суббота, 17 декабря 2011 г.

Ящик жуликов и лохов

Последние телесобытия, конечно, связаны с прошедшими выборами. Алексей Пивоваров выдвинул ультиматум руководству канала в связи с возможным неупоминанием в новостях НТВ митинга на Болотной. Это, видимо, так напугало теленачальников, что митинг был весьма благожелательно и подробно показан всеми каналами.


Желающие могли онлайн смотреть митинг в Сети и убедиться в том, что симбиоз идейно взаимоисключающих Удальцовой и Немцова, Гудкова и Касьянова, Рыжкова и Лимонова крайне сомнителен, надежда ельцинистов оседлать антикомпрадорское протестное движение, судя по тому свисту, которым их подчас встречали митингующие, слабенькая.

Кроме того, милая буржуазная публика, дисциплинированно собравшаяся на Болотной, от «настоящих буйных» (вроде разоблачителя-националиста Навального и восставшей светской обозревательницы Божены Рынски), скорее всего, благоразумно отвернётся, союз гламура с шовинизмом пахнет рублёвской помойкой.


Очевидный провал либерального проекта на выборах (ничтожные проценты «Правого дела» и существенные потери финансово-либеральной «Единой России») неминуемо потребует не только изменения экономического курса, но и поворота в отношении к СМИ. Надеюсь, это подтверждает выбор создателя «Ворошиловского стрелка» на пост председателя предвыборного штаба Путина и вопрос Станислава Говорухина, заданный премьер-министру («Когда кино и телевидение перестанут калечить наших детей?» – кстати, эту часть беседы центральные каналы в итоговых новостях не показали), а также то, что премьер теперь опирается, скорее, не на «ЕдРо», а на «Народный фронт». Поддержка кандидата в президенты не компрадорами (в любой момент готовыми «свалить из рашки»), а народом, миллионами, а не миллионерами лишит «снежную революцию» каких-либо шансов на успех. Я – противник революций и потому, может быть, наивно, но надеюсь на консервативную эволюцию правительственного курса – другого выхода у России и власти нет.


А вот изменения на ТВ уже есть – о замечательном документальном проекте Владимира Чернышёва «СССР. Крах империи» мы уже писали. Завершающий, воскресный выпуск, посвящённый раскрытию существа ГКЧП, трусливому поведению слабовольного властолюбца Горбачёва и непросыхающего Ельцина, впервые на ТВ приблизил к пониманию того, что происходило на самом деле в последние месяцы СССР. Однако неожиданному для НТВ объективному анализу внешних и внутренних причин распада страны вдруг был противопоставлен аналогичный проект «России» – «СССР. Крушение». Поразительно, что, начиная с ведущего Дмитрия Киселёва и кончая Збигневом Бжезинским, крушение Союза почти исключительно анализировали именно те, кто его как раз сокрушал. Долго и упорно документальный сериал обосновывал неминуемость нашей «геополитической катастрофы».


Вернувшийся после выборов в эфир Алексей Пушков, как будто отвечая Дмитрию Киселёву, значительную часть «Постскриптума» («ТВ Центр») посвятил именно роли внешнего давления на СССР и его руководителей со стороны США. О сговоре Рейгана с арабскими производителями нефти, после чего цена её упала в четыре раза, что тяжело ударило по бюджету СССР, а также о блефе США с программой СОИ, которому Горбачёв почему-то поверил, бросив огромные средства на «асимметричный ответ», что обескровило советскую экономику… В развал СССР были вложены, как было сказано в передаче американскими свидетелями, триллионы долларов. А уж о субъективных внутренних причинах, о роли высокопоставленных предателей в ЦК КПСС можно судить по признаниям Александра Яковлева, без цитирования которых уже нельзя представить любую передачу на эту тему.

Экран наш, конечно, не только голубой, но и оранжевый, и доминируют на нём, как и 20 лет назад, прозападные пропагандисты вроде Николая Сванидзе (он тоже участвовал в митинге на Болотной), и критикуют они наше «самое лучшее в мире ТВ», несмотря на очевидный провал либерального тренда, с ультралиберальных позиций. На митинге ярко выступил Леонид Парфёнов, честя последние 12 лет жизни страны и клеймя зомбоящик, призывая – раз уж оппозиция на выборах официально завоевала половину голосов – отдать ей половину эфира. Абсолютно согласен. В этом случае либерально-гламурных проектов того же Парфёнова вроде «Какие наши годы!» на ТВ не будет, и Сванидзе перестанет зомбировать публику настырными антисоветскими догмами, а вместо Познера исповедовать первых лиц страны будут патриоты России, а не США, да и вообще кардинально изменится лицо нашего ТВ. И осуществится наконец – помечтаем! – давний лозунг: «ТВ для народа, а не народ – для ТВ»…


Кстати, не помню, чтобы в 90-е бывшие тогда теленачальниками Парфёнов (генпродюсер НТВ), Сванидзе (председатель ВГТРК) выступали против жуликов, воров и – добавлю – убийц. Во время расстрела Верховного Совета, бандитской приватизации, залоговых аукционов, жульничества и воровства голосов во время президентских выборов уже окончательно всем надоевшего в 1996-м Ельцина. Тогда у власти были нынешние несогласные Борис Немцов, Владимир Рыжков и Михаил Касьянов (не его ли Виктор Шендерович прозвал «Мишка-2%»?); ТВ бессовестно долбало оппозицию, не допуская никаких дебатов. А также тушило борьбу с коррупцией на самых верхах (вспомним хотя бы замятое дело «писателей» Чубайса, Коха и других)…

Сталин и печник
«Товарищем Сталиным» НТВ вслед за Первым каналом с его «Фурцевой» обратился к недавней истории, теперь Сталина играет не Геннадий Хазанов, а Сергей Юрский. Выдающийся артист обращался к сталинской теме в спектакле «Вечерний звон» по пьесе Иона Друцэ в театре «Школа современной пьесы», и это была серьёзная попытка разобраться в феномене власти Сталина, в «химии» сочетания страха и народной любви, в их соответствии эпохе, национальному характеру…


В сериале – совсем другое. Сюжетный зачин – сближение Сталина с простым парнем-истопником – мог бы иметь интереснейшее, парадоксальное развитие, но сценарист Дмитрий Алейников наворотил такого, что тут не до понимания природы взаимоотношений вождя со своим народом. Зато из сериала мы узнали много сногсшибательного. Оказывается, не только врачи были отравителями, но и… Суслов. Да, да, тишайший Михаил Андреевич (в исполнении Даниила Спиваковского) собственноручно травит преданного ему гэбэшника ядовитой шоколадной конфетой и вместе с Берией хладнокровно готовит убийство Сталина. Последнего в связи с этим становится даже жалко. Чудаковатый тиран одержим подозрительностью к ближнему кругу и жаждой ядерной атаки на внешнего врага, не повезло ему с окружением, сплошь – свиноподобные карьеристы (Хрущёв так просто свинья). Сообщается также, что молодой академик Сахаров жалуется Сталину на Берию, так как тот не даёт ему 35 тысяч зэков для проверки действия ядерного оружия… Хлестаковщина в промышленных масштабах… Далее под воздействием коварной сусловской ампулы истопник (Анатолий Гущин) приходит в кабинет Сталина, чтобы пристрелить его к чёртовой матери, но даже под наркозом не может превозмочь свою любовь к вождю и признаётся ему во всём. «Тут и сел старик» с сердечным приступом и при помощи Берии больше не встал…

Что нового в телеосмыслении великой трагической эпохи? А ничего в сравнении с тем, чем ящик уже достал. Вожди в сериале – сволочи, кретины и палачи, народ – идиот, стукач и алкаш. Большое от него спасибо режиссёру сериала Ирине Гедрович.

ЯКОСЬ в Одессе
Любят проторённую дорожку продюсеры. Сколько же у нас Одессы-мамы в ящике: и «Сонька Золотая ручка», и «Ликвидация», и «Котовский», и недавние «Охотники за бриллиантами», теперь вот «Жизнь и приключения Мишки Япончика» (режиссёр Сергей Гинзбург) на флагманском Первом канале. Ну а где ещё взять яркого положительного романтического героя в отечественной истории, как не на Молдаванке? Не Павку же Корчагина из праха поднимать с его узкоколейкой, он – идеологический враг, бессребреник, коммуняка, а гламурный бандит, фанат кафешантана Япончик – не только социально близок, но и идейно родственен правящему классу и обслуживающему его телеперсоналу.

В сериале всё, как в «Однажды в Америке» Серджо Леоне, только лучше, музыка не какого-то Эннио Морриконе, а настоящая, народная – одесский шансон в чудесном исполнении сестёр Бэрри, кабаре круче, чем у Боба Фосса. А какие дамы, какие хлопцы, какая Циля у Япончика, чудо как хороша девочка…

Да, в общем, всё маслом, только у Бабеля про Беню Крика было не только смачно, но и кровью сочилась нравственная оценка, у Ильфа с Петровым Бендер кончил жизненным крахом, здесь же – напротив, откровенный гимн криминалу.


И всё у хлопцев было бы ровно, если бы не революция, неблагодарные большевики убили перешедшего на их сторону благородного одесского Робин Гуда, он героически пожертвовал собой во имя семьи. В конце сериала (извините уж, не дождался завершения демонстрации на нашем ТВ, отсмотрел его в Интернете) – жизнеутверждающие титры: «Циля уехала в Париж и провела остаток жизни, ни в чём не нуждаясь…»

В чём нуждается наше ТВ? Как выбраться из этого мещанского болота?

Александр КОНДРАШОВ


3 комментария: