суббота, 4 февраля 2012 г.

Гены и интеллект: родился умным или стал умным?

"Интеллектуальные способности минимум на 75% передаются по наследству. К этому выводу приходит Дитер Э.Циммер в своей новой книге", - говорится в рецензии Луца Дебуса на страницах Tageszeitung.
"Сначала известный научный журналист и многолетний редактор отдела культуры газеты Die Zeit рассказывает о существующем положении дел. Что такое интеллект? Можно ли его измерить? А измерить объективно?" - так автор передает содержание первой части книги.
"Легко понять, что Дитер Циммер стоит на стороне ученых, усматривающих в развитии интеллекта существенные генетические причины. Эту позицию он пытается доказать на основании наблюдений над близнецами. В книге излагаются результаты "Миннесотского проекта "Близнецы" американского научно-исследовательского института, более 30 лет подряд опрашивающего и исследующего однояйцовых близнецов, разлученных сразу после рождения", - сообщает Дебус.

Несмотря на то, что практически идентичные с генетической точки зрения близнецы выросли в очень различных социальных средах, они проявляют поразительное сходство. По результатам исследователей из Миннеаполиса, интеллект примерно на 75% передается по наследству, говорится в книге.
Однако, по словам рецензента, Циммер полностью упускает из внимания актуальные результаты исследований по перинатальному развитию мозга. "Исследования показывают, что образование синапсов между клетками мозга начинается уже в утробе матери и подвергается влиянию непосредственного окружения", - пишет он.
"Вероятно, упущение этого компонента является одним из существенных недостатков книги. С другой стороны, Циммер также цитирует исследования, в которых сравнивается интеллект моно- и гетерозиготных близнецов. Здесь условия перинатального периода не различаются. Таким образом, по разным вариантам различий интеллектуального развития между генетически одинаковыми и неодинаковыми братьями и сестрами можно также сделать вывод о наследственных причинах этих различий", - пишет Дебус.
В целом, по словам Циммера, влияние генома на интеллект даже у взрослых, согласно этим исследованиям, составляет как минимум 75%.

"Но что это означает для общества? - задается вопросом рецензент. - Широкий спектр влияний окружающей среды, по словам автора, допускает различия IQ в диапазоне от 10 до 20 баллов. Различие между IQ в 90 или в 110 баллов может быть важным при обучении в современной школе, но для генетического предопределения собственной судьбы нужно совершенно другое", - пишет рецензент.
"Острым материал Циммера становится в тот момент, когда он начинает говорить об этнических различиях, касающихся интеллекта", - продолжает Дебус. "При этом он определенно занимает позицию, направленную против расистского образа мысли".

"Примечательно, что отличительного генокода исламских этносов не существует", - сообщает рецензент. Также он обратил внимание на утверждение, что пониженные способности к математике характерны для всего Средиземноморья, но слабее всего в этом отношении представители христианских стран, в частности Болгарии и Греции.
Луц Дебус | Tageszeitung


2 комментария:

  1. Я тоже грю: умноко учить тока портить, все одно тураком помрет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "на осинке не растут апельсинки"!)))

      Удалить