вторник, 13 декабря 2011 г.

Государство делает заначки от народа (почитателям таланта А.Кудрина)


О том, как Россия может избавиться от "сырьевого проклятия", "Росбалту" рассказал специалист по проблемам экономики недропользования и природной ренты Семен Кимельман.

— Сырьевое проклятие характерно для всех богатых ресурсами развивающихся стран или только для России?— И сырьевое проклятие, и сырьевое благоденствие, либо какое-то промежуточное состояние – это результат политических и экономических решений, принимаемых властями по мере создания, освоения и развития минерально-сырьевого сектора (МСС) экономики страны. В связи с этим отметим, что последние 40-50 лет нефть, газ, золото, алмазы, медь, никель и другие минеральные ресурсы "правят и руководят" многими бывшими колониальными, а ныне развивающимися странами.— Ситуация в России эти пятьдесят лет не меняется, или есть подвижки в какую-либо сторону?

— Серьезные изменения правил игры в недропользовании произошли с 2002 года, когда в Налоговый кодекс РФ вошла глава по взиманию НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), привязанному (для нефти) к изменению мировых цен. Были внесены пролоббированные олигархами новации в федеральный закон "О недрах", которые кардинально изменили характер недропользования и установили законодательно закрепленный режим "сырьевого проклятия", который устраивал всех вороватых участников недропользования — власть, правительство, олигархов и чиновников, оседлавших финансово растущую рентную кормушку. В проигрыше оказались только население, гражданское общество, а также геологическая наука и геологоразведочное производство.


— И кто сегодня делает погоду в МСС?

— Всего 25-30 оффшорных сырьевых корпораций, среди которых монопольный "Газпром" (называемый "государством в государстве"), империя Дерипаски, 7-8 нефтяных монополий, "Норникель", "Полюс золото", "Уралкалий", "Северсталь", "Мечел", Новолипецкий металлургический комбинат и др. Эти компании имеют свои "ручные" банки, через которые легализуются скрываемые от общественности оффшорные финансы, оформляются сделки, берутся ссуды, создаются долги, в том числе искусственные. Не менее интересно и важно, что в пользовании этих 25-30 корпораций находятся 150-200 уникальных и крупных месторождений, обеспечивающих 60-70% добычи основных ликвидных на мировом рынке сырьевых ресурсов.

— А власть куда смотрит?

— Относительно спокойное последнее десятилетие позволило правительству, которое срослось с сырьевыми корпорациями, создать экономику России со всеми мировыми и чисто российскими симптомами сырьевого проклятия. А народ проклинает сырьевую экономику, так как ему внушили, что все беды и бедность проистекают из торговли сырьем. В то же время правители, власть, правительство, чиновники и олигархи благоденствуют.

— Возможно, никакое "лечение" российской экономике и не требуется?

— Нельзя не отметить, что с 2000 года ситуация в России была достаточно стабильной. Горная и ценовая рента надежно обеспечивала поступление финансовых средств в бюджет и в резервные фонды. Высокими темпами (если верить статистике, но я не верю) возрастал ВВП. Росли пенсии и различные социальные выплаты (материнский капитал, социальное обеспечение инвалидов и т.п.). Росли число чиновников и их заработная плата. Росло число контрольно-ревизионных и надзорных органов. Иногда рос урожай. Росли цены, особенно на газ, бензин, ЖКХ, но предпринимались попытки и определенные меры по их сдерживанию. Вместе с ценами росла инфляция, но и она сдерживалась. Не рос только реальный промышленно-индустриальный сектор экономики. Страна оставалась и остается в плену "сырьевой ориентации", пока еще обеспечивающей незначительное движение вперед.

— Примем за исходную точку отсчета современное состояние экономики России. Можно ли сегодня ослабить удавку "сырьевого проклятия"?

— Если поставлен диагноз сырьевого проклятия, то известны и проверенные мировой практикой меры излечения от него. Прежде всего, общественное сознание должно освободиться от мифа, что в России, якобы, виной всему является сырьевая экономика. Второе. Власть имущие сами или под воздействием гражданского общества должны принять соответствующие решения, законы и правила игры, побуждающие к созданию социального справедливого государства народного благоденствия.

— Какова пошаговая стратегия создания такого государства?

— Первое. Разгул рынка должно заменить государственное регулирование. Надежды на то, что рынок сам все урегулирует, наивны и безосновательны. Второе. Необходимо реформировать систему налогообложения в недропользовании. Налогообложение должно стать инструментом справедливого распределения горной и ценовой ренты. "Незаработанные" рентные доходы государство, как собственник недр, должно изымать у недропользователей. Третье. Утечка капиталов и ренты в оффшоры должна быть законодательно запрещена. Сегодня процветает непрозрачная "оффшорная" экономика, в рамках которой проводят финансовые операции подавляющее большинство работающих предприятий (особенно нефтедобывающих), финансовых компаний и банков. Центробанк России ожидает, что в 2011 году из страны уйдет $70 млрд. Отток капиталов превышает их приток.

— Каких изменений требует бюджетная политика?

— Основным недостатком бюджета является его привязка к мировым ценам на нефть, на их прогноз. Экономистам хорошо известно, что прогноз среднегодовых мировых цен на нефть принципиально невозможен. Мог ли кто-нибудь в начале 2007 года и в середине 2007 года предсказать, что цена на нефть в III квартале снизится более чем в четыре раза? Можно ли сегодня, даже с учетом предполагаемой нестабильности мировой экономики, предсказать цены на 2012 год? Откуда и как обоснована цена барреля, равная $100, которая принята в планируемом 2012 году? Здесь уместно отметить, что принимаемые в бюджетах правительством РФ значения мировых цен на нефть в последние 20 лет ни разу не подтвердились. Правительство РФ почему-то сперва сознательно занижало эти цены, теперь также сознательно завышает их. Однако главный вопрос, который возникает у меня: почему в такой великой державе, как Россия, бюджет верстается, исходя из мировых цен на нефть?

— Наверное, у вас есть и варианты ответа?

— Это говорит о полной несостоятельности российских властей, их неумении использовать нефтесырьевые и вытекающие из них преимущества в развитии государства, как это успешно делают Норвегия, страны арабского Ближнего востока, Америка, Канада и некоторые латиноамериканские страны. Не могу понять, зачем наши власти, может быть, не осознавая того, последовательно подталкивают страну к событиям, подобным случившимся в Сирии, Египте, Ливии, Йемене и др.

— При этом российский бюджет является ненефтегазовым...

— Нефтегазовые доходы сознательно выводятся из бюджета в резервные фонды, после чего при необходимости (какой – непонятно) в виде трансфертов включаются в бюджет. Создается парадоксальная, не поддающаяся экономической логике, ситуация. Бюджет 2012 года сверстан как дефицитный, поскольку нефтегазовые доходы из него изъяты. Но при планируемом возврате тех же нефтегазовых доходов бюджет становится профицитным. Финансовый блок правительства РФ создание "заначки" в виде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния оправдывает необходимостью, во-первых, государственного регулирования уровня инфляции, во-вторых, наличия финансовых средств на "черный" день по плюшкинской идеологии, в-третьих, наличия финансовых средств, которые смогут компенсировать падение мировых цен на нефть. По моему убеждению, это – государственное антирегулирование. Хватит "замораживать" средства, полученные из нефтегазового сектора в различных фондах, пора им работать в реальной экономике страны.

— Но хоть как-то эти вложения в фондах работают?

— Сегодня средства резервных фондов работают, опять-таки, на благо олигархов и власть имущих. При малейшей возможности, например, при незначительном и кратковременном снижении цен на нефть, власти с криками "Кризис, кризис!" пускают накопленные денежки на покрытие долгов (виртуальных, образованных по несложной схеме) крупных компаний. Кризиса в России не будет, если государство незаработанные рентные доходы будет изымать у олигархов и направлять их в промышленную экономику России.

Беседовал Игорь Чубаха

http://www.rosbalt.ru/business/2011/12/02/919769.html

3 комментария:

  1. имхо,прописные,затёртые до дыр,истины!бла-бла-бла....бла-бла-бла....бла-бла-бла....))

    ОтветитьУдалить
  2. панятное дело што прописные, просто принято в Рассии разрывать содеянное от непосредственных исполнителей, вон лёшу кудрина извлекают на свет божий!
    финансист года мля!((

    ОтветитьУдалить
  3. Кде кати? она економику сакасывала!!

    ОтветитьУдалить