
-и так далее

Все эти числа были рациональными, поэтому было просто приспособить их к явлениям реальности. Когда же один из последователей Пифагора, Гипассус (Hippasus) обнаружил, что корень из двух является иррациональным числом, Пифагор не смог приспособить его в свою систему ценностей и прогнал дотошного ученика (по другой версии – утопил).

Из других правил, которые должен был соблюдать истинный пифагореец – никогда не перемешивать золу железным предметом, не прикасаться к белому петуху и не поднимать упавшее. Были среди всех этих чудных правил и вполне логичные – равные права для мужчин и женщин, разделение собственности среди членов коммуны.

Несмотря на монументальность своего основателя, пифагореизм как религия практически исчез сразу после смерти своего основателя, а его последователи были подвергнуты гонениям. Пифагор же был схвачен солдатами и ему было предложено два варианта – или растоптать священные с его точки зрения бобы, или умереть (ЖИЗНЬ ИЛИ ЧЕЧЕВИЦА!). Он выбрал второе… Согласно другому варианту в древнегреческих записях, Пифагор умер своей смертью в изгнании, куда попал из-за неприязни жителей города Кротон к его сообществу. Как оно было на самом деле – вряд ли мы когда-нибудь узнаем.

История пифагорейского союза
 
Основателем союза был Пифагор, сын Мнесарха, уроженец Самоса. Его расцвет приходится на время правления тирана Поликрата (ок. 530 г. до н. э.). Пифагор основал сообщество в италийском городе Кротоне. Умер он в Метапонте, куда переселился вследствие враждебного отношения кротонцев к его союзу.

После смерти Пифагора вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции и в середине V в. д. н. э. разразилась катастрофой: в Кротоне многие пифагорейцы были убиты и сожжены в доме, где они собрались; разгром повторился и в других местах. Уцелевшие были вынуждены бежать, разнося с собой учение и мистерии своего союза. Эти мистерии дали союзу возможность существовать и тогда, когда он утратил своё прежнее политическое и философское значение. К концу V в. д. н. э. наблюдается возрождение политического влияния пифагорейцев в Великой Греции: Архит Тарентский достигает большого политического значения в Таренте как военачальник и государственный деятель. С IV в. д. н. э.пифагорейство приходит в упадок, а его учение поглощается платонизмом.

 
Сам Пифагор, по преданию, не оставил письменного изложения своего учения, и Филолай считается первым писателем, давшим изложение пифагорейской доктрины. Учение ранних пифагорейцев известно нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим фрагментам Филолая, которые признаются подлинными. При таких условиях трудно с достоверностью отделить первоначальное существо пифагорейского учения от позднейших наслоений.

Есть основание видеть в Пифагоре учредителя мистического союза, научившего своих последователей новым очистительным обрядам. Обряды эти были связаны с учением о переселении душ, которое можно приписывать Пифагору на основании свидетельств Геродота и Ксенофана; оно встречается также у Парменида, Эмпедокла и Пиндара, находившихся под влиянием пифагорейства.

Дало ли пифагорейство освобождение от этого «круговорота рождения» хотя бы душе философа? Золотые таблички IV в., найденные в могилах близ Турий — местности, служившей некогда пристанищем для пифагорейцев — свидетельствуют о возможности такого освобождения.


Ряд причудливых предписаний и запретов пифагорейцев восходят, несомненно, к глубокой древности. Из этих запретов более всего стал известен запрет употреблять в пищу бобы, из-за которых, по одному из преданий, погиб и сам Пифагор. Причина этого запрета была неизвестна уже в древности.

Пифагорейцы были известны в античности также своим вегетарианством, связанным с учением о переселении душ.

Согласно традиции, последователи Пифагора делились на акусматиков («слушателей») и математиков («учеников»). Акусматики имели дело с религиозными и ритуальными сторонами учения, математики — с исследованиями четырёх пифагорейских «матем»: арифметики, геометрии, гармоники и сферики. Акусматики не считали математиков «настоящими пифагорейцами», но говорили, что они ведут своё начало от Гиппаса, изменившего исходной пифагорейской традиции, раскрывшего тайны непосвящённым и начавшим преподавание за плату.

[править]
Философия пифагорейцев

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей — предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём».

Пифагорейцами была составлена таблица 10 противоположностей; Аристотель приводит её в своей «Метафизике» (I, 5):


Пифагор Самосский (римская копия)
предел — беспредельное
нечётное — чётное
одно — многое
правое — левое
мужское — женское
покой — движение
прямое — кривое
свет — тьма
добро — зло
квадрат — вытянутый прямоугольник

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве — έν καί πολλά. Как мыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты над монохордом показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы.




12 комментариев:

  1. Привет! Епифагр то есчо кулачным пойцом был исвестным.

    ОтветитьУдалить
  2. привет! неа,вчера сыпал маленько

    ОтветитьУдалить
  3. фигасе!!! снек!!!
    нафик нада! ток дожди кончились, а тут это!

    ОтветитьУдалить
  4. Привет Дим. А у нас с утра выпал. Сейчас вроде в городе растаял, но в лесу лежит.
    Ал, лучше снег, чем дожди.)))))

    ОтветитьУдалить
  5. опять поди до декабря нормального снега не будет

    ОтветитьУдалить
  6. Возможно. Но так охота, чтоб уже выпал и больше не таял.

    ОтветитьУдалить
  7. а вот некоторые южане)),вроде Ала,этого не понимают))

    ОтветитьУдалить
  8. Зажралися они потому что.))) Зима это классно.

    ОтветитьУдалить
  9. Привет! свидетель утраты трапа на прирасломной чето там написал. Вернусь прочту. Привет есчо.

    ОтветитьУдалить
  10. У нас тут чутьсыпал снешок пол часа не полежал. нынче воопще приличная осень . тфу, тфу...

    ОтветитьУдалить