Каждый выход российских кораблей на боевую службу в океан сопровождается различными домыслами и политическими спекуляциями
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" вышел в море.
Фото Виктора Литовкина
В минувшую субботу Военно-морской флот России отмечал День Андреевского флага. В это время корабельная авианосная группа (КАГ) во главе с единственным российским авианосцем, или, как его принято называть в официальных документах, тяжелым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» рассекала воды Норвежского моря, готовилась к проведению полетов палубной авиации и проведения артиллерийских стрельб.
С БОРУ ПО СОСЕНКЕ – БОЕВАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ГРУППА
В состав группировки, вышедшей несколькими днями раньше из столицы Северного флота – Североморска, по официальной информации, кроме «Кузнецова» вошли большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» и суда обеспечения – спасательно-буксирное судно «Николай Чикер», танкеры «Сергей Осипов», «Вязьма» и «Кама». По ходу прохождения маршрута из северных морей в Атлантику и Средиземное море к ним должны присоединиться корабли отечественного ВМФ с Балтийского и Черноморского флотов – сторожевик «Ярослав Мудрый» и танкер «Лена» из Балтийска и сторожевик «Ладный» из Севастополя. Но можно догадываться, хотя об этом в СМИ (печатных и электронных) никаких сообщений не существует, что вместе с надводными кораблями в такой же дальний поход ушли или уже находятся на боевой службе в океане, дожидаясь подхода КАГ, одна или несколько атомных и дизельных подводных лодок, как многоцелевых, так и стратегического назначения. Авианосные группы, это одно из их оперативно-стратегических предназначений, всегда служат для прикрытия и охраны районов боевого развертывания таких субмарин.
Следует также ожидать и полета отечественных стратегических бомбардировщиков по тому же маршруту движения российской корабельной авианосной группы. Ту-95МС или Ту-160, выполняя в нейтральном небе свои учебно-боевые задачи, тоже могут играть роль прикрытия наших кораблей в мировом океане. Хотя у «Кузнецова» есть и свое авиационное крыло.
Но это истребители, а не стратеги.
И получается, с бору по сосенке и складывается почти полноценная, хотя и не без изъянов, многофункциональная корабельная авианосная группа.
И все же. Какие цели преследует поход российских боевых кораблей в Атлантику и Средиземное море, который продлится несколько месяцев, как минимум до февраля будущего года?
По этому поводу существует масса версий и, назовем все своими именами, спекуляций, отдающих неприкрытым политиканством. Отдельные столичные СМИ, как печатные, так и электронные, утверждали, что «Кузнецов» пошел в Средиземку для защиты раздираемой внутригосударственными противоречиями Сирии, к берегам которой Пентагон отправил новейший атомный авианосец CVN-77 «Джордж Буш» в сопровождении двух ракетных крейсеров и двух ракетных эсминцев. Даже подсчитали боевые потенциалы нашего ТАВКР и американца вместе с его эскортом. Получилось, естественно, не в нашу пользу.
На «Буше» 68 самолетов и вертолетов, среди которых 48 истребителей-штурмовиков F/А-18 «Хорнет» плюс к ним четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-2С «Хокай», столько же самолетов радиоэлектронного противодействия ЕА-6В «Праулер», четыре транспортных самолета С-2А «Грейхаунд», восемь вертолетов SH-60 «Си Хок» и много другого вооружения. На «Кузе», как ласково называют его моряки, 26 истребителей Су-33, 18 противолодочных вертолетов Ка-27, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31, два поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС. Самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления на «Адмирале» нет, а вертолеты, выполняющие аналогичные задачи, конечно же, не могут сравниться по своей эффективности и радиусу действия с тем же «Хокаем».
Правда, в отличие от своего визави на борту «Кузнецова» есть 12 пусковых установок противокорабельных крылатых ракет «Гранит», на «Буше» – только зенитные ракеты, ударный комплекс ему ни к чему. Эту задачу выполняют самолеты и ракетные крейсера сопровождения, которых в эскорте нашего авианосца нет. Впрочем, и называть наш авианесущий крейсер авианосцем отечественные флотоводцы не любят. Помню, как в начале 90-х годов прошлого века, когда мы срочно перегоняли чуть ли не на буксире с массой недоделок «Кузнецова» из Николаева в Североморск, чтобы Киев не успел наложить на него свою руку, тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин очень резко отчитал меня, в то время полковника, числящегося на службе в Генеральном штабе, за то, что я назвал в своем материале этот корабль авианосцем.
– Авианосцы – оружие агрессии, – распекал меня адмирал, – а у нас авианесущий крейсер, предназначенный в первую очередь для защиты своих национальных интересов в мировом океане.
ВРЕМЯ ПРОХОДИТ – ЗАДАЧИ ТЕ ЖЕ
Задача эта, как я понимаю, за 20 лет не изменилась. И определение «Кузнецова» в руководящих документах осталось прежним. Поэтому сравнивать его с «Джорджем Бушем» даже со спекулятивными целями не имеет смысла. Очевидно, что воевать эти корабли друг против друга не будут. Не только потому, что это как футбольный матч между, к примеру, нижегородской «Волгой» и испанской «Барселоной» с заранее известным результатом, хотя всякое случается (никого не хочу обидеть). Да и мудрости у военачальников по обеим сторонам океана достаточно, чтобы не ввязываться в не нужные никому столкновения. Что по поводу Ливии, что по поводу Сирии или кого-то еще. Фантазии у журналистов могут быть любые – реалии таковы, что никто не собирается развязывать ракетно-ядерную войну по тем причинам, которые этого не заслуживают. Тем более что сам «Буш» в Средиземном море не остается. Он после пятимесячного боевого дежурства в Персидском заливе вместе со своими кораблями сопровождения еще до подхода «Кузнецова» уходит домой, на базу «Норфолк» в штате Вирджиния.
И тут можно с полным правом принять ту версию похода «Адмирала Кузнецова», которую высказывают официальные лица России. В частности, начальник Генерального штаба Вооруженных сил страны генерал армии Николай Макаров. Направление отряда российских кораблей в Средиземное море связано с учениями, а не с ситуацией в Сирии, заявил он. И добавил, что у России есть обязательства перед западными коллегами, с которыми проводятся совместные учения на Средиземном море.
С какими именно коллегами, он не объяснил, полагая, что все знают – в Средиземном море на постоянной основе проходит операция стран НАТО и их партнеров Active Endeavor, в которой время от времени участвуют и российские корабли, проводя досмотр подозрительных гражданских транспортов, контролируя режим нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий, присутствие там террористов. Но, конечно, вряд ли в этих маневрах будет задействован авианесущий крейсер. Хотя чем черт не шутит. «Кузнецов», может, и нет. А его корабли сопровождения вполне могут отвлечься на эту работу.
Истребитель Су-33 садится на палубу «Кузнецова».
Фото с официального сайта министерства обороны РФ
Совместное маневрирование в море, спасение терпящих бедствие – все это входит в российско-натовскую программу взаимодействия на водах. Тем более что о такой работе на минувшей неделе договорились на 2012 год на встрече в Совете Россия–НАТО в Брюсселе министры иностранных дел Североатлантического альянса и нашей страны. Не исключено, что она будет осуществляться и в ходе этого похода. К тому же морякам запланированы ракетные и артиллерийские стрельбы, полеты палубной авиации. И это тоже важно осуществить для тренировок наших экипажей. В Северных морях в это время года так не повоюешь.
Представитель пресс-службы Северного флота капитан 1 ранга Вадим Серга заявил перед выходом КАГ из Североморска журналистам, что «цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах Мирового океана. Особое внимание будет уделено организации и выполнению мероприятий по обеспечению безопасности морского судоходства и других видов морской экономической деятельности Российской Федерации».
Высказался он и по поводу посещения нашими моряками сирийского порта Тартус. «Поход корабельной авианосной группы Северного флота в Средиземное море и заход в порт Тартус были спланированы задолго до обострения ситуации в Сирии и поэтому принято решение его не отменять. Тем более что основные мероприятия пройдут вдали от сирийских территориальных вод», – сказал Вадим Серга. А «что касается посещения нашей базы в сирийском порту Тартус, то это чисто технический заход, обусловленный необходимостью пополнить запасы топлива, воды и продовольствия. Никаких других задач перед экипажами не ставится. На борту кораблей будут находиться только штатное вооружение и штатные экипажи. Выход военных моряков на берег и какие-то совместные мероприятия с сирийскими моряками не предусмотрены», – добавил он.
Но надо думать, что в порт Тартус наши корабли зайдут, как это запланировано планом похода, конечно, не для того, чтобы кого-то и как-то поддержать в мятежной Сирии. Просто Тартус – единственный российский пункт материально-технического обеспечения в Средиземном море. Пришвартоваться к его плавпричалам «Кузнецов» не сможет – осадка не позволяет. Но продемонстрировать Андреевский флаг в этом районе Восточного Средиземноморья, застолбить наше право кроме кораблей НАТО и США присутствовать здесь – это тоже важнейшая геополитическая задача, которая официально или неофициально, но возложена на нашу корабельную авианосную группу. Кто бы и что бы по этому поводу ни говорил.
ФЛОТ ДЕРЖИТ МАРКУ
Вспомним, три года назад поздней осенью 2008 года такой же, но более масштабный и беспрецедентный дальний поход совершил флагман Северного флота, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Он провел в океане почти полгода, установив рекорд длительности похода надводного корабля в современной истории России. Отмахал 22 тыс. миль, побывал в трех океанах – Северном Ледовитом, Атлантическом и Индийском, совершил два трансатлантических перехода, прошел через Средиземное, Красное, Аравийское, Карибское и другие моря, пересек экватор и спустился к самому крупному южному порту Кейптаун, совершил заходы не только в ЮАР, но и в ливийский порт Триполи, турецкий Акзас-Караагач, французский Тулон, венесуэльский Ла-Гуайра, индийский Мармагао. Принял участие в российско-венесуэльских и российско-индийских военно-морских учениях «Венрус-2008» и «Индра-2009», сражался с пиратами в Аденском заливе, даже захватил некоторых из них и передал местным правоохранительным органам, форсировал Суэцкий канал...
Почти одновременно с «Петром» совершили дальние походы и другие корабли североморцев. Те же тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» и большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», сопровождавший их в дальнем походе танкер «Николай Чикер». Они пробыли в море больше трех месяцев. Прошли 12 тыс. миль. Заходили в порты Греции и Турции, летчики «Кузнецова» совершили не меньше 15 вылетов и посадок на палубу каждый. «Чабаненко», кроме того, побывал в Венесуэле, вместе с «Петром Великим» обеспечил визит президента России Дмитрия Медведева в Каракас, заходил в кубинские и никарагуанские порты и дважды, что до него не делал ни один российский корабль, прошел через Панамский канал в Тихий океан и обратно – в Атлантический.
К чему эти воспоминания? К тому, что тогда мы тоже, как и сейчас, много раз читали в зарубежной прессе и в своей тоже, а также слушали по радио и телевидению, что походы наших кораблей имеют сугубо политические цели. В одном случае они оказывают поддержку мятежному полковнику Уго Чавесу, в стране которого вот-вот будет размещена российская военно-морская и военно-воздушная база (поход наших кораблей сопровождали полеты самолетов дальней авиации – они даже приземлялись на территории Венесуэлы). В другом – ливийскому диктатору Муаммару Каддафи. Один из американских дипломатов даже съязвил по поводу нашего флота. Мол, «будет очень здорово, если русские корабли не потонут в океане и возвратятся домой». Не потонули. Да и своих военных баз на Южноамериканском континенте, как и в Северной Африке, тоже открывать не стали. Не было и нет у нас таких задач.
Но вольно или невольно, позлить и поревновать кого-то, кто считает себя единственной военной силой на земном шаре, распорядителем судеб разных стран и народов, все же удалось. Наверное, из-за этой плохо прикрытой злости и появлялись все те спекулятивные политиканские публикации и сообщения. Видимо, сегодняшняя их причина та же.
Не будем об этом. Главное, что наши моряки, как тогда, так и теперь, получили и получат большую практику вождения тяжелых кораблей в сложных океанских условиях, грамотного обслуживания корабельной техники и вооружения, проявили и проявят профессиональное мастерство, стойкость и мужество при выполнении учебно-боевых задач (кто хоть неделю провел в море на корабле, знает, что это такое выдерживать шторма и качку), обеспечат полеты палубной авиации, стрельбы ракетным, артиллерийским и торпедным вооружением, бомбометания, поиск и уничтожение «вражеских» подводных лодок, совместное маневрирование и оказание помощи терпящим бедствие... То есть получат бесценный опыт, без которого моряк не может называться моряком.
«Кузнецову», действительно, уже довольно много лет. Большую часть своей биографии он, к сожалению, не ходил в море, а ремонтировался. Будет здорово, если наш ТАВКР вернется через пару месяцев домой без серьезных ЧП. Тем более что почти половина его экипажа из числа матросов и старшин – срочники весеннего призыва. Так что основное его испытание и испытание его экипажа – не Сирия, и не «Джордж Буш», и, конечно же, не спекуляции по этому поводу, а собственная безопасность и техническая исправность. Безукоризненное выполнение заданий командования.
Это будет посложнее, чем надуманное противостояние с CVN-77.
Подробнее: http://nvo.ng.ru/realty/2011-12-16/1_pohod.html
Все я сно, тока сча прочел до конца, ключевое слово: ПОЛКОВНИК
ОтветитьУдалитьИстину вам грю и сам недоплывет и невслетит с еко ничеко! есчо пусть скажет налет какой у пилотов ? вслет пасаток ? с еко?
тваим истинам цена пятачок пучок!
ОтветитьУдалить