Кажется, в велосипедном мире нет и не может быть более логичного трансфера. Лучший российский гонщик и лучшая российская команда должны быть вместе по определению. Но эта логика восторжествовала только в нынешнее межсезонье.
Казахстанец Александр Винокуров – «Астана», бельгиец Филипп Жильбер – «Лотто», француз Тома Воклер – «Европкар». Союз «лучший гонщик – лучшая команда страны» – это практически незыблемое правило велоспорта. Исключение – Альберто Контадор. Но даже суммарного бюджета двух лучших испанских команд не хватит, чтобы удовлетворить финансовые запросы трехкратного победителя «Тур де Франс».
У российской «Катюши» с бюджетом всегда был полный порядок. Но самый титулованный велосипедист России до нынешнего декабря завоевывал титулы для других команд. Поначалу «Катюша» была в мире велоспорта новичком – не менять же стабильность голландского «Рабобанка» на неизвестность. Потом Меньшову приглянулся амбициозный проект «Геокс». Вам говорят: у нас контракт с победителем «Тур де Франс» Карлосом Састре и солидный спонсор. Вам говорят: лицензия «Про Тура» у нас в кармане. И главное, вам говорят: вы – главная звезда и будете определять состав команды.
Неужели откажетесь? Вот и Меньшов не отказался.
На деле лицензию «Про Тура» «Геокс» не получил и выступал на больших гонках от случая к случаю, проехав, например, мимо «Тур де Франс». Два супергонщика, Састре и Меньшов, были вынуждены делить лидерство на одних и тех же трассах. Что же до определения состава, то, похоже, кроме вечных оруженосцев – россиянина Козончука и колумбийца Ардилии – Меньшова вообще никто толком поддерживать в испанской команде не собирался.
Когда по итогам сезона-2011 генеральный спонсор «Геокса» решил выйти из игры и распустил команду, никто даже не удивился. Не спасла испанцев даже фантастическая победа Хуана Хосе Кобо на «Вуэльте». Меньшова это банкротство освободило от исполнения контрактных обязательств еще на один сезон. Один год в «Геоксе» можно считать за два.
Денис никогда не был подарком для журналистов. Всегда максимально сосредоточен на гонке. Почти всегда – ответы из штампов и клише. Эдакий бука. «Пусть говорит как угодно, лишь бы выигрывал», – вздыхали мои коллеги. После года без побед в «Геоксе» Меньшов словно переродился. Он много шутит, из очереди выстроившихся в ожидании журналистов не отказывает в интервью никому. Тот ли это Меньшов, которого прозвали «молчаливым убийцей»?
Теперь ему интересно все. Он с восторгом рассказывает про новый велосипед для гонок с раздельным стартом. В марте это чудо техники поступит в распоряжение команды «Катюша». На «Тур де Франс» в нынешнем сезоне будет сразу три «разделки» – в сумме почти 100 км дистанции. К этому нужно быть готовым особенно.
Он с удовольствием говорит о возможности выступить на Олимпиаде, хотя раньше немного сторонился приездов в сборную страны. Он даже не исключает своего появления на чемпионате России, где не был, кажется, никогда. Он проводит массу времени с партнерами по команде, словно не может наговориться по-русски.
Еще полтора года назад казалось, что третье место на «Тур де Франс» вслед за Контадором и Энди Шлеком – потолок Меньшова. Может, так оно и было для «молчаливого убийцы» из «Рабобанка». Может, для того Денис и согласился на авантюру с «Геоксом», надеясь на какой-то прорыв. Чувствовал: что-то нужно менять. Но в «Геоксе» Меньшова словно выключили. Приезд в «Катюшу» нажал на кнопку «включить». И нынешний перезагруженный Меньшов готов проделать два шага до верхней ступени пьедестала на Елисейских Полях.
На первом сборе «Катюши» в Тоскане корреспондент «Советского спорта» поехал с Денисом Меньшовым на тренировку и неожиданно оказался за одним кофейным столиком с ним.
КАК МЕНЬШОВ СТАЛ САЧКОМ
Красно-белый «Мерседес» несколько километров плетется за разноцветной толпой гонщиков со скоростью 40 км/ч. «Чиж и Ко» из мощных динамиков то объявляет водителя и трех его пассажиров любителями жидкости номер 1, то задается вопросом, а не спеть ли песню о любви. Но на тосканской дороге у всех одна тоска – скорость для рок-н-ролла неподходящая.
– И как вы умудряетесь ездить так по несколько часов, – удивляется Денис Меньшов. – Невозможно же. Уж лучше педали крутить.
Сегодня день отдыха. На получасовой прокат в щадящем режиме гонщики выходят по желанию. И Денис, кажется, уже жалеет, что надел не велоформу, а штатскую куртку и сел в «техничку», а не в седло. Спортивный директор «Катюши» Геннадий Михайлов назвал Дениса за это «сачком». Шутка, конечно.
Компанию Меньшову в «Мерседесе» составили его бывший партнер по «Рабобанку», а ныне новичок «Катюши» Оскар Фрейре, главный спортивный директор команды Дмитрий Конышев (за рулем) и корреспондент «Советского спорта».
– Ладно, будет тебе адреналинчик, – подмигивает в зеркало заднего вида Конышев. Вдавливает педаль газа в пол, обгоняет велосипедистов и делает резкий круг по ротонде на скорости, о которой итальянским полицейским лучше не знать. Наш план – проехать полчаса с пелотоном в паре с машиной Михайлова, а потом вместе с велосипедистами добраться до какого-нибудь кафе и пропустить перед обедом по чашке кофе. Но плану суждено сбыться лишь наполовину.
– Мы сейчас Гену обманем, – продолжает дурачиться Конышев. На въезде в очередную тосканскую деревеньку дожидается машину Михайлова, но, проехав за напарником сотню метров, неожиданно паркуется рядом с каким-то трактором.
– Надо обмыть мое «вливание» в «Катюшу», – смеясь, объясняет маневр Меньшов.
Мы проходим мимо пары двухэтажных домиков и открываем дверь в уютное, но все-таки довольно тесное кафе. Да уж, прав был «Чиж» – это не Чикаго, не Бейрут, не Ханой.
КАК РЕБЕНОК ПОЙДЕТ В ПОДКАТ ПРЯМОЙ НОГОЙ
Пожилой синьор, оторвавшись от газеты «Тутоспорт», не может поверить собственным глазам. Рядом с ним присаживается за столик трехкратный чемпион мира Оскар Фрейре. Прямо «туто», а не где-нибудь «тама», по телевизору. Синьор осмеливается задать звезде велоспорта пару вопросов, Фрейре с привычной улыбкой отвечает. Его, испанца, узнают даже в итальянских деревушках. У Меньшова в России вряд ли возьмут автограф даже в мегаполисе. И пока Фрейре занят беседой с персональным фанатом, а Конышев заказывает кофе, есть время поговорить с Меньшовым.
– Денис, прошлый «Тур де Франс» вы пропустили. Победу в гонке одержал 34‑летний австралиец Кадэл Эванс. Пришел черед опытных гонщиков?
– По-моему, «Тур» в прошлом году выиграл самый сильный гонщик, – говорит Денис, отпивая капучино. – Меня это порадовало. Мы с Эвансом отлично знакомы, у нас похожая манера езды, не раз вместе боролись за ту или иную гонку. Но вы так говорите, как будто я столько лет езжу впустую и ничего не получается, а тут надо же – стукнуло 34 года, и раз Эванс выиграл «Тур», то и я могу. Я и сам на уровне. А зная Эванса, могу сказать: «Тур» был выигран за счет опыта. Было несколько ситуаций в гонке, которые многим менее опытным гонщикам были не под силу.
– Например, ответить на побег Энди Шлека на одном из этапов в середине дистанции, который всем показался блефом?
– Например. Этот этап стал ключевым. Ситуация была очень сложная. Шлек нарастил преимущество над Эвансом до 4 минут по ходу того этапа, но австралиец сумел собраться и две минуты сократил.
– «Тур»-2012 сильно будет отличаться от предыдущего?
– Да. В последние годы по маршруту было много гор и мало индивидуальных гонок. А теперь «Тур» приобрел свой привычный вид. Будет пролог, будут горные этапы и две длинные «разделки». Так что всего будет хватать.
– Для вас это удобно?
– Лучше – да. Интереснее – пожалуй. Но слово «удобно» – это не про «Тур де Франс».
– Денис, а ты в футбол играешь? – неожиданно вторгается в интервью Дмитрий Конышев, показывая на несколько кубков в виде футбольных мячей, расставленных на барной стойке.
– Конечно!
– А не опасно? – подхватываю футбольную тему. – Вдруг растяжение заработаете.
– Так я же со своими детьми играю, – раскрывает подробности футбольной биографии Меньшов. – Хотя действительно: вдруг восьмилетний ребенок пойдет в подкат. Да еще прямой ногой!
КАК СЛУЧИЛОСЬ ВАВИЛОНСКОЕ СТОЛПОТВОРЕНИЕ
На первом сборе пелотон «Катюши» напоминает разноцветный калейдоскоп. Максим Бельков – в черной форме «Вакансолейл», Анхель Висиозо – в бело-голубых цветах «Андрони», Александр Кристофф – в красной куртке с синим норвежским крестом. Правила UCI строги: хочешь тренироваться с новой командой – пожалуйста, но надевать ее форму до нового года, когда официально закончится контракт со старой, – ни-ни. Фрейре и Меньшов, например, в обычных штатских куртках без всяких логотипов.
Вся разномастная и разноязычная гонщицкая толпа набивается в наше кафе, в котором и десятку человек поместиться трудно. Гомон на девяти разных языках. Это Конышев «сдал» наше месторасположение Михайлову. А тот привел всех гонщиков, как и договаривались, «на кофе».
– Среди только что вломившихся к нам 28 гонщиков «Катюши» не будет ваших давних друзей – колумбийца Хуана Ардилии и россиянина Дмитрия Козончука. Однако помощь на дистанции «Тура» вам потребуется нешуточная. На кого особенно рассчитываете в этом плане?
– У нас есть в составе ребята, готовые помочь. Но ведь всю команду не перечислишь. Так что назову Владимира Гусева и Юрия Трофимова. Это два гонщика с мотором, с данными, и на них можно будет положиться в любой момент.
– Вскоре после «Тур де Франс» – Олимпиада. Поедете в Лондон бороться за первенство в индивидуальной гонке?
– Вероятность, что я выступлю на Олимпиаде, большая. Правда, я не тренер сборной – не мне определять состав. Но траектория подготовки для меня лично складывается удачно. Я должен быть в 100‑процентной готовности к «Тур де Франс», и, проехав эту многодневку, неправильно не использовать эту базу. Мой уровень после «Тура» будет очень высок. Новый, специально подготовленный для «разделок» велосипед тоже сыграет очень важную роль.
– Со сборной понятно. А что с чемпионатом России? Обычно все гонщики «Катюши» выступают на этом турнире.
– Мой приоритет – «Тур де Франс». А чемпионат России будет за 6 дней до старта французской многодневки. Разница часовых поясов, перелеты, вероятность где-то простудиться. Но своего приезда все-таки не исключаю.
Денис расплачивается за кофе. Будем считать, обмыли новобранца. Мы возвращаемся к авто и Чижу с компанией – узнать, чем закончилась история девушки, которая не вышла замуж за хромого еврея и седого араба. Оказывается, ее парень уехал в Копенгаген и все у него сложилось хорошо. Чиж, о чем ты? Ах да, ведь «Джиро д’Италия» весной стартует в Дании – первая глобальная цель «Катюши» на сезон.
А В ЭТО ВРЕМЯ…
КОЛОБНЕВ НЕ ОСТАНЕТСЯ В «КАТЮШЕ»
Контракт двукратного призера чемпионатов мира, бронзового медалиста Олимпиады в Пекине Александра Колобнева с «Катюшей» закончился, и гонщик отсутствует на предсезонном сборе в Тоскане.
В настоящее время команда укомплектована максимально разрешенным числом гонщиков на 2012 год, а значит, о продлении контракта с Колобневым речи не идет.
– В случае с Колобневым было слишком много «если», – объясняет ситуацию генеральный менеджер «Катюши» Ханс Хольцер. – Федерация велоспорта России отказалась дисквалифицировать Александра за положительную допинг-пробу на диуретик, взятую во время «Тур де Франс». Это решение не удовлетворило Международный союз, который подал в арбитражный суд. Вердикт по делу Колобнева будет только летом. Есть ли смысл держать в команде гонщика, находящегося в таком подвешенном состоянии?
– Но победитель «Тур де Франс» Альберто Контадор, в отношении которого разбирательства идут уже полтора года, продолжает выступать, несмотря на возможную дисквалификацию.
– Это так, но у Контадора действующий контракт с командой «Саксобанк».
Советский спорт 20 декабря 2011, №195-В(18594) Шумаков А.
матерьял атличный!)
ОтветитьУдалитьРома!!!
хто афтар?
трудно еще одну строчку скопипастить?(
сча. А это ты сов спорт недочитал. срасу после пихалыча.
ОтветитьУдалитьда он разнопёстрый млин, и время чёт не оч сёдни.
ОтветитьУдалить